Обнародование закона
Подборка наиболее важных документов по запросу Обнародование закона (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Осуществление семейных прав и исполнение обязанностей: системный подход
(Ульянова М.В.)
("Современный юрист", 2024, N 2)<22> Помимо традиционных стадий (законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, обнародование закона), выделяют и доктринальную [2, с. 92, 94].
(Ульянова М.В.)
("Современный юрист", 2024, N 2)<22> Помимо традиционных стадий (законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, обнародование закона), выделяют и доктринальную [2, с. 92, 94].
Статья: Конституционный совет субъекта Российской Федерации: законодательство и практика
(Курманов М.М.)
("Юрист", 2024, N 6)Надо отметить, что в законах всех республик изложена позиция получения заключения по запросу глав республик до их подписания и обнародования закона.
(Курманов М.М.)
("Юрист", 2024, N 6)Надо отметить, что в законах всех республик изложена позиция получения заключения по запросу глав республик до их подписания и обнародования закона.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Внесение в Конституционный Суд Российской Федерации запроса Президента Российской Федерации о проверке конституционности закона субъекта Российской Федерации до его обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) приостанавливает течение установленного конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации срока для обнародования закона субъекта Российской Федерации до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу и исключает обнародование такого закона до вынесения указанного решения. В случае обнародования закона субъекта Российской Федерации до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации данное обнародование не порождает правовых последствий.
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Внесение в Конституционный Суд Российской Федерации запроса Президента Российской Федерации о проверке конституционности закона субъекта Российской Федерации до его обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) приостанавливает течение установленного конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации срока для обнародования закона субъекта Российской Федерации до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу и исключает обнародование такого закона до вынесения указанного решения. В случае обнародования закона субъекта Российской Федерации до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации данное обнародование не порождает правовых последствий.
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Внесение в Конституционный Суд Российской Федерации запроса Президента Российской Федерации о проверке конституционности закона субъекта Российской Федерации до его обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации приостанавливает течение срока для обнародования закона субъекта Российской Федерации до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу и исключает обнародование такого закона до вынесения указанного решения. В случае обнародования закона субъекта Российской Федерации до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации данное обнародование не порождает правовых последствий.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Внесение в Конституционный Суд Российской Федерации запроса Президента Российской Федерации о проверке конституционности закона субъекта Российской Федерации до его обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации приостанавливает течение срока для обнародования закона субъекта Российской Федерации до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу и исключает обнародование такого закона до вынесения указанного решения. В случае обнародования закона субъекта Российской Федерации до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации данное обнародование не порождает правовых последствий.
Статья: Подзаконное нормотворчество исполнительной власти субъектов Российской Федерации
(Митусова И.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Глава исполнительной власти субъекта РФ принимает активное участие в законодательном процессе, что предусмотрено его полномочиями, являющимися в системе разделения властей инструментами механизма сдержек и противовесов. Такими полномочиями являются: координация законотворческой деятельности на предпроектном этапе, право требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта, а также созывать вновь избранный парламент на первое заседание ранее установленного срока; участие в работе законодательного органа субъекта с правом совещательного голоса; право законодательной инициативы, подписание и обнародование законов, право вето <6>.
(Митусова И.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Глава исполнительной власти субъекта РФ принимает активное участие в законодательном процессе, что предусмотрено его полномочиями, являющимися в системе разделения властей инструментами механизма сдержек и противовесов. Такими полномочиями являются: координация законотворческой деятельности на предпроектном этапе, право требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта, а также созывать вновь избранный парламент на первое заседание ранее установленного срока; участие в работе законодательного органа субъекта с правом совещательного голоса; право законодательной инициативы, подписание и обнародование законов, право вето <6>.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Кроме того, оба названных выше департамента Сената Российской империи выполняли не только судебно-административные функции, но и функции активного управления (например, издание распоряжений в развитие законодательства, проведение сенаторских ревизий), а также отдельные законодательные функции (например, обнародование законов) <1>.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Кроме того, оба названных выше департамента Сената Российской империи выполняли не только судебно-административные функции, но и функции активного управления (например, издание распоряжений в развитие законодательства, проведение сенаторских ревизий), а также отдельные законодательные функции (например, обнародование законов) <1>.