Обратная сила ухудшающего положение
Подборка наиболее важных документов по запросу Обратная сила ухудшающего положение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 346.20 "Налоговые ставки" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Поскольку придание обратной силы письму, ухудшающему правовое положение налогоплательщиков и вносящему произвольные изменения в действующую систему норм, недопустимо, оснований для исчисления налога в соответствии с таким письмом не имелось.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Поскольку придание обратной силы письму, ухудшающему правовое положение налогоплательщиков и вносящему произвольные изменения в действующую систему норм, недопустимо, оснований для исчисления налога в соответствии с таким письмом не имелось.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 4 "Действие гражданского законодательства во времени" ГК РФ"Из приведенных нормативных положений во взаимосвязи с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации следует, что общим принципом существования закона во времени является его действие на будущее время, придание закону обратной силы относится к исключительному праву законодателя, при этом недопустимо придание обратной силы нормам, ухудшающим положение лиц, на которых распространяется их действие."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Действителен ли акт госоргана или органа местного самоуправления, по которому плата по договору аренды за пользование публичным имуществом увеличивается за истекший период
(КонсультантПлюс, 2025)"...Удовлетворяя административные исковые требования в части оспаривания пункта 4 решения Совета муниципального образования "Город Харабали" Харабалинского района Астраханской области от 16 сентября 2016 г. N 27, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение арендаторов земельных участков.
Действителен ли акт госоргана или органа местного самоуправления, по которому плата по договору аренды за пользование публичным имуществом увеличивается за истекший период
(КонсультантПлюс, 2025)"...Удовлетворяя административные исковые требования в части оспаривания пункта 4 решения Совета муниципального образования "Город Харабали" Харабалинского района Астраханской области от 16 сентября 2016 г. N 27, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение арендаторов земельных участков.
Готовое решение: Как облагается НДФЛ материальная выгода
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минфина России, если у налогоплательщика есть подтверждение права на получение имущественного налогового вычета по расходам на приобретение жилья за 2024 г., то в указанном году доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование соответствующими заемными средствами не возникает (Письмо Минфина России от 18.09.2024 N 03-04-07/89666 (направлено Письмом ФНС России от 24.09.2024 N БС-4-11/10885@)). Данный вывод Минфин России сделал на основании п. 2 ст. 5 НК РФ, где сказано, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минфина России, если у налогоплательщика есть подтверждение права на получение имущественного налогового вычета по расходам на приобретение жилья за 2024 г., то в указанном году доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование соответствующими заемными средствами не возникает (Письмо Минфина России от 18.09.2024 N 03-04-07/89666 (направлено Письмом ФНС России от 24.09.2024 N БС-4-11/10885@)). Данный вывод Минфин России сделал на основании п. 2 ст. 5 НК РФ, где сказано, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Исходя из приведенных нормативных положений во взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда (в частности, выраженной в пункте 5 его постановления от 21 января 2010 г. N 1-П) общим принципом существования закона во времени является его действие на будущее время, придание закону обратной силы относится к исключительному праву законодателя, при этом недопустимо придание обратной силы нормам, ухудшающим положение лиц, на которых распространяется их действие.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Исходя из приведенных нормативных положений во взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда (в частности, выраженной в пункте 5 его постановления от 21 января 2010 г. N 1-П) общим принципом существования закона во времени является его действие на будущее время, придание закону обратной силы относится к исключительному праву законодателя, при этом недопустимо придание обратной силы нормам, ухудшающим положение лиц, на которых распространяется их действие.
