Обратная сила нпа
Подборка наиболее важных документов по запросу Обратная сила нпа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: НПА органа госвласти (местного самоуправления), в соответствии с которым увеличивается размер арендной платы за пользование государственным (муниципальным) имуществом применительно к истекшему периоду, признается судом недействующим
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 22.08.2019 N 25-АПА19-3 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 3 ст. 614 ГК РФ, ст. 39.7 ЗК РФ, п. п. 1, 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, абз. 3 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Изменение арендодателем - органом местного самоуправления размера арендной платы в одностороннем порядке возможно после принятия соответствующего решения органом государственной власти субъекта РФ. Новый размер арендной платы не может быть распространен на истекший период. Придание обратной силы нормативному правовому акту, устанавливающему новый размер арендной платы, влечет образование у арендаторов задолженности по арендной плате в предшествующем году и, как следствие, возникновение дополнительной обязанности по уплате арендной платы и пеней в текущем году. На этом основании соответствующий акт органа государственной власти субъекта РФ суд должен признать недействующим.
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 22.08.2019 N 25-АПА19-3 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 3 ст. 614 ГК РФ, ст. 39.7 ЗК РФ, п. п. 1, 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, абз. 3 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Изменение арендодателем - органом местного самоуправления размера арендной платы в одностороннем порядке возможно после принятия соответствующего решения органом государственной власти субъекта РФ. Новый размер арендной платы не может быть распространен на истекший период. Придание обратной силы нормативному правовому акту, устанавливающему новый размер арендной платы, влечет образование у арендаторов задолженности по арендной плате в предшествующем году и, как следствие, возникновение дополнительной обязанности по уплате арендной платы и пеней в текущем году. На этом основании соответствующий акт органа государственной власти субъекта РФ суд должен признать недействующим.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 406 "Налоговые ставки" главы 32 "Налог на имущество физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по исчислению налога на имущество физических лиц за 2020 год по налоговой ставке 2 процента вместо налоговой ставки в размере 0,5 процента. Суд пришел к выводу, что налог на имущество за 2020 год подлежит уплате по ставке 2 процента. Суд установил, что применение ставки 0,5 процента было предусмотрено решением Совета Суоярвского городского поселения от 27.05.2020 N 185 "О внесении изменений в решение Совета Суоярвского городского поселения от 27 ноября 2014 года N 85 "Об установлении и введении в действие на территории Суоярвского городского поселения налога на имущество физических лиц". Из содержания решения Совета Суоярвского городского поселения от 27.05.2020 N 185 не следует, что ему придана обратная сила, данный нормативный правовой акт, вступивший в силу 11.06.2020, не имеющий соответствующего указания (п. 4 ст. 5 НК РФ), не мог быть применен с первого числа налогового периода 2020 года. Следовательно, положения решения Совета Суоярвского городского поселения от 27.05.2020 N 185, которыми установлена пониженная налоговая ставка налога на имущество (0,5 процента), применяются не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество физических лиц, то есть с 1 января 2021 года. Решение Совета Суоярвского городского поселения от 27.05.2020 N 185 содержит прямое указание о вступлении в силу со дня официального опубликования.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по исчислению налога на имущество физических лиц за 2020 год по налоговой ставке 2 процента вместо налоговой ставки в размере 0,5 процента. Суд пришел к выводу, что налог на имущество за 2020 год подлежит уплате по ставке 2 процента. Суд установил, что применение ставки 0,5 процента было предусмотрено решением Совета Суоярвского городского поселения от 27.05.2020 N 185 "О внесении изменений в решение Совета Суоярвского городского поселения от 27 ноября 2014 года N 85 "Об установлении и введении в действие на территории Суоярвского городского поселения налога на имущество физических лиц". Из содержания решения Совета Суоярвского городского поселения от 27.05.2020 N 185 не следует, что ему придана обратная сила, данный нормативный правовой акт, вступивший в силу 11.06.2020, не имеющий соответствующего указания (п. 4 ст. 5 НК РФ), не мог быть применен с первого числа налогового периода 2020 года. Следовательно, положения решения Совета Суоярвского городского поселения от 27.05.2020 N 185, которыми установлена пониженная налоговая ставка налога на имущество (0,5 процента), применяются не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество физических лиц, то есть с 1 января 2021 года. Решение Совета Суоярвского городского поселения от 27.05.2020 N 185 содержит прямое указание о вступлении в силу со дня официального опубликования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обратная сила нормативных правовых актов субъектов РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обратная сила нормативных правовых актов субъектов РФ
Статья: Привлечение к уголовной ответственности на территории новых субъектов Российской Федерации
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Кроме того, распространение на новые территории российского уголовного закона, то есть придание ему обратной силы с одновременным закреплением недопустимости поворота к худшему, является примером ревизионного характера обратной силы нормативных правовых актов, поскольку здесь уже наступили юридические последствия в виде совершения преступления и, возможно, имеется факт осуждения за его совершение. Ревизионная обратная сила представляет собой исключительное явление, при котором происходит вторжение нового уголовного закона на уже сложившиеся, полностью урегулированные и иногда даже полностью исполненные правоотношения. В таких случаях, как отмечает профессор З.А. Незнамова, ревизионное действие уголовного закона должно устанавливаться общей коллизионной нормой <10>.
