Обратная сила нормативных актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Обратная сила нормативных актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: НПА органа госвласти (местного самоуправления), в соответствии с которым увеличивается размер арендной платы за пользование государственным (муниципальным) имуществом применительно к истекшему периоду, признается судом недействующим
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 22.08.2019 N 25-АПА19-3 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 3 ст. 614 ГК РФ, ст. 39.7 ЗК РФ, п. п. 1, 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, абз. 3 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Изменение арендодателем - органом местного самоуправления размера арендной платы в одностороннем порядке возможно после принятия соответствующего решения органом государственной власти субъекта РФ. Новый размер арендной платы не может быть распространен на истекший период. Придание обратной силы нормативному правовому акту, устанавливающему новый размер арендной платы, влечет образование у арендаторов задолженности по арендной плате в предшествующем году и, как следствие, возникновение дополнительной обязанности по уплате арендной платы и пеней в текущем году. На этом основании соответствующий акт органа государственной власти субъекта РФ суд должен признать недействующим.
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 22.08.2019 N 25-АПА19-3 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 3 ст. 614 ГК РФ, ст. 39.7 ЗК РФ, п. п. 1, 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, абз. 3 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Изменение арендодателем - органом местного самоуправления размера арендной платы в одностороннем порядке возможно после принятия соответствующего решения органом государственной власти субъекта РФ. Новый размер арендной платы не может быть распространен на истекший период. Придание обратной силы нормативному правовому акту, устанавливающему новый размер арендной платы, влечет образование у арендаторов задолженности по арендной плате в предшествующем году и, как следствие, возникновение дополнительной обязанности по уплате арендной платы и пеней в текущем году. На этом основании соответствующий акт органа государственной власти субъекта РФ суд должен признать недействующим.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 406 "Налоговые ставки" главы 32 "Налог на имущество физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по исчислению налога на имущество физических лиц за 2020 год по налоговой ставке 2 процента вместо налоговой ставки в размере 0,5 процента. Суд пришел к выводу, что налог на имущество за 2020 год подлежит уплате по ставке 2 процента. Суд установил, что применение ставки 0,5 процента было предусмотрено решением Совета Суоярвского городского поселения от 27.05.2020 N 185 "О внесении изменений в решение Совета Суоярвского городского поселения от 27 ноября 2014 года N 85 "Об установлении и введении в действие на территории Суоярвского городского поселения налога на имущество физических лиц". Из содержания решения Совета Суоярвского городского поселения от 27.05.2020 N 185 не следует, что ему придана обратная сила, данный нормативный правовой акт, вступивший в силу 11.06.2020, не имеющий соответствующего указания (п. 4 ст. 5 НК РФ), не мог быть применен с первого числа налогового периода 2020 года. Следовательно, положения решения Совета Суоярвского городского поселения от 27.05.2020 N 185, которыми установлена пониженная налоговая ставка налога на имущество (0,5 процента), применяются не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество физических лиц, то есть с 1 января 2021 года. Решение Совета Суоярвского городского поселения от 27.05.2020 N 185 содержит прямое указание о вступлении в силу со дня официального опубликования.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по исчислению налога на имущество физических лиц за 2020 год по налоговой ставке 2 процента вместо налоговой ставки в размере 0,5 процента. Суд пришел к выводу, что налог на имущество за 2020 год подлежит уплате по ставке 2 процента. Суд установил, что применение ставки 0,5 процента было предусмотрено решением Совета Суоярвского городского поселения от 27.05.2020 N 185 "О внесении изменений в решение Совета Суоярвского городского поселения от 27 ноября 2014 года N 85 "Об установлении и введении в действие на территории Суоярвского городского поселения налога на имущество физических лиц". Из содержания решения Совета Суоярвского городского поселения от 27.05.2020 N 185 не следует, что ему придана обратная сила, данный нормативный правовой акт, вступивший в силу 11.06.2020, не имеющий соответствующего указания (п. 4 ст. 5 НК РФ), не мог быть применен с первого числа налогового периода 2020 года. Следовательно, положения решения Совета Суоярвского городского поселения от 27.05.2020 N 185, которыми установлена пониженная налоговая ставка налога на имущество (0,5 процента), применяются не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество физических лиц, то есть с 1 января 2021 года. Решение Совета Суоярвского городского поселения от 27.05.2020 N 185 содержит прямое указание о вступлении в силу со дня официального опубликования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обратная сила нормативных правовых актов субъектов РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обратная сила нормативных правовых актов субъектов РФ
"Основные положения гражданского права: постатейный комментарий к статьям 1 - 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2020)1.5. Обратная сила и подзаконные нормативные правовые акты
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2020)1.5. Обратная сила и подзаконные нормативные правовые акты
