Обработка персональных данных без уведомления
Подборка наиболее важных документов по запросу Обработка персональных данных без уведомления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Контроль Роскомнадзора в сфере персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)Могут привлечь к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ за ненаправление ответа на запрос Роскомнадзора, даже когда оператор ссылается на свое право осуществлять обработку персональных данных без уведомления
(КонсультантПлюс, 2025)Могут привлечь к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ за ненаправление ответа на запрос Роскомнадзора, даже когда оператор ссылается на свое право осуществлять обработку персональных данных без уведомления
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Представление уведомления об обработке персональных данныхНе требуется представление уведомления
Типовая ситуация: Обработка персональных данных работников: требования, документы, штрафы
(Издательство "Главная книга", 2025)Неуведомление Роскомнадзора о намерении обрабатывать персональные данные - штраф для организаций от 100 000 до 300 000 руб. (ч. 10 ст. 13.11 КоАП РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Неуведомление Роскомнадзора о намерении обрабатывать персональные данные - штраф для организаций от 100 000 до 300 000 руб. (ч. 10 ст. 13.11 КоАП РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"2. Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"2. Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Статья: Уведомительная работа с персональными данными
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2025, N 11)Причем правонарушение не относится к длящимся, так как для исполнения обязанности установлен срок "до начала обработки..." <3>. А значит, чтобы привлечь по ст. 19.7 КоАП РФ, должно быть выявлено нарушение и вынесено постановление о применении наказания не позднее 90 календарных дней со дня, когда вы начали обработку персональных данных без уведомления. Если этого сделано не было, срок для привлечения вас к ответственности за неуведомление о начале обработки сведений истек <4>.
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2025, N 11)Причем правонарушение не относится к длящимся, так как для исполнения обязанности установлен срок "до начала обработки..." <3>. А значит, чтобы привлечь по ст. 19.7 КоАП РФ, должно быть выявлено нарушение и вынесено постановление о применении наказания не позднее 90 календарных дней со дня, когда вы начали обработку персональных данных без уведомления. Если этого сделано не было, срок для привлечения вас к ответственности за неуведомление о начале обработки сведений истек <4>.
Статья: Несоответствие некоторых составов административных правонарушений в области связи и информации требованиям принципа правовой определенности
(Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Если диспозиция будет сформулирована иначе, с запретом на "осуществление обработки персональных данных без подачи уведомления оператором...", то правонарушение будет длящимся. Объективной стороной состава данного правонарушения станет не одномоментное бездействие (неподача уведомления или несвоевременная его подача), а непрерывное активное действие, а именно обработка персональных данных, которая совершается с нарушением установленного требования (обязанности заблаговременной подачи уведомления).
(Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Если диспозиция будет сформулирована иначе, с запретом на "осуществление обработки персональных данных без подачи уведомления оператором...", то правонарушение будет длящимся. Объективной стороной состава данного правонарушения станет не одномоментное бездействие (неподача уведомления или несвоевременная его подача), а непрерывное активное действие, а именно обработка персональных данных, которая совершается с нарушением установленного требования (обязанности заблаговременной подачи уведомления).
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает обязанность оператора предоставить запрошенную Роскомнадзором информацию в течение 30 календарных дней с момента поступления соответствующего запроса. Разумеется, запрос о предоставлении информации должен быть сделан Роскомнадзором в пределах своей компетенции (см. комментарий к ст. 23 Закона). В качестве примеров запросов, которые операторы могут получить из Роскомнадзора, можно указать запросы на предоставление информации о выполнении требований локализации персональных данных, в частности о местонахождении базы данных, содержащей персональные данные российских граждан (Постановление Московского городского суда от 9 июля 2019 г. N 4а-4186/2019; Постановление Верховного суда Республики Башкортостан от 25 октября 2018 г. N 4А-2046/2018). Также достаточно часто в адрес операторов поступают запросы о предоставлении уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных либо сведений с указанием законных оснований, в соответствии с которыми оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа (Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 ноября 2020 г. N 16-1522/2020).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает обязанность оператора предоставить запрошенную Роскомнадзором информацию в течение 30 календарных дней с момента поступления соответствующего запроса. Разумеется, запрос о предоставлении информации должен быть сделан Роскомнадзором в пределах своей компетенции (см. комментарий к ст. 23 Закона). В качестве примеров запросов, которые операторы могут получить из Роскомнадзора, можно указать запросы на предоставление информации о выполнении требований локализации персональных данных, в частности о местонахождении базы данных, содержащей персональные данные российских граждан (Постановление Московского городского суда от 9 июля 2019 г. N 4а-4186/2019; Постановление Верховного суда Республики Башкортостан от 25 октября 2018 г. N 4А-2046/2018). Также достаточно часто в адрес операторов поступают запросы о предоставлении уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных либо сведений с указанием законных оснований, в соответствии с которыми оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа (Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 ноября 2020 г. N 16-1522/2020).
Готовое решение: Каковы обязанности оператора персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)Вести обработку персональных данных без уведомления Роскомнадзора можно лишь в исключительных случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 22 Закона о персональных данных (ч. 1 ст. 22 указанного Закона), например если вы осуществляете обработку таких данных исключительно без использования средств автоматизации (п. 8 ч. 2 ст. 22 Закона о персональных данных).
(КонсультантПлюс, 2025)Вести обработку персональных данных без уведомления Роскомнадзора можно лишь в исключительных случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 22 Закона о персональных данных (ч. 1 ст. 22 указанного Закона), например если вы осуществляете обработку таких данных исключительно без использования средств автоматизации (п. 8 ч. 2 ст. 22 Закона о персональных данных).