ОБорот организации это
Подборка наиболее важных документов по запросу ОБорот организации это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 38 "Объект налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество-кредитор обратилось в суд с жалобой на бездействие конкурсного управляющего, выразившееся в неподаче им заявления о возмещении НДС. По мнению общества, конкурсный управляющий действовал недобросовестно и неразумно, не подавая декларацию с данными, отражающими НДС к возмещению, поскольку это следовало сделать не только с целью получения такого возмещения, но и с целью проверки налоговым органом реальности сделок должника. Суд отказал в удовлетворении требований кредиторов, отметив, что, с учетом п. 1 ст. 38 НК РФ, несмотря на продолжение ведения хозяйственной деятельности и участие в связи с этим в гражданском (экономическом) обороте, организация-банкрот более не участвует в отношениях по взиманию НДС, регулируемых гл. 21 НК РФ, и не имеет права на соответствующий вычет. Кроме того, при наличии у кредиторов оснований полагать, что контролирующими должника лицами была создана схема ведения бизнеса с техническими компаниями, повлекшая негативные экономические последствия для должника, данные обстоятельства могут быть заявлены отдельно в споре о привлечении контролирующих лиц к ответственности, обязанности по заявлению НДС к вычету с целью выявления подобных схем на конкурсном управляющем не лежит.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество-кредитор обратилось в суд с жалобой на бездействие конкурсного управляющего, выразившееся в неподаче им заявления о возмещении НДС. По мнению общества, конкурсный управляющий действовал недобросовестно и неразумно, не подавая декларацию с данными, отражающими НДС к возмещению, поскольку это следовало сделать не только с целью получения такого возмещения, но и с целью проверки налоговым органом реальности сделок должника. Суд отказал в удовлетворении требований кредиторов, отметив, что, с учетом п. 1 ст. 38 НК РФ, несмотря на продолжение ведения хозяйственной деятельности и участие в связи с этим в гражданском (экономическом) обороте, организация-банкрот более не участвует в отношениях по взиманию НДС, регулируемых гл. 21 НК РФ, и не имеет права на соответствующий вычет. Кроме того, при наличии у кредиторов оснований полагать, что контролирующими должника лицами была создана схема ведения бизнеса с техническими компаниями, повлекшая негативные экономические последствия для должника, данные обстоятельства могут быть заявлены отдельно в споре о привлечении контролирующих лиц к ответственности, обязанности по заявлению НДС к вычету с целью выявления подобных схем на конкурсном управляющем не лежит.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 333.22 "Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды" главы 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество направило в суд ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины в связи с отсутствием на банковском счете денежных средств, приложив к нему справку банка, согласно которой остаток денежных средств составляет 0,00 руб. Суд отказал в предоставлении отсрочки, отметив, что заявитель не направил достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что его имущественное положение не позволяет уплатить госпошлину. Суд указал, что заявитель не представил подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, данные о ежемесячном обороте средств по соответствующим счетам за три месяца, предшествующие подаче ходатайства, а также наименования и адреса кредитных организаций, в которых эти счета открыты. Суд подчеркнул, что перечень доказательств, свидетельствующих об имущественном состоянии лица, определен в ст. 64 НК РФ, однако общество не лишено права представлять в суд иные документы и сведения, подтверждающие основания для удовлетворения ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество направило в суд ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины в связи с отсутствием на банковском счете денежных средств, приложив к нему справку банка, согласно которой остаток денежных средств составляет 0,00 руб. Суд отказал в предоставлении отсрочки, отметив, что заявитель не направил достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что его имущественное положение не позволяет уплатить госпошлину. Суд указал, что заявитель не представил подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, данные о ежемесячном обороте средств по соответствующим счетам за три месяца, предшествующие подаче ходатайства, а также наименования и адреса кредитных организаций, в которых эти счета открыты. Суд подчеркнул, что перечень доказательств, свидетельствующих об имущественном состоянии лица, определен в ст. 64 НК РФ, однако общество не лишено права представлять в суд иные документы и сведения, подтверждающие основания для удовлетворения ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)С