ОБоронный заказ цена договора
Подборка наиболее важных документов по запросу ОБоронный заказ цена договора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 308 "Стороны обязательства" ГК РФ"При этом, вопреки доводам истца, условие договора об определении цены товара путем обращения к третьему лицу является допустимым, поскольку по смыслу п. 3 ст. 308 ГК РФ такое условие договора создает на стороне ДАГК МО РФ не дополнительную обязанность, а право при определенных условиях согласовать фиксированную цену договора. В настоящем случае фиксированная цена была определена головным исполнителем по государственному оборонному заказу."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 331 "Форма соглашения о неустойке" ГК РФТаким образом, начисление неустойки за просрочку исполнения обязательств в сфере государственного оборонного заказа, исходя из ориентировочной цены работ, не противоречит ни закону, ни условиям договора. Возможность применения неустойки до полного исполнения обязательств соотносится с обеспечительной функцией неустойки."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Так, восьмой признак - "наличие информации об уплате налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации, в размере, суммарно превышающем 50 процентов цены государственного контракта, заключенного в целях реализации государственного оборонного заказа, контракта (договора), заключенного в рамках исполнения такого государственного контракта, подлежащей уплате в соответствии с условиями указанных государственного контракта, контракта (договора) в текущем финансовом году с лицевого счета, открытого участнику казначейского сопровождения" <1>. По этому признаку финансового нарушения предусмотрены две меры реагирования: предупреждение (информирование) и приостановление операции на лицевом счете. Если при представлении участником казначейского сопровождения Сведений об операциях с целевыми средствами будет установлено существование этого признака, то Федеральное казначейство применит меру реагирования в виде предупреждения (информирования). В случае установления данного признака при представлении участником казначейского сопровождения распоряжения о совершении казначейских платежей (платежное поручение) осуществляется приостановление операции на лицевом счете.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Так, восьмой признак - "наличие информации об уплате налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации, в размере, суммарно превышающем 50 процентов цены государственного контракта, заключенного в целях реализации государственного оборонного заказа, контракта (договора), заключенного в рамках исполнения такого государственного контракта, подлежащей уплате в соответствии с условиями указанных государственного контракта, контракта (договора) в текущем финансовом году с лицевого счета, открытого участнику казначейского сопровождения" <1>. По этому признаку финансового нарушения предусмотрены две меры реагирования: предупреждение (информирование) и приостановление операции на лицевом счете. Если при представлении участником казначейского сопровождения Сведений об операциях с целевыми средствами будет установлено существование этого признака, то Федеральное казначейство применит меру реагирования в виде предупреждения (информирования). В случае установления данного признака при представлении участником казначейского сопровождения распоряжения о совершении казначейских платежей (платежное поручение) осуществляется приостановление операции на лицевом счете.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Вопросы: Имеет ли общество право не предоставлять акционерам (в т.ч. с долей более 25%) информацию об исполнении контрактов по государственному оборонному заказу в разрезе каждого контракта (номенклатура, сроки, цены), ссылаясь на наличие в этой информации государственной тайны. Договоры ГОЗ заключены в общем порядке, режим секретности на предприятии в отношении них не устанавливался.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Вопросы: Имеет ли общество право не предоставлять акционерам (в т.ч. с долей более 25%) информацию об исполнении контрактов по государственному оборонному заказу в разрезе каждого контракта (номенклатура, сроки, цены), ссылаясь на наличие в этой информации государственной тайны. Договоры ГОЗ заключены в общем порядке, режим секретности на предприятии в отношении них не устанавливался.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 21
"О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (статьи 201, 201.1, 202, 203 Уголовного кодекса Российской Федерации)"С учетом того, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена, в частности, ответственность должностного лица за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (статья 14.55 КоАП РФ), ликвидацию или перепрофилирование головным исполнителем без согласования с государственным заказчиком производственных мощностей, обеспечивающих поставки продукции по государственному оборонному заказу (статья 14.55.1 КоАП РФ), и действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу (статья 14.55.2 КоАП РФ), судам следует отграничивать деяния, предусмотренные частью 1 или частью 2 статьи 201.1 УК РФ, от указанных административных правонарушений.
"О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (статьи 201, 201.1, 202, 203 Уголовного кодекса Российской Федерации)"С учетом того, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена, в частности, ответственность должностного лица за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (статья 14.55 КоАП РФ), ликвидацию или перепрофилирование головным исполнителем без согласования с государственным заказчиком производственных мощностей, обеспечивающих поставки продукции по государственному оборонному заказу (статья 14.55.1 КоАП РФ), и действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу (статья 14.55.2 КоАП РФ), судам следует отграничивать деяния, предусмотренные частью 1 или частью 2 статьи 201.1 УК РФ, от указанных административных правонарушений.
