Обеспечение контракта УСН
Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение контракта УСН (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 346.11 "Общие положения" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию учреждения частично правомерной, включение НДС в цену контракта, уплаченную подрядчику, применяющему УСН, не обеспечит возможность возврата НДС в бюджет. Следовательно, указанная сумма подлежит взысканию в качестве неосновательного обогащения.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию учреждения частично правомерной, включение НДС в цену контракта, уплаченную подрядчику, применяющему УСН, не обеспечит возможность возврата НДС в бюджет. Следовательно, указанная сумма подлежит взысканию в качестве неосновательного обогащения.
Важнейшая практика по ст. 34 Закона N 44-ФЗПри заключении и (или) оплате контракта нельзя уменьшить его цену на сумму НДС из-за того, что участник закупки применяет УСН >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ). Уплата цены контракта поставщику (подрядчику, исполнителю), применяющему упрощенную систему налогообложенияДанные требования установлены в ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Аналогичную позицию высказал Минфин России (Письма от 05.05.2025 N 03-07-07/44615, от 16.01.2025 N 03-07-11/2688, от 20.11.2024 N 03-07-11/115183, от 10.06.2024 N 24-08-08/53524, от 14.03.2023 N 24-06-06/21248, от 29.06.2020 N 03-11-11/55981, от 15.05.2019 N 24-01-07/34829), а также Верховный Суд РФ в своем Определении от 08.06.2022 N 303-ЭС22-7854 по делу N А51-1209/2021.
Статья: Отражаем в учете участие в тендере по госзакупкам
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2024, N 8)Суммы обеспечения заявки и исполнения контракта в общем случае с участника не взимаются, в перечне УСН-расходов не поименованы, поэтому в расходах участника не учитываются. При возврате этих сумм у него не образуется экономической выгоды и не возникает налогооблагаемого дохода <37>.
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2024, N 8)Суммы обеспечения заявки и исполнения контракта в общем случае с участника не взимаются, в перечне УСН-расходов не поименованы, поэтому в расходах участника не учитываются. При возврате этих сумм у него не образуется экономической выгоды и не возникает налогооблагаемого дохода <37>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)С учетом приведенных положений Закона о контрактной системе любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам процедур закупки заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)С учетом приведенных положений Закона о контрактной системе любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам процедур закупки заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)С учетом приведенных положений любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении аукциона, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)С учетом приведенных положений любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении аукциона, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Вопрос: О цене госконтракта, заключенного с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), применяющим УСН.
(Письмо Минфина России от 11.04.2025 N 03-07-11/36350)Принимая во внимание то, что вопросы об определении цены товаров (работ, услуг), реализуемых налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, а также составление сметной документации при выполнении указанными налогоплательщиками работ, в том числе строительно-монтажных работ, нормами Кодекса не регулируются, дать ответ по существу вопросов, изложенных в обращении, не представляется возможным.
(Письмо Минфина России от 11.04.2025 N 03-07-11/36350)Принимая во внимание то, что вопросы об определении цены товаров (работ, услуг), реализуемых налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, а также составление сметной документации при выполнении указанными налогоплательщиками работ, в том числе строительно-монтажных работ, нормами Кодекса не регулируются, дать ответ по существу вопросов, изложенных в обращении, не представляется возможным.
Статья: Позиции судов о снижении налоговых штрафов и принятии обеспечительных мер
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- создание с взаимозависимыми и аффилированными лицами схемы экономических отношений, направленной на занижение выручки, сформированной в результате строительства объектов, путем перераспределения (выведения) части доходов в пользу лиц, использующих УСН;
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- создание с взаимозависимыми и аффилированными лицами схемы экономических отношений, направленной на занижение выручки, сформированной в результате строительства объектов, путем перераспределения (выведения) части доходов в пользу лиц, использующих УСН;
Вопрос: О цене контракта, заключенного с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на УСН.
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 24-06-09/115113)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части порядка оплаты контракта, заключенного с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), применяющим упрощенную систему налогообложения, сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 24-06-09/115113)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части порядка оплаты контракта, заключенного с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), применяющим упрощенную систему налогообложения, сообщает следующее.
Готовое решение: Как отражаются в учете поставщика (исполнителя, подрядчика) обеспечение заявки на участие в закупке и обеспечение исполнения контракта денежными средствами
(КонсультантПлюс, 2025)При применении УСН с объектом "доходы минус расходы" денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в закупке или в качестве обеспечения исполнения контракта, не признавайте для целей налогообложения, поскольку такие расходы не предусмотрены п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При возврате денег не возникает дохода (п. 1 ст. 41 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)При применении УСН с объектом "доходы минус расходы" денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в закупке или в качестве обеспечения исполнения контракта, не признавайте для целей налогообложения, поскольку такие расходы не предусмотрены п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При возврате денег не возникает дохода (п. 1 ст. 41 НК РФ).
Вопрос: Об оплате и приемке работ (товаров, услуг) по контракту, заключенному с исполнителем, применяющим УСН, а также об уплате им НДС.
(Письмо Минфина России от 28.11.2024 N 24-06-09/119502)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 31.10.2024 по вопросу применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части приемки и оплаты работ по контракту, заключенному с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), применяющим упрощенную систему налогообложения, сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 28.11.2024 N 24-06-09/119502)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 31.10.2024 по вопросу применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части приемки и оплаты работ по контракту, заключенному с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), применяющим упрощенную систему налогообложения, сообщает следующее.
Вопрос: Об участии в закупках, формировании цены контракта и приемке строительных работ, если исполнитель применяет УСН и освобожден от уплаты НДС.
(Письмо Минфина России от 14.03.2023 N 24-06-06/21248)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 17.02.2023 по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части заключения и порядка оплаты по контракту исполнителю, применяющему упрощенную систему налогообложения, с учетом пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 14.03.2023 N 24-06-06/21248)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 17.02.2023 по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части заключения и порядка оплаты по контракту исполнителю, применяющему упрощенную систему налогообложения, с учетом пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, сообщает следующее.
Статья: Участник закупки - "упрощенец": что нужно знать заказчику?
(Совина Т.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В п. 41 Обзора судебной практики N 3 (2019), утвержденного Президиумом ВС РФ 27.11.2019, разъяснено, что любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, независимо от применяемой данным участником системы налогообложения. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим УСН, при проведении аукциона, а также при заключении контракта с таким участником размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
(Совина Т.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В п. 41 Обзора судебной практики N 3 (2019), утвержденного Президиумом ВС РФ 27.11.2019, разъяснено, что любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, независимо от применяемой данным участником системы налогообложения. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим УСН, при проведении аукциона, а также при заключении контракта с таким участником размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Статья: Изменение государственного (муниципального) контракта и свобода договора
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Долгое время в практике стоял вопрос о допустимости/необходимости изменения цены контракта, которая рассчитана с учетом НДС, если победителем закупки стало лицо, находящееся на упрощенной системе налогообложения. Конкурировали два императива: с одной стороны, должны быть равные условия для всех участников закупки, что предполагает не только юридическое, но и экономическое равенство (равный размер будущей прибыли), с другой стороны, цена контракта должна быть твердой и неизменной (ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе), в договоре не могут быть установлены две цены - с НДС и без него. В качестве компромисса антимонопольные органы порой предлагали включать условие об уменьшении суммы контракта на размер НДС для участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения. Ответ на вопрос найден сравнительно недавно на уровне высшей судебной инстанции: отсутствие в государственном контракте подобного условия не является нарушением Закона о контрактной системе, поскольку не возлагает на участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС <15>. Любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам закупки заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, в силу закона не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Долгое время в практике стоял вопрос о допустимости/необходимости изменения цены контракта, которая рассчитана с учетом НДС, если победителем закупки стало лицо, находящееся на упрощенной системе налогообложения. Конкурировали два императива: с одной стороны, должны быть равные условия для всех участников закупки, что предполагает не только юридическое, но и экономическое равенство (равный размер будущей прибыли), с другой стороны, цена контракта должна быть твердой и неизменной (ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе), в договоре не могут быть установлены две цены - с НДС и без него. В качестве компромисса антимонопольные органы порой предлагали включать условие об уменьшении суммы контракта на размер НДС для участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения. Ответ на вопрос найден сравнительно недавно на уровне высшей судебной инстанции: отсутствие в государственном контракте подобного условия не является нарушением Закона о контрактной системе, поскольку не возлагает на участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС <15>. Любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам закупки заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, в силу закона не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Вопрос: Если по госконтракту цена определена в твердой сумме с учетом НДС, то вправе ли ООО (УСН), признанное победителем аукциона, не выставлять и не уплачивать в бюджет НДС, при этом не уменьшая цену контракта?
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Порядок участия юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в государственных закупках урегулирован Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Порядок участия юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в государственных закупках урегулирован Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 23.04.2025 N 03-07-11/40926 <Об изменении цены контракта на транспортирование ТКО, заключенного по результатам торгов между региональным оператором и ИП, применяющим УСН и признанным плательщиком НДС с 01.01.2025>
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ внес коррективы в уже существующую систему формирования цен на услуги по транспортировке ТКО, регламентированную Правилами N 1133 (Постановление Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133). Согласно этим Правилам региональный оператор обязан проводить торги в электронной форме, используя механизмы, установленные Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Торги, как правило, проводятся в форме аукциона.
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ внес коррективы в уже существующую систему формирования цен на услуги по транспортировке ТКО, регламентированную Правилами N 1133 (Постановление Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133). Согласно этим Правилам региональный оператор обязан проводить торги в электронной форме, используя механизмы, установленные Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Торги, как правило, проводятся в форме аукциона.