Обратная сила тарифов
Подборка наиболее важных документов по запросу Обратная сила тарифов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 427 "Пониженные тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая доводы налогового органа необоснованными, внесенные в ст. 427 НК РФ изменения в части условий предоставления льготы по взносам и придание им обратной силы свидетельствуют о намерении законодателя ввести переходные положения, позволяющие налогоплательщикам, отвечающим условиям применения пониженного тарифа, быть включенными в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, в течение всего года и иметь право на применение пониженного тарифа с начала периода.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая доводы налогового органа необоснованными, внесенные в ст. 427 НК РФ изменения в части условий предоставления льготы по взносам и придание им обратной силы свидетельствуют о намерении законодателя ввести переходные положения, позволяющие налогоплательщикам, отвечающим условиям применения пониженного тарифа, быть включенными в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, в течение всего года и иметь право на применение пониженного тарифа с начала периода.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 427 "Пониженные тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество подало уточненную декларацию по страховым взносам, применив с 01.01.2022 пониженные тарифы страховых взносов на основании подп. 18 п. 1, п. 8, п. 14 ст. 427 НК РФ (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ). Налоговый орган пришел к выводу, что общество вправе применять пониженный тариф только с 01.09.2022, поскольку оно было включено в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, в сентябре 2022 года. Верховный Суд РФ пришел к выводу о правомерном применении пониженного тарифа с 01.01.2022. Верховный Суд РФ указал, что законодателем не предусмотрено исключений относительно вопроса начала действия редакции ст. 427 НК РФ. Внесенные в НК РФ изменения в условия предоставления льготы по страховым взносам и придание названным нормам обратной силы свидетельствуют о намерении законодателя ввести переходные положения, позволяющие налогоплательщикам, отвечающим условиям применения пониженного тарифа, быть включенными в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, в течение 2022 года и иметь право на применение пониженного тарифа страховых взносов с 1 января 2022 года, независимо от момента включения в реестр в течение 2022 года.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество подало уточненную декларацию по страховым взносам, применив с 01.01.2022 пониженные тарифы страховых взносов на основании подп. 18 п. 1, п. 8, п. 14 ст. 427 НК РФ (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ). Налоговый орган пришел к выводу, что общество вправе применять пониженный тариф только с 01.09.2022, поскольку оно было включено в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, в сентябре 2022 года. Верховный Суд РФ пришел к выводу о правомерном применении пониженного тарифа с 01.01.2022. Верховный Суд РФ указал, что законодателем не предусмотрено исключений относительно вопроса начала действия редакции ст. 427 НК РФ. Внесенные в НК РФ изменения в условия предоставления льготы по страховым взносам и придание названным нормам обратной силы свидетельствуют о намерении законодателя ввести переходные положения, позволяющие налогоплательщикам, отвечающим условиям применения пониженного тарифа, быть включенными в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, в течение 2022 года и иметь право на применение пониженного тарифа страховых взносов с 1 января 2022 года, независимо от момента включения в реестр в течение 2022 года.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДС при оказании организацией, применяющей УСН, услуг тепловодоснабжения по регулируемым государством тарифам на основании договоров аренды и концессионных соглашений.
(Письмо Минфина России от 04.07.2025 N 03-07-11/65127)Исходя из вышеизложенного ООО в целом по организации для уплаты НДС должно руководствоваться положениями п. 8 ст. 164 НК РФ, что не противоречит положениям ст. 174.1 НК РФ. Дополнительно стоит отметить, что организацией в конце 2024 г. заключены контракты на 2025 г. с бюджетными и прочими юридическими лицами на оказание услуг тепловодоснабжения с учетом применения ставки НДС 5%. Кроме того, тарифы на регулируемые виды деятельности установлены службой по тарифам области с учетом применения организацией ставки НДС 5% (с учетом доказанных доходов за предыдущий налоговый период, не превышающих 250 млн руб.). Соответственно, по установленным тарифам произведены начисления и осуществлена оплата потребителями (по ставке НДС 5%). Согласно п. 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы, следовательно, пересмотр тарифов за прошедший и оплаченный потребителями период невозможен.