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Суды пришли к выводу о том, что постановление N 5-п, на которое ссылается предприниматель, было опубликовано 16 декабря 2015 г. и вступило в силу с 16 января 2016 г., а, соответственно, на основании положений ст. 391, 393, п. 14 ст. 396 НК РФ подлежало применению при исчислении земельного налога с 1 января 2017 г. При этом доводы предпринимателя о том, что постановлением N 5-п снижена кадастровая стоимость его земельных участков, в связи с чем в силу ст. 5 НК РФ постановление N 5-п как улучшающее положение налогоплательщика действует с 1 января 2016 г. - дата вступления в силу, предусмотренная в п. 4 постановления N 5-п, суды отклонили, указав, что постановление N 5-п не содержит положений об обратной силе нормативного акта для целей налогообложения, а указание в нормативном правовом акте на его вступление в силу с 1 января 2016 г., не влияет на порядок определения момента вступления в силу для целей налогообложения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Суды пришли к выводу о том, что постановление N 5-п, на которое ссылается предприниматель, было опубликовано 16 декабря 2015 г. и вступило в силу с 16 января 2016 г., а, соответственно, на основании положений ст. 391, 393, п. 14 ст. 396 НК РФ подлежало применению при исчислении земельного налога с 1 января 2017 г. При этом доводы предпринимателя о том, что постановлением N 5-п снижена кадастровая стоимость его земельных участков, в связи с чем в силу ст. 5 НК РФ постановление N 5-п как улучшающее положение налогоплательщика действует с 1 января 2016 г. - дата вступления в силу, предусмотренная в п. 4 постановления N 5-п, суды отклонили, указав, что постановление N 5-п не содержит положений об обратной силе нормативного акта для целей налогообложения, а указание в нормативном правовом акте на его вступление в силу с 1 января 2016 г., не влияет на порядок определения момента вступления в силу для целей налогообложения.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)17. Придание нормативному правовому акту обратной силы допускается только в случаях, когда это прямо предусмотрено в самом акте и не ухудшает положение участника гражданского оборота.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)17. Придание нормативному правовому акту обратной силы допускается только в случаях, когда это прямо предусмотрено в самом акте и не ухудшает положение участника гражданского оборота.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Банк России, согласно ст. 7 Федерального закона о Банке России, по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных Советом директоров, и за исключением нормативных актов Банка России, указанных в части пятой настоящей статьи. Официальным опубликованием нормативного акта Банка России считаются первая публикация его полного текста в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России" или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.cbr.ru). Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для госрегистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Банк России, согласно ст. 7 Федерального закона о Банке России, по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных Советом директоров, и за исключением нормативных актов Банка России, указанных в части пятой настоящей статьи. Официальным опубликованием нормативного акта Банка России считаются первая публикация его полного текста в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России" или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.cbr.ru). Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для госрегистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Готовое решение: Как оформить присоединение дней отдыха (отгулов) за работу в выходные или нерабочие праздничные дни к ежегодному отпуску
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 3 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Это правило процитировал и Минтруд России, разъясняя порядок предоставления дней отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни с 01.03.2025. Также Минтруд России отметил, что вводимые поправки лишь конкретизируют ст. 153 ТК РФ в части уже установленной обязанности работодателя компенсировать указанную работу, а также установленного права работника на такую компенсацию (Письмо от 21.02.2025 N 14-6/ООГ-804).
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 3 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Это правило процитировал и Минтруд России, разъясняя порядок предоставления дней отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни с 01.03.2025. Также Минтруд России отметил, что вводимые поправки лишь конкретизируют ст. 153 ТК РФ в части уже установленной обязанности работодателя компенсировать указанную работу, а также установленного права работника на такую компенсацию (Письмо от 21.02.2025 N 14-6/ООГ-804).
Статья: Стимулирующие субсидии и действие нормативных правовых актов во времени. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 7 февраля 2022 года N 309-ЭС21-18136
(Ильин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Анализ правил, которые составляют изменения Положения, производимые правительством Удмуртской Республики каждый календарный год, свидетельствует о том, что эти изменения как по существу, так и по форме ("изложить Положение в редакции согласно приложению") всякий раз представляли собой принятие нового нормативного правового акта, в свою очередь, всякий раз устанавливающего правила проведения нового конкурса по отбору заявок на предоставление стимулирующих выплат. Это происходит из-за того, что во всех рассмотренных случаях общий размер распределяемых сумм ограничен доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств текущего финансового года, действующими до 31 декабря (п. 3 ст. 242 БК РФ), а значит, в каждом новом финансовом году для выделения бюджетных средств, направляемых на эти цели, требуется принятие новых финансово-правовых решений. Это еще раз подтверждает вывод о том, что ни о какой обратной силе нормативных правовых актов, распространяющейся на ранее возникшие отношения, в комментируемом деле речи идти не может.
