Обобщение коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Обобщение коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения против порядка управления: Организация оспаривает привлечение к ответственности по ст. 19.8 КоАП РФ за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля
(КонсультантПлюс, 2025)суд пришел к выводу, что обязанность Организации по предоставлению запрашиваемой информации не предполагает истребование ее у третьих лиц, обобщение, систематизацию и изложение в формах, не предусмотренных действующими нормативными правовыми актами
(КонсультантПлюс, 2025)суд пришел к выводу, что обязанность Организации по предоставлению запрашиваемой информации не предполагает истребование ее у третьих лиц, обобщение, систематизацию и изложение в формах, не предусмотренных действующими нормативными правовыми актами
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за непредставление информации по запросу госоргана
(КонсультантПлюс, 2025)"...Выполнение юридическим лицом обязанности по представлению запрашиваемой антимонопольным органом информации не предполагает совершения действий по ее истребованию у третьих лиц, обобщению, систематизации и изложению в формах, не предусмотренных действующими нормативными правовыми актами.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Выполнение юридическим лицом обязанности по представлению запрашиваемой антимонопольным органом информации не предполагает совершения действий по ее истребованию у третьих лиц, обобщению, систематизации и изложению в формах, не предусмотренных действующими нормативными правовыми актами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикоррупционный правовой механизм: межотраслевые коллизии
(Иншаков С.М., Казакова В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Основными преградами на пути формирования антикоррупционного правового механизма являются поспешные, бессистемные изменения законодательства, игнорирующие общественную опасность деяния, смешение уголовной и административной ответственности, отсутствие алгоритма в определении санкций административно-правовых нарушений и преступлений, непродуманно внедряемый в УК РФ институт административной преюдиции, наличие в законодательстве явно коррупциогенных норм, таких как исключение конфискации имущества из системы наказаний, возможность изменения категории преступления судом, наличие сходных и тождественных диспозиций в нормах КоАП РФ и УК РФ, диспропорции в установлении санкций в УК РФ и КоАП РФ. Обобщенная задача совершенствования антикоррупционного правового механизма состоит в восстановлении системности и взаимообусловленности норм деликтных отраслей права, их логичном взаимодействии для эффективного применения на практике.
(Иншаков С.М., Казакова В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Основными преградами на пути формирования антикоррупционного правового механизма являются поспешные, бессистемные изменения законодательства, игнорирующие общественную опасность деяния, смешение уголовной и административной ответственности, отсутствие алгоритма в определении санкций административно-правовых нарушений и преступлений, непродуманно внедряемый в УК РФ институт административной преюдиции, наличие в законодательстве явно коррупциогенных норм, таких как исключение конфискации имущества из системы наказаний, возможность изменения категории преступления судом, наличие сходных и тождественных диспозиций в нормах КоАП РФ и УК РФ, диспропорции в установлении санкций в УК РФ и КоАП РФ. Обобщенная задача совершенствования антикоррупционного правового механизма состоит в восстановлении системности и взаимообусловленности норм деликтных отраслей права, их логичном взаимодействии для эффективного применения на практике.
Статья: Проблемы уголовно-правовой регламентации ответственности за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
(Глуздак Г.Н.)
("Мировой судья", 2024, N 11)Обобщение практики применения ст. 20.35 КоАП РФ позволяет выделить следующие типичные деяния, составляющие объективную сторону нарушения требований к АТЗ: непроведение категорирования объектов (территорий), несоставление паспорта безопасности объекта (территории), несоблюдение сроков категорирования и (или) паспортизации объекта (территории), непринятие организационно-распорядительных документов по вопросам АТЗ, необеспечение пропускного и внутриобъектового режимов, физической охраны, неоснащение объекта (территории) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации, иными инженерно-техническими средствами и системами охраны, средствами оповещения и управления эвакуацией и проч.
(Глуздак Г.Н.)
("Мировой судья", 2024, N 11)Обобщение практики применения ст. 20.35 КоАП РФ позволяет выделить следующие типичные деяния, составляющие объективную сторону нарушения требований к АТЗ: непроведение категорирования объектов (территорий), несоставление паспорта безопасности объекта (территории), несоблюдение сроков категорирования и (или) паспортизации объекта (территории), непринятие организационно-распорядительных документов по вопросам АТЗ, необеспечение пропускного и внутриобъектового режимов, физической охраны, неоснащение объекта (территории) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации, иными инженерно-техническими средствами и системами охраны, средствами оповещения и управления эвакуацией и проч.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В целях обеспечения единообразного подхода к разрешению судьями судов общей юрисдикции дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ Верховным Судом Российской Федерации проведено обобщение вопросов, возникших за данный период в судебной практике при рассмотрении соответствующей категории дел.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В целях обеспечения единообразного подхода к разрешению судьями судов общей юрисдикции дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ Верховным Судом Российской Федерации проведено обобщение вопросов, возникших за данный период в судебной практике при рассмотрении соответствующей категории дел.
