Обработка персональных данных с 1 марта 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу Обработка персональных данных с 1 марта 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Как получить согласие на обработку персональных данных: анализ практики судов
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 3)<1> Обратите внимание: если речь идет о согласии на обработку персданных для распространения, то оно с 01.03.2021 должно быть оформлено отдельно от других согласий (см. Федеральный закон от 30.12.2020 N 519-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных").
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 3)<1> Обратите внимание: если речь идет о согласии на обработку персданных для распространения, то оно с 01.03.2021 должно быть оформлено отдельно от других согласий (см. Федеральный закон от 30.12.2020 N 519-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных").
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)2. Часть 2 устанавливает достаточно любопытное правило, которое может рассматриваться как одно из неявно выраженных исключений из требования об обязательности получения оператором специального согласия на распространение персональных данных, сделанных доступными неопределенному кругу лиц самим субъектом. Она предусматривает возможность обработки таких данных оператором и в отсутствие такого согласия, но при одновременном выполнении двух условий: 1) такие данные должны быть сделаны доступными неопределенному кругу лиц непосредственно самим субъектом и 2) у оператора есть какое-либо законное основание из числа указанных в ст. 6 или 10 Закона о персональных данных для их обработки, например, если они обрабатываются в рамках исполнения договора, стороной которого является такой субъект. Данное положение находится в некотором противоречии с общей идеологией ст. 10.1, но может выступать своего рода переходным положением, легитимирующим обработку персональных данных, формально подпадающих с 1 марта 2021 г. под требование о получении специального согласия, до 1 сентября 2021 г. (вступление в силу Приказа Роскомнадзора N 18).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)2. Часть 2 устанавливает достаточно любопытное правило, которое может рассматриваться как одно из неявно выраженных исключений из требования об обязательности получения оператором специального согласия на распространение персональных данных, сделанных доступными неопределенному кругу лиц самим субъектом. Она предусматривает возможность обработки таких данных оператором и в отсутствие такого согласия, но при одновременном выполнении двух условий: 1) такие данные должны быть сделаны доступными неопределенному кругу лиц непосредственно самим субъектом и 2) у оператора есть какое-либо законное основание из числа указанных в ст. 6 или 10 Закона о персональных данных для их обработки, например, если они обрабатываются в рамках исполнения договора, стороной которого является такой субъект. Данное положение находится в некотором противоречии с общей идеологией ст. 10.1, но может выступать своего рода переходным положением, легитимирующим обработку персональных данных, формально подпадающих с 1 марта 2021 г. под требование о получении специального согласия, до 1 сентября 2021 г. (вступление в силу Приказа Роскомнадзора N 18).
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"10) утратил силу с 1 марта 2021 года. - Федеральный закон от 30.12.2020 N 519-ФЗ;
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"10) утратил силу с 1 марта 2021 года. - Федеральный закон от 30.12.2020 N 519-ФЗ;
Приказ ФТС России от 19.10.2020 N 922
"Об утверждении Порядка доступа сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах в помещения, в которых ведется обработка персональных данных"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.03.2021 N 62629)Зарегистрировано в Минюсте России 1 марта 2021 г. N 62629
"Об утверждении Порядка доступа сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах в помещения, в которых ведется обработка персональных данных"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.03.2021 N 62629)Зарегистрировано в Минюсте России 1 марта 2021 г. N 62629
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 - 2022 годах"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вместе с тем в правовом регулировании есть общие поправки. С 1 марта 2021 года вступили в силу изменения в Федеральном законе от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ), касающиеся общедоступных персональных данных (ПД). Сейчас вместо них появились "персональные данные, разрешенные к распространению".
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вместе с тем в правовом регулировании есть общие поправки. С 1 марта 2021 года вступили в силу изменения в Федеральном законе от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ), касающиеся общедоступных персональных данных (ПД). Сейчас вместо них появились "персональные данные, разрешенные к распространению".
