Обеспечительные меры общение с ребенком
Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечительные меры общение с ребенком (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.08.2024 N 16-3166/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.Доводы о наличии супруги гражданки Российской Федерации (с 30.08.2023 года), совместных детей, обучающихся в г. Перми, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, исключающих применение такой меры административного воздействия, как выдворение за пределы Российской Федерации. При этом административное выдворение не препятствует реализации семейных связей в отношениях с детьми (в виде посещения, общения, обеспечения материальной помощью) в стране гражданской принадлежности А., либо в иной стране за пределами Российской Федерации.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.Доводы о наличии супруги гражданки Российской Федерации (с 30.08.2023 года), совместных детей, обучающихся в г. Перми, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, исключающих применение такой меры административного воздействия, как выдворение за пределы Российской Федерации. При этом административное выдворение не препятствует реализации семейных связей в отношениях с детьми (в виде посещения, общения, обеспечения материальной помощью) в стране гражданской принадлежности А., либо в иной стране за пределами Российской Федерации.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2023 по делу N 88-32714/2023 (УИД 77RS0028-02-2023-003578-83)
Категория: Семейные споры.
Требования: Об определении порядка общения с ребенком.
Обстоятельства: Отсутствуют мотивировка и обоснование того, на основании чего суд пришел к выводам об отказе в удовлетворении ходатайства заявителя о принятии обеспечительных мер, что свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Правовой характер норм закона по определению порядка общения родителя, проживающего отдельно, с детьми на период до вступления в законную силу судебного решения (п. 2 ст. 66 СК РФ, ч. 6.1 ст. 152 ГПК РФ) является обеспечительной мерой, позволяющей родителям еще до вынесения окончательного решения осуществлять родительские права. Это является мерой, направленной на защиту родительских прав, независимо от продолжительности судебного разбирательства, и не нарушает интересов каждого из родителей, поскольку является временной. Аналогичная правовая позиция выражена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2015 года N 2-КГ15-4.
Категория: Семейные споры.
Требования: Об определении порядка общения с ребенком.
Обстоятельства: Отсутствуют мотивировка и обоснование того, на основании чего суд пришел к выводам об отказе в удовлетворении ходатайства заявителя о принятии обеспечительных мер, что свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Правовой характер норм закона по определению порядка общения родителя, проживающего отдельно, с детьми на период до вступления в законную силу судебного решения (п. 2 ст. 66 СК РФ, ч. 6.1 ст. 152 ГПК РФ) является обеспечительной мерой, позволяющей родителям еще до вынесения окончательного решения осуществлять родительские права. Это является мерой, направленной на защиту родительских прав, независимо от продолжительности судебного разбирательства, и не нарушает интересов каждого из родителей, поскольку является временной. Аналогичная правовая позиция выражена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2015 года N 2-КГ15-4.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юридический дайджест: о некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 июня 2023 г. N 15)
(Фокин Е.А.)
("Цивилист", 2023, N 4)Постановление Пленума N 15 исходит из того, что по общему правилу заявление о принятии обеспечительных мер рассматривается без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле. Это общий подход судебной практики, исходящий из принципа срочного характера обеспечения иска. Вместе с тем отмечаются и случаи, когда судебное заседание по рассмотрению заявления о принятии обеспечительных мер возможно. Это корпоративные споры (они в тексте документа не называются, но указываются посвященные им нормы АПК РФ), а также семейно-правовые конфликты (заявление о принятии обеспечительной меры в виде определения порядка общения родителя, проживающего отдельно, с детьми на период до вступления в законную силу судебного решения). Есть немалая вероятность, что в дальнейшем практика проведения судебных заседаний по рассмотрению заявлений о принятии обеспечительных мер будет расширена.
(Фокин Е.А.)
