ОбрАзование лесного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу ОбрАзование лесного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.11 "Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФ"В буквальном содержании обращений заявителя не усматривается их направление в порядке инициирования образования лесного участка для предоставления в аренду путем проведения аукциона. Таким образом, оснований для их рассмотрения применительно к части 4 статьи 39.11 ЗК РФ у уполномоченного органа в любом случае не имелось."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.15 "Предварительное согласование предоставления земельного участка" ЗК РФ"По смыслу статей 11.3, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации для образования и предварительного согласования предоставления лесного участка необходима подготовка и представление в уполномоченный орган проектной документации лесного участка. Действующее законодательство не предусматривает обязанности уполномоченного органа по утверждению топографического плана земельного участка, а также по предварительному согласованию предоставления лесного участка на основании иного документа (не проектной документации)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Письмо Минприроды России от 1 февраля 2023 г.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Письмо Минприроды России от 1 февраля 2023 г.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2.1. Образование лесных участков осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков, за исключением случаев образования лесных участков в целях строительства, реконструкции линейных объектов, для осуществления которых требуется подготовка документации по планировке территории. В указанных случаях образование лесных участков осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2.1. Образование лесных участков осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков, за исключением случаев образования лесных участков в целях строительства, реконструкции линейных объектов, для осуществления которых требуется подготовка документации по планировке территории. В указанных случаях образование лесных участков осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Действителен ли договор аренды лесного участка, не прошедшего кадастровый учет и состоящего из частей нескольких участков в составе земель лесного фонда, прошедших кадастровый учет
(КонсультантПлюс, 2025)При таких условиях суд пришел к выводу, что образование спорного лесного участка из частей прошедших кадастровый учет лесных участков должно производиться посредством их раздела по правилам, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При этом положения пункта 1 статьи 4.1 Закона N 201-ФЗ не подлежат применению.
Действителен ли договор аренды лесного участка, не прошедшего кадастровый учет и состоящего из частей нескольких участков в составе земель лесного фонда, прошедших кадастровый учет
(КонсультантПлюс, 2025)При таких условиях суд пришел к выводу, что образование спорного лесного участка из частей прошедших кадастровый учет лесных участков должно производиться посредством их раздела по правилам, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При этом положения пункта 1 статьи 4.1 Закона N 201-ФЗ не подлежат применению.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)4) проектной документации лесных участков, если образование земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями ЛК РФ (пункт излагался Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ полностью в новой редакции; в прежней (первоначальной) редакции пункта говорилось о проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, если образование земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями ЛК РФ);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)4) проектной документации лесных участков, если образование земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями ЛК РФ (пункт излагался Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ полностью в новой редакции; в прежней (первоначальной) редакции пункта говорилось о проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, если образование земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями ЛК РФ);
Статья: Спорные вопросы (не)применения Закона о лесной амнистии
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)На основе системного анализа норм Закона о лесной амнистии автор описывает внесудебные механизмы устранения противоречий в сведениях, содержащихся в двух публичных реестрах <2>, а по итогам анализа актуальной судебно-арбитражной практики приходит к выводу, что правоприменители порой незаслуженно переносят на второй план (по сути, не применяют) ключевые нормы Закона. В частности, среди основных правовых позиций, которые выработаны на практике и при этом отклоняются от замысла Закона о лесной амнистии, автор называет повышенный стандарт доказывания добросовестности приобретения земельных участков, а также необходимость исследования обстоятельств образования лесных участков. Автором критически оцениваются ситуации, когда в защиту интересов РФ в суд обращаются региональные органы исполнительной власти, которые являются в данном случае ненадлежащими истцами. Также ставится под сомнение сама возможность усмотрения в делах о лесной амнистии так называемого спора о праве и назначения в связи с этим судебной экспертизы. Сделан вывод, что наиболее эффективным средством судебной защиты частных лиц по анализируемой категории дел является иск о признании недействительными сведений в Государственном лесном реестре, соединенный с требованием о понуждении уполномоченного органа на корректировку таких сведений.