Решение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года"Конституционный Суд отметил, что, исходя из того что первым отчетным периодом с момента вступления в силу указанного Закона является период с 1 января по 31 декабря 2012 года, действующее регулирование не может расцениваться как недопустимое с точки зрения Конституции Российской Федерации придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение государственных гражданских служащих и ограничивающему их права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года"Конституционный Суд отметил, что, исходя из того что первым отчетным периодом с момента вступления в силу указанного Закона является период с 1 января по 31 декабря 2012 года, действующее регулирование не может расцениваться как недопустимое с точки зрения Конституции Российской Федерации придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение государственных гражданских служащих и ограничивающему их права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Налогоплательщик оспорил конституционность части 6 статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", в соответствии с которой действие положений абзацев 2 и 3 пункта 2 статьи 154 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. Налогоплательщик указал, что оспариваемыми нормами придана обратная сила положению, ухудшающему права налогоплательщиков, фактически изменившему правоприменительную практику по соответствующему вопросу и приведшему к включению сумм полученных субсидий в налоговую базу по НДС. Налогоплательщик являлся лизинговой компанией, предоставляющей лизингополучателям скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники, рассчитанные с учетом НДС, с последующим возмещением потерь в доходах за счет предоставления субсидии. Налоговый орган указал на необходимость включать в налоговую базу по НДС суммы субсидий. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ указал, что внесенные изменения фактически уточняют содержание льгот для целей применения пункта 2 статьи 154 НК РФ, признавая в качестве таковых, в частности, скидки на цену товаров (работ, услуг) без учета налога. Следовательно, вносимые изменения не могут рассматриваться как сужающие сферу применения положений пункта 2 статьи 154 НК РФ и, следовательно, как ухудшающие положение налогоплательщиков. КС РФ также отметил, что и до внесения изменений суды исходили из того, что в налоговую базу по НДС могут включаться субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленные в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, при этом суммы налога по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Налогоплательщик оспорил конституционность части 6 статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", в соответствии с которой действие положений абзацев 2 и 3 пункта 2 статьи 154 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. Налогоплательщик указал, что оспариваемыми нормами придана обратная сила положению, ухудшающему права налогоплательщиков, фактически изменившему правоприменительную практику по соответствующему вопросу и приведшему к включению сумм полученных субсидий в налоговую базу по НДС. Налогоплательщик являлся лизинговой компанией, предоставляющей лизингополучателям скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники, рассчитанные с учетом НДС, с последующим возмещением потерь в доходах за счет предоставления субсидии. Налоговый орган указал на необходимость включать в налоговую базу по НДС суммы субсидий. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ указал, что внесенные изменения фактически уточняют содержание льгот для целей применения пункта 2 статьи 154 НК РФ, признавая в качестве таковых, в частности, скидки на цену товаров (работ, услуг) без учета налога. Следовательно, вносимые изменения не могут рассматриваться как сужающие сферу применения положений пункта 2 статьи 154 НК РФ и, следовательно, как ухудшающие положение налогоплательщиков. КС РФ также отметил, что и до внесения изменений суды исходили из того, что в налоговую базу по НДС могут включаться субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленные в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, при этом суммы налога по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету.
Статья: Заявление об освобождении от страховых взносов: на кого распространяется ограничение срока его подачи
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 16)Налоговики разъяснили, что поскольку до внесения соответствующих изменений пресекательный срок для подачи заявления и подтверждающих документов не был установлен, то вносимые изменения ухудшают положение плательщиков. В силу п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение плательщиков, обратной силы не имеют, то есть не применяются к правоотношениям, возникшим до вступления в силу таких изменений. Таким образом, указанное ограничение срока применяется только в отношении плательщиков, у которых право на освобождение возникло (возникнет) начиная с 1 января 2025 г., и не распространяется на плательщиков, право на освобождение у которых возникло до 1 января 2025 г.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 16)Налоговики разъяснили, что поскольку до внесения соответствующих изменений пресекательный срок для подачи заявления и подтверждающих документов не был установлен, то вносимые изменения ухудшают положение плательщиков. В силу п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение плательщиков, обратной силы не имеют, то есть не применяются к правоотношениям, возникшим до вступления в силу таких изменений. Таким образом, указанное ограничение срока применяется только в отношении плательщиков, у которых право на освобождение возникло (возникнет) начиная с 1 января 2025 г., и не распространяется на плательщиков, право на освобождение у которых возникло до 1 января 2025 г.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Историческое толкование основано на том, что юридическая герменевтика требует учитывать смыслы, вкладываемые в текст правовой нормы в определенный исторический период <1>. Кроме того, конституционный принцип запрета придания обратной силы закону, ухудшающему положение субъекта права (ст. 54 Конституции РФ), и общий запрет ГК РФ на придание актам гражданского законодательства обратной силы (ст. 4) обусловили необходимость толкования судами положений, утративших юридическую силу. В качестве примера можно привести определения Верховного Суда РФ, в которых им была дана оценка правового статуса предполагавшихся к сносу объектов недвижимости на момент их постройки: в связи с расширением охранной зоны газопровода дома, оказавшиеся в этой зоне, подлежали сносу как самовольные постройки. Верховный Суд РФ, указав на соответствие застройки участков требованиям закона на момент постройки и на отсутствие у закона обратной силы, запретил снос спорных строений <2>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Историческое толкование основано на том, что юридическая герменевтика требует учитывать смыслы, вкладываемые в текст правовой нормы в определенный исторический период <1>. Кроме того, конституционный принцип запрета придания обратной силы закону, ухудшающему положение субъекта права (ст. 54 Конституции РФ), и общий запрет ГК РФ на придание актам гражданского законодательства обратной силы (ст. 4) обусловили необходимость толкования судами положений, утративших юридическую силу. В качестве примера можно привести определения Верховного Суда РФ, в которых им была дана оценка правового статуса предполагавшихся к сносу объектов недвижимости на момент их постройки: в связи с расширением охранной зоны газопровода дома, оказавшиеся в этой зоне, подлежали сносу как самовольные постройки. Верховный Суд РФ, указав на соответствие застройки участков требованиям закона на момент постройки и на отсутствие у закона обратной силы, запретил снос спорных строений <2>.
