Обеспечение лекарствами онкобольных
Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение лекарствами онкобольных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2024 N 14АП-3083/2024 по делу N А66-11207/2020
Требование: О признании недействительным ненормативного правового акта.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено.Оснований не согласиться с определенным учреждением уровнем риска ВТЭО не имеется. Ссылки общества на Практические рекомендации по профилактике и лечению тромбоэмболических осложнений у онкологических больных RUSSCO (2020) выявленное нарушение не подтверждают, поскольку указанная в данных рекоментациях таблица 5 с факторами риска по шкале Khorana для прогнозирования риска развития ВТЭО у онкологических больных, получающих противоопухолевую лекарственную терапию, полностью соответствует таблице факторов риска и относящихся к ним баллов, примененной учреждением при оценке риска ВТЭО спорному пациенту. Данная таблица значения Д-димера и фибриногена не содержит. По тексту практических рекомендаций значения фибриногена > 400 мг/мл отнесены к факторам риска, но не указаны как факторы высокого риска, требующего назначения медикаментозной профилактики, в пункте 5.2 данных рекомендаций в составе перечня факторов высокого риска ВТЭО показатель фибриногена не упомянут.
Требование: О признании недействительным ненормативного правового акта.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено.Оснований не согласиться с определенным учреждением уровнем риска ВТЭО не имеется. Ссылки общества на Практические рекомендации по профилактике и лечению тромбоэмболических осложнений у онкологических больных RUSSCO (2020) выявленное нарушение не подтверждают, поскольку указанная в данных рекоментациях таблица 5 с факторами риска по шкале Khorana для прогнозирования риска развития ВТЭО у онкологических больных, получающих противоопухолевую лекарственную терапию, полностью соответствует таблице факторов риска и относящихся к ним баллов, примененной учреждением при оценке риска ВТЭО спорному пациенту. Данная таблица значения Д-димера и фибриногена не содержит. По тексту практических рекомендаций значения фибриногена > 400 мг/мл отнесены к факторам риска, но не указаны как факторы высокого риска, требующего назначения медикаментозной профилактики, в пункте 5.2 данных рекомендаций в составе перечня факторов высокого риска ВТЭО показатель фибриногена не упомянут.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Повышение юридической грамотности в процессе оказания медицинской помощи как гарантия защиты прав субъектов медицинских правоотношений
(Ткачева Н.Н.)
("Медицинское право", 2022, N 3)Так, в один из судов Московской области обратился прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ. Основанием для обращения в суд явилось нарушение прав онкобольного, который перестал получать препарат, необходимый для него по жизненным показаниям. Суть иска - признать бездействие онкодиспансера незаконным, взыскать с ответчика в пользу онкобольного суммы на приобретение лекарственного средства. Онкодиспансер возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что в Областной бюджет не заложена указанная статья расходов и процедура получения лекарственного препарата была также нарушена. Тем не менее гражданин доказал в суде, что приобрел лекарство для своих нужд и применял его по назначению, а ответчик не представил доказательств иного. Пациент соблюдал режим самоизоляции в период пандемии, и суд посчитал, что риски, связанные с применением этого лекарства в домашних условиях, не в стационаре, - меньше, чем если бы гражданин, нарушая режим самоизоляции, ездил в другое медицинское учреждение для получения необходимого лечения, подвергая себя риску заразиться. Факторы риска не ведут к негативной ситуации, но оцениваются как возможность их наступления, т.е. обоснованно повышают риски. Суд учел экстраординарный режим из-за эпидемии и удовлетворил требования прокурора, подавшего исковое заявление в интересах онкобольного.
(Ткачева Н.Н.)
("Медицинское право", 2022, N 3)Так, в один из судов Московской области обратился прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ. Основанием для обращения в суд явилось нарушение прав онкобольного, который перестал получать препарат, необходимый для него по жизненным показаниям. Суть иска - признать бездействие онкодиспансера незаконным, взыскать с ответчика в пользу онкобольного суммы на приобретение лекарственного средства. Онкодиспансер возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что в Областной бюджет не заложена указанная статья расходов и процедура получения лекарственного препарата была также нарушена. Тем не менее гражданин доказал в суде, что приобрел лекарство для своих нужд и применял его по назначению, а ответчик не представил доказательств иного. Пациент соблюдал режим самоизоляции в период пандемии, и суд посчитал, что риски, связанные с применением этого лекарства в домашних условиях, не в стационаре, - меньше, чем если бы гражданин, нарушая режим самоизоляции, ездил в другое медицинское учреждение для получения необходимого лечения, подвергая себя риску заразиться. Факторы риска не ведут к негативной ситуации, но оцениваются как возможность их наступления, т.е. обоснованно повышают риски. Суд учел экстраординарный режим из-за эпидемии и удовлетворил требования прокурора, подавшего исковое заявление в интересах онкобольного.