(Письмо Минфина России от 04.07.2025 N 03-07-11/65127)Исходя из вышеизложенного ООО в целом по организации для уплаты НДС должно руководствоваться положениями п. 8 ст. 164 НК РФ, что не противоречит положениям ст. 174.1 НК РФ. Дополнительно стоит отметить, что организацией в конце 2024 г. заключены контракты на 2025 г. с бюджетными и прочими юридическими лицами на оказание услуг тепловодоснабжения с учетом применения ставки НДС 5%. Кроме того, тарифы на регулируемые виды деятельности установлены службой по тарифам области с учетом применения организацией ставки НДС 5% (с учетом доказанных доходов за предыдущий налоговый период, не превышающих 250 млн руб.). Соответственно, по установленным тарифам произведены начисления и осуществлена оплата потребителями (по ставке НДС 5%). Согласно п. 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы, следовательно, пересмотр тарифов за прошедший и оплаченный потребителями период невозможен.
Статья: Некоторые правовые последствия признания недействующим нормативного правового акта, устанавливающего тарифы на коммунальные ресурсы
(Усольцева З.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В соответствии с п. 4 Постановления N 63 требования об оплате ресурса, в том числе за время, предшествующее вступлению в силу решения суда, которым нормативное тарифное предписание признано недействующим, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом. Данное положение является весьма спорным, поскольку нормы действующего законодательства <12> не закрепляют возможность придать заменяющему нормативному правовому акту обратную силу и, соответственно, после признания нормативного правового акта недействующим принятие заменяющего акта об установлении тарифа (цены) или норматива потребления коммунального ресурса позволяет решить проблему определения стоимости ресурса лишь начиная с даты издания заменяющего акта (т.е. на будущее время).
(Усольцева З.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В соответствии с п. 4 Постановления N 63 требования об оплате ресурса, в том числе за время, предшествующее вступлению в силу решения суда, которым нормативное тарифное предписание признано недействующим, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом. Данное положение является весьма спорным, поскольку нормы действующего законодательства <12> не закрепляют возможность придать заменяющему нормативному правовому акту обратную силу и, соответственно, после признания нормативного правового акта недействующим принятие заменяющего акта об установлении тарифа (цены) или норматива потребления коммунального ресурса позволяет решить проблему определения стоимости ресурса лишь начиная с даты издания заменяющего акта (т.е. на будущее время).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с применением законодательства об обязательном медицинском страховании"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Таким образом, само по себе право Комиссии утверждать тарифы не предусматривает возможности придавать им обратную силу при отсутствии прямого указания об этом в законе.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Таким образом, само по себе право Комиссии утверждать тарифы не предусматривает возможности придавать им обратную силу при отсутствии прямого указания об этом в законе.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Внесение в НК РФ изменений в условия предоставления льготы по страховым взносам и придание названным нормам НК РФ обратной силы свидетельствуют о намерении законодателя ввести переходные положения, позволяющие налогоплательщикам, отвечающим условиям применения пониженного тарифа, быть включенными в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, в течение 2022 года и иметь право на применение пониженного тарифа страховых взносов с 1 января 2022 г.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Внесение в НК РФ изменений в условия предоставления льготы по страховым взносам и придание названным нормам НК РФ обратной силы свидетельствуют о намерении законодателя ввести переходные положения, позволяющие налогоплательщикам, отвечающим условиям применения пониженного тарифа, быть включенными в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, в течение 2022 года и иметь право на применение пониженного тарифа страховых взносов с 1 января 2022 г.
Вопрос: В феврале 2024 г. работник получил от организации беспроцентный заем на покупку жилья. В мае получено уведомление от налогового органа о праве работника на имущественный вычет. Нужно ли в 2024 г. с учетом изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом N 259-ФЗ, исчислять НДФЛ с материальной выгоды по займу?
(Консультация эксперта, 2024)При этом акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (п. 2 ст. 5 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2024)При этом акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (п. 2 ст. 5 НК РФ).
Статья: Инновационные полномочия налоговых органов по урегулированию задолженности физических лиц и ее взысканию
(Васильева Е.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, NN 10, 11)В силу пункта 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Исходя из статьи 57 Конституции Российской Федерации закон обратной силы не имеет.