Статья: Обзор антикризисных мер налоговой поддержки компаний: итоги 2022 года
(Кабанова М.О.)
("Финансы", 2023, N 1)Видимо, в связи с этим, а также учитывая дискуссионность возможности принятия с обратной силой июльской редакции, ухудшающей положение налогоплательщиков, в бюджетообразующем Законе [6] данная норма вновь подверглась корректировке. В редакции нового Закона, также подлежащей применению ретроактивно с 01.01.2022, возможность применения безналогового прощения в том числе к начисленным процентам была подтверждена законодательно.
(Кабанова М.О.)
("Финансы", 2023, N 1)Видимо, в связи с этим, а также учитывая дискуссионность возможности принятия с обратной силой июльской редакции, ухудшающей положение налогоплательщиков, в бюджетообразующем Законе [6] данная норма вновь подверглась корректировке. В редакции нового Закона, также подлежащей применению ретроактивно с 01.01.2022, возможность применения безналогового прощения в том числе к начисленным процентам была подтверждена законодательно.
Статья: Личность и судебная власть: конституционные основы взаимоотношений
(Бондарь Н.С.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)3) право, гарантирующее справедливое рассмотрение дела (право на справедливый суд). Это комплексное по своей природе право, имеющее многоаспектное конституционное обоснование в виде закрепления не только отдельных правомочий, но и относительно самостоятельных прав-гарантий, имеющих прежде всего юстициарное значение (например, право на получение квалифицированной юридической помощи). Это: а) право на рассмотрение дела тем судом и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47); б) право на получение квалифицированной юридической помощи, в частности в сфере правосудия (ст. 48 Конституции); в) презумпция невиновности (ч. 1 и 2 ст. 49 Конституции); г) конституционные гарантии-запреты: повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50 Конституции), использования доказательств, полученных с нарушением закона (ч. 2 ст. 50 Конституции), распространения обратной силы закона, ухудшающего положение (ч. 1 ст. 54 Конституции); д) право не свидетельствовать против себя (ч. 1 ст. 51); е) независимость судей и их подчинение только закону (ч. 1 ст. 120 Конституции); ж) гласное разбирательство дел в судах, запрет заочного рассмотрения дел (ч. 1 и 2 ст. 123 Конституции); з) осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции); и) право на рассмотрение дела в предусмотренных законом случаях с участием присяжных заседателей (ч. 4 ст. 123 Конституции);
(Бондарь Н.С.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)3) право, гарантирующее справедливое рассмотрение дела (право на справедливый суд). Это комплексное по своей природе право, имеющее многоаспектное конституционное обоснование в виде закрепления не только отдельных правомочий, но и относительно самостоятельных прав-гарантий, имеющих прежде всего юстициарное значение (например, право на получение квалифицированной юридической помощи). Это: а) право на рассмотрение дела тем судом и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47); б) право на получение квалифицированной юридической помощи, в частности в сфере правосудия (ст. 48 Конституции); в) презумпция невиновности (ч. 1 и 2 ст. 49 Конституции); г) конституционные гарантии-запреты: повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50 Конституции), использования доказательств, полученных с нарушением закона (ч. 2 ст. 50 Конституции), распространения обратной силы закона, ухудшающего положение (ч. 1 ст. 54 Конституции); д) право не свидетельствовать против себя (ч. 1 ст. 51); е) независимость судей и их подчинение только закону (ч. 1 ст. 120 Конституции); ж) гласное разбирательство дел в судах, запрет заочного рассмотрения дел (ч. 1 и 2 ст. 123 Конституции); з) осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции); и) право на рассмотрение дела в предусмотренных законом случаях с участием присяжных заседателей (ч. 4 ст. 123 Конституции);
Статья: Ограничение ответственности застройщиков
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2025, N 1)Теперь проблемой станет не только ограничение ответственности застройщиков, не сбалансированное хотя бы точечным расширением прав дольщиков, а еще и обратная сила принятых норм. Тема не новая: с обратной силой уже прекращались права залога банков, кредитовавших застройщиков, громкое дело по запросу ВС РФ рассматривал в 2022 году КС РФ <16>. КС РФ подчеркнул тогда важность защиты жилищных прав граждан, а также "недопустимость придания обратной силы установлениям, ухудшающим положение граждан". И хотя в 2022 году КС РФ все же допустил ущемление прав банков с обратной силой в пользу защиты граждан-дольщиков, сейчас ситуация иная - обратную силу получили нормы, направленные на защиту сильной стороны (застройщика) в отношениях со слабой стороной (дольщиками), подаваемые под соусом борьбы с потребительским экстремизмом.
