Обработка помещений коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Обработка помещений коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Апелляционное определение Севастопольского городского суда от 23.05.2024 по делу N 33-1513/2024 (УИД 92RS0004-01-2023-002469-89)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Нарушения трудовых прав истца со стороны ответчика не установлено, доказательств о поручении истцу указанных в исковом заявлении работ со стороны ответчика, как и доказательств самого факта выполнения указанных работ, истцом не представлено.
Решение: Отказано.Оспаривая указанные выводы суда первой инстанции и требуя признать их незаконными, Ш. в апелляционной жалобе приводит доводы, повторяющие доводы иска, а также указывает на нарушение ее прав работодателем по оплате труда за период с января по март 2017 года, по охране труда в связи с обработкой помещений многоквартирного дома в период возникновения коронавируса, т.е. в 2020 году, а также ссылается на то, что ответчиком не доказана оплата ее труда по всему выполненному ею перечню работ. При этом, доказательств выполнения перечня работ вне должностной инструкции рабочего по комплексной уборке территорий Ш. судебной коллегии не приведено, как и доказательств того, что истица обращалась к работодателю с требованием о соблюдении им ее трудовых прав.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Нарушения трудовых прав истца со стороны ответчика не установлено, доказательств о поручении истцу указанных в исковом заявлении работ со стороны ответчика, как и доказательств самого факта выполнения указанных работ, истцом не представлено.
Решение: Отказано.Оспаривая указанные выводы суда первой инстанции и требуя признать их незаконными, Ш. в апелляционной жалобе приводит доводы, повторяющие доводы иска, а также указывает на нарушение ее прав работодателем по оплате труда за период с января по март 2017 года, по охране труда в связи с обработкой помещений многоквартирного дома в период возникновения коронавируса, т.е. в 2020 году, а также ссылается на то, что ответчиком не доказана оплата ее труда по всему выполненному ею перечню работ. При этом, доказательств выполнения перечня работ вне должностной инструкции рабочего по комплексной уборке территорий Ш. судебной коллегии не приведено, как и доказательств того, что истица обращалась к работодателю с требованием о соблюдении им ее трудовых прав.
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 31.10.2024 N 88а-26611/2024 (УИД 56RS0033-01-2023-001996-95)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: 1) О признании незаконными действий (бездействия) администрации исправительного учреждения; 2) О присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Обстоятельства: Сам по себе факт наличия введенных ограничений в связи с пандемией коронавируса не свидетельствует о наличии уважительных причин, являющихся основанием для ограничения права на прогулку, предусмотренную законом.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Ссылки административного ответчика на Постановление Главного государственного санитарного врача ФСИН России от 27 июня 2022 года N 753, которым учреждениям ФСИН предписывалось проведение санитарного дня еженедельно с ограничением перемещения спецконтингента, судами отклонены со ссылкой на то, что проведение санитарной обработки помещений в воскресенье не является основанием для непредоставления прогулки, учитывая, при этом что ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, в период содержания Е. в ФКУ СИЗО-2 были полностью сняты, кроме того, сам по себе факт наличия введенных ограничений в связи пандемией коронавируса не свидетельствует о наличии уважительных причин, являющихся основанием для ограничения права на прогулку, предусмотренную законом.
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: 1) О признании незаконными действий (бездействия) администрации исправительного учреждения; 2) О присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Обстоятельства: Сам по себе факт наличия введенных ограничений в связи с пандемией коронавируса не свидетельствует о наличии уважительных причин, являющихся основанием для ограничения права на прогулку, предусмотренную законом.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Ссылки административного ответчика на Постановление Главного государственного санитарного врача ФСИН России от 27 июня 2022 года N 753, которым учреждениям ФСИН предписывалось проведение санитарного дня еженедельно с ограничением перемещения спецконтингента, судами отклонены со ссылкой на то, что проведение санитарной обработки помещений в воскресенье не является основанием для непредоставления прогулки, учитывая, при этом что ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, в период содержания Е. в ФКУ СИЗО-2 были полностью сняты, кроме того, сам по себе факт наличия введенных ограничений в связи пандемией коронавируса не свидетельствует о наличии уважительных причин, являющихся основанием для ограничения права на прогулку, предусмотренную законом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: В организации назначены работы по дератизации и дезинфекции, которые будут проводиться в рабочие дни. Может ли работодатель предоставить работникам на это время нерабочие оплачиваемые дни? Как их отразить в табеле?
(Консультация эксперта, 2023)Дезинфекционные мероприятия, например в целях профилактики новой коронавирусной инфекции, включают обработку дезинфицирующими средствами поверхностей в помещениях, мебели, предметов обстановки, подоконников, кресел и стульев, дверных ручек, выключателей, вычислительной, множительной и иной техники, посуды, кранов и умывальников, другого санитарно-технического оборудования.