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)В ходе отдельного разбирательства в тот же день, зачитав текст статьи 20.2 КоАП РФ и обобщив различные заявления, тот же судья признал заявителя виновным по статье 20.2 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 1000 руб.
(подготовлен Верховным Судом РФ)В ходе отдельного разбирательства в тот же день, зачитав текст статьи 20.2 КоАП РФ и обобщив различные заявления, тот же судья признал заявителя виновным по статье 20.2 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 1000 руб.
Статья: К вопросу о правовой природе производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в упрощенном порядке
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Указанные виды упрощенного производства отличаются друг от друга по материально-правовому основанию и процедуре осуществления. Обобщающим признаком всех трех видов производств, как следует из названия ст. 28.6 КоАП РФ, является назначение административного наказания без составления протокола об административном правонарушении, являющегося одним из важнейших процессуальных документов производства по названной категории дел. Значимость данного документа проявляется в том, что с его составления начинается производство по делу об административном правонарушении. В КоАП РФ прямо указано, что данное дело считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (п. 3 ч. 4 ст. 28.1). Он является доказательством по делу об административном правонарушении, что подтверждается положениями ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ, а также Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2011 г. N 89-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Микма" на нарушение конституционных прав и свобод положением части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", где указано, что протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении. Без данного процессуального документа практически невозможно любое разбирательство по обнаруженному неправомерному деянию, имеющему объективные признаки административного правонарушения <3>.
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Указанные виды упрощенного производства отличаются друг от друга по материально-правовому основанию и процедуре осуществления. Обобщающим признаком всех трех видов производств, как следует из названия ст. 28.6 КоАП РФ, является назначение административного наказания без составления протокола об административном правонарушении, являющегося одним из важнейших процессуальных документов производства по названной категории дел. Значимость данного документа проявляется в том, что с его составления начинается производство по делу об административном правонарушении. В КоАП РФ прямо указано, что данное дело считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (п. 3 ч. 4 ст. 28.1). Он является доказательством по делу об административном правонарушении, что подтверждается положениями ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ, а также Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2011 г. N 89-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Микма" на нарушение конституционных прав и свобод положением части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", где указано, что протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении. Без данного процессуального документа практически невозможно любое разбирательство по обнаруженному неправомерному деянию, имеющему объективные признаки административного правонарушения <3>.
Статья: Сравнительно-правовой анализ института административного наказания в действующем Кодексе об административных правонарушениях и в Проекте нового Кодекса об административных правонарушениях
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)В связи с окончанием разработки нового Кодекса об административных правонарушениях становится очевидным изменение подхода, в том числе к применению административного наказания. Объектами исследования в настоящей статье являются: система административных наказаний (их виды и размеры) и порядок применения административного наказания в соответствии с проектом нового Кодекса об административных правонарушениях. Особое внимание автором уделяется изменению подхода к применению административных наказаний в части трансформации характеристики административных мер ответственности и юридической техники изложения административно-правовых норм, регулирующих институт административного наказания. Также специальными предметами исследования темы послужили категоризация административных правонарушений на грубые и негрубые и формулирование определения к понятию однородного административного правонарушения. Основными выводами приведенного исследования являются: выделение актуальности принятия проекта нового КоАП в части регулирования института административного наказания, обоснование юридической судьбы принятия такого проекта, в противном случае - определение последствий его непринятия, например, дестабилизации правового регулирования института административного наказания и сохранения приоритета карательной функции административного наказания над превентивной. Новизна исследования заключается в том, что автором сформирован полноценный комментарий к изложению института административного наказания в проекте нового КоАП: суть изменений, целевая направленность их внесения. В данной статье обобщены актуальные проблемы, связанные с назначением административного наказания, указываются различные мнения ученых-правоведов по данному вопросу и приведено авторское видение на внесение каждого изменения в систему административных наказаний.
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)В связи с окончанием разработки нового Кодекса об административных правонарушениях становится очевидным изменение подхода, в том числе к применению административного наказания. Объектами исследования в настоящей статье являются: система административных наказаний (их виды и размеры) и порядок применения административного наказания в соответствии с проектом нового Кодекса об административных правонарушениях. Особое внимание автором уделяется изменению подхода к применению административных наказаний в части трансформации характеристики административных мер ответственности и юридической техники изложения административно-правовых норм, регулирующих институт административного наказания. Также специальными предметами исследования темы послужили категоризация административных правонарушений на грубые и негрубые и формулирование определения к понятию однородного административного правонарушения. Основными выводами приведенного исследования являются: выделение актуальности принятия проекта нового КоАП в части регулирования института административного наказания, обоснование юридической судьбы принятия такого проекта, в противном случае - определение последствий его непринятия, например, дестабилизации правового регулирования института административного наказания и сохранения приоритета карательной функции административного наказания над превентивной. Новизна исследования заключается в том, что автором сформирован полноценный комментарий к изложению института административного наказания в проекте нового КоАП: суть изменений, целевая направленность их внесения. В данной статье обобщены актуальные проблемы, связанные с назначением административного наказания, указываются различные мнения ученых-правоведов по данному вопросу и приведено авторское видение на внесение каждого изменения в систему административных наказаний.
