Обеспечение контракта коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение контракта коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 N 21АП-4257/2023 по делу N А83-20687/2022
Требование: Об оспаривании решения антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Решение: Требование удовлетворено.При принятии решения административный орган не принял во внимание доводы ДЦ "Артек" о том, что заключение контрактов в порядке пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе вызвано действием непреодолимой силы, поскольку указание заказчиком на необходимость закупки услуги в связи с неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой (усилением распространения новой коронавирусной инфекции) не свидетельствует о правомерности действий заказчика, так как у заказчика была возможность заблаговременно до заключения контрактов установить необходимость в обеспечении мер по предупреждению завоза новой коронавирусной инфекции на территорию ДЦ "Артек" при организации работы ФГБОУ "МДЦ "Артек". Также антимонопольный орган отметил, что обстоятельства, приведенные ДЦ "Артек" не обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непреодолимости и не являются основанием для осуществления закупки у единственного поставщика.
Требование: Об оспаривании решения антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Решение: Требование удовлетворено.При принятии решения административный орган не принял во внимание доводы ДЦ "Артек" о том, что заключение контрактов в порядке пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе вызвано действием непреодолимой силы, поскольку указание заказчиком на необходимость закупки услуги в связи с неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой (усилением распространения новой коронавирусной инфекции) не свидетельствует о правомерности действий заказчика, так как у заказчика была возможность заблаговременно до заключения контрактов установить необходимость в обеспечении мер по предупреждению завоза новой коронавирусной инфекции на территорию ДЦ "Артек" при организации работы ФГБОУ "МДЦ "Артек". Также антимонопольный орган отметил, что обстоятельства, приведенные ДЦ "Артек" не обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непреодолимости и не являются основанием для осуществления закупки у единственного поставщика.
Апелляционное определение Суда Еврейской автономной области от 17.02.2023 по делу N 33-32/2023 (УИД 79RS0002-01-2022-004673-03)
Категория спора: Безвозмездное пользование.
Требования: О признании договоров недействительными.
Обстоятельства: Истец указывает, что в результате проведенной проверки по вопросу организации медицинской помощи, соблюдения нормы площади эксплуатируемых медицинскими организациями помещений было установлено, что по договорам безвозмездного пользования были переданы нежилые помещения медицинского учреждения, что повлекло нарушение интересов неопределенного круга лиц, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в части необеспечения доступности и качества оказания медицинской помощи.
Решение: Удовлетворено.Доводы апелляционной жалобы, поддержанные представителем ответчика ОГБУЗ "МИАЦ" Х., о том, что признание недействительными договоров безвозмездного пользования помещениями, остановит автоматизацию льготного лекарственного обеспечения граждан в регионе, проведение аттестации информационных систем во всех медицинских организациях области, создание системы защиты информации ограниченного доступа, прекратит обслуживание граждан на горячей линии "122" по вопросам, касающимся новой коронавирусной инфекции, остановит исполнение государственных контрактов на услуги по информатизации системы здравоохранения на сумму более 86 000 000 рублей, а также иные доводы апелляционной жалобы, в том числе касающиеся организации ургентного родильного зала, не могут являться основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Категория спора: Безвозмездное пользование.
Требования: О признании договоров недействительными.
Обстоятельства: Истец указывает, что в результате проведенной проверки по вопросу организации медицинской помощи, соблюдения нормы площади эксплуатируемых медицинскими организациями помещений было установлено, что по договорам безвозмездного пользования были переданы нежилые помещения медицинского учреждения, что повлекло нарушение интересов неопределенного круга лиц, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в части необеспечения доступности и качества оказания медицинской помощи.
Решение: Удовлетворено.Доводы апелляционной жалобы, поддержанные представителем ответчика ОГБУЗ "МИАЦ" Х., о том, что признание недействительными договоров безвозмездного пользования помещениями, остановит автоматизацию льготного лекарственного обеспечения граждан в регионе, проведение аттестации информационных систем во всех медицинских организациях области, создание системы защиты информации ограниченного доступа, прекратит обслуживание граждан на горячей линии "122" по вопросам, касающимся новой коронавирусной инфекции, остановит исполнение государственных контрактов на услуги по информатизации системы здравоохранения на сумму более 86 000 000 рублей, а также иные доводы апелляционной жалобы, в том числе касающиеся организации ургентного родильного зала, не могут являться основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие льготы и гарантии предусмотрены для военнослужащих и членов их семей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Военнослужащим по призыву или по контракту, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, с 01.07.2022 установлена компенсационная выплата в размере 25% оклада (по воинской должности, замещаемой должности) (п. п. 1, 2, 8 Постановления Правительства РФ от 15.07.2022 N 1268; п. 1 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минздрава России N 506, Минтруда России N 429 от 26.07.2022).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Военнослужащим по призыву или по контракту, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, с 01.07.2022 установлена компенсационная выплата в размере 25% оклада (по воинской должности, замещаемой должности) (п. п. 1, 2, 8 Постановления Правительства РФ от 15.07.2022 N 1268; п. 1 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минздрава России N 506, Минтруда России N 429 от 26.07.2022).
Статья: Списание неустоек в сфере государственных и муниципальных закупок: проблемы правоприменения
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)Федеральными законами от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 24.04.2020 N 124-ФЗ внесены многочисленные изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), вызванные необходимостью обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, наиболее важными из которых явились возможность изменения условий государственных (муниципальных) контрактов о цене, сроках исполнения, объемах закупки, порядке авансирования, обязательности обеспечения исполнения контрактов.
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)Федеральными законами от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 24.04.2020 N 124-ФЗ внесены многочисленные изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), вызванные необходимостью обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, наиболее важными из которых явились возможность изменения условий государственных (муниципальных) контрактов о цене, сроках исполнения, объемах закупки, порядке авансирования, обязательности обеспечения исполнения контрактов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций""64. До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций""64. До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)- оказывающим медпомощь (участвующим в оказании, обеспечивающим ее оказание) по диагностике и лечению коронавирусной инфекции медицинским и иным работникам, военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту и по призыву, имеющим спецзвания сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба, и их территориальных органов, подведомственных организаций, учреждений, воинских частей, органов управления.
(КонсультантПлюс, 2025)- оказывающим медпомощь (участвующим в оказании, обеспечивающим ее оказание) по диагностике и лечению коронавирусной инфекции медицинским и иным работникам, военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту и по призыву, имеющим спецзвания сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба, и их территориальных органов, подведомственных организаций, учреждений, воинских частей, органов управления.
Статья: Срок возврата обеспечения гарантийных обязательств: противоречивая практика
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 4)Обеспечение гарантийных обязательств (далее - ОГО) является самостоятельным инструментом наряду с обеспечением исполнения контракта (далее - ОИК). При этом действующая редакция Закона N 44-ФЗ не устанавливает срок возврата ОГО и не обязывает заказчика включать в контракт конкретные сроки возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств (если такая форма применяется участником), внесенных в качестве ОГО <3>. Это приводит к жалобам со стороны участников закупок.
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 4)Обеспечение гарантийных обязательств (далее - ОГО) является самостоятельным инструментом наряду с обеспечением исполнения контракта (далее - ОИК). При этом действующая редакция Закона N 44-ФЗ не устанавливает срок возврата ОГО и не обязывает заказчика включать в контракт конкретные сроки возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств (если такая форма применяется участником), внесенных в качестве ОГО <3>. Это приводит к жалобам со стороны участников закупок.
Последние изменения: Обеспечение исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Определен порядок изменения контракта в связи с невозможностью его исполнения из-за распространения коронавируса или в иных случаях, установленных Правительством РФ. Им прямо предусмотрено, что изменения допустимы после предоставления контрагентом обеспечения исполнения новых не обеспеченных обязательств, если обязанность по их обеспечению установлена в контракте. При этом надо учитывать следующее (ч. 65 ст. 112 Закона N 44-ФЗ):
(КонсультантПлюс, 2025)Определен порядок изменения контракта в связи с невозможностью его исполнения из-за распространения коронавируса или в иных случаях, установленных Правительством РФ. Им прямо предусмотрено, что изменения допустимы после предоставления контрагентом обеспечения исполнения новых не обеспеченных обязательств, если обязанность по их обеспечению установлена в контракте. При этом надо учитывать следующее (ч. 65 ст. 112 Закона N 44-ФЗ):
Статья: Условия включения информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 16 октября 2023 года N 305-ЭС23-10096
(Чваненко Д.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)Общество "НИКА" в декабре 2021 года выиграло электронный аукцион на заключение государственного контракта, предметом которого была поставка электродов для ЭКГ. Данное обстоятельство для компании было довольно рядовым событием, поскольку она является производителем электродов для ЭКГ и регулярно заключает и исполняет государственные контракты на поставку этой продукции. Тем не менее контракт в декабре 2021 года общество заключить не смогло, так как сотрудник, который отвечал за это, внезапно заболел COVID-19. Данный сотрудник не сообщил о сроках подписания контракта.
(Чваненко Д.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)Общество "НИКА" в декабре 2021 года выиграло электронный аукцион на заключение государственного контракта, предметом которого была поставка электродов для ЭКГ. Данное обстоятельство для компании было довольно рядовым событием, поскольку она является производителем электродов для ЭКГ и регулярно заключает и исполняет государственные контракты на поставку этой продукции. Тем не менее контракт в декабре 2021 года общество заключить не смогло, так как сотрудник, который отвечал за это, внезапно заболел COVID-19. Данный сотрудник не сообщил о сроках подписания контракта.
Статья: Об основаниях освобождения от гражданско-правовой ответственности в сфере государственных закупок
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)В тяжелых условиях финансового кризиса, санкционной политики стран Европейского союза и США по отношению к Российской Федерации, а также в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 законодатель поддерживает население и бизнес принятием (внесением изменений) целого ряда нормативных правовых актов. Показательными стали Федеральные законы от 23.04.2018 N 108-ФЗ "О внесении изменения в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", согласно которым начисленные поставщикам (подрядчикам, исполнителям), но не списанные заказчиками суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактами, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)В тяжелых условиях финансового кризиса, санкционной политики стран Европейского союза и США по отношению к Российской Федерации, а также в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 законодатель поддерживает население и бизнес принятием (внесением изменений) целого ряда нормативных правовых актов. Показательными стали Федеральные законы от 23.04.2018 N 108-ФЗ "О внесении изменения в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", согласно которым начисленные поставщикам (подрядчикам, исполнителям), но не списанные заказчиками суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактами, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Статья: Регулятивный потенциал писем федеральных органов исполнительной власти
(Домченко А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)В то же время в рамках совместного Письма Минфина России, МЧС России и ФАС России от 3 апреля 2020 г. N 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 <15> указано, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, относится к обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ и услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Иными словами, подобное письмо корректирует режим нормирования в рамках контрактной системы публичной администрации и учитывается участниками общественных отношений в сфере осуществления закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд наравне с соответствующими законоположениями.
(Домченко А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)В то же время в рамках совместного Письма Минфина России, МЧС России и ФАС России от 3 апреля 2020 г. N 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 <15> указано, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, относится к обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ и услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Иными словами, подобное письмо корректирует режим нормирования в рамках контрактной системы публичной администрации и учитывается участниками общественных отношений в сфере осуществления закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд наравне с соответствующими законоположениями.
Статья: Особенности реализации государственной политики по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках системы закупок: вопросы теории и практики
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Оба вышепроанализированных Закона - яркий пример действенного инструмента поддержки СМСП, открытия для них новых рынков сбыта, создания условий выгодного сотрудничества с государственными (муниципальными) и корпоративными заказчиками. Подтверждением эффективности норм Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ является увеличение объемов участия в закупках СМСП. Однако в 2020 г., большая часть которого была посвящена борьбе с пандемией COVID-19, объем закупок у СМП и СОНКО снизился с 33% в 2019 г. до 27% в 2020 г. <19>
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Оба вышепроанализированных Закона - яркий пример действенного инструмента поддержки СМСП, открытия для них новых рынков сбыта, создания условий выгодного сотрудничества с государственными (муниципальными) и корпоративными заказчиками. Подтверждением эффективности норм Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ является увеличение объемов участия в закупках СМСП. Однако в 2020 г., большая часть которого была посвящена борьбе с пандемией COVID-19, объем закупок у СМП и СОНКО снизился с 33% в 2019 г. до 27% в 2020 г. <19>
Статья: Уголовный закон в реалиях информационного общества: новости фейковые - наказание реальное
(Терских А.И.)
("Законность", 2022, N 8)<8> См.: Голованова Н.А., Гравина А.А., Зайцев О.А. и др. Уголовно-юрисдикционная деятельность в условиях цифровизации: Монография. М.: ИЗиСП, Контракт, 2019. С. 6.
(Терских А.И.)
("Законность", 2022, N 8)<8> См.: Голованова Н.А., Гравина А.А., Зайцев О.А. и др. Уголовно-юрисдикционная деятельность в условиях цифровизации: Монография. М.: ИЗиСП, Контракт, 2019. С. 6.
Статья: Проблемы реализации конституционного права граждан на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность в период пандемии коронавируса (COVID-2019)
(Володина К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)В сфере государственных закупок в 2020 г. допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта, цены контракта, цены единицы товара, работы, услуги, если при ее исполнении в связи с распространением коронавирусной инфекции возникли форс-мажорные обстоятельства. Также до 31 декабря 2020 г. государственные заказчики не вправе требовать от субъектов малого предпринимательства обеспечения исполнения контракта, а Правительство РФ вправе использовать основания для закупки у единственного поставщика, не указанные в федеральном законе.
(Володина К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)В сфере государственных закупок в 2020 г. допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта, цены контракта, цены единицы товара, работы, услуги, если при ее исполнении в связи с распространением коронавирусной инфекции возникли форс-мажорные обстоятельства. Также до 31 декабря 2020 г. государственные заказчики не вправе требовать от субъектов малого предпринимательства обеспечения исполнения контракта, а Правительство РФ вправе использовать основания для закупки у единственного поставщика, не указанные в федеральном законе.
Статья: Налоговые механизмы снижения экономических последствий пандемии COVID-19 в Российской Федерации и Европейском союзе
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)3. Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения: монография / под ред. И.И. Кучерова. М.: ИЗиСП, Контракт, 2016.
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)3. Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения: монография / под ред. И.И. Кучерова. М.: ИЗиСП, Контракт, 2016.
Статья: Изменение государственного (муниципального) контракта и свобода договора
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Четвертый фактор - охватившая мир в 2020 г. пандемия. Она не могла не отразиться на исполнении заключенных контрактов (в ряде случаев оно стало затруднительно, а порой и невозможно) и на условиях новых контрактов. В ст. 112 Закона о контрактной системе включена ч. 65: в 2020 г. по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) размера аванса, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такие изменения должны быть согласованы с органами власти соответствующего публично-правового образования и сопровождаться предоставлением дополнительного обеспечения, если изменение контракта влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта. Не исключено также применение общих правил ГК РФ, в частности об изменении договора в связи с существенным изменением обстоятельств <13>.
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Четвертый фактор - охватившая мир в 2020 г. пандемия. Она не могла не отразиться на исполнении заключенных контрактов (в ряде случаев оно стало затруднительно, а порой и невозможно) и на условиях новых контрактов. В ст. 112 Закона о контрактной системе включена ч. 65: в 2020 г. по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) размера аванса, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такие изменения должны быть согласованы с органами власти соответствующего публично-правового образования и сопровождаться предоставлением дополнительного обеспечения, если изменение контракта влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта. Не исключено также применение общих правил ГК РФ, в частности об изменении договора в связи с существенным изменением обстоятельств <13>.