целью разграничения имущественной ответственности перед кредиторами публично-правовых образований и созданных ими унитарных предприятий и учреждений (юридических лиц, все имущество которых принадлежит на праве собственности их учредителям, а не самим этим формально самостоятельным организациям) находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это распределенное публичное имущество составляет базу для участия в имущественном обороте этих организаций как самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов создавшего их публичного собственника, ибо унитарные предприятия как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам своего учредителя (п. 6 ст. 113 ГК РФ) - этим имуществом они должны отвечать по собственным долгам перед своими кредиторами. По смыслу закона имущество учреждений и казенных предприятий также не должно обращаться на погашение долгов создавшего их публичного собственника, если только последний не изымает это имущество в установленном законом порядке (п. 2 ст. 296 ГК РФ), либо ликвидирует созданное им юридическое лицо и забирает остаток имущества после удовлетворения требований всех кредиторов (п. 7 ст. 63 ГК РФ) <452>.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)С целью разграничения имущественной ответственности перед кредиторами публично-правовых образований и созданных ими унитарных предприятий и учреждений (юридических лиц, все имущество которых принадлежит на праве собственности их учредителям, а не самим этим формально самостоятельным организациям) находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это распределенное публичное имущество составляет базу для участия в имущественном обороте этих организаций как самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов создавшего их публичного собственника, ибо унитарные предприятия как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам своего учредителя (п. 6 ст. 113 ГК РФ) - этим имуществом они должны отвечать по собственным долгам перед своими кредиторами. По смыслу закона имущество учреждений и казенных предприятий также не должно обращаться на погашение долгов создавшего их публичного собственника, если только последний не изымает это имущество в установленном законом порядке (п. 2 ст. 296 ГК РФ), либо ликвидирует созданное им юридическое лицо и забирает остаток имущества после удовлетворения требований всех кредиторов (п. 7 ст. 63 ГК РФ) <452>.
Статья: Субсидиарная ответственность при административной ликвидации юридического лица: процессуальные аспекты
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Нельзя не обратить внимания на то, что требования, предъявляемые к размеру уставного капитала хозяйственных обществ, ничтожно малы. Так, применительно к обществам с ограниченной ответственностью его размер равен 10 000 руб. (п. 1 ст. 14 Закона об ООО), тогда как оборот этих организаций может составлять сотни миллионов или даже миллиарды рублей в год. Ввиду этого мы полагаем, что из общих положений о необходимости действовать добросовестно и запрета злоупотребления правом (п. 3 и 4 ст. 1, п. 1 ст. 10 ГК РФ) можно вывести обязанность участников общества поддерживать размер уставного капитала, сопоставимый с масштабами деятельности общества, например позволяющий покрыть если не все, то хотя бы некоторые требования кредиторов (например, 20 - 30%). Однако дискуссия на эту тему еще впереди <14>.
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Нельзя не обратить внимания на то, что требования, предъявляемые к размеру уставного капитала хозяйственных обществ, ничтожно малы. Так, применительно к обществам с ограниченной ответственностью его размер равен 10 000 руб. (п. 1 ст. 14 Закона об ООО), тогда как оборот этих организаций может составлять сотни миллионов или даже миллиарды рублей в год. Ввиду этого мы полагаем, что из общих положений о необходимости действовать добросовестно и запрета злоупотребления правом (п. 3 и 4 ст. 1, п. 1 ст. 10 ГК РФ) можно вывести обязанность участников общества поддерживать размер уставного капитала, сопоставимый с масштабами деятельности общества, например позволяющий покрыть если не все, то хотя бы некоторые требования кредиторов (например, 20 - 30%). Однако дискуссия на эту тему еще впереди <14>.
Нормативные акты
Доклад Мосстата
"Социально-экономическое положение в г. Москве в январе - сентябре 2020 г."В оборот организаций включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, независимо от того, поступили деньги на счет продавца или нет, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей).
"Социально-экономическое положение в г. Москве в январе - сентябре 2020 г."В оборот организаций включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, независимо от того, поступили деньги на счет продавца или нет, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей).
Статья: Сделки, совершаемые юридическими лицами в особом порядке: определение единого подхода
(Загребаева Е.В.)