(Васильева Е.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, NN 10, 11)В силу пункта 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Исходя из статьи 57 Конституции Российской Федерации закон обратной силы не имеет.
Последние изменения: Пониженные тарифы страховых взносов
(КонсультантПлюс, 2025)Для резидентов СПВ и ТОСЭР в ДФО отменено "трехлетнее ограничение" для применения пониженных тарифов. Чтобы их применять, они должны приобрести соответствующий статус не позже 31 декабря 2025 г., а не в течение трех лет с даты создания ТОСЭР или свободного порта Владивосток. Дополнительно установлено правило об объеме инвестиций, при котором можно применять пониженные тарифы. В этой части изменения имеют обратную силу и применяются с 26 июня 2018 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Для резидентов СПВ и ТОСЭР в ДФО отменено "трехлетнее ограничение" для применения пониженных тарифов. Чтобы их применять, они должны приобрести соответствующий статус не позже 31 декабря 2025 г., а не в течение трех лет с даты создания ТОСЭР или свободного порта Владивосток. Дополнительно установлено правило об объеме инвестиций, при котором можно применять пониженные тарифы. В этой части изменения имеют обратную силу и применяются с 26 июня 2018 г.
Статья: Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. п. 4, 5 ст. 5 НК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. п. 4, 5 ст. 5 НК РФ).
Вопрос: О зачете денежных средств в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате налогов при наличии положительного сальдо ЕНС у физлица, не являющегося ИП.
(Письмо Минфина России от 05.07.2024 N 03-02-08/63196)Так, на основании пункта 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
(Письмо Минфина России от 05.07.2024 N 03-02-08/63196)Так, на основании пункта 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)<1> Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)<1> Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 7)Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 7)Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Вопрос: Какие установлены правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения определяют порядок установления регулируемых тарифов и предельных индексов их изменения, а также порядок согласования федеральным органом регулирования тарифов решений региональных органов регулирования тарифов об утверждении ими тарифов в размерах, которые повлекут превышение предельного индекса. Установление тарифов производится путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов по предложению регулируемой организации или по инициативе органа регулирования тарифов. Решение об установлении тарифов не имеет обратной силы. При регулировании тарифов применяются методы экономически обоснованных расходов (затрат), доходности инвестированного капитала, индексации и сравнения аналогов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения определяют порядок установления регулируемых тарифов и предельных индексов их изменения, а также порядок согласования федеральным органом регулирования тарифов решений региональных органов регулирования тарифов об утверждении ими тарифов в размерах, которые повлекут превышение предельного индекса. Установление тарифов производится путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов по предложению регулируемой организации или по инициативе органа регулирования тарифов. Решение об установлении тарифов не имеет обратной силы. При регулировании тарифов применяются методы экономически обоснованных расходов (затрат), доходности инвестированного капитала, индексации и сравнения аналогов.
Статья: Обратная сила закона
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принятие нормативного акта, устанавливающего или отягчающего ответственность. Согласно ч. 1 ст. 54 Конституции РФ не имеет обратной силы закон, устанавливающий или отягчающий ответственность. Указанные положения конкретизируются в отраслевом законодательстве. В частности, не имеют обратной силы:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принятие нормативного акта, устанавливающего или отягчающего ответственность. Согласно ч. 1 ст. 54 Конституции РФ не имеет обратной силы закон, устанавливающий или отягчающий ответственность. Указанные положения конкретизируются в отраслевом законодательстве. В частности, не имеют обратной силы:
Статья: Типы действия норм права во времени
(Голубцов В.Г., Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)В отраслевом законодательстве эта конституционная норма была воплощена с более широким содержанием: обратного действия не имеет не только закон, устанавливающий ответственность, но и закон, иным образом ухудшающий положение участников правоотношений. Так, в силу части 2 статьи 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют <11>.
(Голубцов В.Г., Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)В отраслевом законодательстве эта конституционная норма была воплощена с более широким содержанием: обратного действия не имеет не только закон, устанавливающий ответственность, но и закон, иным образом ухудшающий положение участников правоотношений. Так, в силу части 2 статьи 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют <11>.