Облагается ли НДС субсидии из бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Облагается ли НДС субсидии из бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 162 "Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, указав на необходимость включать в налоговую базу субсидии, полученные из местного бюджета. Налогоплательщик оспорил доначисление, указав, что субсидирование его расходов являлось способом целевого финансирования возмещения затрат по уставной деятельности налогоплательщика со стороны учредителя, а не способом оплаты выполненных им работ, все ветхие, аварийные здания по заключенным с налогоплательщиком соглашениям о предоставлении субсидий были снесены на основании муниципальной целевой программы, все соглашения о предоставлении субсидий были заключены строго в соответствии с бюджетным законодательством и договорами подряда не являлись, а отношения, возникшие между налогоплательщиком и администрацией на основании данных соглашений, регулируются БК РФ, а не ГК РФ. Кроме того, в самих соглашениях НДС не был выделен, в актах выполненных работ, счетах-фактурах и счетах на оплату он также отсутствовал, документы по форме КС-2, КС-3 по своей сути не предназначены для подтверждения исключительно затрат, расходов. Суд признал доначисление НДС обоснованным. Полученные налогоплательщиком из бюджета денежные средства (субсидии) непосредственно связаны с оплатой выполненных им работ по сносу ветхих и аварийных зданий и являются объектом обложения НДС. Из содержания соглашений на предоставление субсидий и документов, связанных с их исполнением, следует, что между сторонами фактически сложились отношения, регулируемые положениями гл. 37 ГК РФ "Подряд", в рамках которых налогоплательщик при наличии заказа принял на себя обязательства по выполнению работ по сносу объектов, при этом цены на указанный вид деятельности (снос объектов) не относились к государственным регулируемым ценам, налогоплательщик фактически осуществлял реализацию работ по сносу объектов в целях обеспечения муниципальных нужд, а денежные средства в виде субсидий фактически получены им не в связи с осуществлением конкретного предусмотренного уставом вида деятельности, а в качестве оплаты за выполненные работы, являются его выручкой от реализации и, следовательно, объектом налогообложения по НДС в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, указав на необходимость включать в налоговую базу субсидии, полученные из местного бюджета. Налогоплательщик оспорил доначисление, указав, что субсидирование его расходов являлось способом целевого финансирования возмещения затрат по уставной деятельности налогоплательщика со стороны учредителя, а не способом оплаты выполненных им работ, все ветхие, аварийные здания по заключенным с налогоплательщиком соглашениям о предоставлении субсидий были снесены на основании муниципальной целевой программы, все соглашения о предоставлении субсидий были заключены строго в соответствии с бюджетным законодательством и договорами подряда не являлись, а отношения, возникшие между налогоплательщиком и администрацией на основании данных соглашений, регулируются БК РФ, а не ГК РФ. Кроме того, в самих соглашениях НДС не был выделен, в актах выполненных работ, счетах-фактурах и счетах на оплату он также отсутствовал, документы по форме КС-2, КС-3 по своей сути не предназначены для подтверждения исключительно затрат, расходов. Суд признал доначисление НДС обоснованным. Полученные налогоплательщиком из бюджета денежные средства (субсидии) непосредственно связаны с оплатой выполненных им работ по сносу ветхих и аварийных зданий и являются объектом обложения НДС. Из содержания соглашений на предоставление субсидий и документов, связанных с их исполнением, следует, что между сторонами фактически сложились отношения, регулируемые положениями гл. 37 ГК РФ "Подряд", в рамках которых налогоплательщик при наличии заказа принял на себя обязательства по выполнению работ по сносу объектов, при этом цены на указанный вид деятельности (снос объектов) не относились к государственным регулируемым ценам, налогоплательщик фактически осуществлял реализацию работ по сносу объектов в целях обеспечения муниципальных нужд, а денежные средства в виде субсидий фактически получены им не в связи с осуществлением конкретного предусмотренного уставом вида деятельности, а в качестве оплаты за выполненные работы, являются его выручкой от реализации и, следовательно, объектом налогообложения по НДС в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 154 "Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", в соответствии с которой действие положений абз. 2 и 3 п. 2 ст. 154 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. Налогоплательщик указал, что оспариваемыми нормами придана обратная сила положению, ухудшающему права налогоплательщиков, фактически изменившему правоприменительную практику по соответствующему вопросу и приведшему к включению сумм полученных субсидий в налоговую базу по НДС. Налогоплательщик являлся лизинговой компанией, предоставляющей лизингополучателям скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники, рассчитанные с учетом НДС, с последующим возмещением потерь в доходах за счет предоставления субсидии. Налоговый орган указал на необходимость включать в налоговую базу по НДС суммы субсидий. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ указал, что внесенные изменения фактически уточняют содержание льгот для целей применения п. 2 ст. 154 НК РФ, признавая в качестве таковых, в частности, скидки на цену товаров (работ, услуг) без учета налога. Следовательно, вносимые изменения не могут рассматриваться как сужающие сферу применения положений п. 2 ст. 154 НК РФ и, следовательно, как ухудшающие положение налогоплательщиков. КС РФ также отметил, что и до внесения изменений суды исходили из того, что в налоговую базу по НДС могут включаться субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленные в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, при этом суммы налога по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", в соответствии с которой действие положений абз. 2 и 3 п. 2 ст. 154 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. Налогоплательщик указал, что оспариваемыми нормами придана обратная сила положению, ухудшающему права налогоплательщиков, фактически изменившему правоприменительную практику по соответствующему вопросу и приведшему к включению сумм полученных субсидий в налоговую базу по НДС. Налогоплательщик являлся лизинговой компанией, предоставляющей лизингополучателям скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники, рассчитанные с учетом НДС, с последующим возмещением потерь в доходах за счет предоставления субсидии. Налоговый орган указал на необходимость включать в налоговую базу по НДС суммы субсидий. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ указал, что внесенные изменения фактически уточняют содержание льгот для целей применения п. 2 ст. 154 НК РФ, признавая в качестве таковых, в частности, скидки на цену товаров (работ, услуг) без учета налога. Следовательно, вносимые изменения не могут рассматриваться как сужающие сферу применения положений п. 2 ст. 154 НК РФ и, следовательно, как ухудшающие положение налогоплательщиков. КС РФ также отметил, что и до внесения изменений суды исходили из того, что в налоговую базу по НДС могут включаться субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленные в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, при этом суммы налога по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учесть субсидии для целей налогообложения
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как субсидии облагаются НДС
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как субсидии облагаются НДС
Вопрос: Организация на ОСН ведет не облагаемую НДС деятельность, получила субсидию из бюджета на компенсацию понесенных расходов. Вправе ли организация сумму НДС, предъявленную при приобретении за счет субсидии товаров (работ, услуг), включать в их стоимость?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация на ОСН ведет не облагаемую НДС деятельность, получила субсидию из бюджета на компенсацию понесенных расходов. Вправе ли организация сумму НДС, предъявленную при приобретении за счет субсидии товаров (работ, услуг), включать в их стоимость?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация на ОСН ведет не облагаемую НДС деятельность, получила субсидию из бюджета на компенсацию понесенных расходов. Вправе ли организация сумму НДС, предъявленную при приобретении за счет субсидии товаров (работ, услуг), включать в их стоимость?
Нормативные акты
Обзор: "Как бухгалтеру работать с учетом антикризисных мер"
(КонсультантПлюс, 2025)- Как субсидии облагаются НДС
(КонсультантПлюс, 2025)- Как субсидии облагаются НДС
Последние изменения: Бухгалтерский учет и налогообложение субсидий
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению суда, не облагаются НДС субсидии из бюджета на возмещение ранее понесенных затрат на приобретение товаров, работ, услуг и имущественных прав.
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению суда, не облагаются НДС субсидии из бюджета на возмещение ранее понесенных затрат на приобретение товаров, работ, услуг и имущественных прав.
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)7.3.1. Случаи, когда субсидии облагаются НДС
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)7.3.1. Случаи, когда субсидии облагаются НДС
Готовое решение: Оказание каких услуг освобождено от НДС
(КонсультантПлюс, 2025)операции, которые не признаются объектом налогообложения согласно п. 2 ст. 146 НК РФ. Например, услуги органов государственной власти и органов местного самоуправления, оказанные в рамках их исключительных полномочий (пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)операции, которые не признаются объектом налогообложения согласно п. 2 ст. 146 НК РФ. Например, услуги органов государственной власти и органов местного самоуправления, оказанные в рамках их исключительных полномочий (пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ);
Статья: Учет на ОСН субсидии на НИОКР: бухучет, налог на прибыль, НДС
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 15)В нашем примере НИОКР не облагаются НДС. И полученная субсидия тоже не облагается этим налогом. Поэтому при получении субсидии не будет проводок по исчислению НДС.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 15)В нашем примере НИОКР не облагаются НДС. И полученная субсидия тоже не облагается этим налогом. Поэтому при получении субсидии не будет проводок по исчислению НДС.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Что касается получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, то суммы указанных субсидий подлежат включению в налоговую базу на основании пункта 1 статьи 162 НК РФ, за исключением случаев, указанных в абзацах втором и третьем пункта 2 статьи 154 НК РФ. При этом суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 НК РФ.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Что касается получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, то суммы указанных субсидий подлежат включению в налоговую базу на основании пункта 1 статьи 162 НК РФ, за исключением случаев, указанных в абзацах втором и третьем пункта 2 статьи 154 НК РФ. При этом суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 НК РФ.
Готовое решение: Вычет НДС у заказчика транспортных услуг по договору транспортной экспедиции
(КонсультантПлюс, 2025)вы приобрели услуги для облагаемых НДС операций;
(КонсультантПлюс, 2025)вы приобрели услуги для облагаемых НДС операций;
Статья: Субсидии: учет у плательщиков НДС
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 15)Нет единого универсального правила в отношении НДС-обложения субсидий. Но кое-какие закономерности все-таки можно вывести. В первую очередь все зависит от вида полученной субсидии.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 15)Нет единого универсального правила в отношении НДС-обложения субсидий. Но кое-какие закономерности все-таки можно вывести. В первую очередь все зависит от вида полученной субсидии.