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2025, N 1)Теперь проблемой станет не только ограничение ответственности застройщиков, не сбалансированное хотя бы точечным расширением прав дольщиков, а еще и обратная сила принятых норм. Тема не новая: с обратной силой уже прекращались права залога банков, кредитовавших застройщиков, громкое дело по запросу ВС РФ рассматривал в 2022 году КС РФ <16>. КС РФ подчеркнул тогда важность защиты жилищных прав граждан, а также "недопустимость придания обратной силы установлениям, ухудшающим положение граждан". И хотя в 2022 году КС РФ все же допустил ущемление прав банков с обратной силой в пользу защиты граждан-дольщиков, сейчас ситуация иная - обратную силу получили нормы, направленные на защиту сильной стороны (застройщика) в отношениях со слабой стороной (дольщиками), подаваемые под соусом борьбы с потребительским экстремизмом.
Статья: Инновационные полномочия налоговых органов по урегулированию задолженности физических лиц и ее взысканию
(Васильева Е.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, NN 10, 11)Нормы, допускающие придание обратной силы законам в сфере налогообложения, неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ). Разрешая вопрос об их конституционности, КС РФ исходил из того, что по смыслу Конституции Российской Федерации общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан (соответственно, объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан), обратной силы не имеет. Вместе с тем в Конституции Российской Федерации содержатся и прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57, причем положение статьи 57, ограничивающее для законодателя возможность придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие <11>.
(Васильева Е.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, NN 10, 11)Нормы, допускающие придание обратной силы законам в сфере налогообложения, неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ). Разрешая вопрос об их конституционности, КС РФ исходил из того, что по смыслу Конституции Российской Федерации общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан (соответственно, объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан), обратной силы не имеет. Вместе с тем в Конституции Российской Федерации содержатся и прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57, причем положение статьи 57, ограничивающее для законодателя возможность придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие <11>.
Готовое решение: Обратная сила в налоговом законодательстве
(КонсультантПлюс, 2025)Если же положение налогоплательщика ухудшается, то такие изменения не имеют обратной силы ни при каких обстоятельствах.
(КонсультантПлюс, 2025)Если же положение налогоплательщика ухудшается, то такие изменения не имеют обратной силы ни при каких обстоятельствах.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Помимо этого, усложняется реализация соответствующих требований законодательными изменениями в области экологической экспертизы, охраны недр, обращения с отходами производства и потребления, лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, которые, устанавливая принципиально новые и жесткие положения, вступающие в силу в определенный период времени, не всегда определяют переходный период действия таких норм, не определяют особенности регулирования отношений, возникших до вступления в силу обновленного законодательства и продолжающих существовать после таких изменений. При таком положении дел вопреки конституционному запрету придания обратной силы законам, ухудшающим положение граждан и юридических лиц, природоохранные органы не применяют ранее установленные условия реализации прав и свобод, что подрывает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Помимо этого, усложняется реализация соответствующих требований законодательными изменениями в области экологической экспертизы, охраны недр, обращения с отходами производства и потребления, лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, которые, устанавливая принципиально новые и жесткие положения, вступающие в силу в определенный период времени, не всегда определяют переходный период действия таких норм, не определяют особенности регулирования отношений, возникших до вступления в силу обновленного законодательства и продолжающих существовать после таких изменений. При таком положении дел вопреки конституционному запрету придания обратной силы законам, ухудшающим положение граждан и юридических лиц, природоохранные органы не применяют ранее установленные условия реализации прав и свобод, что подрывает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Статья: Обратная сила закона
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Проведенный анализ позволяет заключить, что в российском законодательстве и практике его применения придание обратной силы закону рассматривается в качестве исключения из общего правила действия закона во времени. Возможность применения такого исключения подчинена определенным условиям: недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение лица либо нарушающему принцип соразмерности интересов общества; недопустимости придания в ряде случаев обратной силы актам меньшей юридической силы и др. Нарушение этих условий может повлечь признание правового акта в части придания ему обратной силы недействующим.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Проведенный анализ позволяет заключить, что в российском законодательстве и практике его применения придание обратной силы закону рассматривается в качестве исключения из общего правила действия закона во времени. Возможность применения такого исключения подчинена определенным условиям: недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение лица либо нарушающему принцип соразмерности интересов общества; недопустимости придания в ряде случаев обратной силы актам меньшей юридической силы и др. Нарушение этих условий может повлечь признание правового акта в части придания ему обратной силы недействующим.