Обоснование закупок в плане закупок
Подборка наиболее важных документов по запросу Обоснование закупок в плане закупок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Планирование закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Планирование закупки по Закону N 44-ФЗ
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки автономными учреждениями
(КонсультантПлюс, 2025)...суды пришли к обоснованному выводу о заключении договора N 54/3 с нарушением закона..."
(КонсультантПлюс, 2025)...суды пришли к обоснованному выводу о заключении договора N 54/3 с нарушением закона..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок. Основные изменения порядка закупок по Закону N 44-ФЗ1. Вводятся обязанности по планированию, в том числе составлению и утверждению планов закупок, обоснованию закупок (ст. ст. 16, 17, 18 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как вносить изменения в планы закупок по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обоснование внесения изменений в план закупки в форме самостоятельного документа, а также требований к содержанию такого обоснования законом не предусмотрено. Вам предстоит указывать его при заполнении форм, предусмотренных функционалом ЕИС. Составьте его в соответствии с требованиями вашего положения о закупке. Если таких требований нет, укажите в качестве обоснования причину внесения изменений, предусмотренную вашим положением о закупке или п. 8 Правил формирования плана закупки.
(КонсультантПлюс, 2025)Обоснование внесения изменений в план закупки в форме самостоятельного документа, а также требований к содержанию такого обоснования законом не предусмотрено. Вам предстоит указывать его при заполнении форм, предусмотренных функционалом ЕИС. Составьте его в соответствии с требованиями вашего положения о закупке. Если таких требований нет, укажите в качестве обоснования причину внесения изменений, предусмотренную вашим положением о закупке или п. 8 Правил формирования плана закупки.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279
(ред. от 02.09.2025)
"О планах-графиках закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", об особенностях включения информации в такие планы-графики и планирования закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, а также о требованиях к форме планов-графиков закупок")постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 555 "Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 24, ст. 3476);
(ред. от 02.09.2025)
"О планах-графиках закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", об особенностях включения информации в такие планы-графики и планирования закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, а также о требованиях к форме планов-графиков закупок")постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 555 "Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 24, ст. 3476);
Постановление Правительства РФ от 29.11.2023 N 2015
(ред. от 24.09.2024)
"Об утверждении Правил принятия решений о предоставлении получателю средств федерального бюджета права принимать за счет средств федерального бюджета расходные обязательства на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств"б) обоснование (расчет) распределения предполагаемого (предельного) размера средств федерального бюджета для осуществления закупок, предоставления субсидий за пределами планового периода;
(ред. от 24.09.2024)
"Об утверждении Правил принятия решений о предоставлении получателю средств федерального бюджета права принимать за счет средств федерального бюджета расходные обязательства на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств"б) обоснование (расчет) распределения предполагаемого (предельного) размера средств федерального бюджета для осуществления закупок, предоставления субсидий за пределами планового периода;
Статья: Взаимодействие участника закупки и государственного заказчика: границы допустимого поведения при проведении переговоров
(Шадрин А.Д.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 4)При этом, как справедливо отмечают О.Ю. Гурин и А.А. Полянский, государственные заказчики нуждаются во взаимодействии с участниками товарных рынков, которые являются потенциальными участниками проводимых ими закупок, указывая на то, что согласно п. 6 ч. 4 ст. 38 Закона о контрактной системе взаимодействие с потенциальными участниками закупки входит в обязанности контрактной службы (контрактных управляющих) <4>. Однако такое взаимодействие хотя и допускается на этапе до размещения информации о проведении закупки, целью его может быть только определение состояния конкурентной среды, на товарных рынках которых планируется проведение закупки; определение наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд <5>. Иными словами, контрактная служба может взаимодействовать с участниками товарных рынков - потенциальными участниками государственных и муниципальных закупок для целей формирования планов закупок, закупочных документаций и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), поскольку проведение этих процедур, являющихся обязательными для проведения любой закупки, необходимо для определения факта наличия конкуренции на товарном рынке и необходимости согласования проведения закупки по правилам закупки у единственного поставщика, а также для формирования технического задания, которое в действительности может быть исполнено участниками рынка по приемлемой для государственного заказчика и участников закупки цене.