("Право и экономика", 2021, N 7)Юридические лица являются важнейшими участниками гражданского оборота. Природа интересов некоммерческой организации - это достижение цели, ради которой оно создано, а природа интересов коммерческого юридического лица определена основной целью его деятельности - это извлечение прибыли. Указанные цели деятельности юридических лиц - это ориентир их интересов. При этом как некоммерческие, так и коммерческие организации при осуществлении цели своей деятельности выступают от своего имени в гражданском обороте с обособленным имуществом и заключают различные сделки. Поэтому критерии понятия "крупная сделка" или понятия "сделка с заинтересованностью" не должны быть разбросаны по нормативному массиву, а каждое из них должно иметь свои единые критерии для юридических лиц различных организационно-правовых форм, сохраняя лишь некоторые специфические особенности в отношении отдельных видов юридических лиц в случаях, когда они обусловлены особенностями соответствующей организационно-правовой формы юридического лица.
(Загребаева Е.В.)
("Право и экономика", 2021, N 7)Юридические лица являются важнейшими участниками гражданского оборота. Природа интересов некоммерческой организации - это достижение цели, ради которой оно создано, а природа интересов коммерческого юридического лица определена основной целью его деятельности - это извлечение прибыли. Указанные цели деятельности юридических лиц - это ориентир их интересов. При этом как некоммерческие, так и коммерческие организации при осуществлении цели своей деятельности выступают от своего имени в гражданском обороте с обособленным имуществом и заключают различные сделки. Поэтому критерии понятия "крупная сделка" или понятия "сделка с заинтересованностью" не должны быть разбросаны по нормативному массиву, а каждое из них должно иметь свои единые критерии для юридических лиц различных организационно-правовых форм, сохраняя лишь некоторые специфические особенности в отношении отдельных видов юридических лиц в случаях, когда они обусловлены особенностями соответствующей организационно-правовой формы юридического лица.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Психологические сложности были обусловлены кардинальным изменением парадигмы использования целевых средств, особенно средств по контрактам, полученным в виде авансов. Вся предыдущая практика использования авансов, когда они перечислялись на банковские счета головных исполнителей (исполнителей, соисполнителей) и авансы могли использоваться ими на цели их финансово-хозяйственной деятельности, в том числе и не связанные с условиями государственного контракта (контракта, договора), создавала иллюзию, что аванс - это просто оборотные средства организации. Казначейское сопровождение, обеспечив использование средств авансового платежа с лицевого счета только на цели, обусловленные условиями их предоставления, развеяло эту иллюзию и внесло существенное изменение в психологию менеджмента организации относительно порядка использования целевых средств. Данный вид сложностей еще имеет место быть, но для минимизации неудобств для всех участников процесса казначейского сопровождения Министерством финансов Российской Федерации и Казначейством России систематически ведется организационная разъяснительная и консультативная работа, для чего на регулярной основе проводятся конференции, совещания, рабочие встречи с государственными заказчиками, главными распорядителями бюджетных средств, головными исполнителями, исполнителями, соисполнителями, получателями целевых средств, представителями Национальной ассоциации инфраструктурных проектов и кредитными организациями. Кроме этого, на официальном сайте Федерального казначейства (roskazna.gov.ru) создан специальный раздел "Казначейское сопровождение", где размещена и постоянно обновляется вся информация, касающаяся этой темы, от нормативно-правовых актов до разъяснений и презентационных материалов.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Психологические сложности были обусловлены кардинальным изменением парадигмы использования целевых средств, особенно средств по контрактам, полученным в виде авансов. Вся предыдущая практика использования авансов, когда они перечислялись на банковские счета головных исполнителей (исполнителей, соисполнителей) и авансы могли использоваться ими на цели их финансово-хозяйственной деятельности, в том числе и не связанные с условиями государственного контракта (контракта, договора), создавала иллюзию, что аванс - это просто оборотные средства организации. Казначейское сопровождение, обеспечив использование средств авансового платежа с лицевого счета только на цели, обусловленные условиями их предоставления, развеяло эту иллюзию и внесло существенное изменение в психологию менеджмента организации относительно порядка использования целевых средств. Данный вид сложностей еще имеет место быть, но для минимизации неудобств для всех участников процесса казначейского сопровождения Министерством финансов Российской Федерации и Казначейством России систематически ведется организационная разъяснительная и консультативная работа, для чего на регулярной основе проводятся конференции, совещания, рабочие встречи с государственными заказчиками, главными распорядителями бюджетных средств, головными исполнителями, исполнителями, соисполнителями, получателями целевых средств, представителями Национальной ассоциации инфраструктурных проектов и кредитными организациями. Кроме этого, на официальном сайте Федерального казначейства (roskazna.gov.ru) создан специальный раздел "Казначейское сопровождение", где размещена и постоянно обновляется вся информация, касающаяся этой темы, от нормативно-правовых актов до разъяснений и презентационных материалов.