(Консультация эксперта, 2023)Дезинфекционные мероприятия, например в целях профилактики новой коронавирусной инфекции, включают обработку дезинфицирующими средствами поверхностей в помещениях, мебели, предметов обстановки, подоконников, кресел и стульев, дверных ручек, выключателей, вычислительной, множительной и иной техники, посуды, кранов и умывальников, другого санитарно-технического оборудования.
Готовое решение: Как организации учесть расходы, возникающие в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на закупку средств защиты нужно соотносить с численностью работников, частотой проведения дезинфекций и чистки, а также площадью помещений, нуждающихся в санитарной обработке (Письмо ФНС России от 13.08.2020 N СД-4-3/13046@). Также учитывайте Рекомендации по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19, направленные Письмом Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24.
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на закупку средств защиты нужно соотносить с численностью работников, частотой проведения дезинфекций и чистки, а также площадью помещений, нуждающихся в санитарной обработке (Письмо ФНС России от 13.08.2020 N СД-4-3/13046@). Также учитывайте Рекомендации по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19, направленные Письмом Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24.
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению ФНС России, средства индивидуальной защиты (антисептических средств, градусников, масок, перчаток) должны приобретаться с учетом рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19. Указанные расходы должны быть адекватны количеству работников, частоте проводимой очистки предметов и дезинфекции помещений, а также площади помещений, подлежащих санитарной обработке.
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению ФНС России, средства индивидуальной защиты (антисептических средств, градусников, масок, перчаток) должны приобретаться с учетом рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19. Указанные расходы должны быть адекватны количеству работников, частоте проводимой очистки предметов и дезинфекции помещений, а также площади помещений, подлежащих санитарной обработке.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 09.06.2023 N 1393/р
"Об утверждении Методических указаний по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на объектах железнодорожного транспорта в условиях неблагоприятной эпидемической обстановки или при угрозе возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний воздушно-капельного и контактного пути передачи, в том числе вирусной этиологии"Распоряжение ОАО "РЖД" от 10 апреля 2020 г. N 812/р "Об утверждении Временных норм расхода дезинфицирующих средств при обработке помещений и территорий предприятий для профилактики заболеваний, вызываемых новой коронавирусной инфекцией";
"Об утверждении Методических указаний по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на объектах железнодорожного транспорта в условиях неблагоприятной эпидемической обстановки или при угрозе возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний воздушно-капельного и контактного пути передачи, в том числе вирусной этиологии"Распоряжение ОАО "РЖД" от 10 апреля 2020 г. N 812/р "Об утверждении Временных норм расхода дезинфицирующих средств при обработке помещений и территорий предприятий для профилактики заболеваний, вызываемых новой коронавирусной инфекцией";
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)При централизованном питании работников - организация посещения столовой коллективами цехов, участков, отделов в строго определенное время по утвержденному графику. При отсутствии столовой - запрет приема пищи на рабочих местах, выделение для приема пищи специально отведенной комнаты или части помещения, с оборудованной раковиной для мытья рук и дозатором для обработки рук кожным антисептиком. Организация работы столовых в соответствии с рекомендациями по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в организациях общественного питания. Оборудование умывальников для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)При централизованном питании работников - организация посещения столовой коллективами цехов, участков, отделов в строго определенное время по утвержденному графику. При отсутствии столовой - запрет приема пищи на рабочих местах, выделение для приема пищи специально отведенной комнаты или части помещения, с оборудованной раковиной для мытья рук и дозатором для обработки рук кожным антисептиком. Организация работы столовых в соответствии с рекомендациями по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в организациях общественного питания. Оборудование умывальников для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования.
Статья: Организация судебной деятельности в условиях пандемии: итоги и перспективы
(Орлов А.В.)
("Российский судья", 2021, N 12)Организована каждодневная двухразовая влажная уборка помещений общего пользования и дезинфекция дверных ручек, поручней, перил, контактных поверхностей. Для обработки помещений использован аэрозольный генератор холодного тумана.
(Орлов А.В.)
("Российский судья", 2021, N 12)Организована каждодневная двухразовая влажная уборка помещений общего пользования и дезинфекция дверных ручек, поручней, перил, контактных поверхностей. Для обработки помещений использован аэрозольный генератор холодного тумана.