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Кроме того, распространение на новые территории российского уголовного закона, то есть придание ему обратной силы с одновременным закреплением недопустимости поворота к худшему, является примером ревизионного характера обратной силы нормативных правовых актов, поскольку здесь уже наступили юридические последствия в виде совершения преступления и, возможно, имеется факт осуждения за его совершение. Ревизионная обратная сила представляет собой исключительное явление, при котором происходит вторжение нового уголовного закона на уже сложившиеся, полностью урегулированные и иногда даже полностью исполненные правоотношения. В таких случаях, как отмечает профессор З.А. Незнамова, ревизионное действие уголовного закона должно устанавливаться общей коллизионной нормой <10>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)17. Придание нормативному правовому акту обратной силы допускается только в случаях, когда это прямо предусмотрено в самом акте и не ухудшает положение участника гражданского оборота.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)17. Придание нормативному правовому акту обратной силы допускается только в случаях, когда это прямо предусмотрено в самом акте и не ухудшает положение участника гражданского оборота.
"Обобщение правовых позиций и практики Суда Евразийского экономического союза"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)Учитывая, что по общему правилу международные договоры и иные нормативные правовые акты не имеют обратной силы, для осуществления правосудия может потребоваться применение правовых актов, которые не входят в право Союза, но действовали в момент возникновения спорных правоотношений (раздел VI решения Коллегии Суда от 28 декабря 2015 года по делу индивидуального предпринимателя Тарасика Константина Петровича (Республика Казахстан)).
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)Учитывая, что по общему правилу международные договоры и иные нормативные правовые акты не имеют обратной силы, для осуществления правосудия может потребоваться применение правовых актов, которые не входят в право Союза, но действовали в момент возникновения спорных правоотношений (раздел VI решения Коллегии Суда от 28 декабря 2015 года по делу индивидуального предпринимателя Тарасика Константина Петровича (Республика Казахстан)).
Статья: Типы действия норм права во времени
(Голубцов В.Г., Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)В других же случаях законодатель запрещает придавать обратную силу терминологически именно законам (п. 2 ст. 4 ГК РФ, п. 1 ст. 10 УК РФ). Безусловно, это не означает, что в отличие от законов подзаконные акты могут обладать обратной силой. Здесь вопрос, напротив, в другом: законодатель в отдельных случаях допускает придание обратной силы законам, а может ли быть придана обратная сила иным нормативно-правовым актам? В отношении уголовного права этот вопрос не представляет особой актуальности, поскольку преступность и наказуемость деяния предусматривается только федеральным законом, а именно - УК РФ. А вот внутренне сложно структурированное и объемное гражданское законодательство не дает однозначного ответа на этот вопрос. В литературе было высказано мнение о том, что подзаконные акты "в принципе не должны содержать указаний о придании им обратной силы, если только такая возможность не основана на прямом указании закона" [20, с. 113].
(Голубцов В.Г., Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)В других же случаях законодатель запрещает придавать обратную силу терминологически именно законам (п. 2 ст. 4 ГК РФ, п. 1 ст. 10 УК РФ). Безусловно, это не означает, что в отличие от законов подзаконные акты могут обладать обратной силой. Здесь вопрос, напротив, в другом: законодатель в отдельных случаях допускает придание обратной силы законам, а может ли быть придана обратная сила иным нормативно-правовым актам? В отношении уголовного права этот вопрос не представляет особой актуальности, поскольку преступность и наказуемость деяния предусматривается только федеральным законом, а именно - УК РФ. А вот внутренне сложно структурированное и объемное гражданское законодательство не дает однозначного ответа на этот вопрос. В литературе было высказано мнение о том, что подзаконные акты "в принципе не должны содержать указаний о придании им обратной силы, если только такая возможность не основана на прямом указании закона" [20, с. 113].
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Профессор С.В. Нарутто выделяет иные аспекты содержания правовой определенности, такие как недопустимость придания новым законам обратной силы; отсутствие в нормативных правовых актах положений, не отвечающих законным ожиданиям человека; сбалансированность частных и публичных интересов в нормативных правовых актах; недопустимость внесения произвольных изменений в действующие нормативные правовые акты; предсказуемость законодательной политики. Согласно позиции Конституционного Суда РФ требования о правовой определенности норм относятся не только к содержанию, но и к надлежащей форме правового акта. Кроме того, с достаточной степенью точности законы должны быть сформулированы и по предмету, цели и объему действия <3>.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Профессор С.В. Нарутто выделяет иные аспекты содержания правовой определенности, такие как недопустимость придания новым законам обратной силы; отсутствие в нормативных правовых актах положений, не отвечающих законным ожиданиям человека; сбалансированность частных и публичных интересов в нормативных правовых актах; недопустимость внесения произвольных изменений в действующие нормативные правовые акты; предсказуемость законодательной политики. Согласно позиции Конституционного Суда РФ требования о правовой определенности норм относятся не только к содержанию, но и к надлежащей форме правового акта. Кроме того, с достаточной степенью точности законы должны быть сформулированы и по предмету, цели и объему действия <3>.
