Обеспечение мировых судей
Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение мировых судей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Исполнительный лист в связи с обеспечительными мерами в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)3. Обеспечение исполнения мирового соглашения
(КонсультантПлюс, 2025)3. Обеспечение исполнения мирового соглашения
Перспективы и риски арбитражного спора: Обжалование определений суда 1-й инстанции (постановлений суда апелляционной (кассационной) инстанции), связанных с подачей искового заявления или заявления о выдаче судебного приказа: Истец (Заявитель) хочет отменить определение об оставлении искового заявления (заявления) без рассмотрения, вынесенное в связи с подписанием заявления неуполномоченным лицом
(КонсультантПлюс, 2025)заявление в рамках дела о банкротстве подписано органом, включенным в перечень главных администраторов доходов регионального бюджета (например, Главным управлением по обеспечению деятельности мировых судей субъекта РФ)
(КонсультантПлюс, 2025)заявление в рамках дела о банкротстве подписано органом, включенным в перечень главных администраторов доходов регионального бюджета (например, Главным управлением по обеспечению деятельности мировых судей субъекта РФ)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Компетенция мирового судьи как фактор обеспечения доступности правосудия по гражданским делам
(Трофимова М.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)"Вестник гражданского процесса", 2023, N 6
(Трофимова М.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)"Вестник гражданского процесса", 2023, N 6
Готовое решение: Как ознакомиться с материалами дела в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Если дело рассматривает мировой судья, ознакомление с материалами дела в помещении судебного участка осуществляется по правилам, установленным в конкретном субъекте РФ, поскольку такие судьи относятся к судам общей юрисдикции субъектов РФ (ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ). Например, в г. Москве такие правила определены Инструкцией, утвержденной Приказом Управления по обеспечению деятельности мировых судей г. Москвы от 02.03.2020 N 24.
(КонсультантПлюс, 2025)Если дело рассматривает мировой судья, ознакомление с материалами дела в помещении судебного участка осуществляется по правилам, установленным в конкретном субъекте РФ, поскольку такие судьи относятся к судам общей юрисдикции субъектов РФ (ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ). Например, в г. Москве такие правила определены Инструкцией, утвержденной Приказом Управления по обеспечению деятельности мировых судей г. Москвы от 02.03.2020 N 24.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О мировых судьях в Российской Федерации"Статья 10. Организационное обеспечение деятельности мировых судей
(ред. от 23.07.2025)
"О мировых судьях в Российской Федерации"Статья 10. Организационное обеспечение деятельности мировых судей
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)По смыслу ч. 1 ст. 96 ГПК РФ денежные средства, подлежащие выплате эксперту, предварительно вносятся стороной, которая ходатайствовала о вызове эксперта, органу, осуществляющему организационное обеспечение деятельности мировых судей. Если обе стороны просили вызвать эксперта, предварительно оплата вносится в равных долях.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)По смыслу ч. 1 ст. 96 ГПК РФ денежные средства, подлежащие выплате эксперту, предварительно вносятся стороной, которая ходатайствовала о вызове эксперта, органу, осуществляющему организационное обеспечение деятельности мировых судей. Если обе стороны просили вызвать эксперта, предварительно оплата вносится в равных долях.
Готовое решение: Как ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)мировой судья - по правилам, установленным в конкретном субъекте РФ, так как такие судьи относятся к судам общей юрисдикции субъектов РФ (ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ). Например, в г. Москве при необходимости ознакомиться с делом руководствуйтесь Инструкцией, утвержденной Приказом Управления по обеспечению деятельности мировых судей г. Москвы от 02.03.2020 N 24;
(КонсультантПлюс, 2025)мировой судья - по правилам, установленным в конкретном субъекте РФ, так как такие судьи относятся к судам общей юрисдикции субъектов РФ (ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ). Например, в г. Москве при необходимости ознакомиться с делом руководствуйтесь Инструкцией, утвержденной Приказом Управления по обеспечению деятельности мировых судей г. Москвы от 02.03.2020 N 24;
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В субъектах РФ установлены различные нормативы кадрового и материально-технического обеспечения мировых судей; по-разному решаются вопросы охраны судебных участков, обучения и повышения квалификации мировых судей, оплаты командировочных расходов и т.д. По-прежнему остаются нерешенными проблемы размещения судебных участков мировых судей, обеспечения их оргтехникой и мебелью. Зачастую мировые судьи осуществляют правосудие в помещениях районных судов, что противоречит цели создания мировой юстиции.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В субъектах РФ установлены различные нормативы кадрового и материально-технического обеспечения мировых судей; по-разному решаются вопросы охраны судебных участков, обучения и повышения квалификации мировых судей, оплаты командировочных расходов и т.д. По-прежнему остаются нерешенными проблемы размещения судебных участков мировых судей, обеспечения их оргтехникой и мебелью. Зачастую мировые судьи осуществляют правосудие в помещениях районных судов, что противоречит цели создания мировой юстиции.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Также обращает на себя внимание необходимость предварительного внесения денежных средств на лицевой счет по учету операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. Из буквального толкования закона следует, что, если административное дело рассматривается Верховным Судом РФ, кассационным судом общей юрисдикции, апелляционным судом общей юрисдикции, Верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом, денежные средства вносятся на счет соответствующего суда. Во всех остальных случаях денежные средства подлежат внесению на счет управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации или органа, осуществляющего организационное обеспечение деятельности мировых судей <1>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Также обращает на себя внимание необходимость предварительного внесения денежных средств на лицевой счет по учету операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. Из буквального толкования закона следует, что, если административное дело рассматривается Верховным Судом РФ, кассационным судом общей юрисдикции, апелляционным судом общей юрисдикции, Верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом, денежные средства вносятся на счет соответствующего суда. Во всех остальных случаях денежные средства подлежат внесению на счет управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации или органа, осуществляющего организационное обеспечение деятельности мировых судей <1>.
