Обнародование нормативных актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Обнародование нормативных актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Опубликование и вступление в силу муниципальных правовых актов
(КонсультантПлюс, 2025)...Поскольку уставом в качестве одной из форм обнародования нормативных актов является размещение их полного текста в сети "Интернет", суд... пришел к правильному выводу, что размещение полного текста нормативных правовых актов на официальном сайте Администрации являлось достаточным и не противоречило требованиям налогового законодательства.
(КонсультантПлюс, 2025)...Поскольку уставом в качестве одной из форм обнародования нормативных актов является размещение их полного текста в сети "Интернет", суд... пришел к правильному выводу, что размещение полного текста нормативных правовых актов на официальном сайте Администрации являлось достаточным и не противоречило требованиям налогового законодательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 13. Обнародование и вступление в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 13. Обнародование и вступление в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации
Статья: Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, как отмечалось применительно к актам субъектов РФ, согласно позиции Конституционного Суда РФ конституционные предписания об обнародовании нормативных актов являются одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носят императивный характер и в равной мере распространяются на все законы и другие нормативные акты. Отсюда следует, что любые муниципальные нормативные правовые акты подлежат обязательному опубликованию. Та же позиция высказывается в правовой доктрине (Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / А.Г. Бабичев, П.П. Беликов, С.Ю. Зюзин и др.; под ред. А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. 788 с., комментарий к п. 2 ст. 47).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, как отмечалось применительно к актам субъектов РФ, согласно позиции Конституционного Суда РФ конституционные предписания об обнародовании нормативных актов являются одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носят императивный характер и в равной мере распространяются на все законы и другие нормативные акты. Отсюда следует, что любые муниципальные нормативные правовые акты подлежат обязательному опубликованию. Та же позиция высказывается в правовой доктрине (Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / А.Г. Бабичев, П.П. Беликов, С.Ю. Зюзин и др.; под ред. А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. 788 с., комментарий к п. 2 ст. 47).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 13. Обнародование и вступление в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 13. Обнародование и вступление в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации
Федеральный закон от 22.12.2020 N 437-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"7. Для официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории "Сириус", иной официальной информации учреждаются печатное средство массовой информации и сетевое издание.
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"7. Для официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории "Сириус", иной официальной информации учреждаются печатное средство массовой информации и сетевое издание.
Статья: Официальное опубликование нормативных правовых актов: вопросы теории и практики
(Куртяк И.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Официальное опубликование нормативного правового акта не нашло титульного закрепления в федеральном законе. Попытка дать легитимное понятие нормативного правового акта была определена Постановлением Государственной Думы Российской Федерации, на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации в Приказе Минюста России от 4 мая 2007 г. N 88. Поэтому в настоящее время Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснение законодательства и обладающих нормативными свойствами" <4>, излагает признаки нормативного правового акта. Поэтому законодатель наряду с официальным опубликованием нормативных правовых актов использует другое понятие - "официальное обнародование нормативных правовых актов".
(Куртяк И.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Официальное опубликование нормативного правового акта не нашло титульного закрепления в федеральном законе. Попытка дать легитимное понятие нормативного правового акта была определена Постановлением Государственной Думы Российской Федерации, на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации в Приказе Минюста России от 4 мая 2007 г. N 88. Поэтому в настоящее время Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснение законодательства и обладающих нормативными свойствами" <4>, излагает признаки нормативного правового акта. Поэтому законодатель наряду с официальным опубликованием нормативных правовых актов использует другое понятие - "официальное обнародование нормативных правовых актов".
Статья: Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае если в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, соответствующий орган, уполномоченный на принятие решения об изъятии, не менее чем за шестьдесят дней до принятия указанного решения обязан принять меры по запросу сведений об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимости, а также обеспечить доведение информации об изъятии соответствующих земельных участков и расположенных на них объектах недвижимости до всех заинтересованных лиц путем опубликования в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) нормативно-правовых актов (ст. 56.5 ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае если в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, соответствующий орган, уполномоченный на принятие решения об изъятии, не менее чем за шестьдесят дней до принятия указанного решения обязан принять меры по запросу сведений об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимости, а также обеспечить доведение информации об изъятии соответствующих земельных участков и расположенных на них объектах недвижимости до всех заинтересованных лиц путем опубликования в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) нормативно-правовых актов (ст. 56.5 ЗК РФ).
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Конституционный Суд РФ в позиции, выраженной в Постановлении от 27 марта 2012 г. N 8-П, отмечает, что требование обнародования нормативного правового акта от имени государства компетентным органом публичной власти обусловлено общепризнанным принципом правовой определенности, на основе которого устанавливаются отношения государства и индивида, и означает всеобщее оповещение о том, что данный нормативный правовой акт принят и подлежит действию в изложенном аутентичном содержании. Только в этом случае на лиц, подпадающих под его действие, распространяется общеправовая презумпция, в силу которой незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Неопределенность в вопросе действия нормативного правового акта не позволяет обеспечить единообразие в его соблюдении, исполнении и применении и, следовательно, порождает противоречивую правоприменительную практику, создает возможность злоупотреблений и произвола, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, ведет к нарушению принципов равенства и верховенства права.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Конституционный Суд РФ в позиции, выраженной в Постановлении от 27 марта 2012 г. N 8-П, отмечает, что требование обнародования нормативного правового акта от имени государства компетентным органом публичной власти обусловлено общепризнанным принципом правовой определенности, на основе которого устанавливаются отношения государства и индивида, и означает всеобщее оповещение о том, что данный нормативный правовой акт принят и подлежит действию в изложенном аутентичном содержании. Только в этом случае на лиц, подпадающих под его действие, распространяется общеправовая презумпция, в силу которой незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Неопределенность в вопросе действия нормативного правового акта не позволяет обеспечить единообразие в его соблюдении, исполнении и применении и, следовательно, порождает противоречивую правоприменительную практику, создает возможность злоупотреблений и произвола, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, ведет к нарушению принципов равенства и верховенства права.
Статья: Практика оспаривания нормативных актов исполнительной власти по причине нарушения порядка их опубликования
(Ревазов М.А.)
("Закон", 2025, N 5)3) суды не проводят различий между "обнародованием" и "опубликованием" нормативных правовых актов, что делает их обращения к практике КС РФ недостаточно обоснованными;
(Ревазов М.А.)
("Закон", 2025, N 5)3) суды не проводят различий между "обнародованием" и "опубликованием" нормативных правовых актов, что делает их обращения к практике КС РФ недостаточно обоснованными;