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)На основе системного анализа норм Закона о лесной амнистии автор описывает внесудебные механизмы устранения противоречий в сведениях, содержащихся в двух публичных реестрах <2>, а по итогам анализа актуальной судебно-арбитражной практики приходит к выводу, что правоприменители порой незаслуженно переносят на второй план (по сути, не применяют) ключевые нормы Закона. В частности, среди основных правовых позиций, которые выработаны на практике и при этом отклоняются от замысла Закона о лесной амнистии, автор называет повышенный стандарт доказывания добросовестности приобретения земельных участков, а также необходимость исследования обстоятельств образования лесных участков. Автором критически оцениваются ситуации, когда в защиту интересов РФ в суд обращаются региональные органы исполнительной власти, которые являются в данном случае ненадлежащими истцами. Также ставится под сомнение сама возможность усмотрения в делах о лесной амнистии так называемого спора о праве и назначения в связи с этим судебной экспертизы. Сделан вывод, что наиболее эффективным средством судебной защиты частных лиц по анализируемой категории дел является иск о признании недействительными сведений в Государственном лесном реестре, соединенный с требованием о понуждении уполномоченного органа на корректировку таких сведений.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)13) В соответствии с п. 13 ч. 8 ст. 41 комментируемого Федерального закона для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав необходима проектная документация лесных участков, если образование земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Так, согласно п. 11 ст. 70.1 Лесного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении проектной документации лесных участков является подготовка проектной документации лесного участка с нарушением требований к образованию и изменению земельных участков, предусмотренных земельным законодательством.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)13) В соответствии с п. 13 ч. 8 ст. 41 комментируемого Федерального закона для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав необходима проектная документация лесных участков, если образование земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Так, согласно п. 11 ст. 70.1 Лесного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении проектной документации лесных участков является подготовка проектной документации лесного участка с нарушением требований к образованию и изменению земельных участков, предусмотренных земельным законодательством.
Готовое решение: Как образовать (сформировать) земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу, если нужно образовать участок из публичных земель (земельных участков), сделать это можно только в соответствии с проектом межевания территории. Если он не утвержден, нужно подготовить и утвердить схему расположения земельного участка. Образование лесных участков проводится в соответствии с их проектной документацией. Если лесной участок образуется для строительства, реконструкции линейных объектов, для осуществления которых требуется подготовить документацию по планировке территории, необходим только утвержденный проект межевания территории (п. п. 1, 2, 2.1 ст. 11.3 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу, если нужно образовать участок из публичных земель (земельных участков), сделать это можно только в соответствии с проектом межевания территории. Если он не утвержден, нужно подготовить и утвердить схему расположения земельного участка. Образование лесных участков проводится в соответствии с их проектной документацией. Если лесной участок образуется для строительства, реконструкции линейных объектов, для осуществления которых требуется подготовить документацию по планировке территории, необходим только утвержденный проект межевания территории (п. п. 1, 2, 2.1 ст. 11.3 ЗК РФ).
Статья: Понятие, состав и правовой режим земель лесного фонда
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Несмотря на то что лесное законодательство превалирует в регулировании отношений по использованию и охране земель лесного фонда, институты земельного права также играют важную роль в определении режима лесных и нелесных земель. В регламентации содержания указанного режима значительное место занимают такие правовые средства земельного права, как категоризация земель, зонирование территорий, ограничения прав на землю и ограничения оборотоспособности земельных (в том числе лесных) участков, а также положения об условиях образования участков и определении их видов разрешенного использования. Следует дополнительно назвать ряд смежных принципов земельного и лесного законодательства, в том числе принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, принцип участия граждан и их объединений в решении вопросов о правах на землю, принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель и др. (ст. 1 ЛК РФ и ст. 1 ЗК РФ). В соответствии с ЛК РФ к предмету правового регулирования земельного законодательства (применительно к лесным участкам) относятся установление требований к образованию лесных участков (ст. 7), определение оснований для возникновения и прекращения публичных сервитутов (ст. 9), условия заключения договоров аренды (ст. 42) и изменения договоров безвозмездного пользования (ст. 74.4).
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Несмотря на то что лесное законодательство превалирует в регулировании отношений по использованию и охране земель лесного фонда, институты земельного права также играют важную роль в определении режима лесных и нелесных земель. В регламентации содержания указанного режима значительное место занимают такие правовые средства земельного права, как категоризация земель, зонирование территорий, ограничения прав на землю и ограничения оборотоспособности земельных (в том числе лесных) участков, а также положения об условиях образования участков и определении их видов разрешенного использования. Следует дополнительно назвать ряд смежных принципов земельного и лесного законодательства, в том числе принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, принцип участия граждан и их объединений в решении вопросов о правах на землю, принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель и др. (ст. 1 ЛК РФ и ст. 1 ЗК РФ). В соответствии с ЛК РФ к предмету правового регулирования земельного законодательства (применительно к лесным участкам) относятся установление требований к образованию лесных участков (ст. 7), определение оснований для возникновения и прекращения публичных сервитутов (ст. 9), условия заключения договоров аренды (ст. 42) и изменения договоров безвозмездного пользования (ст. 74.4).
Готовое решение: Для чего нужен проект межевания территории и в каком порядке проводится его подготовка
(КонсультантПлюс, 2025)Проект межевания территории необходим и при образовании лесных участков в целях строительства, реконструкции линейных объектов, для которых требуется документация по планировке территории (п. 2.1 ст. 11.3 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Проект межевания территории необходим и при образовании лесных участков в целях строительства, реконструкции линейных объектов, для которых требуется документация по планировке территории (п. 2.1 ст. 11.3 ЗК РФ).