("Цивилист", 2023, N 4)Постановление Пленума N 15 исходит из того, что по общему правилу заявление о принятии обеспечительных мер рассматривается без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле. Это общий подход судебной практики, исходящий из принципа срочного характера обеспечения иска. Вместе с тем отмечаются и случаи, когда судебное заседание по рассмотрению заявления о принятии обеспечительных мер возможно. Это корпоративные споры (они в тексте документа не называются, но указываются посвященные им нормы АПК РФ), а также семейно-правовые конфликты (заявление о принятии обеспечительной меры в виде определения порядка общения родителя, проживающего отдельно, с детьми на период до вступления в законную силу судебного решения). Есть немалая вероятность, что в дальнейшем практика проведения судебных заседаний по рассмотрению заявлений о принятии обеспечительных мер будет расширена.
Статья: Перспективы реформирования института представительства в спорах о воспитании детей
(Горожанкина Е.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)Второй вопрос - каким образом представитель будет выявлять "интересы ребенка": самостоятельно в процессе разговора с ребенком при помощи психолога или же представитель вообще не будет взаимодействовать с ребенком, а интересы ребенка будут выявляться на основе тех или иных "общих принципов"? Если представитель не будет взаимодействовать с ребенком, то возникает риск представления "фиктивных интересов ребенка". Таким образом, представитель, безусловно, должен выявлять интересы ребенка в каждом конкретном случае, но тогда возникают два других вопроса. Во-первых, каким образом адвокат будет выявлять интересы ребенка, который, например, еще не овладел речью? И если право на представителя будет возникать с определенного возраста, то получается, что в остальных делах дети будут более незащищенными, что не соотносится с принципом равенства. Во-вторых, остается не понятным, каким образом представитель будет взаимодействовать с ребенком: в рамках суда, вне рамок суда, в чьем присутствии и так далее. Если адвокат будет "общаться" с ребенком в присутствии суда или родителей, это в полной мере не обеспечит условия для "доверительного общения", поскольку ребенок, скорее всего, либо вообще откажется говорить из-за давящей на него обстановки, либо он будет говорить не то, что думает на самом деле. В то же время, если представитель будет общаться с ребенком один на один, это может вызвать у его родителей определенные опасения, особенно если речь идет о достаточно маленьком ребенке и с учетом того, что некоторые дети в прямом смысле 24/7 находятся с родителями: не посещают детский садик или находятся на семейном обучении и никогда не остаются один на один с чужими людьми.
(Горожанкина Е.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)Второй вопрос - каким образом представитель будет выявлять "интересы ребенка": самостоятельно в процессе разговора с ребенком при помощи психолога или же представитель вообще не будет взаимодействовать с ребенком, а интересы ребенка будут выявляться на основе тех или иных "общих принципов"? Если представитель не будет взаимодействовать с ребенком, то возникает риск представления "фиктивных интересов ребенка". Таким образом, представитель, безусловно, должен выявлять интересы ребенка в каждом конкретном случае, но тогда возникают два других вопроса. Во-первых, каким образом адвокат будет выявлять интересы ребенка, который, например, еще не овладел речью? И если право на представителя будет возникать с определенного возраста, то получается, что в остальных делах дети будут более незащищенными, что не соотносится с принципом равенства. Во-вторых, остается не понятным, каким образом представитель будет взаимодействовать с ребенком: в рамках суда, вне рамок суда, в чьем присутствии и так далее. Если адвокат будет "общаться" с ребенком в присутствии суда или родителей, это в полной мере не обеспечит условия для "доверительного общения", поскольку ребенок, скорее всего, либо вообще откажется говорить из-за давящей на него обстановки, либо он будет говорить не то, что думает на самом деле. В то же время, если представитель будет общаться с ребенком один на один, это может вызвать у его родителей определенные опасения, особенно если речь идет о достаточно маленьком ребенке и с учетом того, что некоторые дети в прямом смысле 24/7 находятся с родителями: не посещают детский садик или находятся на семейном обучении и никогда не остаются один на один с чужими людьми.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15
"О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты"Так, заявление о принятии обеспечительной меры в виде определения порядка общения родителя, проживающего отдельно, с детьми на период до вступления в законную силу судебного решения подлежит рассмотрению в судебном заседании с обязательным участием органа опеки и попечительства, представляющего заключение по данному вопросу, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (часть 6.1 статьи 152 ГПК РФ, статья 57, пункт 2 статьи 66 СК РФ).
