Обратная сила актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Обратная сила актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 399 УПК РФТребования ст. 63 УПК РФ не распространяются на судью, рассматривающего в порядке ст. ст. 396, 397 и 399 УПК РФ ходатайство осужденного о смягчении наказания в связи с изданием закона, имеющего обратную силу >>>
Позиция ВС РФ: НПА органа госвласти (местного самоуправления), в соответствии с которым увеличивается размер арендной платы за пользование государственным (муниципальным) имуществом применительно к истекшему периоду, признается судом недействующим
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 22.08.2019 N 25-АПА19-3 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 3 ст. 614 ГК РФ, ст. 39.7 ЗК РФ, п. п. 1, 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, абз. 3 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Изменение арендодателем - органом местного самоуправления размера арендной платы в одностороннем порядке возможно после принятия соответствующего решения органом государственной власти субъекта РФ. Новый размер арендной платы не может быть распространен на истекший период. Придание обратной силы нормативному правовому акту, устанавливающему новый размер арендной платы, влечет образование у арендаторов задолженности по арендной плате в предшествующем году и, как следствие, возникновение дополнительной обязанности по уплате арендной платы и пеней в текущем году. На этом основании соответствующий акт органа государственной власти субъекта РФ суд должен признать недействующим.
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 22.08.2019 N 25-АПА19-3 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 3 ст. 614 ГК РФ, ст. 39.7 ЗК РФ, п. п. 1, 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, абз. 3 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Изменение арендодателем - органом местного самоуправления размера арендной платы в одностороннем порядке возможно после принятия соответствующего решения органом государственной власти субъекта РФ. Новый размер арендной платы не может быть распространен на истекший период. Придание обратной силы нормативному правовому акту, устанавливающему новый размер арендной платы, влечет образование у арендаторов задолженности по арендной плате в предшествующем году и, как следствие, возникновение дополнительной обязанности по уплате арендной платы и пеней в текущем году. На этом основании соответствующий акт органа государственной власти субъекта РФ суд должен признать недействующим.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обратная сила закона
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обратная сила актов, обладающих меньшей юридической силой
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обратная сила актов, обладающих меньшей юридической силой
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Суды пришли к выводу о том, что постановление N 5-п, на которое ссылается предприниматель, было опубликовано 16 декабря 2015 г. и вступило в силу с 16 января 2016 г., а, соответственно, на основании положений ст. 391, 393, п. 14 ст. 396 НК РФ подлежало применению при исчислении земельного налога с 1 января 2017 г. При этом доводы предпринимателя о том, что постановлением N 5-п снижена кадастровая стоимость его земельных участков, в связи с чем в силу ст. 5 НК РФ постановление N 5-п как улучшающее положение налогоплательщика действует с 1 января 2016 г. - дата вступления в силу, предусмотренная в п. 4 постановления N 5-п, суды отклонили, указав, что постановление N 5-п не содержит положений об обратной силе нормативного акта для целей налогообложения, а указание в нормативном правовом акте на его вступление в силу с 1 января 2016 г., не влияет на порядок определения момента вступления в силу для целей налогообложения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Суды пришли к выводу о том, что постановление N 5-п, на которое ссылается предприниматель, было опубликовано 16 декабря 2015 г. и вступило в силу с 16 января 2016 г., а, соответственно, на основании положений ст. 391, 393, п. 14 ст. 396 НК РФ подлежало применению при исчислении земельного налога с 1 января 2017 г. При этом доводы предпринимателя о том, что постановлением N 5-п снижена кадастровая стоимость его земельных участков, в связи с чем в силу ст. 5 НК РФ постановление N 5-п как улучшающее положение налогоплательщика действует с 1 января 2016 г. - дата вступления в силу, предусмотренная в п. 4 постановления N 5-п, суды отклонили, указав, что постановление N 5-п не содержит положений об обратной силе нормативного акта для целей налогообложения, а указание в нормативном правовом акте на его вступление в силу с 1 января 2016 г., не влияет на порядок определения момента вступления в силу для целей налогообложения.