(Шадрин А.Д.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 4)При этом, как справедливо отмечают О.Ю. Гурин и А.А. Полянский, государственные заказчики нуждаются во взаимодействии с участниками товарных рынков, которые являются потенциальными участниками проводимых ими закупок, указывая на то, что согласно п. 6 ч. 4 ст. 38 Закона о контрактной системе взаимодействие с потенциальными участниками закупки входит в обязанности контрактной службы (контрактных управляющих) <4>. Однако такое взаимодействие хотя и допускается на этапе до размещения информации о проведении закупки, целью его может быть только определение состояния конкурентной среды, на товарных рынках которых планируется проведение закупки; определение наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд <5>. Иными словами, контрактная служба может взаимодействовать с участниками товарных рынков - потенциальными участниками государственных и муниципальных закупок для целей формирования планов закупок, закупочных документаций и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), поскольку проведение этих процедур, являющихся обязательными для проведения любой закупки, необходимо для определения факта наличия конкуренции на товарном рынке и необходимости согласования проведения закупки по правилам закупки у единственного поставщика, а также для формирования технического задания, которое в действительности может быть исполнено участниками рынка по приемлемой для государственного заказчика и участников закупки цене.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)- готовит план-график закупок с обоснованием потребности, ее стоимостной оценки, совмещая по факту планирование закупок с бюджетными ассигнованиями в системе "Электронный бюджет";
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)- готовит план-график закупок с обоснованием потребности, ее стоимостной оценки, совмещая по факту планирование закупок с бюджетными ассигнованиями в системе "Электронный бюджет";
Вопрос: На конкурентную закупку не вышел ни один участник. По итогам несостоявшийся закупки МУП заключен договор с единственным поставщиком. Учитывается ли стоимость прямого договора с СМСП на условиях несостоявшейся закупки в целях достижения годового объема закупок, участниками которых являются только СМСП?
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Годовой объем закупок, которые планируется в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки осуществить по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, должен составлять не менее 20% совокупного годового стоимостного объема закупок, планируемых к осуществлению в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки. При расчете такого совокупного годового стоимостного объема закупок не учитываются закупки, предусмотренные п. 7 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (далее - Положение N 1352) (п. 5(1) Положения N 1352).
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Годовой объем закупок, которые планируется в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки осуществить по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, должен составлять не менее 20% совокупного годового стоимостного объема закупок, планируемых к осуществлению в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки. При расчете такого совокупного годового стоимостного объема закупок не учитываются закупки, предусмотренные п. 7 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (далее - Положение N 1352) (п. 5(1) Положения N 1352).
Вопрос: О нормировании закупок и расчете НМЦК; о дополнительных случаях закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); о применении антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона.
(Письмо Минфина России от 17.11.2023 N 24-06-06/110223)Таким образом, нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов определяются в целях обоснования закупок, наименования объектов которых включаются в планы-графики закупок.
(Письмо Минфина России от 17.11.2023 N 24-06-06/110223)Таким образом, нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов определяются в целях обоснования закупок, наименования объектов которых включаются в планы-графики закупок.
Статья: Судебная санкция при проведении проверочных закупок наркотиков: быть или не быть
(Курченко В.Н.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 1)Качество оперативно-разыскных документов оставляет желать лучшего. Между тем верховенство закона в правовом государстве дает сторонам право (в частности, стороне защиты) возлагать большие ожидания на решение суда и в отношении конечного вывода, и в плане его обоснования. Такие же ожидания следует предъявить к актам проверочных закупок. Высокое качество мотивировки акта проверочной закупки является важной гарантией правовой защиты обвиняемых. Общественные интересы в противодействии незаконному обороту наркотиков не могут оправдать использование доказательств, полученных в результате провокации правоохранительных органов.