"О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты"Так, заявление о принятии обеспечительной меры в виде определения порядка общения родителя, проживающего отдельно, с детьми на период до вступления в законную силу судебного решения подлежит рассмотрению в судебном заседании с обязательным участием органа опеки и попечительства, представляющего заключение по данному вопросу, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (часть 6.1 статьи 152 ГПК РФ, статья 57, пункт 2 статьи 66 СК РФ).
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 5 (2020)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)<17> Автор утверждал, что власти государства-участника не учитывали принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, как этого требует статья 3 Конвенции, так как не приняли никаких мер для исполнения решения, устанавливающего режим общения автора со своей дочерью.
(подготовлен Верховным Судом РФ)<17> Автор утверждал, что власти государства-участника не учитывали принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, как этого требует статья 3 Конвенции, так как не приняли никаких мер для исполнения решения, устанавливающего режим общения автора со своей дочерью.
Вопрос: Как образовательной организации внедрить инклюзивное образование?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)a) содействуют освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности и способствуют поддержке со стороны сверстников и наставничеству;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)a) содействуют освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности и способствуют поддержке со стороны сверстников и наставничеству;
Статья: К вопросу о возможности применения медиации в публично-правовых спорах
(Архипкина А.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Анализ понятия "публичные правоотношения" и категории "публичный интерес" позволяет говорить об определенном противоречии ч. 2 и ч. 5 ст. 1 ФЗ N 193-ФЗ, так как, на наш взгляд, в публичном правоотношении всегда присутствует публичный интерес. При этом обратим внимание, что в процедуре медиации, проводимой по спорам, возникающим из семейных правоотношений, например, связанным с определением порядка общения с ребенком, ребенок, безусловно, является третьим лицом, чьи права и интересы затрагиваются данной процедурой, но в процедуре он не участвует, так как родители являются его законными представителями и при выработке медиативного соглашения должны обеспечить реализацию и защиту его интересов. Следуя данной логике, можем предположить, что государственный орган, участвующий в процедуре медиации, проводимой по спорам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, должен в полной мере обеспечить защиту и реализацию публичного интереса.
(Архипкина А.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Анализ понятия "публичные правоотношения" и категории "публичный интерес" позволяет говорить об определенном противоречии ч. 2 и ч. 5 ст. 1 ФЗ N 193-ФЗ, так как, на наш взгляд, в публичном правоотношении всегда присутствует публичный интерес. При этом обратим внимание, что в процедуре медиации, проводимой по спорам, возникающим из семейных правоотношений, например, связанным с определением порядка общения с ребенком, ребенок, безусловно, является третьим лицом, чьи права и интересы затрагиваются данной процедурой, но в процедуре он не участвует, так как родители являются его законными представителями и при выработке медиативного соглашения должны обеспечить реализацию и защиту его интересов. Следуя данной логике, можем предположить, что государственный орган, участвующий в процедуре медиации, проводимой по спорам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, должен в полной мере обеспечить защиту и реализацию публичного интереса.
Статья: Основания лишения родительских прав: правоприменение и зарубежное правовое регулирование
(Зыков С.В.)
("Семейное и жилищное право", 2020, N 6)<16> На необходимость предварительного применения иных профилактических мер указывалось в литературе. См., например: Шершень Т.В. Лишение родительских прав как мера защиты прав и интересов ребенка и обеспечения его безопасности // Вестник Прикамского социального института. 2018. N 2(80). С. 76 - 83.
(Зыков С.В.)
("Семейное и жилищное право", 2020, N 6)<16> На необходимость предварительного применения иных профилактических мер указывалось в литературе. См., например: Шершень Т.В. Лишение родительских прав как мера защиты прав и интересов ребенка и обеспечения его безопасности // Вестник Прикамского социального института. 2018. N 2(80). С. 76 - 83.
Статья: Гражданско-процессуальный аспект защиты права отдельно проживающего родителя на участие в воспитании ребенка. Немецкий опыт
(Жаркова О.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 1)б) упущения судов при вынесении решений о порядке воспитания детей, приводящие к последующему отказу в наложении штрафов на виновного родителя при нарушении им порядка общения.