Решение Суда ЕврАзЭС от 10.07.2013
<О применении статей 5, 6, 8 Соглашения о таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008, положений пп.7.1.11 и 7.4 пункта 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130, пунктом 1 и 3 Решения комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728>
(вместе с Особым мнением дело N 1-6/1-2013, Особым мнением по решению о преюдициальном запросе дело N 1-6/1-2013)Принцип правовой определенности включает в себя, но не исключительно, следующее: нормативные акты должны быть опубликованы, должны быть ясными и точными, решения судов должны быть обязательными и исполняться, обратная сила нормативных актов должна устанавливаться в исключительных случаях, законные интересы и ожидания сторон должны быть защищены.
<О применении статей 5, 6, 8 Соглашения о таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008, положений пп.7.1.11 и 7.4 пункта 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130, пунктом 1 и 3 Решения комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728>
(вместе с Особым мнением дело N 1-6/1-2013, Особым мнением по решению о преюдициальном запросе дело N 1-6/1-2013)Принцип правовой определенности включает в себя, но не исключительно, следующее: нормативные акты должны быть опубликованы, должны быть ясными и точными, решения судов должны быть обязательными и исполняться, обратная сила нормативных актов должна устанавливаться в исключительных случаях, законные интересы и ожидания сторон должны быть защищены.
Статья: Применение гражданского процессуального закона во времени
(Голубцов В.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 3)В качестве основного вопрос о ретроспективной силе таких актов был подробно рассмотрен в Постановлении КС РФ от 21 января 2010 г. N 1-П, в котором Суд указал на законность такого правового последствия, как придание обратной силы актам толкования; в тех случаях, когда в силу общеправовых и конституционных принципов возможно придание ему обратной силы, допускается пересмотр и отмена вынесенных ранее судебных актов, основанных на ином толковании примененных норм (подп. 3.4) <28>. Конкретные случаи ретроспективы КС РФ ограничил преимущественно теми, где имеют место "интересы индивида в отношениях, возникающих между ним и государством в публичной сфере (уголовное, налоговое, пенсионное регулирование)". При этом высшая инстанция отметила необходимость в рамках процедуры введения постановления Пленума ВАС РФ в действие "формально определенным образом, ясно и недвусмысленно" указывать исключительные случаи ретроспективы. Предание судебной практике обратной силы установлено также, в частности, Постановлением Пленума ВАС РФ от 30 июня 2011 г. N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" <29>. Как отмечается в доктрине, сочетание нормативной силы судебной практики с обратной силой дает ей большие регулятивные возможности <30>.
(Голубцов В.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 3)В качестве основного вопрос о ретроспективной силе таких актов был подробно рассмотрен в Постановлении КС РФ от 21 января 2010 г. N 1-П, в котором Суд указал на законность такого правового последствия, как придание обратной силы актам толкования; в тех случаях, когда в силу общеправовых и конституционных принципов возможно придание ему обратной силы, допускается пересмотр и отмена вынесенных ранее судебных актов, основанных на ином толковании примененных норм (подп. 3.4) <28>. Конкретные случаи ретроспективы КС РФ ограничил преимущественно теми, где имеют место "интересы индивида в отношениях, возникающих между ним и государством в публичной сфере (уголовное, налоговое, пенсионное регулирование)". При этом высшая инстанция отметила необходимость в рамках процедуры введения постановления Пленума ВАС РФ в действие "формально определенным образом, ясно и недвусмысленно" указывать исключительные случаи ретроспективы. Предание судебной практике обратной силы установлено также, в частности, Постановлением Пленума ВАС РФ от 30 июня 2011 г. N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" <29>. Как отмечается в доктрине, сочетание нормативной силы судебной практики с обратной силой дает ей большие регулятивные возможности <30>.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)4. В положениях абз. 1 и 2 ч. 4 комментируемой статьи регламентирована обратная сила актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования:
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)4. В положениях абз. 1 и 2 ч. 4 комментируемой статьи регламентирована обратная сила актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования:
Статья: Толковательная функция нормотворческих органов
(Василевич Г.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Официальное толкование - это деятельность уполномоченных субъектов (государственных органов, должностных лиц) по разъяснению смысла (содержания) толкуемой нормы, которое облечено в соответствующую форму, осуществлено с соблюдением установленной процедуры и обязательно для реализации. Акты толкования нормативных правовых актов являются нормативными правовыми актами. Отмена или корректировка толкуемого акта должна влечь соответствующие последствия и для акта толкования. Новое "прочтение" (понимание) толкуемого акта законодательства посредством его толкования следует увязывать с иной проблемой - введением в действие акта толкования. В ситуации, когда в результате нового взгляда на норму, подсказанного практикой, существенно изменяется правовое положение участников правовых отношений, включая выявление оснований для юридической ответственности, следует руководствоваться сложившимися стандартами о непридании обратной силы акту. С проблемой дачи письменных официальных ответов на индивидуальные обращения связан вопрос о признании в качестве источника права не только судебного, но и административного прецедента. В условиях развития информационного общества накопление типичных вопросов и разъяснений по ним, размещение их на сайтах соответствующих органов, аккумулирование их в единой базе может способствовать укреплению законности.
