Обезличивание персональных данных
Подборка наиболее важных документов по запросу Обезличивание персональных данных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Публикация судебных актов в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Суд по просьбе заявителя может не обезличивать его персональные данные в судебном акте, но ограничить доступ к ним при публикации (размещении в сети Интернет)
(КонсультантПлюс, 2025)Суд по просьбе заявителя может не обезличивать его персональные данные в судебном акте, но ограничить доступ к ним при публикации (размещении в сети Интернет)
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11 "Биометрические персональные данные" Федерального закона "О персональных данных""Кроме того, в силу прямого указания закона запрет на обработку биометрических персональных данных без согласия субъекта персональных данных имеет исключения, в числе которых осуществление правосудия и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных")."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Госрегистрация изменений в устав АО и внесение изменений в сведения об обществе в ЕГРЮЛ.
Может ли бывший директор требовать исключить свои данные из ЕГРЮЛ, если в реестре нет сведений о новом руководителе
(КонсультантПлюс, 2025)Положения Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", предусматривающие исключение персональных данных из общедоступных источников по требованию субъекта персональных данных, не регулируют спорные правоотношения.
Может ли бывший директор требовать исключить свои данные из ЕГРЮЛ, если в реестре нет сведений о новом руководителе
(КонсультантПлюс, 2025)Положения Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", предусматривающие исключение персональных данных из общедоступных источников по требованию субъекта персональных данных, не регулируют спорные правоотношения.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Определены особенности обработки персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, при формировании составов данных и предоставления доступа к ним (01.09.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Определены особенности обработки персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, при формировании составов данных и предоставления доступа к ним (01.09.2025)
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"9) обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"9) обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
Вопрос: Физлицо закрыло счет и обратилось в банк с заявлением об отзыве своих персональных данных. Банк исключил данные физлица из базы маркетинговых коммуникаций банка, но, ссылаясь на п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ, отказал физлицу в отзыве персональных данных. Правомерны ли действия банка?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Физлицо закрыло счет и обратилось в банк с заявлением об отзыве своих персональных данных. Банк исключил данные физлица из базы маркетинговых коммуникаций банка, но, ссылаясь на п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ, отказал физлицу в отзыве персональных данных. Правомерны ли действия банка?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Физлицо закрыло счет и обратилось в банк с заявлением об отзыве своих персональных данных. Банк исключил данные физлица из базы маркетинговых коммуникаций банка, но, ссылаясь на п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ, отказал физлицу в отзыве персональных данных. Правомерны ли действия банка?
Статья: Правовые вопросы внедрения перспективных технологий межотраслевого назначения в условиях экономики данных
(Харитонова Ю.С., Савина В.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Методические рекомендации по внедрению интернета вещей для оптимизации контрольно-надзорной деятельности <38> содержат указание на то, что обеспечение достоверности сведений о состоянии проверяемых объектов возможно посредством стандартизации, а также рекомендации отказаться от избыточного сбора персональных данных, ограничить его в соответствии с целями обработки и предусмотреть порядок их раскрытия, агрегации и деперсонификации. Рекомендации оперируют термином "промышленный интернет вещей, применяемый в контрольно-надзорной деятельности". Под ним понимается "совокупность автоматических или автоматизированных средств измерения, передачи и обработки данных, систем реагирования и дистанционного мониторинга, обеспечивающих контрольно-надзорные органы".
(Харитонова Ю.С., Савина В.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Методические рекомендации по внедрению интернета вещей для оптимизации контрольно-надзорной деятельности <38> содержат указание на то, что обеспечение достоверности сведений о состоянии проверяемых объектов возможно посредством стандартизации, а также рекомендации отказаться от избыточного сбора персональных данных, ограничить его в соответствии с целями обработки и предусмотреть порядок их раскрытия, агрегации и деперсонификации. Рекомендации оперируют термином "промышленный интернет вещей, применяемый в контрольно-надзорной деятельности". Под ним понимается "совокупность автоматических или автоматизированных средств измерения, передачи и обработки данных, систем реагирования и дистанционного мониторинга, обеспечивающих контрольно-надзорные органы".