(Жаркова О.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 1)б) упущения судов при вынесении решений о порядке воспитания детей, приводящие к последующему отказу в наложении штрафов на виновного родителя при нарушении им порядка общения.
Статья: Разлучение родителей и детей в аспекте статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации
(Косова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)В статье на основании положений Семейного кодекса Российской Федерации и Конвенции о правах ребенка рассматриваются вопросы разлучения родителей и детей. Обозначено соотношение различных правовых способов разлучения родителей и детей в зависимости от субъектов, инициирующих их применение. Дано определение понятия "отобрание детей". Особое внимание с учетом позиции судов уделено административной процедуре отобрания как особой мере защиты прав ребенка в случаях создания в семье непосредственной угрозы для его жизни и здоровья. Дана оценка тенденции формирования судебной практики по применению рассматриваемой меры защиты.
(Косова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)В статье на основании положений Семейного кодекса Российской Федерации и Конвенции о правах ребенка рассматриваются вопросы разлучения родителей и детей. Обозначено соотношение различных правовых способов разлучения родителей и детей в зависимости от субъектов, инициирующих их применение. Дано определение понятия "отобрание детей". Особое внимание с учетом позиции судов уделено административной процедуре отобрания как особой мере защиты прав ребенка в случаях создания в семье непосредственной угрозы для его жизни и здоровья. Дана оценка тенденции формирования судебной практики по применению рассматриваемой меры защиты.
Статья: Актуальные вопросы применения трансграничной семейной медиации с участием службы судебных приставов
(Шестерин А.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2022, N 3)В настоящее время насчитывают 101 страну - участницу Гаагской конвенции 1980 г. "О гражданских аспектах международного похищения детей". Не ратифицировали и не подписали это международное соглашение страны мусульманского мира, Африки, Средней Азии и Индонезии, а также Индия и Китай, т.е. страны, в которых очень сильны свои семейные национальные традиции. Так, одна из стран "Большой семерки", Япония, одобрила ратификацию Конвенции только в 2013 г., вступила же она в силу с 1 апреля 2014 г. Однако этот факт не обеспечивает в полной мере реализацию одного из основных тезисов Конвенции: "Каждый ребенок имеет право на общение с обоими родителями".
(Шестерин А.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2022, N 3)В настоящее время насчитывают 101 страну - участницу Гаагской конвенции 1980 г. "О гражданских аспектах международного похищения детей". Не ратифицировали и не подписали это международное соглашение страны мусульманского мира, Африки, Средней Азии и Индонезии, а также Индия и Китай, т.е. страны, в которых очень сильны свои семейные национальные традиции. Так, одна из стран "Большой семерки", Япония, одобрила ратификацию Конвенции только в 2013 г., вступила же она в силу с 1 апреля 2014 г. Однако этот факт не обеспечивает в полной мере реализацию одного из основных тезисов Конвенции: "Каждый ребенок имеет право на общение с обоими родителями".
"Аналогия закона и аналогия права в практике разрешения семейно-правовых споров"
(Микрюков В.А.)
("Статут", 2021)<3> Амосов С.М., Гнатко Е.А., Мариненко О.И. Обеспечительные меры в гражданских делах по спорам об определении места жительства ребенка и по спорам об определении порядка общения с ребенком // Семейное и жилищное право. 2019. N 2. С. 31 - 34.
(Микрюков В.А.)
("Статут", 2021)<3> Амосов С.М., Гнатко Е.А., Мариненко О.И. Обеспечительные меры в гражданских делах по спорам об определении места жительства ребенка и по спорам об определении порядка общения с ребенком // Семейное и жилищное право. 2019. N 2. С. 31 - 34.
Статья: Медиация в уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних
(Цветкова Е.В.)
