Обеспеченность дошкольными учреждениями



Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспеченность дошкольными учреждениями (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.02.2023 N 88а-5107/2023 (УИД 61RS0004-01-2022-002332-95)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство комплекса застройки многоквартирными жилыми домами.
Обстоятельства: Истец указал, что в целях осуществления строительства обратился с заявлением о выдаче соответствующего разрешения. Решением ответчика в испрашиваемой услуге отказано со ссылкой на отсутствие в представленной проектной документации сведений об обеспеченности проектируемых жилых домов объектами социальной инфраструктуры (детскими дошкольными учреждениями, школами и иными объектами).
Решение: Отказано.
Действительно, в разделе 4 ГПЗУ RU 61310000-2454 от 14.12.2018 N 84-188141, выданному ФИО1, в графе информация о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, а также максимально доступного уровня территориальной доступности, проставлены прочерки. Между тем, само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа Департамента в выдаче разрешения на строительство, поскольку в силу вышеприведенных Нормативов градостроительный план должен был содержать сведения о минимально допустимом уровне обеспеченности местами в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательных школах <адрес>, поскольку предполагаемое количество жителей комплекса составляло 1575 человек. В то же время согласно ответу Управления образования г. Ростова-на-Дону от 22.04.2022 N 59.52/2367/2 фактическая наполняемость имеющихся в шаговой доступности к району <адрес> детских образовательных учреждений превышает их плановую мощность. Предусмотренный в составе одного из зданий многоквартирного дома комплекса детский сад на 40 мест не покрывает нуждаемости в обеспечении территории детскими образовательными учреждениями, составляющей в соответствии с Нормативами (при проектной численности комплекса 1575 человек) для детских дошкольных учреждений - 74 места, для школьных - 167 мест. Данное обстоятельство не учтено судами при рассмотрении дела.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2023 N 15АП-6471/2023 по делу N А53-18235/2022
Требование: О признании недействительными решений об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Решение: Требование удовлетворено.
При этом, учитывая, что нормативы обязательны для исполнения всеми субъектами градостроительной деятельности, осуществляющими свою деятельность на территории города Ростова-на-Дону, независимо от их организационно-правовой формы (п. 42.2); нормативы учитываются при подготовке и рассмотрении проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (п. 42.5) - заявителем предоставлены доказательства соответствия объекта перечисленным требованиям. А именно, доступность детский дошкольных учреждений в радиусе 360-398 м, расположение медицинский учреждений от 871 до 1480 м, расположение средних образовательных учреждений - 840-1080 м. Доводы апеллянта, что скриншоты с интернета о расположении объектов социальной обеспеченности вблизи планируемого к строительству объекта не могут являться подтверждением соответствия вышеуказанным требованиям, подлежат отклонению, поскольку общедоступные данные использованы судом первой инстанции в дополнение к материалам дела. При этом данные сведения были доступны и на момент подачи обществом спорного заявления.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)
В связи со сказанным нельзя не добавить, что в 2007 году нормативное закрепление получил также дополнительный механизм, стимулирующий органы местного самоуправления к решению вопросов местного значения в рамках общегосударственной политики. Это инструмент оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления (ст. 18.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В рамках его Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 года N 607 утвержден Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, в который вошел такой показатель, как доля детей в возрасте от одного года до шести лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте от одного года до шести лет. А в утвержденный в соответствии с этим Указом Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 года N 1317 Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления вошли такие, как доля детей в возрасте от одного года до шести лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте от одного года до шести лет (процентов) и доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений (процентов). Хотя инструмент оценки эффективности не налагает на органы местного самоуправления императивные обязанности, в отличие от регулирования, ставшего предметом рассмотрения в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года N 5-П, он не отменяет его и недвусмысленным образом стимулирует муниципальные образования к решению вопроса обеспеченности населения учреждениями дошкольного образования. В этом смысле подтверждается та значимость дошкольного образования, о которой говорил Конституционный Суд РФ в своем Постановлении.
Статья: О роли комплексного развития территории, местного самоуправления и граждан в осуществлении градостроительной деятельности
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)
В этом отношении заслуживает поддержки позиция, занятая судами трех инстанций по делу N А53-18235/2022. Муниципальные власти Ростова-на-Дону отказали застройщику в выдаче разрешения на строительство - сначала потому, что представленная проектная документация не содержала сведений об обеспеченности проектируемых многоквартирных жилых домов объектами социальной инфраструктуры (детскими дошкольными учреждениями, школами и иными объектами), а затем по причине того, что представленная проектная документация не соответствовала принципам законодательства о градостроительной деятельности в части сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности. На втором круге суды первой и апелляционной инстанций признали недействительным решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, обязали органы местного самоуправления выдать его. Установив, что проектирование и строительство объектов социальной инфраструктуры в пределах нормативной доступности от места предполагаемого строительства жилого комплекса действующими муниципальными программами не предусмотрено, суды напомнили, что задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в обеспечении справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни; обеспечение городского округа и его населения необходимыми объектами коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры отнесено к вопросам местного значения, разрешение которых за счет бюджетных средств возложено на органы местного самоуправления путем подготовки и реализации документов территориального планирования и соответствующих программ комплексного развития.
показать больше документов

Нормативные акты

"Обзор практики рассмотрения судами дел о возвращении ребенка на основании Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.12.2019)
Решая вопрос о том, имела ли место адаптация ребенка в Российской Федерации, суды учитывали период, прошедший с момента перемещения (удержания) ребенка и даты начала процедур по его возвращению из Российской Федерации (даты подачи искового заявления в суд о возвращении ребенка на основании международного договора), а также общий срок нахождения ребенка в Российской Федерации на момент вынесения судом решения, посещение ребенком в России дошкольных и иных образовательных организаций на постоянной основе, занятия в спортивных секциях и кружках, сложившийся круг общения ребенка (наличие друзей, родственников), овладение им русским языком, обеспеченность жилым помещением и бытовые условия проживания ребенка в этом помещении, а также другие обстоятельства.
"Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года"
(разработан Минэкономразвития России)
Указанные меры будут способствовать развитию сети общеобразовательных учреждений, включая совершенствование организации предоставления образования посредством формирования центров образования, ресурсных центров, сетевых моделей, появлению конкурентной среды на рынке образовательных услуг, стимулирующей рост их качества и разнообразия, а также позволят повысить прозрачность бюджетного процесса и финансовой деятельности образовательных учреждений, будут способствовать выравниванию бюджетной обеспеченности регионов, позволят оптимизировать и сконцентрировать образовательные ресурсы, укрепить и модернизировать материально-техническую базу.
показать больше документов