Статья: Реализация принципов обязательного медицинского страхования в контексте финансового обеспечения предоставления бесплатной медицинской помощи: тенденции судебной практики
(Малышева А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Один из важных принципов обязательного медицинского страхования - создание условий для обеспечения качества и доступности медицинской помощи, которая предоставляется в рамках программ ОМС <8>. Оказание качественной медицинской помощи не является возможным без лекарственного сопровождения. Интересной и достаточно противоречивой является судебная практика по спорам относительно приобретения, предоставления или списания лекарственных средств. Так, медицинское учреждение списало фактически не использованные лекарственные средства с истекшим или подходящим к концу сроком годности. Территориальный фонд утверждал, что данные действия являются нецелевым расходованием средств ОМС, так как не достигнута конечная цель закупки лекарственных средств - химиотерапевтических препаратов на сумму 20 521 677,60 руб., что выразилось в том, что застрахованные лица не были обеспечены медикаментами на указанную выше сумму. Суд первой инстанции и Двадцать первый арбитражный апелляционный суд встали на сторону медицинской организации и указали, что препараты были закуплены на конкретные цели с учетом специфики лечебного процесса в отношении отдельных категорий пациентов, которые нуждаются в конкретных дозах препарата при назначении определенных схем лечения (лечение онкобольных пациентов), указанные цели достигнуты в ходе расходования препаратов, а списание остатков связано с невозможностью иным образом целесообразно организовать их расход на пациентов <9>.
(Малышева А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Один из важных принципов обязательного медицинского страхования - создание условий для обеспечения качества и доступности медицинской помощи, которая предоставляется в рамках программ ОМС <8>. Оказание качественной медицинской помощи не является возможным без лекарственного сопровождения. Интересной и достаточно противоречивой является судебная практика по спорам относительно приобретения, предоставления или списания лекарственных средств. Так, медицинское учреждение списало фактически не использованные лекарственные средства с истекшим или подходящим к концу сроком годности. Территориальный фонд утверждал, что данные действия являются нецелевым расходованием средств ОМС, так как не достигнута конечная цель закупки лекарственных средств - химиотерапевтических препаратов на сумму 20 521 677,60 руб., что выразилось в том, что застрахованные лица не были обеспечены медикаментами на указанную выше сумму. Суд первой инстанции и Двадцать первый арбитражный апелляционный суд встали на сторону медицинской организации и указали, что препараты были закуплены на конкретные цели с учетом специфики лечебного процесса в отношении отдельных категорий пациентов, которые нуждаются в конкретных дозах препарата при назначении определенных схем лечения (лечение онкобольных пациентов), указанные цели достигнуты в ходе расходования препаратов, а списание остатков связано с невозможностью иным образом целесообразно организовать их расход на пациентов <9>.
Нормативные акты
Приказ Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110
(ред. от 24.11.2021)
"О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания"
(вместе с "Инструкцией по заполнению формы N 148-1/у-88 "Рецептурный бланк", "Инструкцией по заполнению формы N 107-1/у "Рецептурный бланк", "Инструкцией по заполнению формы N 148-1/у-04 (л) "Рецепт" и формы N 148-1/у-06 (л) "Рецепт", "Инструкцией о порядке назначения лекарственных препаратов", "Инструкцией о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных", "Инструкцией о порядке назначения и выписывания изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов" и "Инструкцией о порядке хранения рецептурных бланков")
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2007 N 9364)2.4. Выписывание рецептов на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, осуществляется:
(ред. от 24.11.2021)
"О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания"
(вместе с "Инструкцией по заполнению формы N 148-1/у-88 "Рецептурный бланк", "Инструкцией по заполнению формы N 107-1/у "Рецептурный бланк", "Инструкцией по заполнению формы N 148-1/у-04 (л) "Рецепт" и формы N 148-1/у-06 (л) "Рецепт", "Инструкцией о порядке назначения лекарственных препаратов", "Инструкцией о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных", "Инструкцией о порядке назначения и выписывания изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов" и "Инструкцией о порядке хранения рецептурных бланков")
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2007 N 9364)2.4. Выписывание рецептов на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, осуществляется:
Приказ Росстата от 29.11.2024 N 594
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 30 "Сведения о медицинской организации" и указаний по ее заполнению"Управление льготным лекарственным обеспечением
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 30 "Сведения о медицинской организации" и указаний по ее заполнению"Управление льготным лекарственным обеспечением
Статья: Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Уроки пандемии
(Игонина Н.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Оперативного проведения прокурорских проверок и незамедлительного принятия мер реагирования требовали сложившаяся ситуация с нарушениями нормативного срока прибытия бригад скорой помощи и отказами в госпитализации инвалидам, а также гражданам с подозрением на коронавирусную инфекцию при высокой степени поражения легких; нарушения при оказании социальных услуг в домах престарелых, интернатах; необеспечение лекарственными средствами граждан, особенно страдающих онкологическими, орфанными заболеваниями; сбои в транспортировке больных к месту оказания медицинских услуг методом гемодиализа.