(Курченко В.Н.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 1)Качество оперативно-разыскных документов оставляет желать лучшего. Между тем верховенство закона в правовом государстве дает сторонам право (в частности, стороне защиты) возлагать большие ожидания на решение суда и в отношении конечного вывода, и в плане его обоснования. Такие же ожидания следует предъявить к актам проверочных закупок. Высокое качество мотивировки акта проверочной закупки является важной гарантией правовой защиты обвиняемых. Общественные интересы в противодействии незаконному обороту наркотиков не могут оправдать использование доказательств, полученных в результате провокации правоохранительных органов.
Статья: Обзор административной и судебной практики применения Закона N 223-ФЗ в 2024 году
(Исютин-Федотков Д., Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)- цена единицы услуги не может быть установлена в процентах, в связи с этим установленный порядок определения обоснования начальной (максимальной) цены является непрозрачным;
(Исютин-Федотков Д., Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)- цена единицы услуги не может быть установлена в процентах, в связи с этим установленный порядок определения обоснования начальной (максимальной) цены является непрозрачным;
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- осуществление закупок товаров (работ, услуг) в отсутствие надлежащего обоснования цен;
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- осуществление закупок товаров (работ, услуг) в отсутствие надлежащего обоснования цен;
Статья: Планирование, мониторинг и аудит государственных и муниципальных закупок
(Станкевич Г.В., Вильгоненко И.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 8)Таким образом, процедурный подход в управлении государственными и муниципальными закупками выражается через цикличный процесс, начинающийся с этапа определения необходимости в товарах, работах, услугах. Эта необходимость подлежит классификации с учетом установленных предписаний, рамочных ограничений и утвержденных максимальных пороговых параметров. Следующими шагами являются подробное экономическое обоснование для каждой статьи расходов и создание плана закупок. Эффективность функционирования системы закупок зависит от регулярного анализа возможных рисков и принятия оперативных решений для их нейтрализации <11>. Мониторинг закупок выступает здесь ключевым инструментом, обеспечивающим данный процесс. В рамках контрольных процедур могут осуществляться аналитические действия с минимальным участием заказчика и активные инспекции, включая проверочные выезды и детальные ревизии.
(Станкевич Г.В., Вильгоненко И.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 8)Таким образом, процедурный подход в управлении государственными и муниципальными закупками выражается через цикличный процесс, начинающийся с этапа определения необходимости в товарах, работах, услугах. Эта необходимость подлежит классификации с учетом установленных предписаний, рамочных ограничений и утвержденных максимальных пороговых параметров. Следующими шагами являются подробное экономическое обоснование для каждой статьи расходов и создание плана закупок. Эффективность функционирования системы закупок зависит от регулярного анализа возможных рисков и принятия оперативных решений для их нейтрализации <11>. Мониторинг закупок выступает здесь ключевым инструментом, обеспечивающим данный процесс. В рамках контрольных процедур могут осуществляться аналитические действия с минимальным участием заказчика и активные инспекции, включая проверочные выезды и детальные ревизии.
Статья: О наказаниях за нарушение норм Закона N 44-ФЗ, которые действовали в прошлом
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Продолжим предыдущий пример со ст. 7.29.3 КоАП РФ. Предположим, в 2020 г. контрольным органом рассматривалось дело о том, что должностным лицом заказчика в план-график закупок на 2019 г. была включена закупка, обоснование НМЦК которой не соответствовало требованиям ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Следовало ли привлечь должностное лицо к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 или ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ?
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Продолжим предыдущий пример со ст. 7.29.3 КоАП РФ. Предположим, в 2020 г. контрольным органом рассматривалось дело о том, что должностным лицом заказчика в план-график закупок на 2019 г. была включена закупка, обоснование НМЦК которой не соответствовало требованиям ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Следовало ли привлечь должностное лицо к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 или ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ?