Обработка персональных данных исполнителем коммунальных услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Обработка персональных данных исполнителем коммунальных услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.04.2024 по делу N 88-5241/2024, 2-1193/2023 (УИД 66MS0144-01-2022-004992-67)
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования управляющей организации: 1) О взыскании задолженности за оказанную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами; 2) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик своевременно не оплатила оказывавшуюся ей коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем за спорный период за ней образовалась задолженность в заявленном размере, на которую начислены пени.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено.Ссылка в жалобе на незаконный сбор персональных данных не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов, поскольку в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, ООО "Компания Рифей", являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО, имеет право осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку персональных данных в целях исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования управляющей организации: 1) О взыскании задолженности за оказанную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами; 2) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик своевременно не оплатила оказывавшуюся ей коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем за спорный период за ней образовалась задолженность в заявленном размере, на которую начислены пени.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено.Ссылка в жалобе на незаконный сбор персональных данных не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов, поскольку в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, ООО "Компания Рифей", являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО, имеет право осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку персональных данных в целях исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Преимущества и недостатки прямых договоров ресурсоснабжения в многоквартирных домах
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)<2> Поразительно, но судами часто не учитываются даже очевидные признаки сложившихся прямых договоров предоставления коммунальных услуг, когда ресурсоснабжающая организация самостоятельно осуществляет ведение финансово-лицевых счетов граждан-потребителей (учетные номера в базе данных контрагентов), сбор показаний приборов учета, прием платежей, абонентское (консультационное) обслуживание, изготовление и адресную доставку платежных документов абонентам, предоставляет сервисы личных кабинетов потребителям и осуществляет обработку их персональных данных. См., например: Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2022 г. N 01АП-3430/2022 по делу N А43-38342/2021 // СПС "КонсультантПлюс".
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)<2> Поразительно, но судами часто не учитываются даже очевидные признаки сложившихся прямых договоров предоставления коммунальных услуг, когда ресурсоснабжающая организация самостоятельно осуществляет ведение финансово-лицевых счетов граждан-потребителей (учетные номера в базе данных контрагентов), сбор показаний приборов учета, прием платежей, абонентское (консультационное) обслуживание, изготовление и адресную доставку платежных документов абонентам, предоставляет сервисы личных кабинетов потребителям и осуществляет обработку их персональных данных. См., например: Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2022 г. N 01АП-3430/2022 по делу N А43-38342/2021 // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Платежные документы гражданам - только в конвертах?
(Козырева С.Н.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 3)Поскольку исполнители коммунальных услуг связаны договорами с субъектами персональных данных, никакого согласия от последних на обработку персональных данных получать не нужно (пп. 5 п. 1 ст. 6 Закона о персональных данных в действующей редакции). Именно на это обратила внимание Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в Определении от 24.08.2011 N 33-8182, отказав в удовлетворении иска гражданину, считавшему нарушением своих прав и закона указание в счетах-квитанциях, выставленных ему управляющей организацией, его персональных данных (Ф.И.О., адреса, площади квартиры, числа зарегистрированных и проживающих в квартире человек, вида собственности, сведений об инвалидности).
(Козырева С.Н.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 3)Поскольку исполнители коммунальных услуг связаны договорами с субъектами персональных данных, никакого согласия от последних на обработку персональных данных получать не нужно (пп. 5 п. 1 ст. 6 Закона о персональных данных в действующей редакции). Именно на это обратила внимание Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в Определении от 24.08.2011 N 33-8182, отказав в удовлетворении иска гражданину, считавшему нарушением своих прав и закона указание в счетах-квитанциях, выставленных ему управляющей организацией, его персональных данных (Ф.И.О., адреса, площади квартиры, числа зарегистрированных и проживающих в квартире человек, вида собственности, сведений об инвалидности).
Вопрос: Является ли разглашением персональных данных указание оператором Ф.И.О. абонента на платежных документах, направленных ему по почте?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Признавая правомерным привлечение исполнителя коммунальной услуги к административной ответственности, суды отметили, что в силу п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных исполнители коммунальных услуг связаны договорными обязательствами с субъектами персональных данных, в связи с чем согласия последних на обработку персональных данных не требуется получать. Кроме того, согласно требованию ст. 19 указанного Закона оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые меры защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Признавая правомерным привлечение исполнителя коммунальной услуги к административной ответственности, суды отметили, что в силу п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных исполнители коммунальных услуг связаны договорными обязательствами с субъектами персональных данных, в связи с чем согласия последних на обработку персональных данных не требуется получать. Кроме того, согласно требованию ст. 19 указанного Закона оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые меры защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним.