Статья: Сущность и особенности ответственности юридических лиц по законодательству Российской Федерации об административных правонарушениях
(Мрыхина Д.В.)
("Современное право", 2024, N 5)Совершенствование нормативного регулирования административной ответственности рассматриваемых субъектов предполагает установление в КоАП РФ критериев, определяющих виды правонарушений, за совершение которых может устанавливаться административная ответственность юридических лиц, или введение обобщенного перечня видов таких правонарушений; указание на связь таких правонарушений с уставной (хозяйственной, производственной, финансовой и пр.) деятельностью организации; отказ от нормативного признания юридического лица субъектом административного правонарушения; признание положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ не совокупностью признаков виновности юридического лица, а одним из условий его привлечения к административной ответственности.
(Мрыхина Д.В.)
("Современное право", 2024, N 5)Совершенствование нормативного регулирования административной ответственности рассматриваемых субъектов предполагает установление в КоАП РФ критериев, определяющих виды правонарушений, за совершение которых может устанавливаться административная ответственность юридических лиц, или введение обобщенного перечня видов таких правонарушений; указание на связь таких правонарушений с уставной (хозяйственной, производственной, финансовой и пр.) деятельностью организации; отказ от нормативного признания юридического лица субъектом административного правонарушения; признание положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ не совокупностью признаков виновности юридического лица, а одним из условий его привлечения к административной ответственности.
Статья: Надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях по законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан
(Винокуров А.Ю.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 6)Таким образом, подводя итог, подчеркнем, что процессуальное законодательство Республики Казахстан наделяет прокурора в рассматриваемой сфере более весомым инструментарием, по результатам обобщения практики применения которого представляется правильной постановка вопроса о внесении соответствующих коррективов в российское законодательство, в том числе при доработке нового Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятие которого ожидается в обозримой перспективе.
(Винокуров А.Ю.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 6)Таким образом, подводя итог, подчеркнем, что процессуальное законодательство Республики Казахстан наделяет прокурора в рассматриваемой сфере более весомым инструментарием, по результатам обобщения практики применения которого представляется правильной постановка вопроса о внесении соответствующих коррективов в российское законодательство, в том числе при доработке нового Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятие которого ожидается в обозримой перспективе.
Статья: Актуальные вопросы привлечения к административной ответственности за нарушения требований в области транспортной безопасности
(Зайкова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Меры административной ответственности за нарушения требований в области ТБ направлены на обеспечение функционирования созданного административно-правового механизма антитеррористической защищенности транспорта. Особенности их применения ранее становились предметом научных исследований. Рассмотрены проблемы специальных условий применения административной ответственности к индивидуальным предпринимателям <1>; установлены сложности в определении умышленной формы вины юридического лица <2>; освещены вопросы участия транспортной прокуратуры <3> и полиции <4> в защите интересов общества на транспорте; внесены предложения по систематизации мер административного принуждения на транспорте <5>. При этом целенаправленного обобщения судебной практики по ст. 11.15.1 и 11.15.2 КоАП РФ с учетом их применения на всех видах транспорта не проводилось, что послужило основанием для выбора темы исследования.
(Зайкова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Меры административной ответственности за нарушения требований в области ТБ направлены на обеспечение функционирования созданного административно-правового механизма антитеррористической защищенности транспорта. Особенности их применения ранее становились предметом научных исследований. Рассмотрены проблемы специальных условий применения административной ответственности к индивидуальным предпринимателям <1>; установлены сложности в определении умышленной формы вины юридического лица <2>; освещены вопросы участия транспортной прокуратуры <3> и полиции <4> в защите интересов общества на транспорте; внесены предложения по систематизации мер административного принуждения на транспорте <5>. При этом целенаправленного обобщения судебной практики по ст. 11.15.1 и 11.15.2 КоАП РФ с учетом их применения на всех видах транспорта не проводилось, что послужило основанием для выбора темы исследования.