Статья: Режим общности имущества супругов в современной России: актуальные проблемы и дискуссии
(Аристов В.В.)
("Закон", 2024, N 9)Так, на кредитора возлагается бремя доказывания общности долга (на это, в частности, обращается внимание в соответствующем Обзоре ВС РФ <77>). Сложно помыслить фабулу спора, в которой бы кредитор по сделке знал, что заемщик (о семейном статусе которого кредитор мог и не знать) принимает заемные средства для целей вложения их в семейную общность. Если в случае с займом, который, как правило, предоставляют кредитные организации, являющиеся профессиональными участниками оборота, эта проблема была решена через навязывание банком супругу требования о заключении брачного договора, то в других моделях договорных отношений кредитор оказывается в тяжелом (с точки зрения доказывания целевого назначения обязательства) положении.
(Аристов В.В.)
("Закон", 2024, N 9)Так, на кредитора возлагается бремя доказывания общности долга (на это, в частности, обращается внимание в соответствующем Обзоре ВС РФ <77>). Сложно помыслить фабулу спора, в которой бы кредитор по сделке знал, что заемщик (о семейном статусе которого кредитор мог и не знать) принимает заемные средства для целей вложения их в семейную общность. Если в случае с займом, который, как правило, предоставляют кредитные организации, являющиеся профессиональными участниками оборота, эта проблема была решена через навязывание банком супругу требования о заключении брачного договора, то в других моделях договорных отношений кредитор оказывается в тяжелом (с точки зрения доказывания целевого назначения обязательства) положении.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В научной литературе также высказывается идея о необходимости признания за публично-правовыми требованиями приоритета над частноправовыми. Показательно, что эту идею поддерживают и представители судейского корпуса. Например, С.О. Ласкина отмечает: "Необходимость установления для финансовых органов государства приоритета обосновывается тем, что погашение недоимок по налогам преследует интересы всего общества, их нельзя ставить вровень с частными интересами частных структур. Государственный бюджет выполняет всеобщие функции, затрагивающие интересы всех граждан государства" <542>. Но в цивилизованном правопорядке наполнение бюджета не является основной или даже факультативной целью законодательства о несостоятельности (банкротстве). Допустим, должник X. столкнулся с неплатежеспособностью. По итогам введения в отношении него процедуры наблюдения выявлено имущество на общую сумму 1 000 000,00 рублей. Предположим, что требования уполномоченных органов и государственных юридических лиц превышают размер конкурсной массы. При удовлетворении требований государства в первоочередном порядке лишь на том основании, что от этого зависит наполнение бюджета, упускается из виду то, что помимо государства в деле о несостоятельности (банкротстве) могут участвовать и другие лица (например, кредиторы - представители малого и среднего предпринимательства, для которых получение удовлетворения от данного конкретного должника не менее важно, от этого зачастую зависит сохранение и развитие их собственного бизнеса). Государство также заинтересовано в том, чтобы участниками имущественного оборота были финансово устойчивые, платежеспособные организации, ведь в этом случае они смогут обеспечить поступательное развитие национальной экономики и пополнение бюджета <543>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В научной литературе также высказывается идея о необходимости признания за публично-правовыми требованиями приоритета над частноправовыми. Показательно, что эту идею поддерживают и представители судейского корпуса. Например, С.О. Ласкина отмечает: "Необходимость установления для финансовых органов государства приоритета обосновывается тем, что погашение недоимок по налогам преследует интересы всего общества, их нельзя ставить вровень с частными интересами частных структур. Государственный бюджет выполняет всеобщие функции, затрагивающие интересы всех граждан государства" <542>. Но в цивилизованном правопорядке наполнение бюджета не является основной или даже факультативной целью законодательства о несостоятельности (банкротстве). Допустим, должник X. столкнулся с неплатежеспособностью. По итогам введения в отношении него процедуры наблюдения выявлено имущество на общую сумму 1 000 000,00 рублей. Предположим, что требования уполномоченных органов и государственных юридических лиц превышают размер конкурсной массы. При удовлетворении требований государства в первоочередном порядке лишь на том основании, что от этого зависит наполнение бюджета, упускается из виду то, что помимо государства в деле о несостоятельности (банкротстве) могут участвовать и другие лица (например, кредиторы - представители малого и среднего предпринимательства, для которых получение удовлетворения от данного конкретного должника не менее важно, от этого зачастую зависит сохранение и развитие их собственного бизнеса). Государство также заинтересовано в том, чтобы участниками имущественного оборота были финансово устойчивые, платежеспособные организации, ведь в этом случае они смогут обеспечить поступательное развитие национальной экономики и пополнение бюджета <543>.