Статья: Уведомление об обработке ТСЖ персональных данных жильцов
(Самойлова М.Д.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 2)В Постановлении АС ДВО от 20.06.2019 N Ф03-2342/2019 по делу N А51-19080/2018 указано, что исходя из положений ст. 154, 155, 161, 162 ЖК РФ при выборе собственниками помещений в МКД в качестве способа управления домом управляющей организацией именно последняя в силу заключенного договора управления ответственна перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг. Поэтому именно УК, осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами и обладая в силу положений Жилищного кодекса, Правил предоставления коммунальных услуг правом сбора, обновления, хранения, обработки информации о собственниках и нанимателях в целях в том числе предоставления коммунальных услуг, является управомоченным оператором персональных данных. Данную информацию (персональные данные) в силу прямого указания п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 152-ФЗ управляющая организация вправе обрабатывать без согласия субъекта персональных данных. Вместе с тем положениями ст. 7 указанного Закона установлен запрет на их распространение без согласия собственников и нанимателей помещений в МКД. Из материалов дела согласие указанных лиц на передачу их персональных данных не усматривается, и таких обстоятельств по делу не установлено. Наличие у ресурсоснабжающей организации прямых отношений по расчету за поставленные ресурсы с собственниками помещений в МКД не изменяет правового статуса управляющей организации как исполнителя коммунальных услуг и правом на истребование у УК их персональных данных не наделяет. В итоге судьи поддержали УК, которая отказалась предоставлять РСО копии поквартирных карточек.
(Самойлова М.Д.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 2)В Постановлении АС ДВО от 20.06.2019 N Ф03-2342/2019 по делу N А51-19080/2018 указано, что исходя из положений ст. 154, 155, 161, 162 ЖК РФ при выборе собственниками помещений в МКД в качестве способа управления домом управляющей организацией именно последняя в силу заключенного договора управления ответственна перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг. Поэтому именно УК, осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами и обладая в силу положений Жилищного кодекса, Правил предоставления коммунальных услуг правом сбора, обновления, хранения, обработки информации о собственниках и нанимателях в целях в том числе предоставления коммунальных услуг, является управомоченным оператором персональных данных. Данную информацию (персональные данные) в силу прямого указания п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 152-ФЗ управляющая организация вправе обрабатывать без согласия субъекта персональных данных. Вместе с тем положениями ст. 7 указанного Закона установлен запрет на их распространение без согласия собственников и нанимателей помещений в МКД. Из материалов дела согласие указанных лиц на передачу их персональных данных не усматривается, и таких обстоятельств по делу не установлено. Наличие у ресурсоснабжающей организации прямых отношений по расчету за поставленные ресурсы с собственниками помещений в МКД не изменяет правового статуса управляющей организации как исполнителя коммунальных услуг и правом на истребование у УК их персональных данных не наделяет. В итоге судьи поддержали УК, которая отказалась предоставлять РСО копии поквартирных карточек.
Статья: Учет выручки РСО в отсутствие общедомовых приборов учета
(Емельянова Е.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 3)По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит ст. ст. 167 и 168 НК РФ, согласно которым налогоплательщик должен отмечать в первичных документах (актах приема-передачи товара, счетах, счетах-фактурах), используемых для отражения хозяйственных операций с целью исчисления НДС, количество реально отпущенной энергии за истекший расчетный месяц, напрямую зависящее от фактической температуры наружного воздуха. Указание в актах приема-передачи тепловой энергии количества, не соответствующего фактически переданному, противоречит ст. ст. 223 и 224 ГК РФ, на основании которых у абонента возникает право собственности на фактически потребленное количество товара. С точки зрения РСО, требование о расчете количества тепловой энергии, поставленной по договору теплоснабжения, исходя из норматива потребления коммунальной услуги противоречит понятию тепловой энергии как товара, характеризуемого расходом теплоносителя и изменением его термодинамических параметров, в то время как коммунальная услуга по отоплению - это поддержание в жилом помещении установленной температуры воздуха. Кроме того, определение количества тепловой энергии в целях горячего водоснабжения по нормативам потребления коммунальных услуг влечет для РСО необходимость обработки информации, относящейся к персональным данным граждан - потребителей коммунальных услуг, в доступе к которым она ограничена положениями законодательства о персональных данных.
(Емельянова Е.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 3)По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит ст. ст. 167 и 168 НК РФ, согласно которым налогоплательщик должен отмечать в первичных документах (актах приема-передачи товара, счетах, счетах-фактурах), используемых для отражения хозяйственных операций с целью исчисления НДС, количество реально отпущенной энергии за истекший расчетный месяц, напрямую зависящее от фактической температуры наружного воздуха. Указание в актах приема-передачи тепловой энергии количества, не соответствующего фактически переданному, противоречит ст. ст. 223 и 224 ГК РФ, на основании которых у абонента возникает право собственности на фактически потребленное количество товара. С точки зрения РСО, требование о расчете количества тепловой энергии, поставленной по договору теплоснабжения, исходя из норматива потребления коммунальной услуги противоречит понятию тепловой энергии как товара, характеризуемого расходом теплоносителя и изменением его термодинамических параметров, в то время как коммунальная услуга по отоплению - это поддержание в жилом помещении установленной температуры воздуха. Кроме того, определение количества тепловой энергии в целях горячего водоснабжения по нормативам потребления коммунальных услуг влечет для РСО необходимость обработки информации, относящейся к персональным данным граждан - потребителей коммунальных услуг, в доступе к которым она ограничена положениями законодательства о персональных данных.