Образец уведомления о начале строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Образец уведомления о начале строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 52 "Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ"Требования пункта 13 Правил консервации корреспондируются с частью 5 статьи 52 ГрК РФ и устанавливают аналогичную данной норме публично-правовую обязанность застройщика по уведомлению органа государственного строительного надзора о начале возобновления строительства объекта после его консервации, поскольку по существу строительство объекта начинается заново после полной его остановки и в течение всего срока возобновленного строительства подлежит государственному строительному надзору."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 201.4 "Особенности предъявления участниками строительства требований при банкротстве застройщика" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Следовательно, если уведомление, участников долевого строительство, предусмотренное пунктом 2 статьи 201.4 Закона о банкротстве не состоялось или имело место после даты публикации в печатном издании сведений о применении в деле о банкротстве правил параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве, то срок предъявления требований участниками строительства начинает исчисляться не ранее даты направления им указанного уведомления временным или конкурсным управляющим."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как зарегистрировать право собственности на садовый дом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До 01.03.2031 для кадастрового учета и регистрации права собственности на садовый дом, уведомление о начале строительства которого в уполномоченный орган не направлялось, потребуются (ч. 12 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 13.08.2019 N 26559-ВА/Д23и):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До 01.03.2031 для кадастрового учета и регистрации права собственности на садовый дом, уведомление о начале строительства которого в уполномоченный орган не направлялось, потребуются (ч. 12 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 13.08.2019 N 26559-ВА/Д23и):
Статья: Самострой наш, самострой
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2025, N 3)Обстоятельства дела: уполномоченный орган местного самоуправления отказал лицу в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения такого объекта на земельном участке по тому основанию, что на данном земельном участке уже ведется строительство индивидуального жилищного дома, действующим законодательством не предусмотрен порядок выдачи такого уведомления после начала строительства. Возводимый объект недвижимости же в данном случае обладает признаками самовольной постройки.
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2025, N 3)Обстоятельства дела: уполномоченный орган местного самоуправления отказал лицу в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения такого объекта на земельном участке по тому основанию, что на данном земельном участке уже ведется строительство индивидуального жилищного дома, действующим законодательством не предусмотрен порядок выдачи такого уведомления после начала строительства. Возводимый объект недвижимости же в данном случае обладает признаками самовольной постройки.
Статья: Позиции Верховного Суда о самовольных постройках
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Пример спорной ситуации - орган местного самоуправления отказал в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения такого объекта на земельном участке, подчеркнув, что строительство индивидуального жилищного дома уже ведется и законодательством не предусмотрен порядок выдачи такого уведомления после начала строительства. В результате был сделан вывод, что возводимый объект недвижимости обладает признаками самовольной постройки.
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Пример спорной ситуации - орган местного самоуправления отказал в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения такого объекта на земельном участке, подчеркнув, что строительство индивидуального жилищного дома уже ведется и законодательством не предусмотрен порядок выдачи такого уведомления после начала строительства. В результате был сделан вывод, что возводимый объект недвижимости обладает признаками самовольной постройки.
Ситуация: В чем суть дачной амнистии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу строительство объектов ИЖС (кроме объектов, строящихся с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Законом N 214-ФЗ) и садовых домов осуществляется по согласованию с органом государственной власти или местного самоуправления, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство (далее - уполномоченный орган). Для этого в указанный орган до начала строительства застройщик направляет уведомление о планируемом строительстве с приложением следующих документов (ч. 1, 1.1, 1.2, 3, 5 ст. 51.1 ГрК РФ; п. 12 ст. 60 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу строительство объектов ИЖС (кроме объектов, строящихся с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Законом N 214-ФЗ) и садовых домов осуществляется по согласованию с органом государственной власти или местного самоуправления, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство (далее - уполномоченный орган). Для этого в указанный орган до начала строительства застройщик направляет уведомление о планируемом строительстве с приложением следующих документов (ч. 1, 1.1, 1.2, 3, 5 ст. 51.1 ГрК РФ; п. 12 ст. 60 Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ):
Ситуация: Как согласовать (зарегистрировать) возведение пристройки к коттеджу (частному дому)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу для возведения пристройки к коттеджу необходимо уведомить орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, направив уведомление о начале и об окончании реконструкции (ч. 1 - 1.2 ст. 51.1, ч. 16, 16.1 ст. 55 ГрК РФ; Письмо Росреестра от 19.01.2021 N 13-00021/21).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу для возведения пристройки к коттеджу необходимо уведомить орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, направив уведомление о начале и об окончании реконструкции (ч. 1 - 1.2 ст. 51.1, ч. 16, 16.1 ст. 55 ГрК РФ; Письмо Росреестра от 19.01.2021 N 13-00021/21).
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Напомним историю вопроса. Порядок оформления жилых и садовых домов в последние годы не раз менялся. До 04.08.2018 для строительства индивидуального жилого дома требовалось получить разрешение на строительство. Технический план подготавливался на основании разрешения на строительство и либо проектной документации, либо декларации об объекте недвижимости. Для строительства на садовом участке разрешения на строительство, как и в настоящее время, не требовалось - технический план подготавливался на основании декларации. Позже с 04.08.2018 и для жилых, и для садовых домов был установлен "уведомительный" порядок оформления, в соответствии с которым не требовалось получение разрешения на строительство, а вместо этого застройщик должен был направить в местную администрацию (с 01.01.2021 соответствующие полномочия перешли к Главному управлению архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области (Закон Тверской области от 20.12.2019 N 89-ЗО) уведомления о начале и об окончании строительства, а в ответ получал уведомления о соответствии или несоответствии параметров объекта требованиям законодательства (ст. 51.1, ч. 16 - 21 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, ч. 1.2 ст. 19 ФЗ N 218, ст. 16 ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ). Для подготовки технического плана требовались уведомления о начале строительства и уведомление о соответствии законодательству планируемых параметров строительства, а также декларация (ч. 11.1 ст. 24 ФЗ N 218).
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Напомним историю вопроса. Порядок оформления жилых и садовых домов в последние годы не раз менялся. До 04.08.2018 для строительства индивидуального жилого дома требовалось получить разрешение на строительство. Технический план подготавливался на основании разрешения на строительство и либо проектной документации, либо декларации об объекте недвижимости. Для строительства на садовом участке разрешения на строительство, как и в настоящее время, не требовалось - технический план подготавливался на основании декларации. Позже с 04.08.2018 и для жилых, и для садовых домов был установлен "уведомительный" порядок оформления, в соответствии с которым не требовалось получение разрешения на строительство, а вместо этого застройщик должен был направить в местную администрацию (с 01.01.2021 соответствующие полномочия перешли к Главному управлению архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области (Закон Тверской области от 20.12.2019 N 89-ЗО) уведомления о начале и об окончании строительства, а в ответ получал уведомления о соответствии или несоответствии параметров объекта требованиям законодательства (ст. 51.1, ч. 16 - 21 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, ч. 1.2 ст. 19 ФЗ N 218, ст. 16 ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ). Для подготовки технического плана требовались уведомления о начале строительства и уведомление о соответствии законодательству планируемых параметров строительства, а также декларация (ч. 11.1 ст. 24 ФЗ N 218).
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Уведомление можно и не подавать. Если строите дом на садовом или дачном участке, технический план можно оформить без уведомления - до 1 марта. Потому что на садовых участках и раньше можно было строить без разрешений. Но если нет уведомления, заявление на регистрацию подает не орган власти, а тот, кто строит. Какой способ выбрать, решайте сами. Если у вас уже ведется строительство, а техплана пока нет, лучше подать уведомление о начале строительства. Иначе потом могут быть проблемы с регистрацией.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Уведомление можно и не подавать. Если строите дом на садовом или дачном участке, технический план можно оформить без уведомления - до 1 марта. Потому что на садовых участках и раньше можно было строить без разрешений. Но если нет уведомления, заявление на регистрацию подает не орган власти, а тот, кто строит. Какой способ выбрать, решайте сами. Если у вас уже ведется строительство, а техплана пока нет, лучше подать уведомление о начале строительства. Иначе потом могут быть проблемы с регистрацией.
Статья: Пределы судебного контроля при обжаловании решений, действий и бездействия должностных лиц
(Кузнецова О.А., Любимова Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Другой пример неоднозначности правового регулирования содержится в ст. 51 ГрК РФ, регулирующей процедуру согласования уведомлений о начале строительства объектов ИЖС. С одной стороны, в указанной норме содержится закрытый перечень оснований отказа в согласовании уведомления (ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ), что ясно и недвусмысленно указывает на круг вопросов, которые подлежат проверке при оказании муниципальной услуги. С другой стороны, должностные лица при рассмотрении подобных обращений анализируют помимо содержания ст. 51 ГрК РФ другие обстоятельства, например содержание генерального плана, утвержденного на данной территории, увеличивая тем самым основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Согласно правовой позиции ВС РФ, высказанной в отношении ст. 51 ГрК РФ, органу местного самоуправления все же следует проводить полную и всестороннюю оценку фактических обстоятельств <15> во избежание излишнего формализма при принятии решения. В частности, установление сервитута на земельный участок <16> или наличие мирового соглашения с собственником соседнего земельного участка позволяют осуществлять реконструкцию жилого дома, несмотря на формальное несоответствие планируемой реконструкции правилам землепользования и застройки, утвержденным на спорной территории.
(Кузнецова О.А., Любимова Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Другой пример неоднозначности правового регулирования содержится в ст. 51 ГрК РФ, регулирующей процедуру согласования уведомлений о начале строительства объектов ИЖС. С одной стороны, в указанной норме содержится закрытый перечень оснований отказа в согласовании уведомления (ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ), что ясно и недвусмысленно указывает на круг вопросов, которые подлежат проверке при оказании муниципальной услуги. С другой стороны, должностные лица при рассмотрении подобных обращений анализируют помимо содержания ст. 51 ГрК РФ другие обстоятельства, например содержание генерального плана, утвержденного на данной территории, увеличивая тем самым основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Согласно правовой позиции ВС РФ, высказанной в отношении ст. 51 ГрК РФ, органу местного самоуправления все же следует проводить полную и всестороннюю оценку фактических обстоятельств <15> во избежание излишнего формализма при принятии решения. В частности, установление сервитута на земельный участок <16> или наличие мирового соглашения с собственником соседнего земельного участка позволяют осуществлять реконструкцию жилого дома, несмотря на формальное несоответствие планируемой реконструкции правилам землепользования и застройки, утвержденным на спорной территории.