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)2. Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, должностным лицом, повлекшее причинение Российской Федерации ущерба в сумме, составляющей не менее пяти процентов цены таких государственного контракта либо договора, но не менее пяти миллионов рублей, или невыполнение задания государственного оборонного заказа, -
(ред. от 17.11.2025)2. Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, должностным лицом, повлекшее причинение Российской Федерации ущерба в сумме, составляющей не менее пяти процентов цены таких государственного контракта либо договора, но не менее пяти миллионов рублей, или невыполнение задания государственного оборонного заказа, -
Статья: Совершенствование инструментария казначейского контроля в целях повышения эффективности бюджетных расходов
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2023, N 5)- расчеты по государственным контрактам и договорам, заключаемым в рамках государственного оборонного заказа, цена по которым менее 3,0 млн руб., и др.
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2023, N 5)- расчеты по государственным контрактам и договорам, заключаемым в рамках государственного оборонного заказа, цена по которым менее 3,0 млн руб., и др.
Статья: Ответственность за нарушения в сфере государственного оборонного заказа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ч. 2 ст. 285.5 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, должностным лицом, повлекшее причинение РФ ущерба в сумме, составляющей не менее 5% цены таких государственного контракта либо договора, но не менее 5 000 000 руб., или невыполнение задания государственного оборонного заказа.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ч. 2 ст. 285.5 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, должностным лицом, повлекшее причинение РФ ущерба в сумме, составляющей не менее 5% цены таких государственного контракта либо договора, но не менее 5 000 000 руб., или невыполнение задания государственного оборонного заказа.
Статья: Государственные закупки и государственный оборонный заказ: апрельские новеллы
(Самойлов А.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 4)- расширить перечень возможных мер, направленных на пресечение нарушений законодательства в сфере государственного оборонного заказа;
(Самойлов А.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 4)- расширить перечень возможных мер, направленных на пресечение нарушений законодательства в сфере государственного оборонного заказа;
Статья: Методологические требования к разработке положения по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности государственного заказа
(Прыгунков А.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с этими требованиями головной исполнитель (исполнитель) гособоронзаказа ведет учет затрат, дебиторской и кредиторской задолженности, денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и других объектов учета отдельно по каждому контракту. При этом финансовый результат по каждому контракту должен определяться отдельно как разница между договорной ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой расходов [2, 3, 6].
(Прыгунков А.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с этими требованиями головной исполнитель (исполнитель) гособоронзаказа ведет учет затрат, дебиторской и кредиторской задолженности, денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и других объектов учета отдельно по каждому контракту. При этом финансовый результат по каждому контракту должен определяться отдельно как разница между договорной ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой расходов [2, 3, 6].
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)- Порядком определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденным Приказом Минпромторга России от 08.02.2019 N 334. Порядок применяется вне зависимости от наличия или отсутствия казначейского сопровождения.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)- Порядком определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденным Приказом Минпромторга России от 08.02.2019 N 334. Порядок применяется вне зависимости от наличия или отсутствия казначейского сопровождения.
Статья: Усмотрение публично-правовых образований при участии в договорных правоотношениях
(Юсупов М.-Б.Р.)
("Цивилист", 2025, N 3)Несомненно, центральное место в законодательстве, регламентирующем участие публично-правовых образований в договорных правоотношениях, на наш взгляд, занимают Закон о контрактной системе и Закон о гособоронзаказе. Кроме того, значителен количественный и ценовой показатель заключаемых государственных и муниципальных контрактов. Так, за 2023 г. федеральными, региональными и местными заказчиками было заключено 3 513 603 контракта стоимостным объемом 12 003 млрд руб. <17>
(Юсупов М.-Б.Р.)
("Цивилист", 2025, N 3)Несомненно, центральное место в законодательстве, регламентирующем участие публично-правовых образований в договорных правоотношениях, на наш взгляд, занимают Закон о контрактной системе и Закон о гособоронзаказе. Кроме того, значителен количественный и ценовой показатель заключаемых государственных и муниципальных контрактов. Так, за 2023 г. федеральными, региональными и местными заказчиками было заключено 3 513 603 контракта стоимостным объемом 12 003 млрд руб. <17>
Статья: Квалификационные ошибки: по материалам военно-судебной практики
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 4)Согласно приговору К., действуя с единым умыслом, из иной личной заинтересованности, в нарушение действующего законодательства Российской Федерации подписал (тем самым утвердив) протоколы от 19 апреля 2017 г. и 27 марта 2018 г. согласования базовых экономических нормативов, применяемых при формировании договорных цен на военную продукцию на 2017 и 2018 гг. соответственно, содержащие завышенные показатели и затраты Акционерного общества "Отдельное конструкторско-технологическое бюро "Вектор", не подлежащие включению в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу за счет государственных заказчиков. После этого К. в 2017 - 2019 гг. выдавал заключения о фиксированной цене изделий, производимых "Вектором", по завышенным показателям, заведомо зная, что в расчеты включены затраты, не подлежащие оплате государственным заказчиком. Указанные действия К. повлекли существенный, сопряженный с причинением тяжких последствий ущерб охраняемым законом интересам государства, что выразилось в причинении Минобороны России имущественного ущерба на сумму 14 млн руб.