Готовое решение: Что означает принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика
(КонсультантПлюс, 2025)Этот принцип означает, что изменения налогового законодательства, нормативных правовых актов и актов, формирующих судебную практику, не имеют обратной силы и не распространяются на отношения, возникшие до их вступления в силу.
(КонсультантПлюс, 2025)Этот принцип означает, что изменения налогового законодательства, нормативных правовых актов и актов, формирующих судебную практику, не имеют обратной силы и не распространяются на отношения, возникшие до их вступления в силу.
Статья: Стимулирующие субсидии и действие нормативных правовых актов во времени. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 7 февраля 2022 года N 309-ЭС21-18136
(Ильин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Анализ правил, которые составляют изменения Положения, производимые правительством Удмуртской Республики каждый календарный год, свидетельствует о том, что эти изменения как по существу, так и по форме ("изложить Положение в редакции согласно приложению") всякий раз представляли собой принятие нового нормативного правового акта, в свою очередь, всякий раз устанавливающего правила проведения нового конкурса по отбору заявок на предоставление стимулирующих выплат. Это происходит из-за того, что во всех рассмотренных случаях общий размер распределяемых сумм ограничен доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств текущего финансового года, действующими до 31 декабря (п. 3 ст. 242 БК РФ), а значит, в каждом новом финансовом году для выделения бюджетных средств, направляемых на эти цели, требуется принятие новых финансово-правовых решений. Это еще раз подтверждает вывод о том, что ни о какой обратной силе нормативных правовых актов, распространяющейся на ранее возникшие отношения, в комментируемом деле речи идти не может.
(Ильин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Анализ правил, которые составляют изменения Положения, производимые правительством Удмуртской Республики каждый календарный год, свидетельствует о том, что эти изменения как по существу, так и по форме ("изложить Положение в редакции согласно приложению") всякий раз представляли собой принятие нового нормативного правового акта, в свою очередь, всякий раз устанавливающего правила проведения нового конкурса по отбору заявок на предоставление стимулирующих выплат. Это происходит из-за того, что во всех рассмотренных случаях общий размер распределяемых сумм ограничен доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств текущего финансового года, действующими до 31 декабря (п. 3 ст. 242 БК РФ), а значит, в каждом новом финансовом году для выделения бюджетных средств, направляемых на эти цели, требуется принятие новых финансово-правовых решений. Это еще раз подтверждает вывод о том, что ни о какой обратной силе нормативных правовых актов, распространяющейся на ранее возникшие отношения, в комментируемом деле речи идти не может.
Статья: Комментарий к Письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.02.2025 N 14-6/ООГ-804 <В отгул по новым правилам>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)Так, НПА, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Значит, новый порядок действует исключительно в отношении отгулов, заработанных начиная с 1 марта 2025 года.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)Так, НПА, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Значит, новый порядок действует исключительно в отношении отгулов, заработанных начиная с 1 марта 2025 года.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В любом случае описанный выше порядок введения налога (сбора) исключает вступление в силу соответствующего нормативного правового акта с обратной силой. Однако это ограничение, имеющее конституционно-правовую основу, не касается так называемого отрицательного нормотворческого действия - отмены налога или сбора. Действительно, согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В любом случае описанный выше порядок введения налога (сбора) исключает вступление в силу соответствующего нормативного правового акта с обратной силой. Однако это ограничение, имеющее конституционно-правовую основу, не касается так называемого отрицательного нормотворческого действия - отмены налога или сбора. Действительно, согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Готовое решение: Как оформить присоединение дней отдыха (отгулов) за работу в выходные или нерабочие праздничные дни к ежегодному отпуску
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 3 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Это правило процитировал и Минтруд России, разъясняя порядок предоставления дней отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни с 01.03.2025. Также Минтруд России отметил, что вводимые поправки лишь конкретизируют ст. 153 ТК РФ в части уже установленной обязанности работодателя компенсировать указанную работу, а также установленного права работника на такую компенсацию (Письмо от 21.02.2025 N 14-6/ООГ-804).
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 3 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Это правило процитировал и Минтруд России, разъясняя порядок предоставления дней отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни с 01.03.2025. Также Минтруд России отметил, что вводимые поправки лишь конкретизируют ст. 153 ТК РФ в части уже установленной обязанности работодателя компенсировать указанную работу, а также установленного права работника на такую компенсацию (Письмо от 21.02.2025 N 14-6/ООГ-804).