Обратная сила в бюджетном законодательстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Обратная сила в бюджетном законодательстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние Конституции Российской Федерации на системообразующие категории финансового права
(Крохина Ю.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)е) правила обратной силы налоговых законов и их взаимосвязь с бюджетным законодательством.
(Крохина Ю.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)е) правила обратной силы налоговых законов и их взаимосвязь с бюджетным законодательством.
Готовое решение: Обратная сила в налоговом законодательстве
(КонсультантПлюс, 2025)Обратная сила в налоговом законодательстве
(КонсультантПлюс, 2025)Обратная сила в налоговом законодательстве
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 20-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"Высший Арбитражный Суд Российской Федерации просит признать указанные законоположения не соответствующими статьям 8, 15 (часть 4), 19 (часть 1), 46 (часть 1) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также требованиям Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вытекающим из пункта 1 ее статьи 6 и статьи 1 Протокола N 1. По мнению заявителя, предоставляя Российской Федерации преференции в сфере исковой давности, оспариваемые законоположения нарушают баланс интересов государства и частных лиц, не обеспечивают сторонам равные процессуальные возможности при рассмотрении дела, не содержат определенности в отношении видов сделок, на которые исковая давность не распространяется, круга лиц, к которым могут применяться нормы о нераспространении исковой давности, и времени, с которого исковая давность не применяется; кроме того, придание обратной силы нормам бюджетного законодательства, ухудшающим положение лиц, получивших на основании гражданско-правовых сделок бюджетные средства, нарушает принцип правовой определенности, поскольку на момент возникновения обязательств в отношении бюджетных средств эти лица не могли предвидеть подобные последствия.
"По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"Высший Арбитражный Суд Российской Федерации просит признать указанные законоположения не соответствующими статьям 8, 15 (часть 4), 19 (часть 1), 46 (часть 1) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также требованиям Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вытекающим из пункта 1 ее статьи 6 и статьи 1 Протокола N 1. По мнению заявителя, предоставляя Российской Федерации преференции в сфере исковой давности, оспариваемые законоположения нарушают баланс интересов государства и частных лиц, не обеспечивают сторонам равные процессуальные возможности при рассмотрении дела, не содержат определенности в отношении видов сделок, на которые исковая давность не распространяется, круга лиц, к которым могут применяться нормы о нераспространении исковой давности, и времени, с которого исковая давность не применяется; кроме того, придание обратной силы нормам бюджетного законодательства, ухудшающим положение лиц, получивших на основании гражданско-правовых сделок бюджетные средства, нарушает принцип правовой определенности, поскольку на момент возникновения обязательств в отношении бюджетных средств эти лица не могли предвидеть подобные последствия.
Решение Верховного Суда РФ от 10.04.2001 N ГКПИ01-327
<Об отказе в удовлетворении жалобы о признании частично недействующим абзаца 3 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002>В обосновании жалобы указано, что оспариваемые положения правового акта, ограничивая распространение действия Порядка на юридические лица, порядок реструктуризации задолженности которых определен до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002, противоречат пункту 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, где закреплено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков имеют обратную силу.
<Об отказе в удовлетворении жалобы о признании частично недействующим абзаца 3 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002>В обосновании жалобы указано, что оспариваемые положения правового акта, ограничивая распространение действия Порядка на юридические лица, порядок реструктуризации задолженности которых определен до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002, противоречат пункту 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, где закреплено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков имеют обратную силу.
Вопрос: О расширенном казначейском сопровождении с проведением проверок в отношении средств по госконтрактам, заключенным в 2020 - 2023 гг., а также контрактам (договорам) в рамках их исполнения.
(Письмо Минфина России от 06.12.2024 N 02-12-08/123338)В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к правоотношениям, возникшим после введения их в действие.
(Письмо Минфина России от 06.12.2024 N 02-12-08/123338)В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к правоотношениям, возникшим после введения их в действие.
Статья: Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, в Конституции РФ закреплен принцип недопустимости придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 20-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"). Указанный принцип является общеправовым и распространяется на акты не только федерального законодательства, но и законодательства субъектов РФ и муниципальных образований. Таким образом, придание обратной силы актам, ухудшающим правовое положение граждан и организаций, является неправомерным, такие нормативные акты могут быть признаны недействующими (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.02.2017 N 38-АПГ16-11, Определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 14.10.2015 N 81-АПГ15-61, от 01.10.2014 N 46-АПГ14-5).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, в Конституции РФ закреплен принцип недопустимости придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 20-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"). Указанный принцип является общеправовым и распространяется на акты не только федерального законодательства, но и законодательства субъектов РФ и муниципальных образований. Таким образом, придание обратной силы актам, ухудшающим правовое положение граждан и организаций, является неправомерным, такие нормативные акты могут быть признаны недействующими (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.02.2017 N 38-АПГ16-11, Определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 14.10.2015 N 81-АПГ15-61, от 01.10.2014 N 46-АПГ14-5).
Готовое решение: Что означает принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика
(КонсультантПлюс, 2025)Что означает принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика
(КонсультантПлюс, 2025)Что означает принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика
Вопрос: О заключении допсоглашений к контрактам, заключенным до начала применения правового акта, предусматривающего подписание копии ф. 0510452 собственноручно представителем поставщика (подрядчика).
(Письмо Минфина России от 21.10.2024 N 02-06-09/101927)Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплены корреспондирующие Конституции Российской Федерации положения, таким образом, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (статья 4 ГК РФ).
(Письмо Минфина России от 21.10.2024 N 02-06-09/101927)Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплены корреспондирующие Конституции Российской Федерации положения, таким образом, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (статья 4 ГК РФ).
Статья: Время новых налоговых решений
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2024, N 11)Опасная тенденция наметилась в "невоенные", но санкционные годы: размывание и обесценивание принципов налогообложения, причем закрепленных законодательно. Вот пара тревожных примеров.
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2024, N 11)Опасная тенденция наметилась в "невоенные", но санкционные годы: размывание и обесценивание принципов налогообложения, причем закрепленных законодательно. Вот пара тревожных примеров.