Статья: Малозначительность деяния (ч. 2 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации): вопросы правоприменения
(Краев Д.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 3)<12> О практике применения ст. 2.9 КоАП РФ см., напр.: Справка по материалам проведенного в связи с подготовкой к предстоящему чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года обобщения судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований" (утв. Президиумом Верхов. Суда Рос. Федерации 6 июня 2018 г.). Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
(Краев Д.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 3)<12> О практике применения ст. 2.9 КоАП РФ см., напр.: Справка по материалам проведенного в связи с подготовкой к предстоящему чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года обобщения судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований" (утв. Президиумом Верхов. Суда Рос. Федерации 6 июня 2018 г.). Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Видовая и структурная дифференциация элементов системы государственного принуждения
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)<36> Часть 1 ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)<36> Часть 1 ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Конечно, против приведенного подхода можно возражать, как это делают некоторые ученые, ссылаясь, например, на то, что законодатель не мог использовать в КоАП РФ конституционную терминологию, поскольку она является обобщающей категорией, а судьи - далеко не единственные субъекты административной юрисдикции, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, в связи с чем применять в отношении всех субъектов, наделенных административно-юрисдикционными полномочиями, категорию, имманентную только судебной власти, вряд ли корректно <1>. Однако эта позиция была высказана еще до принятия КАС РФ, который, по нашему мнению, все расставил по своим местам, отразив господствующую в настоящее время правовую идеологию в формировании законодательства об административном судопроизводстве, для которого административно-деликтологические характеристики неприменимы.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Конечно, против приведенного подхода можно возражать, как это делают некоторые ученые, ссылаясь, например, на то, что законодатель не мог использовать в КоАП РФ конституционную терминологию, поскольку она является обобщающей категорией, а судьи - далеко не единственные субъекты административной юрисдикции, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, в связи с чем применять в отношении всех субъектов, наделенных административно-юрисдикционными полномочиями, категорию, имманентную только судебной власти, вряд ли корректно <1>. Однако эта позиция была высказана еще до принятия КАС РФ, который, по нашему мнению, все расставил по своим местам, отразив господствующую в настоящее время правовую идеологию в формировании законодательства об административном судопроизводстве, для которого административно-деликтологические характеристики неприменимы.
Статья: Соотношение административной ответственности за распространение заведомо недостоверной информации и правовых гарантий свободы слова и массовой информации
(Балекина В.М.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 6)С одной стороны, запрет направлен на защиту от т.н. "вредоносной" информации. С другой стороны, действующая в настоящее время редакция ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ предоставляет возможности расширительного толкования запрещаемой к распространению информации. Под указанный запрет могут подпадать различные мнения, суждения, базирующиеся на определенных аргументах и являющиеся проявлениями формы осознания истины тем или иным лицом. Применение понятия заведомо недостоверной информации в указанном значении оставляет открытыми вопросы доказывания признака заведомой недостоверности в каждом конкретном случае. При решении вопроса о соотношении свободы слова и массовой информации и ограничений, установленных в ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ, стоит отметить, что каждый человек обладает возможностями самостоятельного выбора источников получения информации и анализа ее содержания. Представляется сомнительной соразмерность установленных санкцией нормы ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ величин административных штрафов и предусмотренных ее диспозицией противоправных деяний. Обобщая вышеперечисленное, полагаем, что запрет, установленный действующей в настоящее время редакцией ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ, может ограничивать гарантии свободы слова и массовой информации.
(Балекина В.М.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 6)С одной стороны, запрет направлен на защиту от т.н. "вредоносной" информации. С другой стороны, действующая в настоящее время редакция ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ предоставляет возможности расширительного толкования запрещаемой к распространению информации. Под указанный запрет могут подпадать различные мнения, суждения, базирующиеся на определенных аргументах и являющиеся проявлениями формы осознания истины тем или иным лицом. Применение понятия заведомо недостоверной информации в указанном значении оставляет открытыми вопросы доказывания признака заведомой недостоверности в каждом конкретном случае. При решении вопроса о соотношении свободы слова и массовой информации и ограничений, установленных в ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ, стоит отметить, что каждый человек обладает возможностями самостоятельного выбора источников получения информации и анализа ее содержания. Представляется сомнительной соразмерность установленных санкцией нормы ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ величин административных штрафов и предусмотренных ее диспозицией противоправных деяний. Обобщая вышеперечисленное, полагаем, что запрет, установленный действующей в настоящее время редакцией ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ, может ограничивать гарантии свободы слова и массовой информации.
Статья: Приоритет специальных норм в административно-деликтном и уголовном законах
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2022, N 1)<4> Вопрос 17 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16 марта 2016 г.; Справка по материалам проведенного в связи с подготовкой к предстоящему чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года обобщения судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.31 КоАП РФ "Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований", утвержденная Президиумом Верховного Суда РФ 6 июня 2018 г.
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2022, N 1)<4> Вопрос 17 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16 марта 2016 г.; Справка по материалам проведенного в связи с подготовкой к предстоящему чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года обобщения судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.31 КоАП РФ "Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований", утвержденная Президиумом Верховного Суда РФ 6 июня 2018 г.