Статья: О направлениях повышения информативности и аналитичности современных форм бухгалтерской отчетности
(Кумехов К.К., Сорокина Л.Н., Бекулов Х.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)В настоящее время из действующих главных бухгалтеров и экономистов мало кто знает о порядке расчета этих нормативов и их значении, тогда как наряду с информацией о сумме чистых оборотных активов в части финансового управления организацией это один из главнейших показателей, характеризующих финансовое благополучие организации. Кроме этого, данный показатель является важнейшим при обосновании объемов кредитования текущей деятельности организации в части пополнения временного недостатка оборотных средств и поэтому необходим для кредитных учреждений.
(Кумехов К.К., Сорокина Л.Н., Бекулов Х.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)В настоящее время из действующих главных бухгалтеров и экономистов мало кто знает о порядке расчета этих нормативов и их значении, тогда как наряду с информацией о сумме чистых оборотных активов в части финансового управления организацией это один из главнейших показателей, характеризующих финансовое благополучие организации. Кроме этого, данный показатель является важнейшим при обосновании объемов кредитования текущей деятельности организации в части пополнения временного недостатка оборотных средств и поэтому необходим для кредитных учреждений.
Статья: Спор о непроявлении бизнесом должной осмотрительности
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)- не обосновала привлечение для исполнения договорных обязательств перед заказчиками (в качестве субподрядчиков) предприятий, у которых не было деловой репутации и ресурсов для выполнения условий контрактов. Неясно, по каким критериям выбор пал именно на эти организации. "По условиям делового оборота при осуществлении указанного выбора субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, наличие у контрагента необходимых ресурсов, квалифицированного персонала и соответствующего опыта", - указали судьи;
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)- не обосновала привлечение для исполнения договорных обязательств перед заказчиками (в качестве субподрядчиков) предприятий, у которых не было деловой репутации и ресурсов для выполнения условий контрактов. Неясно, по каким критериям выбор пал именно на эти организации. "По условиям делового оборота при осуществлении указанного выбора субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, наличие у контрагента необходимых ресурсов, квалифицированного персонала и соответствующего опыта", - указали судьи;
Статья: Зеленые сертификаты как финансовый актив
(Шенгелия И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2025, N 1)В январе 2024 года на площадке СПб биржи впервые выпущены цифровые права для организации оборота зеленых сертификатов. Это случилось еще до вступления в силу законодательного регулирования атрибутов генерации, но пример все равно показательный.
(Шенгелия И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2025, N 1)В январе 2024 года на площадке СПб биржи впервые выпущены цифровые права для организации оборота зеленых сертификатов. Это случилось еще до вступления в силу законодательного регулирования атрибутов генерации, но пример все равно показательный.
Статья: К вопросу о возможности признания малозначительным деянием хищения с использованием своего служебного положения
(Винокуров В.Н., Тетерятников Н.Ю.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Подводя итоги, отметим следующее. Признание хищения с использованием своего служебного положения малозначительным деянием обусловлено сложившейся судебной практикой, когда суды ссылаются на такие факторы, как отсутствие в материалах дела доказательств того, что деяние причинило существенный вред, на возмещение причиненного ущерба, который является незначительным применительно к доходу или обороту организации (потерпевшего). Кроме этого, суды не принимают в расчет то обстоятельство, что указанные деяния посягают не только на имущественные отношения, но и на интересы службы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
(Винокуров В.Н., Тетерятников Н.Ю.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Подводя итоги, отметим следующее. Признание хищения с использованием своего служебного положения малозначительным деянием обусловлено сложившейся судебной практикой, когда суды ссылаются на такие факторы, как отсутствие в материалах дела доказательств того, что деяние причинило существенный вред, на возмещение причиненного ущерба, который является незначительным применительно к доходу или обороту организации (потерпевшего). Кроме этого, суды не принимают в расчет то обстоятельство, что указанные деяния посягают не только на имущественные отношения, но и на интересы службы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.