(Игонина Н.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Оперативного проведения прокурорских проверок и незамедлительного принятия мер реагирования требовали сложившаяся ситуация с нарушениями нормативного срока прибытия бригад скорой помощи и отказами в госпитализации инвалидам, а также гражданам с подозрением на коронавирусную инфекцию при высокой степени поражения легких; нарушения при оказании социальных услуг в домах престарелых, интернатах; необеспечение лекарственными средствами граждан, особенно страдающих онкологическими, орфанными заболеваниями; сбои в транспортировке больных к месту оказания медицинских услуг методом гемодиализа.
Ситуация: Каков порядок получения гражданином РФ бесплатной медицинской помощи при онкологии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для детей, страдающих некоторыми видами редких (орфанных) онкологических заболеваний (далее - дети с орфанными заболеваниями), предусмотрены дополнительные механизмы организации медпомощи (при необходимости - за пределами РФ), а также лекарственного обеспечения (в том числе не зарегистрированными в РФ лекарствами) за счет поддержки фонда "Круг добра", учредителем которого является Минздрав России (далее - Фонд). Перечень заболеваний, а также перечень категорий детей с орфанными заболеваниями утверждает экспертный совет Фонда. Перечень лекарств утверждает попечительский совет Фонда. С этими Перечнями можно ознакомиться на сайте Фонда (пп. "а" п. 2, п. 3 Указа Президента РФ от 05.01.2021 N 16; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2021 N 769).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для детей, страдающих некоторыми видами редких (орфанных) онкологических заболеваний (далее - дети с орфанными заболеваниями), предусмотрены дополнительные механизмы организации медпомощи (при необходимости - за пределами РФ), а также лекарственного обеспечения (в том числе не зарегистрированными в РФ лекарствами) за счет поддержки фонда "Круг добра", учредителем которого является Минздрав России (далее - Фонд). Перечень заболеваний, а также перечень категорий детей с орфанными заболеваниями утверждает экспертный совет Фонда. Перечень лекарств утверждает попечительский совет Фонда. С этими Перечнями можно ознакомиться на сайте Фонда (пп. "а" п. 2, п. 3 Указа Президента РФ от 05.01.2021 N 16; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2021 N 769).
Статья: Актуальные вопросы административной ответственности медицинских организаций, связанной с обращением лекарственных средств
(Полинская Т.А., Шишов М.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 47 <18> к доступности медицинского обслуживания отнесена в том числе обеспеченность лекарственными препаратами. В свою очередь доступность медицинской помощи строится с учетом принципа приближенности к месту жительства. Как следствие, говоря о доступности, необходимо учитывать соблюдение принципа приближенности (к месту жительства или лечения) при размещении организаций, непосредственно отпускающих лекарственные средства населению, особенно льготным категориям граждан, зачастую относящимся к маломобильным группам населения. Однако в настоящее время подавляющее большинство аптечных организаций относятся к частной системе здравоохранения и размещают свои подразделения исходя из основной цели предпринимательской деятельности - систематического получения прибыли. В качестве решения задачи лекарственного обеспечения граждан в отсутствие аптечных организаций ст. 55 Федерального закона N 61-ФЗ предусмотрена возможность розничной торговли лекарственными препаратами обособленными подразделениями медицинских организаций. Данную норму, наделяющую медицинские организации нехарактерными им функциями рецептурного отпуска лекарственных препаратов, можно рассматривать как элемент соответствующей социальной политики государства. При этом для медицинских организаций, "вынужденно" получивших лицензию на фармацевтическую деятельность, не предусмотрено никаких поблажек в части наличия обязательного минимального ассортимента лекарственных препаратов <19>. В то же время данные организации, как правило, относятся к государственной или муниципальной системе здравоохранения и имеют свою целевую аудиторию в виде онкологических больных, пришедших за противоопухолевыми препаратами, или иных льготных категорий граждан, обратившихся за строго определенным перечнем лекарств по уже выписанным льготным рецептам. Как следствие, в рассматриваемом случае медицинские организации государственной и муниципальной системы здравоохранения не будут заинтересованы закупать в полном объеме минимальный ассортимент лекарственных препаратов, так как для них это заранее сопряжено с убытками - часть лекарств не будет реализована. Вместе с тем отсутствие данного минимального ассортимента квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное либо ч. 1 ст. 14.4.2 КоАП РФ <20>, либо ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ <21>. В свою очередь в рассматриваемом случае факт привлечения к административной ответственности будет расцениваться медицинскими организациями не в качестве меры, направленной на предупреждение административных правонарушений, а как избыточное административное давление, несовместимое с конституционной природой правового государства.