(Василевич Г.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Официальное толкование - это деятельность уполномоченных субъектов (государственных органов, должностных лиц) по разъяснению смысла (содержания) толкуемой нормы, которое облечено в соответствующую форму, осуществлено с соблюдением установленной процедуры и обязательно для реализации. Акты толкования нормативных правовых актов являются нормативными правовыми актами. Отмена или корректировка толкуемого акта должна влечь соответствующие последствия и для акта толкования. Новое "прочтение" (понимание) толкуемого акта законодательства посредством его толкования следует увязывать с иной проблемой - введением в действие акта толкования. В ситуации, когда в результате нового взгляда на норму, подсказанного практикой, существенно изменяется правовое положение участников правовых отношений, включая выявление оснований для юридической ответственности, следует руководствоваться сложившимися стандартами о непридании обратной силы акту. С проблемой дачи письменных официальных ответов на индивидуальные обращения связан вопрос о признании в качестве источника права не только судебного, но и административного прецедента. В условиях развития информационного общества накопление типичных вопросов и разъяснений по ним, размещение их на сайтах соответствующих органов, аккумулирование их в единой базе может способствовать укреплению законности.
Статья: Великое объединение: оспаривание нормативных правовых и административных актов в суде по одним процессуальным правилам
(Ильин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта по общему правилу действует только на будущее время, акт признается недействующим в огромном большинстве случаев с момента вступления решения суда. Наоборот, решение суда по делу об оспаривании административного акта по общему правилу действует с обратной силой, акт признается недействующим со дня принятия.
(Ильин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта по общему правилу действует только на будущее время, акт признается недействующим в огромном большинстве случаев с момента вступления решения суда. Наоборот, решение суда по делу об оспаривании административного акта по общему правилу действует с обратной силой, акт признается недействующим со дня принятия.
Готовое решение: Что означает принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика
(КонсультантПлюс, 2025)Этот принцип означает, что изменения налогового законодательства, нормативных правовых актов и актов, формирующих судебную практику, не имеют обратной силы и не распространяются на отношения, возникшие до их вступления в силу.
(КонсультантПлюс, 2025)Этот принцип означает, что изменения налогового законодательства, нормативных правовых актов и актов, формирующих судебную практику, не имеют обратной силы и не распространяются на отношения, возникшие до их вступления в силу.
Статья: Вопросы применения измененных положений Налогового кодекса РФ о патентной системе налогообложения
(Попкова Ж.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)В конце концов, прямой либо неявный отход от тех или иных правовых позиций КС РФ в России практикуется уже достаточно давно. Так, уже много лет (с 2016 г.) Минпромторгом РФ в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ ежегодно принимаются Перечни легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. (Перечень на 2021 г. опубликован 26 февраля 2021 г. <22>; приводится мнение о том, в 2021 г. в новый список попали относительно массовые модели, в том числе Skoda Kodiaq и Subaru Outback <23>). Включение автомобиля в Перечень означает, что он подлежит повышенному (по сравнению с НК РФ) обложению транспортным налогом. Однако практически никого не возмущает то, что Перечень на 2021 г., как и на предыдущие годы, официально публикуется непосредственно в облагаемом году - налоговом периоде (т.е. явно имеет место обратная сила акта законодательства, в том числе и в части, ухудшающей положение налогоплательщиков). Ни статья 57 Конституции РФ, ни правовые позиции КС РФ (в том числе Определения от 08.04.2003 N 159-О <24>, от 10.07.2003 N 291-О <25>), ни пункт 1 ст. 5, устанавливающий минимальный месячный срок с даты официальной публикации акта о налогах, во внимание не принимаются. В конце концов, и ограничения в федеральном законе для Минпромторга РФ в установлении того, какие именно автомобили должны попасть в перечень, по существу, также отсутствуют.
(Попкова Ж.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)В конце концов, прямой либо неявный отход от тех или иных правовых позиций КС РФ в России практикуется уже достаточно давно. Так, уже много лет (с 2016 г.) Минпромторгом РФ в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ ежегодно принимаются Перечни легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. (Перечень на 2021 г. опубликован 26 февраля 2021 г. <22>; приводится мнение о том, в 2021 г. в новый список попали относительно массовые модели, в том числе Skoda Kodiaq и Subaru Outback <23>). Включение автомобиля в Перечень означает, что он подлежит повышенному (по сравнению с НК РФ) обложению транспортным налогом. Однако практически никого не возмущает то, что Перечень на 2021 г., как и на предыдущие годы, официально публикуется непосредственно в облагаемом году - налоговом периоде (т.е. явно имеет место обратная сила акта законодательства, в том числе и в части, ухудшающей положение налогоплательщиков). Ни статья 57 Конституции РФ, ни правовые позиции КС РФ (в том числе Определения от 08.04.2003 N 159-О <24>, от 10.07.2003 N 291-О <25>), ни пункт 1 ст. 5, устанавливающий минимальный месячный срок с даты официальной публикации акта о налогах, во внимание не принимаются. В конце концов, и ограничения в федеральном законе для Минпромторга РФ в установлении того, какие именно автомобили должны попасть в перечень, по существу, также отсутствуют.
Готовое решение: Обратная сила в налоговом законодательстве
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Какие изменения налогового законодательства всегда имеют обратную силу
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Какие изменения налогового законодательства всегда имеют обратную силу
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как неоднократно указывал КС России в своих решениях, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Об этом говорилось и в Определении КС России от 15 апреля 2008 г. N 262-О-О <217>, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на положение п. 1 ст. 4 части первой ГК РФ, содержащее специальное указание об обратной силе действия актов гражданского законодательства. При этом КС России отметил, что оспариваемое заявителем положение корреспондирует общим правилам действия закона во времени и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе гарантированные статьей 54 Конституции РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как неоднократно указывал КС России в своих решениях, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Об этом говорилось и в Определении КС России от 15 апреля 2008 г. N 262-О-О <217>, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на положение п. 1 ст. 4 части первой ГК РФ, содержащее специальное указание об обратной силе действия актов гражданского законодательства. При этом КС России отметил, что оспариваемое заявителем положение корреспондирует общим правилам действия закона во времени и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе гарантированные статьей 54 Конституции РФ.
Статья: Механизм исцеления сделки, совершенной под влиянием заблуждения, при согласии контрагента на сохранение ее силы
(Поваров Ю.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Ключевые слова: заблуждение, исцеление (конвалидация) недействительной сделки, ничтожная сделка, оспоримая сделка, принцип добросовестности, принцип стабильности договора, согласие на сохранение силы сделки, изменение договора, обратная сила акта, согласие на совершение сделки.
(Поваров Ю.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Ключевые слова: заблуждение, исцеление (конвалидация) недействительной сделки, ничтожная сделка, оспоримая сделка, принцип добросовестности, принцип стабильности договора, согласие на сохранение силы сделки, изменение договора, обратная сила акта, согласие на совершение сделки.