Готовое решение: Как составить договор об оказании услуг физическому лицу
(КонсультантПлюс, 2025)Такое согласие может понадобиться, например, если вы планируете передачу данных третьим лицам, не являющимся стороной по договору с потребителем. Исключение - передача персональных данных в рамках реализации вами своего права на уступку прав (требований) по такому договору (п. 7 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных, Определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2016 N 100-О).
(КонсультантПлюс, 2025)Такое согласие может понадобиться, например, если вы планируете передачу данных третьим лицам, не являющимся стороной по договору с потребителем. Исключение - передача персональных данных в рамках реализации вами своего права на уступку прав (требований) по такому договору (п. 7 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных, Определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2016 N 100-О).
Статья: (Не)специальная обработка "специальных" персональных данных: всегда ли целью можно оправдать средства?
(Хуснутдинов А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Все обязанности, которые на себя берет оператор, проистекают не только и не столько из законодательства, но и в первую очередь являются следствием принятия оператором решения осуществлять ту или иную деятельность, это решение первично. Никакая обработка персональных данных (за исключением обработки для личных и семейных нужд) не должна осуществляться исключительно ради самого процесса обработки. Цели обработки могут соответствовать законодательству или не соответствовать, обрабатываемые в рамках целей данные могут быть избыточными или не быть такими, но цель (или причина) для обработки должна существовать всегда. После принятия поправок в законодательство, влияющих на правовой статус оператора и создающих для него новые цели обработки, последний может столкнуться с необходимостью пересматривать свои локальные акты. В них потребуется отразить, как эти новые требования он будет соблюдать, или у самих операторов могут появляться и исчезать цели обработки персональных данных.
(Хуснутдинов А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Все обязанности, которые на себя берет оператор, проистекают не только и не столько из законодательства, но и в первую очередь являются следствием принятия оператором решения осуществлять ту или иную деятельность, это решение первично. Никакая обработка персональных данных (за исключением обработки для личных и семейных нужд) не должна осуществляться исключительно ради самого процесса обработки. Цели обработки могут соответствовать законодательству или не соответствовать, обрабатываемые в рамках целей данные могут быть избыточными или не быть такими, но цель (или причина) для обработки должна существовать всегда. После принятия поправок в законодательство, влияющих на правовой статус оператора и создающих для него новые цели обработки, последний может столкнуться с необходимостью пересматривать свои локальные акты. В них потребуется отразить, как эти новые требования он будет соблюдать, или у самих операторов могут появляться и исчезать цели обработки персональных данных.
Готовое решение: Как ведется реестр контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)реквизиты документа, подтверждающего основание для заключения контракта. Если таким документом является решение врачебной комиссии, разместите его в форме электронного документа или электронного образа бумажного документа. Не забудьте обеспечить обезличивание персональных данных;
(КонсультантПлюс, 2025)реквизиты документа, подтверждающего основание для заключения контракта. Если таким документом является решение врачебной комиссии, разместите его в форме электронного документа или электронного образа бумажного документа. Не забудьте обеспечить обезличивание персональных данных;
Статья: Локальное правовое регулирование внедрения и применения алгоритмического управления в организации
(Воронкова Е.Р.)
("Юрист", 2025, N 4)В политике по обработке персональных данных целесообразно отразить следующие ограничения при применении алгоритмического управления: запрет на обработку персональных данных об эмоциональном или психологическом состоянии работников; запрет собирать персональные данные в связи с частными разговорами; запрет на принятие решений на основании персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения; запрет на обработку специальных персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами; запрет на обработку биометрических данных для установления личности путем их сравнения с сохраненными биометрическими данными физических лиц в базе данных и др.
(Воронкова Е.Р.)