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Право на обнародование произведения, например, более не является личным неимущественным правом автора. Оно трансформировалось в организационное авторское право. В п. 1 ст. 15 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (утратил силу) право на обнародование было названо личным неимущественным правом автора. В нормах части четвертой ГК предусмотрена возможность осуществления этого права не только автором, но и работодателем (п. 4 ст. 1295) и другим вторичным правообладателем (п. 2 и п. 3 ст. 1268). Следовательно, по действующему гражданскому закону право на обнародование не может считаться личным неимущественным правом автора. Не является по существу "личным неимущественным правом автора" субъективное право, которое "первично" (В.А. Дозорцев) возникает у работодателя (п. 4 ст. 1295 ГК) или при определенных в законе условиях "считается" возникшим у лица, использующего объект (п. 2 ст. 1268 ГК), в том числе открывающего публике доступ к произведению после смерти автора (п. 3 ст. 1268 ГК). Деловой практике известны случаи обнародования творения за вознаграждение (широко освещался в средствах массовой информации факт предоставления наследником разрешения на публикацию романа Владимира Набокова "Лаура и ее оригинал", несмотря на завещание автора уничтожить это произведение после его смерти). Надо признать, судебная практика по-прежнему квалифицирует право на обнародование как личное неимущественное <1>.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Право на обнародование произведения, например, более не является личным неимущественным правом автора. Оно трансформировалось в организационное авторское право. В п. 1 ст. 15 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (утратил силу) право на обнародование было названо личным неимущественным правом автора. В нормах части четвертой ГК предусмотрена возможность осуществления этого права не только автором, но и работодателем (п. 4 ст. 1295) и другим вторичным правообладателем (п. 2 и п. 3 ст. 1268). Следовательно, по действующему гражданскому закону право на обнародование не может считаться личным неимущественным правом автора. Не является по существу "личным неимущественным правом автора" субъективное право, которое "первично" (В.А. Дозорцев) возникает у работодателя (п. 4 ст. 1295 ГК) или при определенных в законе условиях "считается" возникшим у лица, использующего объект (п. 2 ст. 1268 ГК), в том числе открывающего публике доступ к произведению после смерти автора (п. 3 ст. 1268 ГК). Деловой практике известны случаи обнародования творения за вознаграждение (широко освещался в средствах массовой информации факт предоставления наследником разрешения на публикацию романа Владимира Набокова "Лаура и ее оригинал", несмотря на завещание автора уничтожить это произведение после его смерти). Надо признать, судебная практика по-прежнему квалифицирует право на обнародование как личное неимущественное <1>.
"Уголовное наказание и его цели: монография"
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Теорию стигмы <1> впервые сформулировал в общем виде Э. Ферри. Он видел основную угрозу стигматизации в законотворчестве и, как следствие, излишней криминализации. "Всякий вновь обнародованный закон является прямым или косвенным источником новых нарушений, которые увеличивают цифру преступности. Мания же издавать новые законы процветает теперь во всех цивилизованных странах; близорукие правительства не замечают ничего, кроме симптомов патологического состояния общества, и издают запретительный закон при появлении всякого нового болезненного симптома или при обострении старого. Многочисленные законы становятся, таким образом, еще многочисленнее, но их предупредительное влияние не увеличивается, так как причины данных симптоматических явлений остаются нетронутыми, а иногда даже возрастают" <2>. Причиной живучести такой иллюзии, по мнению С.М. Иншакова, является то, что просто "удобно верить вместе со всеми, что достаточно издать новый закон, чтобы получить средство для исцеления от различных социальных недугов или средство воспрепятствовать их дальнейшему росту" <3>.
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Теорию стигмы <1> впервые сформулировал в общем виде Э. Ферри. Он видел основную угрозу стигматизации в законотворчестве и, как следствие, излишней криминализации. "Всякий вновь обнародованный закон является прямым или косвенным источником новых нарушений, которые увеличивают цифру преступности. Мания же издавать новые законы процветает теперь во всех цивилизованных странах; близорукие правительства не замечают ничего, кроме симптомов патологического состояния общества, и издают запретительный закон при появлении всякого нового болезненного симптома или при обострении старого. Многочисленные законы становятся, таким образом, еще многочисленнее, но их предупредительное влияние не увеличивается, так как причины данных симптоматических явлений остаются нетронутыми, а иногда даже возрастают" <2>. Причиной живучести такой иллюзии, по мнению С.М. Иншакова, является то, что просто "удобно верить вместе со всеми, что достаточно издать новый закон, чтобы получить средство для исцеления от различных социальных недугов или средство воспрепятствовать их дальнейшему росту" <3>.
Статья: Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обнародование иных документов и информации в случаях, если такое обнародование предусмотрено Законом об общих принципах организации местного самоуправления, осуществляется в порядке, предусмотренном для обнародования муниципальных правовых актов (ч. 7 ст. 53 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обнародование иных документов и информации в случаях, если такое обнародование предусмотрено Законом об общих принципах организации местного самоуправления, осуществляется в порядке, предусмотренном для обнародования муниципальных правовых актов (ч. 7 ст. 53 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).