Обращение с опасными отходами
Подборка наиболее важных документов по запросу Обращение с опасными отходами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за предпринимательскую деятельность без государственной регистрации или специального разрешения (лицензии)
(КонсультантПлюс, 2025)Из материалов настоящего дела не следует, что общество занимается деятельностью по обращению с опасными отходами в том понимании, которое придается ему положениями Закона N 89-ФЗ, поскольку оно не занимается приемом органических отходов от иных лиц с целью дальнейшей переработки (утилизации) за соответствующую плату, в связи с чем требования по получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на него не распространяются.
(КонсультантПлюс, 2025)Из материалов настоящего дела не следует, что общество занимается деятельностью по обращению с опасными отходами в том понимании, которое придается ему положениями Закона N 89-ФЗ, поскольку оно не занимается приемом органических отходов от иных лиц с целью дальнейшей переработки (утилизации) за соответствующую плату, в связи с чем требования по получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на него не распространяются.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблема квалификации вреда здоровью человека при нарушении правил обращения экологически опасных веществ и отходов
(Постная О.В., Исаев Г.О.)
("Правовое регулирование экономической деятельности. ПРЭД", 2024, N 3)"Правовое регулирование экономической деятельности. ПРЭД", 2024, N 3
(Постная О.В., Исаев Г.О.)
("Правовое регулирование экономической деятельности. ПРЭД", 2024, N 3)"Правовое регулирование экономической деятельности. ПРЭД", 2024, N 3
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)2.3. Нарушение правил обращения экологически
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)2.3. Нарушение правил обращения экологически
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 14. Требования к обращению с отходами I - V классов опасности
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 14. Требования к обращению с отходами I - V классов опасности
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
Статья: К вопросу о развитии основных направлений правового регулирования цифровизации экологической безопасности в условиях глобальных климатических изменений для целей развития предпринимательской деятельности
(Егорова М.А.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 1)Жители России сталкиваются с различными проблемами в экологии, которые требуют конституционного обеспечения их экологических прав, гарантий экологической безопасности, регулирования обращения с опасными отходами производства. Они усугубились пандемией коронавируса, затяжными глобальными энергетическими, продовольственными и финансовыми кризисами. Многие эксперты высказываются о наступлении глобального экологического кризиса в ближайшие десятилетия.
(Егорова М.А.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 1)Жители России сталкиваются с различными проблемами в экологии, которые требуют конституционного обеспечения их экологических прав, гарантий экологической безопасности, регулирования обращения с опасными отходами производства. Они усугубились пандемией коронавируса, затяжными глобальными энергетическими, продовольственными и финансовыми кризисами. Многие эксперты высказываются о наступлении глобального экологического кризиса в ближайшие десятилетия.
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если отходы относятся к опасным грузам, то к их транспортированию предъявляются дополнительные требования, например о наличии:
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если отходы относятся к опасным грузам, то к их транспортированию предъявляются дополнительные требования, например о наличии:
Статья: Эколого-правовые проблемы обращения с отходами недропользования в Арктической зоне Российской Федерации
(Пономарев М.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)В числе основных мер, направленных на выполнение основных задач в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г., утвержденной Указом Президента РФ от 26 октября 2020 г. N 645, указывается государственная поддержка деятельности в сфере обращения с отходами в Арктической зоне, а также совершенствование системы обращения с опасными отходами в Арктической зоне (подп. "н" п. 15). В свою очередь, Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. N 366, также предусматривает ряд мероприятий в области охраны окружающей среды Арктической зоны от негативного воздействия радиоактивных отходов.
(Пономарев М.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)В числе основных мер, направленных на выполнение основных задач в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г., утвержденной Указом Президента РФ от 26 октября 2020 г. N 645, указывается государственная поддержка деятельности в сфере обращения с отходами в Арктической зоне, а также совершенствование системы обращения с опасными отходами в Арктической зоне (подп. "н" п. 15). В свою очередь, Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. N 366, также предусматривает ряд мероприятий в области охраны окружающей среды Арктической зоны от негативного воздействия радиоактивных отходов.
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Так, например, налогоплательщику может потребоваться провести государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих осуществление предпринимательской деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, а также на профессиональную переподготовку лиц, допущенных к обращению с опасными отходами.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Так, например, налогоплательщику может потребоваться провести государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих осуществление предпринимательской деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, а также на профессиональную переподготовку лиц, допущенных к обращению с опасными отходами.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Все публично-правовые компании имеют очевидную публичную направленность деятельности, большинство из них способствуют реализации установленной Президентом РФ национальной цели Российской Федерации "Комфортная и безопасная среда для жизни" <76>. Так, деятельность ППК "Фонд" и ППК "ВСК" призвана обеспечить улучшение жилищных условий населения и увеличение объема жилищного строительства; функционирование ППК "РЭО" - создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Что касается ППК "Единый заказчик", то ее создание способствует централизации государственных заказчиков при строительстве объектов государственной собственности, необходимость которой предусмотрена Общенациональным планом действий и обеспечивает восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения <77>. Создание ППК "Роскадастр", в свою очередь, обусловлено достижением целей государственной программы "Национальная система пространственных данных" <78>.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Все публично-правовые компании имеют очевидную публичную направленность деятельности, большинство из них способствуют реализации установленной Президентом РФ национальной цели Российской Федерации "Комфортная и безопасная среда для жизни" <76>. Так, деятельность ППК "Фонд" и ППК "ВСК" призвана обеспечить улучшение жилищных условий населения и увеличение объема жилищного строительства; функционирование ППК "РЭО" - создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Что касается ППК "Единый заказчик", то ее создание способствует централизации государственных заказчиков при строительстве объектов государственной собственности, необходимость которой предусмотрена Общенациональным планом действий и обеспечивает восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения <77>. Создание ППК "Роскадастр", в свою очередь, обусловлено достижением целей государственной программы "Национальная система пространственных данных" <78>.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Так, налогоплательщику может потребоваться провести государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих осуществление предпринимательской деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, а также на профессиональную переподготовку лиц, допущенных к обращению с опасными отходами.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Так, налогоплательщику может потребоваться провести государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих осуществление предпринимательской деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, а также на профессиональную переподготовку лиц, допущенных к обращению с опасными отходами.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- в первоначальной редакции содержал следующие требования: "Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами";
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- в первоначальной редакции содержал следующие требования: "Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами";
Статья: О ходе реформы законодательства об утилизации отходов потребления: наметился ли прогресс?
(Хорошавин А.В.)
("Закон", 2023, N 10)Отдельную сложность организации сбора отходов представляет требование лицензирования деятельности по сбору и транспортированию отходов 1 - 4-го классов опасности (ст. 9 Закона N 89-ФЗ). Не умаляя важность обеспечения доступа только квалифицированных подрядчиков к обращению с опасными отходами, мы должны отметить, что сбор отходов от населения во всем мире реализуется путем использования точек продажи товаров (сетевого ретейла) и обратной логистики из точек продаж <8>.
(Хорошавин А.В.)
("Закон", 2023, N 10)Отдельную сложность организации сбора отходов представляет требование лицензирования деятельности по сбору и транспортированию отходов 1 - 4-го классов опасности (ст. 9 Закона N 89-ФЗ). Не умаляя важность обеспечения доступа только квалифицированных подрядчиков к обращению с опасными отходами, мы должны отметить, что сбор отходов от населения во всем мире реализуется путем использования точек продажи товаров (сетевого ретейла) и обратной логистики из точек продаж <8>.