(Полинская Т.А., Шишов М.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 47 <18> к доступности медицинского обслуживания отнесена в том числе обеспеченность лекарственными препаратами. В свою очередь доступность медицинской помощи строится с учетом принципа приближенности к месту жительства. Как следствие, говоря о доступности, необходимо учитывать соблюдение принципа приближенности (к месту жительства или лечения) при размещении организаций, непосредственно отпускающих лекарственные средства населению, особенно льготным категориям граждан, зачастую относящимся к маломобильным группам населения. Однако в настоящее время подавляющее большинство аптечных организаций относятся к частной системе здравоохранения и размещают свои подразделения исходя из основной цели предпринимательской деятельности - систематического получения прибыли. В качестве решения задачи лекарственного обеспечения граждан в отсутствие аптечных организаций ст. 55 Федерального закона N 61-ФЗ предусмотрена возможность розничной торговли лекарственными препаратами обособленными подразделениями медицинских организаций. Данную норму, наделяющую медицинские организации нехарактерными им функциями рецептурного отпуска лекарственных препаратов, можно рассматривать как элемент соответствующей социальной политики государства. При этом для медицинских организаций, "вынужденно" получивших лицензию на фармацевтическую деятельность, не предусмотрено никаких поблажек в части наличия обязательного минимального ассортимента лекарственных препаратов <19>. В то же время данные организации, как правило, относятся к государственной или муниципальной системе здравоохранения и имеют свою целевую аудиторию в виде онкологических больных, пришедших за противоопухолевыми препаратами, или иных льготных категорий граждан, обратившихся за строго определенным перечнем лекарств по уже выписанным льготным рецептам. Как следствие, в рассматриваемом случае медицинские организации государственной и муниципальной системы здравоохранения не будут заинтересованы закупать в полном объеме минимальный ассортимент лекарственных препаратов, так как для них это заранее сопряжено с убытками - часть лекарств не будет реализована. Вместе с тем отсутствие данного минимального ассортимента квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное либо ч. 1 ст. 14.4.2 КоАП РФ <20>, либо ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ <21>. В свою очередь в рассматриваемом случае факт привлечения к административной ответственности будет расцениваться медицинскими организациями не в качестве меры, направленной на предупреждение административных правонарушений, а как избыточное административное давление, несовместимое с конституционной природой правового государства.
Статья: Современные вопросы обезболивания наркотическими анальгетиками при работе выездных бригад патронажной паллиативной медицинской помощи
(Мельникова О.А., Мельников М.Ю.)
("Медицинское право", 2021, N 3)Несмотря на то что в последнее время в Российской Федерации достигнуты значительные успехи в реализации паллиативной помощи, в ее законодательной базе и нормативных актах, улучшилось образование пациентов и их доверенных лиц, повысились доступность лекарств и качество предоставления им услуг, тем не менее доступ к адекватному обезболиванию с помощью наркотических анальгетиков в патронажной паллиативной помощи остается ограниченным. В потребностях паллиативной помощи для людей с онкологическими заболеваниями стала превалировать тема физических страданий.
(Мельникова О.А., Мельников М.Ю.)
("Медицинское право", 2021, N 3)Несмотря на то что в последнее время в Российской Федерации достигнуты значительные успехи в реализации паллиативной помощи, в ее законодательной базе и нормативных актах, улучшилось образование пациентов и их доверенных лиц, повысились доступность лекарств и качество предоставления им услуг, тем не менее доступ к адекватному обезболиванию с помощью наркотических анальгетиков в патронажной паллиативной помощи остается ограниченным. В потребностях паллиативной помощи для людей с онкологическими заболеваниями стала превалировать тема физических страданий.