Статья: Проблемные вопросы, связанные с использованием земель лесного фонда
(Бельмач Н.В., Кузьмич Н.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)В настоящее время лесные участки на территории Сковородинского кадастрового района образуются из ранее учтенных лесных участков, находящихся в федеральной собственности, посредством раздела с сохранением исходного в измененных границах. Кроме того, осуществляется образование частей лесных участков на основании договоров аренды или проектной документации. В этом случае формируются межевые планы в целях государственного кадастрового учета изменений ранее учтенного лесного участка.
(Бельмач Н.В., Кузьмич Н.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)В настоящее время лесные участки на территории Сковородинского кадастрового района образуются из ранее учтенных лесных участков, находящихся в федеральной собственности, посредством раздела с сохранением исходного в измененных границах. Кроме того, осуществляется образование частей лесных участков на основании договоров аренды или проектной документации. В этом случае формируются межевые планы в целях государственного кадастрового учета изменений ранее учтенного лесного участка.
Статья: О некоторых изменениях в правовом регулировании размещения линейных объектов
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Так, известны сложности с размещением линейных и иных протяженных объектов на лесных участках. Образование такого участка ведет к большему или меньшему изменению правового режима, а лесное и земельное законодательство не в полной мере гармонизированы (синхронизированы) с Градостроительным кодексом. В соответствии с нормой ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков по общему правилу осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Подпункт 5 п. 3 данной статьи, касающейся образования лесных участков в целях размещения линейных объектов, дополнен указанием на то, что это не касается линейных объектов, для строительства, реконструкции которых не требуется подготовка документации по планировке территории. Таким образом, строительство и реконструкция данных объектов фактически выведены из-под действия общих правил, что следует рассматривать как необходимое, но и частичное (паллиативное) решение проблемы; имеется в виду, что вопрос о том, надо или не надо готовить документацию по планировке, фактически решается органами управления.
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Так, известны сложности с размещением линейных и иных протяженных объектов на лесных участках. Образование такого участка ведет к большему или меньшему изменению правового режима, а лесное и земельное законодательство не в полной мере гармонизированы (синхронизированы) с Градостроительным кодексом. В соответствии с нормой ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков по общему правилу осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Подпункт 5 п. 3 данной статьи, касающейся образования лесных участков в целях размещения линейных объектов, дополнен указанием на то, что это не касается линейных объектов, для строительства, реконструкции которых не требуется подготовка документации по планировке территории. Таким образом, строительство и реконструкция данных объектов фактически выведены из-под действия общих правил, что следует рассматривать как необходимое, но и частичное (паллиативное) решение проблемы; имеется в виду, что вопрос о том, надо или не надо готовить документацию по планировке, фактически решается органами управления.
Статья: Лента Мебиуса российского законодательства
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2021, N 11)Росреестр также исходит из того, что для установления публичного сервитута образование земельного участка не требуется, и высказывает следующую позицию. Одной из причин невозможности внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов является пересечение этих границ с границами земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов, сведения о которых содержатся в ЕГРН. В соответствии с п. 3 ст. 11.9 ЗК РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Согласно ч. 3.2 ст. 70 Закона о государственной регистрации недвижимости орган регистрации снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 1 сентября 2018 г., если право постоянного бессрочного пользования или право аренды переоформляется на публичный сервитут в соответствии со ст. 3.6 Закона о введении в действие ЗК РФ <20>. Следовательно, проблема пересечения населенного пункта с границей земельного участка, предназначенного для размещения протяженного объекта, может быть решена путем оформления публичного сервитута и снятия земельного участка с государственного кадастрового учета <21>; соблюдение требований п. 2.1 ст. 11.3 (образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания) и подп. 5 п. 3 ст. 11.3 (исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального, местного значения) ЗК РФ в случае принятия решения об установлении публичного сервитута не требуется, поскольку образования земельного участка не происходит.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2021, N 11)Росреестр также исходит из того, что для установления публичного сервитута образование земельного участка не требуется, и высказывает следующую позицию. Одной из причин невозможности внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов является пересечение этих границ с границами земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов, сведения о которых содержатся в ЕГРН. В соответствии с п. 3 ст. 11.9 ЗК РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Согласно ч. 3.2 ст. 70 Закона о государственной регистрации недвижимости орган регистрации снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 1 сентября 2018 г., если право постоянного бессрочного пользования или право аренды переоформляется на публичный сервитут в соответствии со ст. 3.6 Закона о введении в действие ЗК РФ <20>. Следовательно, проблема пересечения населенного пункта с границей земельного участка, предназначенного для размещения протяженного объекта, может быть решена путем оформления публичного сервитута и снятия земельного участка с государственного кадастрового учета <21>; соблюдение требований п. 2.1 ст. 11.3 (образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания) и подп. 5 п. 3 ст. 11.3 (исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального, местного значения) ЗК РФ в случае принятия решения об установлении публичного сервитута не требуется, поскольку образования земельного участка не происходит.