("Российский судья", 2022, N 3)Медиация становится основанием прекращения уголовного преследования в силу добровольной договоренности сторон, способствует усилению гуманизации законодательства и его демократических начал в отношении несовершеннолетних. Урегулирование правового спора на стадии доследственной проверки с участием медиатора позволяет несовершеннолетнему нарушителю уголовно-правовых норм проявить самостоятельные усилия по сглаживанию конфликта, что дает возможность в большей степени оценить негативные последствия своих действий при непосредственном общении, проявить большую активность для урегулирования противоправных деяний и ответственность за свои поступки, в чем проявляются меры воспитательного воздействия.
(Цветкова Е.В.)
("Российский судья", 2022, N 3)Медиация становится основанием прекращения уголовного преследования в силу добровольной договоренности сторон, способствует усилению гуманизации законодательства и его демократических начал в отношении несовершеннолетних. Урегулирование правового спора на стадии доследственной проверки с участием медиатора позволяет несовершеннолетнему нарушителю уголовно-правовых норм проявить самостоятельные усилия по сглаживанию конфликта, что дает возможность в большей степени оценить негативные последствия своих действий при непосредственном общении, проявить большую активность для урегулирования противоправных деяний и ответственность за свои поступки, в чем проявляются меры воспитательного воздействия.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)В соответствии с Конвенцией о правах ребенка государства-участники взяли на себя обязательства обеспечить права и интересы ребенка. Это касается прежде всего прав на общение ребенка со своими родителями. Конвенция устанавливает, что ребенок не должен разлучаться со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы согласно судебному решению определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка (п. 1 ст. 9). Согласно п. 3 ст. 9 Конвенции государства-участники должны уважать право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. При проживании родителей ребенка в различных государствах ребенок имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. Имея это в виду, государства-участники уважают право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (п. 2 ст. 10).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)В соответствии с Конвенцией о правах ребенка государства-участники взяли на себя обязательства обеспечить права и интересы ребенка. Это касается прежде всего прав на общение ребенка со своими родителями. Конвенция устанавливает, что ребенок не должен разлучаться со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы согласно судебному решению определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка (п. 1 ст. 9). Согласно п. 3 ст. 9 Конвенции государства-участники должны уважать право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. При проживании родителей ребенка в различных государствах ребенок имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. Имея это в виду, государства-участники уважают право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (п. 2 ст. 10).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, например, Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 13.06.2019 санкционировано помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа несовершеннолетнего одиннадцати лет, неоднократное совершение противоправных деяний (тайные хищения денег и продуктов питания) которым было вызвано отсутствием необходимого контроля и заботы со стороны родителей, мальчик являлся педагогически запущенным, не имел элементарных навыков написания текста, чтения, элементарных вычислений, личной гигиены, общения со сверстниками, лицами старшего возраста, пропускал занятия, конфликтовал с одноклассниками. Применяемые образовательным учреждением и инспекцией по делам несовершеннолетних меры воздействия положительного эффекта не приносили. Учитывая данные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что несовершеннолетний нуждается в особых условиях воспитания и требует особого педагогического подхода, которые в настоящее время в условиях его семьи и по месту обучения в школе не могут быть ему обеспечены. При этом меры социально-педагогической реабилитации в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа помогут подростку сформировать положительный опыт социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми, позаботиться о бытовом устройстве, жизненном самоопределении, получении профессии <1>.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, например, Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 13.06.2019 санкционировано помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа несовершеннолетнего одиннадцати лет, неоднократное совершение противоправных деяний (тайные хищения денег и продуктов питания) которым было вызвано отсутствием необходимого контроля и заботы со стороны родителей, мальчик являлся педагогически запущенным, не имел элементарных навыков написания текста, чтения, элементарных вычислений, личной гигиены, общения со сверстниками, лицами старшего возраста, пропускал занятия, конфликтовал с одноклассниками. Применяемые образовательным учреждением и инспекцией по делам несовершеннолетних меры воздействия положительного эффекта не приносили. Учитывая данные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что несовершеннолетний нуждается в особых условиях воспитания и требует особого педагогического подхода, которые в настоящее время в условиях его семьи и по месту обучения в школе не могут быть ему обеспечены. При этом меры социально-педагогической реабилитации в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа помогут подростку сформировать положительный опыт социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми, позаботиться о бытовом устройстве, жизненном самоопределении, получении профессии <1>.