(Ильин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Анализ правил, которые составляют изменения Положения, производимые правительством Удмуртской Республики каждый календарный год, свидетельствует о том, что эти изменения как по существу, так и по форме ("изложить Положение в редакции согласно приложению") всякий раз представляли собой принятие нового нормативного правового акта, в свою очередь, всякий раз устанавливающего правила проведения нового конкурса по отбору заявок на предоставление стимулирующих выплат. Это происходит из-за того, что во всех рассмотренных случаях общий размер распределяемых сумм ограничен доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств текущего финансового года, действующими до 31 декабря (п. 3 ст. 242 БК РФ), а значит, в каждом новом финансовом году для выделения бюджетных средств, направляемых на эти цели, требуется принятие новых финансово-правовых решений. Это еще раз подтверждает вывод о том, что ни о какой обратной силе нормативных правовых актов, распространяющейся на ранее возникшие отношения, в комментируемом деле речи идти не может.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Профессор С.В. Нарутто выделяет иные аспекты содержания правовой определенности, такие как недопустимость придания новым законам обратной силы; отсутствие в нормативных правовых актах положений, не отвечающих законным ожиданиям человека; сбалансированность частных и публичных интересов в нормативных правовых актах; недопустимость внесения произвольных изменений в действующие нормативные правовые акты; предсказуемость законодательной политики. Согласно позиции Конституционного Суда РФ требования о правовой определенности норм относятся не только к содержанию, но и к надлежащей форме правового акта. Кроме того, с достаточной степенью точности законы должны быть сформулированы и по предмету, цели и объему действия <3>.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Профессор С.В. Нарутто выделяет иные аспекты содержания правовой определенности, такие как недопустимость придания новым законам обратной силы; отсутствие в нормативных правовых актах положений, не отвечающих законным ожиданиям человека; сбалансированность частных и публичных интересов в нормативных правовых актах; недопустимость внесения произвольных изменений в действующие нормативные правовые акты; предсказуемость законодательной политики. Согласно позиции Конституционного Суда РФ требования о правовой определенности норм относятся не только к содержанию, но и к надлежащей форме правового акта. Кроме того, с достаточной степенью точности законы должны быть сформулированы и по предмету, цели и объему действия <3>.
Статья: Технологическое присоединение объектов заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил технологического присоединения
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Также существует позиция, что исключение, позволяющее придавать обратную силу нормативным актам, касается только законов (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 июля 2015 г. по делу N А12-5582/2014). Правила относятся к подзаконным актам и не имеют статуса закона, поэтому их нормы не имеют обратной силы.
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Также существует позиция, что исключение, позволяющее придавать обратную силу нормативным актам, касается только законов (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 июля 2015 г. по делу N А12-5582/2014). Правила относятся к подзаконным актам и не имеют статуса закона, поэтому их нормы не имеют обратной силы.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Действителен ли акт госоргана или органа местного самоуправления, по которому плата по договору аренды за пользование публичным имуществом увеличивается за истекший период
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Решение Волгоградской городской Думы от 15.05.2008 N 3/84 в части слов "и применяется с 01 января 2008 года" нарушает права всех арендаторов земельных участков, в отношении которых утверждены коэффициенты, увеличивающие размер арендной платы, и противоречит статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, придавая обратную силу нормативному акту..."
Действителен ли акт госоргана или органа местного самоуправления, по которому плата по договору аренды за пользование публичным имуществом увеличивается за истекший период
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Решение Волгоградской городской Думы от 15.05.2008 N 3/84 в части слов "и применяется с 01 января 2008 года" нарушает права всех арендаторов земельных участков, в отношении которых утверждены коэффициенты, увеличивающие размер арендной платы, и противоречит статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, придавая обратную силу нормативному акту..."
Статья: Привлечение к уголовной ответственности на территории новых субъектов Российской Федерации
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Кроме того, распространение на новые территории российского уголовного закона, то есть придание ему обратной силы с одновременным закреплением недопустимости поворота к худшему, является примером ревизионного характера обратной силы нормативных правовых актов, поскольку здесь уже наступили юридические последствия в виде совершения преступления и, возможно, имеется факт осуждения за его совершение. Ревизионная обратная сила представляет собой исключительное явление, при котором происходит вторжение нового уголовного закона на уже сложившиеся, полностью урегулированные и иногда даже полностью исполненные правоотношения. В таких случаях, как отмечает профессор З.А. Незнамова, ревизионное действие уголовного закона должно устанавливаться общей коллизионной нормой <10>.