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 4)Согласно приговору К., действуя с единым умыслом, из иной личной заинтересованности, в нарушение действующего законодательства Российской Федерации подписал (тем самым утвердив) протоколы от 19 апреля 2017 г. и 27 марта 2018 г. согласования базовых экономических нормативов, применяемых при формировании договорных цен на военную продукцию на 2017 и 2018 гг. соответственно, содержащие завышенные показатели и затраты Акционерного общества "Отдельное конструкторско-технологическое бюро "Вектор", не подлежащие включению в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу за счет государственных заказчиков. После этого К. в 2017 - 2019 гг. выдавал заключения о фиксированной цене изделий, производимых "Вектором", по завышенным показателям, заведомо зная, что в расчеты включены затраты, не подлежащие оплате государственным заказчиком. Указанные действия К. повлекли существенный, сопряженный с причинением тяжких последствий ущерб охраняемым законом интересам государства, что выразилось в причинении Минобороны России имущественного ущерба на сумму 14 млн руб.
Вопрос: О ведении участником казначейского сопровождения раздельного учета результатов ФХД по госконтракту, контрактам (договорам) в рамках гособоронзаказа и отражении его показателей в расходной декларации.
(Письмо Минфина России от 02.07.2025 N 02-12-12/64654)Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение АО от 2 июня 2025 г., поступившее через официальный сайт Минфина России, по вопросу применения положений Приказа Минпромторга России N 334 <1> участником казначейского сопровождения при определении состава, размера и периода возникновения затрат, а также при экономическом обосновании затрат по государственному контракту, заключенному в рамках государственного оборонного заказа, и по контрактам (договорам), заключенным в рамках исполнения указанного государственного контракта, и сообщает.
(Письмо Минфина России от 02.07.2025 N 02-12-12/64654)Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение АО от 2 июня 2025 г., поступившее через официальный сайт Минфина России, по вопросу применения положений Приказа Минпромторга России N 334 <1> участником казначейского сопровождения при определении состава, размера и периода возникновения затрат, а также при экономическом обосновании затрат по государственному контракту, заключенному в рамках государственного оборонного заказа, и по контрактам (договорам), заключенным в рамках исполнения указанного государственного контракта, и сообщает.
Вопрос: Организация, не являющаяся исполнителем первого уровня, планирует заключить договор поставки товара в рамках договора гособоронзаказа. Может ли она поставить уже имеющийся на складе российский либо импортный товар? Нужно ли вносить изменения в договор с поставщиком, в рамках которого был приобретен этот товар?
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Организация вправе осуществить поставку уже имеющегося на ее складе российского товара в рамках гособоронзаказа при условии, что в контракт будет включено условие о возмещении (компенсации) в пределах цены контракта понесенных организацией за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции.
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Организация вправе осуществить поставку уже имеющегося на ее складе российского товара в рамках гособоронзаказа при условии, что в контракт будет включено условие о возмещении (компенсации) в пределах цены контракта понесенных организацией за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции.
Статья: Развитие уголовного законодательства об ответственности за преступления при осуществлении государственных закупок
(Самсонов В.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 6)Добавленные в 2022 г. составы преступлений характеризуются дополнительным признаком субъекта преступления - наличием административной ответственности (административной преюдицией) за совершенные ранее правонарушения, предусмотренные ч. 1, 2 или 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ (ст. 201.2 и ч. 1 ст. 285.5 УК РФ) или ч. 1 или 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ (ст. 201.3 и 285.6 УК РФ). Важно отметить, что преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 285.5 УК РФ, дополнительного признака субъекта преступления (административной преюдиции) не содержит и по сути является квалифицированным составом злоупотребления должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст. 285.4 УК РФ), так как представляет собой частный случай злоупотребления полномочиями путем нарушения условий контракта, повлекший прямо установленные в статье последствия, а именно причинение Российской Федерации ущерба в сумме, составляющей не менее пяти процентов цены государственного контракта либо договора, но не менее пяти миллионов рублей, или невыполнение задания государственного оборонного заказа. Учитывая изложенное, справедлив вопрос о конкуренции норм, предусмотренных п. "б" ч. 2 ст. 285.4 и ч. 2 ст. 285.5 УК РФ.
(Самсонов В.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 6)Добавленные в 2022 г. составы преступлений характеризуются дополнительным признаком субъекта преступления - наличием административной ответственности (административной преюдицией) за совершенные ранее правонарушения, предусмотренные ч. 1, 2 или 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ (ст. 201.2 и ч. 1 ст. 285.5 УК РФ) или ч. 1 или 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ (ст. 201.3 и 285.6 УК РФ). Важно отметить, что преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 285.5 УК РФ, дополнительного признака субъекта преступления (административной преюдиции) не содержит и по сути является квалифицированным составом злоупотребления должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст. 285.4 УК РФ), так как представляет собой частный случай злоупотребления полномочиями путем нарушения условий контракта, повлекший прямо установленные в статье последствия, а именно причинение Российской Федерации ущерба в сумме, составляющей не менее пяти процентов цены государственного контракта либо договора, но не менее пяти миллионов рублей, или невыполнение задания государственного оборонного заказа. Учитывая изложенное, справедлив вопрос о конкуренции норм, предусмотренных п. "б" ч. 2 ст. 285.4 и ч. 2 ст. 285.5 УК РФ.