Статья: Проблемы ЖКХ в условиях пандемии
(Климентьева С.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Помимо основной проблемы, возникшей в период пандемии COVID-19 в сфере ЖКХ, - дефицита бюджета, возникла еще одна, не менее важная проблема - расходы на проведение санитарной обработки и дезинфекции жилых домов, о чем уже упоминалось выше. Проблема заключалась в том, что в начале пандемии сложилась ситуация дефицита необходимых средств для проведения санитарных и дезинфекционных работ. Этот факт привел к острой недостаточности обеспечения средствами защиты сотрудников, проводивших данные мероприятия, нехватке дезинфицирующих средств, необходимых для обработки домов, помещений и придомовых территорий. Увеличились расходы на санитарную обработку и дезинфекцию. Значительно увеличилась нагрузка на сотрудников УК, что привело к увеличению сверхурочного рабочего времени, и, как следствие, возникла необходимость увеличения оплаты труда.
(Климентьева С.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Помимо основной проблемы, возникшей в период пандемии COVID-19 в сфере ЖКХ, - дефицита бюджета, возникла еще одна, не менее важная проблема - расходы на проведение санитарной обработки и дезинфекции жилых домов, о чем уже упоминалось выше. Проблема заключалась в том, что в начале пандемии сложилась ситуация дефицита необходимых средств для проведения санитарных и дезинфекционных работ. Этот факт привел к острой недостаточности обеспечения средствами защиты сотрудников, проводивших данные мероприятия, нехватке дезинфицирующих средств, необходимых для обработки домов, помещений и придомовых территорий. Увеличились расходы на санитарную обработку и дезинфекцию. Значительно увеличилась нагрузка на сотрудников УК, что привело к увеличению сверхурочного рабочего времени, и, как следствие, возникла необходимость увеличения оплаты труда.
Готовое решение: Как учесть при налогообложении расходы, которые возникают в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Но учтите, что размер расходов не может быть произвольным. Количество использованных масок и антисептика должно соотноситься с официальными Рекомендациями по профилактике коронавируса, которыми вы руководствуетесь, например рекомендациями Роспотребнадзора (Главного государственного санитарного врача). При проверке обоснованности расходов инспекторы будут исходить:
(КонсультантПлюс, 2025)Но учтите, что размер расходов не может быть произвольным. Количество использованных масок и антисептика должно соотноситься с официальными Рекомендациями по профилактике коронавируса, которыми вы руководствуетесь, например рекомендациями Роспотребнадзора (Главного государственного санитарного врача). При проверке обоснованности расходов инспекторы будут исходить:
Последние изменения: Возмещение СФР расходов на предупредительные меры и специальную оценку условий труда
(КонсультантПлюс, 2025)В 2022 г., как и в 2021 и 2020 гг., расходы на предупреждение распространения коронавируса можно профинансировать в рамках финансового обеспечения предупредительных мер. Это касается оплаты анализов, покупки масок и других средств защиты, салфеток и антисептиков, устройств для дезинфекции и обработки помещений и поверхностей, бесконтактных термометров и т.д. (п. 3.1 Правил).
(КонсультантПлюс, 2025)В 2022 г., как и в 2021 и 2020 гг., расходы на предупреждение распространения коронавируса можно профинансировать в рамках финансового обеспечения предупредительных мер. Это касается оплаты анализов, покупки масок и других средств защиты, салфеток и антисептиков, устройств для дезинфекции и обработки помещений и поверхностей, бесконтактных термометров и т.д. (п. 3.1 Правил).
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)приобретение дезинфицирующих средств и дозирующих устройств для обработки рук антисептиками;
(КонсультантПлюс, 2025)приобретение дезинфицирующих средств и дозирующих устройств для обработки рук антисептиками;
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Раскрыть содержание этих понятий помогают положения ст. 221 ТК, Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденные Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н, содержащиеся в санитарных правилах требования к средствам индивидуальной и коллективной защиты, например СанПиН 2.2.8.46-03 "Санитарные правила по дезактивации средств индивидуальной защиты", введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.10.2003 N 157, СанПиН 2.2.8.48-03 "Средства индивидуальной защиты органов дыхания персонала радиационно опасных производств", введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.10.2003 N 156, а также Методические рекомендации МР 3.1/3.5.0170/5-20 "Рекомендации по использованию и обработке защитной одежды и средств индивидуальной защиты при работе в контакте с больными COVID-19 (подозрительными на заболевание) либо при работе с биологическим материалом от таких пациентов" (Письмо Роспотребнадзора от 09.04.2020 N 02/6475-2020-32), Методические рекомендации МР 2.2.8.0017-10 "Режимы труда и отдыха работающих в нагревающем микроклимате в производственном помещении и на открытой местности в теплый период года", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 28.12.2010, и др.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Раскрыть содержание этих понятий помогают положения ст. 221 ТК, Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденные Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н, содержащиеся в санитарных правилах требования к средствам индивидуальной и коллективной защиты, например СанПиН 2.2.8.46-03 "Санитарные правила по дезактивации средств индивидуальной защиты", введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.10.2003 N 157, СанПиН 2.2.8.48-03 "Средства индивидуальной защиты органов дыхания персонала радиационно опасных производств", введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.10.2003 N 156, а также Методические рекомендации МР 3.1/3.5.0170/5-20 "Рекомендации по использованию и обработке защитной одежды и средств индивидуальной защиты при работе в контакте с больными COVID-19 (подозрительными на заболевание) либо при работе с биологическим материалом от таких пациентов" (Письмо Роспотребнадзора от 09.04.2020 N 02/6475-2020-32), Методические рекомендации МР 2.2.8.0017-10 "Режимы труда и отдыха работающих в нагревающем микроклимате в производственном помещении и на открытой местности в теплый период года", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 28.12.2010, и др.