Статья: Правовое регулирование улавливания и захоронения парниковых газов в пласты горных пород на примере CO2
(Спиридонова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)1. Порядок получения права пользования недрами для целей захоронения радиоактивных отходов и отходов I - II классов опасности в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов для участков недр федерального значения, введен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2533 <2>. Право пользования недрами для целей захоронения радиоактивных отходов и отходов предоставляется решением Правительства РФ по результатам рассмотрения заявки Федеральным агентством по недропользованию. В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <3> отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению. Объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах. Группы однородных отходов - отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме). В соответствии с Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" <4> выделяются следующие агрегатные состояния отходов: твердый; жидкий; пастообразный; шлам; гель, коллоид; эмульсия; суспензия; сыпучий; гранулят; порошкообразный; пылеобразный; волокно; готовое изделие, потерявшее потребительские свойства. Таким образом, газообразные вещества не могут быть отнесены к отходам производства и потребления и не могут являться предметом лицензирования в области обращения с опасными отходами. Соответственно, захоронение газообразного CO2 в пластах горных пород не может признаваться объектом захоронения отходов.
(Спиридонова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)1. Порядок получения права пользования недрами для целей захоронения радиоактивных отходов и отходов I - II классов опасности в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов для участков недр федерального значения, введен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2533 <2>. Право пользования недрами для целей захоронения радиоактивных отходов и отходов предоставляется решением Правительства РФ по результатам рассмотрения заявки Федеральным агентством по недропользованию. В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <3> отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению. Объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах. Группы однородных отходов - отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме). В соответствии с Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" <4> выделяются следующие агрегатные состояния отходов: твердый; жидкий; пастообразный; шлам; гель, коллоид; эмульсия; суспензия; сыпучий; гранулят; порошкообразный; пылеобразный; волокно; готовое изделие, потерявшее потребительские свойства. Таким образом, газообразные вещества не могут быть отнесены к отходам производства и потребления и не могут являться предметом лицензирования в области обращения с опасными отходами. Соответственно, захоронение газообразного CO2 в пластах горных пород не может признаваться объектом захоронения отходов.
Статья: Проблемы международной и личной ответственности за незаконный оборот опасных отходов в странах Центральной и Западной Африки: национальный уровень правового регулирования
(Селедчик Д.Д., Татаринов М.К.)
("Экологическое право", 2023, N 3)На сегодняшний день многие африканские государства приняли природоохранные конституционные положения. Например, к числу государств, в конституциях которых закреплено право граждан на охрану окружающей среды, относятся Буркина-Фасо, Конго, Бенин, Нигер и ЮАР <5>. Ряд государств приняли отдельные акты, устанавливающие режим природных объектов (недропользования, водопользования), охрану отдельных компонентов природной среды (почвы, воздуха, воды) и эколого-правовой режим природно-антропогенных систем (поселений, городов, промышленных зон) <6>. Что же касается законодательства в области обращения с опасными отходами, то страны Африканского континента можно разделить на две категории. Первая, где подобное законодательство отсутствует: упомянутая Буркина-Фасо, а также Чад, Кот-д'Ивуар и другие; а вторая группа включает в себя страны, где имеются специальные акты, регулирующие оборот опасных отходов, в том числе содержащие нормы, предусматривающие различные виды ответственности за незаконный оборот опасных отходов. Далее будут рассмотрены некоторые из них.
(Селедчик Д.Д., Татаринов М.К.)
("Экологическое право", 2023, N 3)На сегодняшний день многие африканские государства приняли природоохранные конституционные положения. Например, к числу государств, в конституциях которых закреплено право граждан на охрану окружающей среды, относятся Буркина-Фасо, Конго, Бенин, Нигер и ЮАР <5>. Ряд государств приняли отдельные акты, устанавливающие режим природных объектов (недропользования, водопользования), охрану отдельных компонентов природной среды (почвы, воздуха, воды) и эколого-правовой режим природно-антропогенных систем (поселений, городов, промышленных зон) <6>. Что же касается законодательства в области обращения с опасными отходами, то страны Африканского континента можно разделить на две категории. Первая, где подобное законодательство отсутствует: упомянутая Буркина-Фасо, а также Чад, Кот-д'Ивуар и другие; а вторая группа включает в себя страны, где имеются специальные акты, регулирующие оборот опасных отходов, в том числе содержащие нормы, предусматривающие различные виды ответственности за незаконный оборот опасных отходов. Далее будут рассмотрены некоторые из них.