Статья: Судебная система Российской Федерации в условиях современных вызовов
(Догадайло Е.Ю., Носов С.И., Чепунов О.И.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)Существенно обновилось законодательство о статусе и организационном обеспечении деятельности мировых судей. Речь идет прежде всего о дальнейшей законодательной унификации правового статуса судей федеральных судов и мировых судей, в том числе путем закрепления принципа несменяемости мирового судьи <5>. Этим же Федеральным законом закреплены нормы, предусматривающие взаимодействие региональных советов судей и органов публичной власти субъектов Российской Федерации при разработке бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на обеспечение деятельности мировых судей. Данное положение имеет важное значение для обеспечения гарантий самостоятельности мировых судей путем использования инструментов организационного обеспечения их деятельности. Однако представителями судейского сообщества высказывается мнение о том, что имеющиеся законодательные меры не решают проблем должного финансирования деятельности мировых судей. Отмечается, что зависимость отправления правосудия мировыми судьями от экономики конкретного субъекта Российской Федерации "противоречит статусу судебной власти и может негативно сказываться на реализации гражданами права на судебную защиту своих интересов" <6>. В качестве пути решения предлагается закрепление на федеральном уровне стандартов штатного расписания и заработной платы работников аппарата мировых судей, материально-технического обеспечения мировых судей. Сама идея должного финансирования деятельности мировых судей заслуживает поддержки. Вместе с тем предложение о закреплении на федеральном уровне стандартов штатного расписания и заработной платы вызывает вопросы. В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (ст. 1, 9, 10) мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, а структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. При закреплении на федеральном уровне стандартов штатного расписания аппарата мирового судьи возникает закономерный вопрос о том, будет ли соответствующий уровень стандартов обеспечиваться за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта Российской Федерации. Исходя из положений указанного Федерального закона такое обеспечение будет возложено на бюджеты субъектов Российской Федерации. Данный вопрос потребует серьезной проработки и согласования с органами власти субъектов Российской Федерации, и добиться в этом вопросе консенсуса, учитывая существенные различия в уровнях социально-экономического развития разных регионов России, будет непросто.
(Догадайло Е.Ю., Носов С.И., Чепунов О.И.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)Существенно обновилось законодательство о статусе и организационном обеспечении деятельности мировых судей. Речь идет прежде всего о дальнейшей законодательной унификации правового статуса судей федеральных судов и мировых судей, в том числе путем закрепления принципа несменяемости мирового судьи <5>. Этим же Федеральным законом закреплены нормы, предусматривающие взаимодействие региональных советов судей и органов публичной власти субъектов Российской Федерации при разработке бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на обеспечение деятельности мировых судей. Данное положение имеет важное значение для обеспечения гарантий самостоятельности мировых судей путем использования инструментов организационного обеспечения их деятельности. Однако представителями судейского сообщества высказывается мнение о том, что имеющиеся законодательные меры не решают проблем должного финансирования деятельности мировых судей. Отмечается, что зависимость отправления правосудия мировыми судьями от экономики конкретного субъекта Российской Федерации "противоречит статусу судебной власти и может негативно сказываться на реализации гражданами права на судебную защиту своих интересов" <6>. В качестве пути решения предлагается закрепление на федеральном уровне стандартов штатного расписания и заработной платы работников аппарата мировых судей, материально-технического обеспечения мировых судей. Сама идея должного финансирования деятельности мировых судей заслуживает поддержки. Вместе с тем предложение о закреплении на федеральном уровне стандартов штатного расписания и заработной платы вызывает вопросы. В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (ст. 1, 9, 10) мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, а структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. При закреплении на федеральном уровне стандартов штатного расписания аппарата мирового судьи возникает закономерный вопрос о том, будет ли соответствующий уровень стандартов обеспечиваться за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта Российской Федерации. Исходя из положений указанного Федерального закона такое обеспечение будет возложено на бюджеты субъектов Российской Федерации. Данный вопрос потребует серьезной проработки и согласования с органами власти субъектов Российской Федерации, и добиться в этом вопросе консенсуса, учитывая существенные различия в уровнях социально-экономического развития разных регионов России, будет непросто.