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Кроме того, распространение на новые территории российского уголовного закона, то есть придание ему обратной силы с одновременным закреплением недопустимости поворота к худшему, является примером ревизионного характера обратной силы нормативных правовых актов, поскольку здесь уже наступили юридические последствия в виде совершения преступления и, возможно, имеется факт осуждения за его совершение. Ревизионная обратная сила представляет собой исключительное явление, при котором происходит вторжение нового уголовного закона на уже сложившиеся, полностью урегулированные и иногда даже полностью исполненные правоотношения. В таких случаях, как отмечает профессор З.А. Незнамова, ревизионное действие уголовного закона должно устанавливаться общей коллизионной нормой <10>.
Готовое решение: Что означает принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика
(КонсультантПлюс, 2025)Этот принцип означает, что изменения налогового законодательства, нормативных правовых актов и актов, формирующих судебную практику, не имеют обратной силы и не распространяются на отношения, возникшие до их вступления в силу.
(КонсультантПлюс, 2025)Этот принцип означает, что изменения налогового законодательства, нормативных правовых актов и актов, формирующих судебную практику, не имеют обратной силы и не распространяются на отношения, возникшие до их вступления в силу.
Статья: Применение российских соглашений об избежании двойного налогообложения с КНР и Гонконгом
(Трофимов А.А., Кустова М.В.)
("Закон", 2023, N 11)Доктринальное обоснование допустимости множественности налоговых систем в конкретном унитарном государстве было предложено и в отечественной науке <10>. Это позволило прояснить базовые вопросы о китайской налоговой системе, а также констатировать возможность применения соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного с материковым Китаем, в отношении налогоплательщиков из других налоговых систем только в случае, если действие соглашения будет прямо распространено на соответствующие отношения. Тем не менее судебная практика продолжает обнаруживать примеры попыток налогоплательщиков обосновать возможность применения Соглашения с КНР к налоговым периодам до вступления в силу Соглашения с Гонконгом <11> в отношении гонконгских партнеров, а также в отношении тайваньских контрагентов (в условиях, когда налоговое соглашение между Россией и Тайванем отсутствует) <12>. В свете того, что такие попытки не увенчались успехом, заявителем в одном деле была испробована другая возможность <13> - настаивать на применении Соглашения с Гонконгом к налоговым периодам до 2017 года, однако она оказалась столь же безуспешной. Арбитражным судом не была поддержана ссылка на п. 4 ст. 5 НК РФ об обратной силе нормативных актов, улучшающих права налогоплательщика, поскольку, во-первых, данная норма неприменима к международным актам, имеющим специальный порядок вступления в силу и применения (дата вступления его в силу и дата начала применения для России - с 1 января 2017 года), а, во-вторых, само по себе соглашение не улучшает положения налогоплательщиков (налоговых агентов).
(Трофимов А.А., Кустова М.В.)
("Закон", 2023, N 11)Доктринальное обоснование допустимости множественности налоговых систем в конкретном унитарном государстве было предложено и в отечественной науке <10>. Это позволило прояснить базовые вопросы о китайской налоговой системе, а также констатировать возможность применения соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного с материковым Китаем, в отношении налогоплательщиков из других налоговых систем только в случае, если действие соглашения будет прямо распространено на соответствующие отношения. Тем не менее судебная практика продолжает обнаруживать примеры попыток налогоплательщиков обосновать возможность применения Соглашения с КНР к налоговым периодам до вступления в силу Соглашения с Гонконгом <11> в отношении гонконгских партнеров, а также в отношении тайваньских контрагентов (в условиях, когда налоговое соглашение между Россией и Тайванем отсутствует) <12>. В свете того, что такие попытки не увенчались успехом, заявителем в одном деле была испробована другая возможность <13> - настаивать на применении Соглашения с Гонконгом к налоговым периодам до 2017 года, однако она оказалась столь же безуспешной. Арбитражным судом не была поддержана ссылка на п. 4 ст. 5 НК РФ об обратной силе нормативных актов, улучшающих права налогоплательщика, поскольку, во-первых, данная норма неприменима к международным актам, имеющим специальный порядок вступления в силу и применения (дата вступления его в силу и дата начала применения для России - с 1 января 2017 года), а, во-вторых, само по себе соглашение не улучшает положения налогоплательщиков (налоговых агентов).