Статья: Особенности бюджетно-правового регулирования деятельности бюджетных и автономных учреждений в условиях пандемии
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Одним из важнейших исключений из общего порядка бюджетного финансирования деятельности государственных и муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в соответствии с которым выделение бюджетных ассигнований происходит за счет бюджета того публично-правового образования, которое является учредителем данной некоммерческой организации, стала законодательно закрепленная возможность в течение 2020 - 2021 гг. <3> предоставления из региональных и местных бюджетов целевой субсидии любому бюджетному и автономному учреждению, а не только тому, чьим учредителем является данное публично-правовое образование. Цель предоставляемых ассигнований конкретна и соответствует сложившейся ситуации - финансовое обеспечение мероприятий по стабилизации экономики и борьбе с коронавирусной инфекцией. Например, за счет средств местного бюджета городского округа Шаховская, расположенного в Московской области, в 2020 г. были целевым образом субсидированы областные учреждения здравоохранения, расположенные в этом муниципальном образовании. Первоначально средства выделялись на следующие цели: оплату услуг по санитарной обработке и дезинфекции помещений тех областных учреждений здравоохранения, где находились инфицированные больные, оплату питания сотрудников таких учреждений и проведение тестирования на наличие инфекции определенных категорий сотрудников (например, работников городской администрации, муниципальных учреждений, находящихся в прямом контакте с больными, и т.д.). Позднее список лиц, тестирование которых проводится областными учреждениями за счет субсидий из местного бюджета, расширился и включил в себя всех проживающих на территории округа лиц при наличии определенных симптомов или соответствующих условиям контакта с инфицированными людьми. Также за счет субсидий из местного бюджета стали осуществляться выплаты стимулирующего характера работникам областных учреждений здравоохранения, расположенных на территории округа, работающим в усиленном режиме и оказывающим медицинскую помощь инфицированным больным или пациентам с соответствующими симптомами <4>. По аналогичному принципу из местного бюджета учреждениям здравоохранения регионального уровня были произведены выплаты в 2020 г. за счет бюджета города Новый Уренгой <5>.
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Одним из важнейших исключений из общего порядка бюджетного финансирования деятельности государственных и муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в соответствии с которым выделение бюджетных ассигнований происходит за счет бюджета того публично-правового образования, которое является учредителем данной некоммерческой организации, стала законодательно закрепленная возможность в течение 2020 - 2021 гг. <3> предоставления из региональных и местных бюджетов целевой субсидии любому бюджетному и автономному учреждению, а не только тому, чьим учредителем является данное публично-правовое образование. Цель предоставляемых ассигнований конкретна и соответствует сложившейся ситуации - финансовое обеспечение мероприятий по стабилизации экономики и борьбе с коронавирусной инфекцией. Например, за счет средств местного бюджета городского округа Шаховская, расположенного в Московской области, в 2020 г. были целевым образом субсидированы областные учреждения здравоохранения, расположенные в этом муниципальном образовании. Первоначально средства выделялись на следующие цели: оплату услуг по санитарной обработке и дезинфекции помещений тех областных учреждений здравоохранения, где находились инфицированные больные, оплату питания сотрудников таких учреждений и проведение тестирования на наличие инфекции определенных категорий сотрудников (например, работников городской администрации, муниципальных учреждений, находящихся в прямом контакте с больными, и т.д.). Позднее список лиц, тестирование которых проводится областными учреждениями за счет субсидий из местного бюджета, расширился и включил в себя всех проживающих на территории округа лиц при наличии определенных симптомов или соответствующих условиям контакта с инфицированными людьми. Также за счет субсидий из местного бюджета стали осуществляться выплаты стимулирующего характера работникам областных учреждений здравоохранения, расположенных на территории округа, работающим в усиленном режиме и оказывающим медицинскую помощь инфицированным больным или пациентам с соответствующими симптомами <4>. По аналогичному принципу из местного бюджета учреждениям здравоохранения регионального уровня были произведены выплаты в 2020 г. за счет бюджета города Новый Уренгой <5>.