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (май 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2) для подтверждения наличия соответствующего персонала, указанного в Сведениях о квалифицированном персонале участника (752 позиции), предоставить для осмотра копии паспортов, подлинники заключенных трудовых договоров или гражданско-правовых договоров со специалистами, задействованными при выполнении работ (оказании услуг), иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала, а также согласия субъектов персональных данных (физических лиц) на их обработку;
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2) для подтверждения наличия соответствующего персонала, указанного в Сведениях о квалифицированном персонале участника (752 позиции), предоставить для осмотра копии паспортов, подлинники заключенных трудовых договоров или гражданско-правовых договоров со специалистами, задействованными при выполнении работ (оказании услуг), иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала, а также согласия субъектов персональных данных (физических лиц) на их обработку;
Статья: Проблемы защиты персональных данных в цифровом мире и пути их решения
(Дмитриева Е.Г.)
("Право и бизнес", 2021, N 3)Кроме того, с 1 марта 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 519-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", которым в Закон "О персональных данных" вводится ст. 10.1, в ч. 1 которой предусмотрено, что согласие на обработку персональных данных дается отдельно от иных согласий. Кроме того, пользователю должна быть предоставлена возможность самостоятельно определить, какие именно персональные данные он соглашается передать платформе для обработки.
(Дмитриева Е.Г.)
("Право и бизнес", 2021, N 3)Кроме того, с 1 марта 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 519-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", которым в Закон "О персональных данных" вводится ст. 10.1, в ч. 1 которой предусмотрено, что согласие на обработку персональных данных дается отдельно от иных согласий. Кроме того, пользователю должна быть предоставлена возможность самостоятельно определить, какие именно персональные данные он соглашается передать платформе для обработки.
Статья: Права человека в информационном обществе
(Фомина С.Е.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 12)С 1 марта 2021 г. вступили в силу поправки к данному Федеральному закону. В частности, в него была включена новая статья 10.1, которая закрепляет особенности обработки персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения. Предполагается, что эти изменения будут способствовать более эффективной защите прав субъектов персональных данных.
(Фомина С.Е.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 12)С 1 марта 2021 г. вступили в силу поправки к данному Федеральному закону. В частности, в него была включена новая статья 10.1, которая закрепляет особенности обработки персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения. Предполагается, что эти изменения будут способствовать более эффективной защите прав субъектов персональных данных.
Статья: Геном человека: юридические аспекты
(Бессараб Н.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)С учетом изложенного уделим внимание российскому законодательству о персональных данных. Так, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" определяет, что персональные данные - это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Руководствуясь этой дефиницией, уточним: до введения в действие п. 1.1 ст. 3 указанного ФЗ (1 марта 2021 г.) для идентификации личности можно было применять любые сведения (национальность, пол, группу крови, паспортные данные, место проживания и пр.), полученные из любых источников, и использовать их по своему усмотрению. Пунктом 1.1 ст. 3 указанного ФЗ внесено уточнение: "...персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом".
(Бессараб Н.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)С учетом изложенного уделим внимание российскому законодательству о персональных данных. Так, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" определяет, что персональные данные - это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Руководствуясь этой дефиницией, уточним: до введения в действие п. 1.1 ст. 3 указанного ФЗ (1 марта 2021 г.) для идентификации личности можно было применять любые сведения (национальность, пол, группу крови, паспортные данные, место проживания и пр.), полученные из любых источников, и использовать их по своему усмотрению. Пунктом 1.1 ст. 3 указанного ФЗ внесено уточнение: "...персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом".
Статья: Конец общедоступных персональных данных в России? К вопросу о Федеральном законе от 30 декабря 2020 года N 519-ФЗ
(Абышко А.О.)
("Закон", 2022, N 3)До 1 марта 2021 года в Законе о персональных данных <10> существовало понятие персональных данных, сделанных общедоступными, - ими признавались те персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен непосредственно субъектом персональных данных либо по его просьбе, обработка таких персональных данных допускалась без согласия субъекта (п. 10 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных).
(Абышко А.О.)
("Закон", 2022, N 3)До 1 марта 2021 года в Законе о персональных данных <10> существовало понятие персональных данных, сделанных общедоступными, - ими признавались те персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен непосредственно субъектом персональных данных либо по его просьбе, обработка таких персональных данных допускалась без согласия субъекта (п. 10 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных).