Обеспечение единства правового пространства
Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение единства правового пространства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 22 "Полномочия прокурора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""Исходя из смысла статей 21, 22 Закона N 2202-1, Приказа N 195, Приказа N 723 прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, всеми субъектами прав независимо от иных государственных органов, что обусловлено целями обеспечения верховенства закона, единства правового пространства, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. Согласно ч. 5 ст. 29.3 Градостроительного кодекса РФ утвержденные региональные нормативы градостроительного проектирования подлежат опубликованию в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в срок, не превышающий 5 дней со дня утверждения указанных нормативов. Однако следует учитывать наличие института государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации как обязательной процедуры, предшествующей их опубликованию и применению на основании Указа Президента РФ от 10.08.2000 N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации". При этом было принято решение о создании федерального банка нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Срок регистрации, как правило, составляет по законодательству субъектов Российской Федерации 15 рабочих дней. Прошедший государственную регистрацию нормативный акт подлежит опубликованию в течение 10 рабочих дней со дня его государственной регистрации. Таким образом, налицо противоречие между указанными правовыми актами.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. Согласно ч. 5 ст. 29.3 Градостроительного кодекса РФ утвержденные региональные нормативы градостроительного проектирования подлежат опубликованию в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в срок, не превышающий 5 дней со дня утверждения указанных нормативов. Однако следует учитывать наличие института государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации как обязательной процедуры, предшествующей их опубликованию и применению на основании Указа Президента РФ от 10.08.2000 N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации". При этом было принято решение о создании федерального банка нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Срок регистрации, как правило, составляет по законодательству субъектов Российской Федерации 15 рабочих дней. Прошедший государственную регистрацию нормативный акт подлежит опубликованию в течение 10 рабочих дней со дня его государственной регистрации. Таким образом, налицо противоречие между указанными правовыми актами.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.11.2000 N 904
(ред. от 26.03.2018)
"Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации"Во исполнение пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3356) Правительство Российской Федерации постановляет:
(ред. от 26.03.2018)
"Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации"Во исполнение пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3356) Правительство Российской Федерации постановляет:
Статья: Федеральные территории в Российской Федерации в условиях конституционной реформы
(Данилова С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Итак, создание федеральных территорий в Российской Федерации необходимо и имеет ряд достоинств. Однако на данном этапе развития института федеральных территорий важно предусмотреть проблемы, которые могут быть связаны с созданием федеральных территорий, в том числе проблемы обеспечения единства правового пространства, возможной сепарации указанных территорий. Особенно важно организовать сотрудничество с субъектами Российской Федерации, в том числе обсуждение положений планируемого федерального закона, создать эффективную законодательную базу, особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделить управлению такими территориями.
(Данилова С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Итак, создание федеральных территорий в Российской Федерации необходимо и имеет ряд достоинств. Однако на данном этапе развития института федеральных территорий важно предусмотреть проблемы, которые могут быть связаны с созданием федеральных территорий, в том числе проблемы обеспечения единства правового пространства, возможной сепарации указанных территорий. Особенно важно организовать сотрудничество с субъектами Российской Федерации, в том числе обсуждение положений планируемого федерального закона, создать эффективную законодательную базу, особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделить управлению такими территориями.
Статья: Правовой механизм обеспечения устойчивости государственности в период специальной военной операции
(Ахмедов Р.Ш.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Функции правового механизма обеспечения государственности отражают его основное предназначение и ключевые направления воздействия на общественные отношения, к ним можно отнести: а) стабилизирующую функцию, направленную на поддержание стабильности политической системы, общественного порядка и правовой предсказуемости; б) интегративную функцию, обеспечивающую единство и территориальную целостность государства, которая реализуется через установление единого правового и экономического пространства, гармонизацию федерального и регионального законодательства, правовое регулирование межнациональных отношений и противодействие сепаратистским тенденциям; в) охранительную функцию, проявляющуюся в защите государственности от внутренних и внешних угроз; г) адаптационную функцию, выражающуюся в способности правового механизма своевременно и адекватно реагировать на новые вызовы и угрозы (технологические, экономические, социальные), изменяя и совершенствуя правовые нормы и институты, тем самым позволяя государственности адаптироваться к меняющимся условиям, не теряя своей устойчивости; д) легитимирующую функцию, обеспечивающую функционирование государства на основе права; е) инновационную функцию, позволяющую обеспечивать технологический и цифровой суверенитет государства, формировать цифровые компоненты цифровой экономики, цифрового правосудия, цифрового правительства, электронное законодательство, онлайн-платформы, автоматизировать правовой мониторинг, выявлять коллизии, обеспечивать единство правового пространства и повышать эффективность правоприменения.
(Ахмедов Р.Ш.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Функции правового механизма обеспечения государственности отражают его основное предназначение и ключевые направления воздействия на общественные отношения, к ним можно отнести: а) стабилизирующую функцию, направленную на поддержание стабильности политической системы, общественного порядка и правовой предсказуемости; б) интегративную функцию, обеспечивающую единство и территориальную целостность государства, которая реализуется через установление единого правового и экономического пространства, гармонизацию федерального и регионального законодательства, правовое регулирование межнациональных отношений и противодействие сепаратистским тенденциям; в) охранительную функцию, проявляющуюся в защите государственности от внутренних и внешних угроз; г) адаптационную функцию, выражающуюся в способности правового механизма своевременно и адекватно реагировать на новые вызовы и угрозы (технологические, экономические, социальные), изменяя и совершенствуя правовые нормы и институты, тем самым позволяя государственности адаптироваться к меняющимся условиям, не теряя своей устойчивости; д) легитимирующую функцию, обеспечивающую функционирование государства на основе права; е) инновационную функцию, позволяющую обеспечивать технологический и цифровой суверенитет государства, формировать цифровые компоненты цифровой экономики, цифрового правосудия, цифрового правительства, электронное законодательство, онлайн-платформы, автоматизировать правовой мониторинг, выявлять коллизии, обеспечивать единство правового пространства и повышать эффективность правоприменения.
Статья: Понятие и виды конституционного контроля в Российской Федерации
(Шишкина О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Российской Федерации на общефедеральном уровне воспринята так называемая "европейская" модель конституционного контроля, когда проверка правовых актов на соответствие Конституции возложена на специализированный государственный орган. Единственным судебным органом, дающим оценку соответствия Конституции РФ положений нормативных правовых актов, является Конституционный Суд РФ. Иные суды не вправе осуществлять контроль соответствия правовых актов Конституции РФ (конституционный контроль). Так, в п. п. 2, 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 N 19-П "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации" отмечается, что суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта РФ, обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого закона. Таким образом в российской правовой системе обеспечивается единство правового пространства.
(Шишкина О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Российской Федерации на общефедеральном уровне воспринята так называемая "европейская" модель конституционного контроля, когда проверка правовых актов на соответствие Конституции возложена на специализированный государственный орган. Единственным судебным органом, дающим оценку соответствия Конституции РФ положений нормативных правовых актов, является Конституционный Суд РФ. Иные суды не вправе осуществлять контроль соответствия правовых актов Конституции РФ (конституционный контроль). Так, в п. п. 2, 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 N 19-П "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации" отмечается, что суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта РФ, обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого закона. Таким образом в российской правовой системе обеспечивается единство правового пространства.
Статья: Соотношение централизации и децентрализации антикоррупционного правового регулирования в отношении публичных должностных лиц
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)В целях обеспечения единства правового пространства прокуратура и территориальные органы юстиции проводят проверку региональных актов на соответствие федеральным, добиваясь единообразного дублирования (тиражирования) федеральных актов. Такой же подход применяют уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъектов РФ при правовой экспертизе муниципальных нормативных правовых актов, вносимых в регистр таких актов. Например, прокуратура Приморского края оспаривала регулирование, при котором комиссия регионального парламента публикует больший объем информации, представляемой депутатами, чем предусмотрено федеральным законом. Позиция прокуратуры заключалась в том, что субъекту РФ не делегированы полномочия по нормативному регулированию порядка размещения в средствах массовой информации в отношении депутатов иных сведений в связи с противодействием коррупции, в частности о несоблюдении ими ограничений, нарушении запретов и непредставлении сведений о доходах. Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что это не может служить основанием для признания норм противоречащими федеральному законодательству, поскольку характер правоотношений не предполагает ограничительного, императивного федерального регулирования, установления закрытого, исчерпывающего перечня информации о деятельности органов государственной власти, в том числе о соблюдении законодательства депутатами как лицами, замещающими государственные должности, которая может быть опубликована, размещена на сайте или иным образом обнародована (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2010 N 56-Г10-23).
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)В целях обеспечения единства правового пространства прокуратура и территориальные органы юстиции проводят проверку региональных актов на соответствие федеральным, добиваясь единообразного дублирования (тиражирования) федеральных актов. Такой же подход применяют уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъектов РФ при правовой экспертизе муниципальных нормативных правовых актов, вносимых в регистр таких актов. Например, прокуратура Приморского края оспаривала регулирование, при котором комиссия регионального парламента публикует больший объем информации, представляемой депутатами, чем предусмотрено федеральным законом. Позиция прокуратуры заключалась в том, что субъекту РФ не делегированы полномочия по нормативному регулированию порядка размещения в средствах массовой информации в отношении депутатов иных сведений в связи с противодействием коррупции, в частности о несоблюдении ими ограничений, нарушении запретов и непредставлении сведений о доходах. Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что это не может служить основанием для признания норм противоречащими федеральному законодательству, поскольку характер правоотношений не предполагает ограничительного, императивного федерального регулирования, установления закрытого, исчерпывающего перечня информации о деятельности органов государственной власти, в том числе о соблюдении законодательства депутатами как лицами, замещающими государственные должности, которая может быть опубликована, размещена на сайте или иным образом обнародована (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2010 N 56-Г10-23).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации".
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации".
Статья: Муниципальное правотворчество: проблемы правового регулирования
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Муниципальное правотворчество имеет огромное значение не только для каждого конкретного муниципального образования, но и для всего государства в целом и является самым ярким показателем уровня обеспечения единства правового пространства в нашей стране. Муниципальная власть - это особая публичная власть, на которую возложены задачи максимально дать населению выразить народную власть, а сделать это возможно только при наличии качественных правовых актов, понятно и структурированно изложенных, систематизированных и доступных для изучения каждому члену общества.
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Муниципальное правотворчество имеет огромное значение не только для каждого конкретного муниципального образования, но и для всего государства в целом и является самым ярким показателем уровня обеспечения единства правового пространства в нашей стране. Муниципальная власть - это особая публичная власть, на которую возложены задачи максимально дать населению выразить народную власть, а сделать это возможно только при наличии качественных правовых актов, понятно и структурированно изложенных, систематизированных и доступных для изучения каждому члену общества.
Статья: Некоторые проблемы муниципального правотворчества
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)В статье приводятся примеры несоответствия муниципальных правовых актов федеральному и региональному законодательству, анализируются причины указанной негативной тенденции. Авторы приходят к выводу, что именно на уровне местного самоуправления сегодня наиболее остро стоит вопрос об обеспечении единства правового пространства в нашей стране, что требует поиска новых путей решения и должно представлять научный интерес. Создание единого непротиворечивого правового пространства - важное условие государственного развития нашей страны и развития местного самоуправления.
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)В статье приводятся примеры несоответствия муниципальных правовых актов федеральному и региональному законодательству, анализируются причины указанной негативной тенденции. Авторы приходят к выводу, что именно на уровне местного самоуправления сегодня наиболее остро стоит вопрос об обеспечении единства правового пространства в нашей стране, что требует поиска новых путей решения и должно представлять научный интерес. Создание единого непротиворечивого правового пространства - важное условие государственного развития нашей страны и развития местного самоуправления.
Статья: Конституционные (уставные) советы в механизме обеспечения конституционной законности
(Беньяминова С.А.)
("Закон", 2023, N 12)<14> Указ Президента РФ от 10.08.2000 N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации".
(Беньяминова С.А.)
("Закон", 2023, N 12)<14> Указ Президента РФ от 10.08.2000 N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации".
Статья: Формирование законодательства и уголовно-исполнительной системы Донецкой Народной Республики (изучение опыта)
(Артамонов А.Н., Веретеха А.Н.)
("Администратор суда", 2024, N 2)Территориальные управления Минюста России многие годы проводят мониторинги законодательства, мониторинги правоприменительной практики различных сфер общественных отношений в рамках одной из основных задач по обеспечению единства правового пространства нашего федеративного государства. Такие мониторинги, анализы, обобщения практики реализации как отдельных нормативных правовых актов федерального уровня (федеральных конституционных, федеральных законов, указов Президента или постановлений Правительства Российской Федерации, в некоторых случаях - приказов федеральных министерств, носящих нормативный характер), так и целых отраслей права, например, в сфере градостроительной деятельности, природоохранного законодательства или социальной защиты некоторых категорий граждан проводятся по поручениям Министерства юстиции Российской Федерации, Аппарата полномочного представителя Президента РФ в соответствующем федеральном округе, могут быть инициированы самими управлениями Минюста России по субъекту Федерации, исходя из необходимости изучения нормативной правовой базы и практики применения, полноты и достаточности регулирования как на региональном уровне, так и на муниципальном. Выводы таких анализов доводятся до заинтересованных сторон: органов власти, должностных лиц, направлены они на совершенствование нормотворческой деятельности, более полной защиты прав граждан и возможностей их реализации.
(Артамонов А.Н., Веретеха А.Н.)
("Администратор суда", 2024, N 2)Территориальные управления Минюста России многие годы проводят мониторинги законодательства, мониторинги правоприменительной практики различных сфер общественных отношений в рамках одной из основных задач по обеспечению единства правового пространства нашего федеративного государства. Такие мониторинги, анализы, обобщения практики реализации как отдельных нормативных правовых актов федерального уровня (федеральных конституционных, федеральных законов, указов Президента или постановлений Правительства Российской Федерации, в некоторых случаях - приказов федеральных министерств, носящих нормативный характер), так и целых отраслей права, например, в сфере градостроительной деятельности, природоохранного законодательства или социальной защиты некоторых категорий граждан проводятся по поручениям Министерства юстиции Российской Федерации, Аппарата полномочного представителя Президента РФ в соответствующем федеральном округе, могут быть инициированы самими управлениями Минюста России по субъекту Федерации, исходя из необходимости изучения нормативной правовой базы и практики применения, полноты и достаточности регулирования как на региональном уровне, так и на муниципальном. Выводы таких анализов доводятся до заинтересованных сторон: органов власти, должностных лиц, направлены они на совершенствование нормотворческой деятельности, более полной защиты прав граждан и возможностей их реализации.
Статья: Публично-правовой механизм защиты граждан от семейного насилия
(Равнюшкин А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)А.Н. Филиппова считает, что структуру конституционно-правового механизма обеспечения единства правового пространства Российской Федерации образует его трехуровневая система органов исполнительной власти, которая реализует "меры организационного, материально-технического и иного характера в пределах закрепленных полномочий" <12>. В эту структуру представленного механизма включаются также определенные конституционные принципы.
(Равнюшкин А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)А.Н. Филиппова считает, что структуру конституционно-правового механизма обеспечения единства правового пространства Российской Федерации образует его трехуровневая система органов исполнительной власти, которая реализует "меры организационного, материально-технического и иного характера в пределах закрепленных полномочий" <12>. В эту структуру представленного механизма включаются также определенные конституционные принципы.