("Юрист", 2025, N 4)В политике по обработке персональных данных целесообразно отразить следующие ограничения при применении алгоритмического управления: запрет на обработку персональных данных об эмоциональном или психологическом состоянии работников; запрет собирать персональные данные в связи с частными разговорами; запрет на принятие решений на основании персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения; запрет на обработку специальных персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами; запрет на обработку биометрических данных для установления личности путем их сравнения с сохраненными биометрическими данными физических лиц в базе данных и др.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Для сбора и обработки информационной составляющей big data при оказании телемедицинских услуг важную роль, на наш взгляд, играют подсистемы "л" (подсистема обезличивания персональных данных) и "н" (подсистема защиты информации) <1>. В контексте частых DDoS-атак <2> на государственные информационные системы в целях реализации безопасного использования данных регистров требуется постоянное обновление алгоритмов их функционирования. По нашему мнению, необходимо установление обязанности оператора единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения организовывать и обеспечивать постоянное обновление алгоритмов защиты информации, а также программного обеспечения. Для оказания телемедицинских услуг, сбора и последующего обезличивания big data в сфере digital-медицины имеют важное значение также подсистемы "в" (федеральная электронная регистратура), "г" (федеральная интегрированная электронная медицинская карта) и "л" (система обезличивания персональных данных).
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Для сбора и обработки информационной составляющей big data при оказании телемедицинских услуг важную роль, на наш взгляд, играют подсистемы "л" (подсистема обезличивания персональных данных) и "н" (подсистема защиты информации) <1>. В контексте частых DDoS-атак <2> на государственные информационные системы в целях реализации безопасного использования данных регистров требуется постоянное обновление алгоритмов их функционирования. По нашему мнению, необходимо установление обязанности оператора единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения организовывать и обеспечивать постоянное обновление алгоритмов защиты информации, а также программного обеспечения. Для оказания телемедицинских услуг, сбора и последующего обезличивания big data в сфере digital-медицины имеют важное значение также подсистемы "в" (федеральная электронная регистратура), "г" (федеральная интегрированная электронная медицинская карта) и "л" (система обезличивания персональных данных).
Статья: Обезличенные данные: есть ли будущее в России?
(Сафьянников А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 9)В статье рассматриваются понятие и правовой режим обезличенных данных, т.е. персональных данных, принадлежность которых конкретному лицу нельзя установить без дополнительной информации. В первой главе автор исследует текущее регулирование обезличенных данных в российском праве, вскрывая в нем противоречия и правовые пробелы, препятствующие их эффективному обороту. Во второй и третьей главах анализируется опыт регулирования обезличенных данных в ряде наиболее прогрессивных иностранных юрисдикций (ЕС, США и др.). В заключительной главе автор проводит сравнение отечественного и иностранных подходов, отдельно останавливается на существующих законопроектах об обезличенных данных, на основе чего предлагает ключевые положения будущей реформы, предлагая разграничить анонимизированные и псевдонимизированные данные, актуализировать стандарты обезличивания и внести ясность в возможность обезличивания данных коммерческими организациями.
(Сафьянников А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 9)В статье рассматриваются понятие и правовой режим обезличенных данных, т.е. персональных данных, принадлежность которых конкретному лицу нельзя установить без дополнительной информации. В первой главе автор исследует текущее регулирование обезличенных данных в российском праве, вскрывая в нем противоречия и правовые пробелы, препятствующие их эффективному обороту. Во второй и третьей главах анализируется опыт регулирования обезличенных данных в ряде наиболее прогрессивных иностранных юрисдикций (ЕС, США и др.). В заключительной главе автор проводит сравнение отечественного и иностранных подходов, отдельно останавливается на существующих законопроектах об обезличенных данных, на основе чего предлагает ключевые положения будущей реформы, предлагая разграничить анонимизированные и псевдонимизированные данные, актуализировать стандарты обезличивания и внести ясность в возможность обезличивания данных коммерческими организациями.