Объекты водоснабжения и канализации
Подборка наиболее важных документов по запросу Объекты водоснабжения и канализации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 420 "Понятие договора" ГК РФ"Возлагая на администрацию г. Мичуринска Тамбовской области в резолютивной части решения обязанность организовать мероприятия по передаче права владения и пользования, находящихся в муниципальной собственности объектов: водопровода и канализации, организации, обеспечивающей эксплуатацию систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Закона о водоснабжении, суд не учел, что согласно п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Поставка электроэнергии: Покупатель хочет признать односторонний отказ Поставщика от исполнения договора недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)договором энергоснабжения (приложениями к нему), из которого следует, что поставка энергии осуществляется на централизованные административные объекты (городские котельные, системы водоснабжения, канализации и т.п.) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)договором энергоснабжения (приложениями к нему), из которого следует, что поставка энергии осуществляется на централизованные административные объекты (городские котельные, системы водоснабжения, канализации и т.п.) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно позиции Минрегиона России, сформулированной в 2011 году, "инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельный линейный объект, к которым можно отнести квартальный газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.)". При этом Министерство не рассматривает в качестве самостоятельного линейного объекта сети инженерно-технического обеспечения, являющиеся функционально частью отдельного объекта капитального строительства, выходящие за пределы границ земельного участка, отведенного под указанные цели, и при этом не выходящие за пределы элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно позиции Минрегиона России, сформулированной в 2011 году, "инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельный линейный объект, к которым можно отнести квартальный газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.)". При этом Министерство не рассматривает в качестве самостоятельного линейного объекта сети инженерно-технического обеспечения, являющиеся функционально частью отдельного объекта капитального строительства, выходящие за пределы границ земельного участка, отведенного под указанные цели, и при этом не выходящие за пределы элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) <1>.
Статья: Порядок строительства объектов электросетевого хозяйства
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Важно отметить, что проблемы согласования строительных работ имеют сходство с проблемами согласования проектной документации. Например, в процессе строительства линейных объектов требуется согласовывать работы с органами государственной и муниципальной власти, а также с организациями, эксплуатирующими объекты: централизованного водоснабжения, канализации, газоснабжения, сетей связи, автомобильных и железных дорог.
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Важно отметить, что проблемы согласования строительных работ имеют сходство с проблемами согласования проектной документации. Например, в процессе строительства линейных объектов требуется согласовывать работы с органами государственной и муниципальной власти, а также с организациями, эксплуатирующими объекты: централизованного водоснабжения, канализации, газоснабжения, сетей связи, автомобильных и железных дорог.
Нормативные акты
Распоряжение ОАО "РЖД" от 28.12.2009 N 2697р
(ред. от 07.04.2016)
"Об определении стоимости проектных, изыскательских и других работ (услуг) для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта и других объектов ОАО "РЖД"
(вместе с "Порядком определения стоимости проектных, изыскательских и других работ (услуг) для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта и других объектов ОАО "РЖД", "Методикой определения стоимости проектных, изыскательских и других работ (услуг) для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта и других объектов ОАО "РЖД" (на основании нормируемых трудозатрат)")III. Документы для определения стоимости проектных работ линейных объектов строительства (водоснабжения, канализации, транспорта, связи)
(ред. от 07.04.2016)
"Об определении стоимости проектных, изыскательских и других работ (услуг) для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта и других объектов ОАО "РЖД"
(вместе с "Порядком определения стоимости проектных, изыскательских и других работ (услуг) для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта и других объектов ОАО "РЖД", "Методикой определения стоимости проектных, изыскательских и других работ (услуг) для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта и других объектов ОАО "РЖД" (на основании нормируемых трудозатрат)")III. Документы для определения стоимости проектных работ линейных объектов строительства (водоснабжения, канализации, транспорта, связи)
Статья: Комментарий к Постановлению АС МО от 14.02.2023 по делу N А40-110147/2020
(Серова А.А.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 4)Сделанные Минфином выводы не утратили актуальности, что подтверждает, например, Письмо ФНС России от 20.04.2020 N БС-4-21/6581@, в котором представлена информация о правоприменительной практике, касающейся квалификации недвижимого имущества, в том числе в целях исчисления налога на имущество организаций. Так, в Письме упоминается Постановление АС ПО от 28.05.2019 по делу N А12-14902/2018, в котором спорными объектами выступали системы централизованного газоснабжения, вентиляции, отопления, внутренних водопроводов, канализации. Арбитры сделали вывод, что спорные объекты (в том числе учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с правилами бухгалтерского учета), без которых объект капитального строительства (здание или помещение) производственного назначения не может полноценно функционировать, подлежат налогообложению в составе этого здания (помещения) как объекты недвижимого имущества.
(Серова А.А.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 4)Сделанные Минфином выводы не утратили актуальности, что подтверждает, например, Письмо ФНС России от 20.04.2020 N БС-4-21/6581@, в котором представлена информация о правоприменительной практике, касающейся квалификации недвижимого имущества, в том числе в целях исчисления налога на имущество организаций. Так, в Письме упоминается Постановление АС ПО от 28.05.2019 по делу N А12-14902/2018, в котором спорными объектами выступали системы централизованного газоснабжения, вентиляции, отопления, внутренних водопроводов, канализации. Арбитры сделали вывод, что спорные объекты (в том числе учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с правилами бухгалтерского учета), без которых объект капитального строительства (здание или помещение) производственного назначения не может полноценно функционировать, подлежат налогообложению в составе этого здания (помещения) как объекты недвижимого имущества.
Статья: Основные причины споров по проектам ГЧП на примере КНР
(Пакерман Г.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)Второй этап начался со знаменательного издания в 2004 г. Министерством строительства Административных правил, касающихся вопросов управления концессиями, в том числе по моделям "строительство - эксплуатация - передача", "передача - эксплуатация - передача", "строительство - владение - эксплуатация". Указанные модели получили официальное признание в сфере коммунальных услуг, таких как дороги, объекты водоснабжения, канализационные или мусороочистные сооружения и автозаправочные станции.
(Пакерман Г.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)Второй этап начался со знаменательного издания в 2004 г. Министерством строительства Административных правил, касающихся вопросов управления концессиями, в том числе по моделям "строительство - эксплуатация - передача", "передача - эксплуатация - передача", "строительство - владение - эксплуатация". Указанные модели получили официальное признание в сфере коммунальных услуг, таких как дороги, объекты водоснабжения, канализационные или мусороочистные сооружения и автозаправочные станции.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Во многих случаях коммунальные компании имеют право в соответствии с положениями публичного права прокладывать свои трубопроводы на землях третьих лиц <1>. В соответствии с § 46 EnWG муниципалитеты должны предоставлять свои пути сообщения для прокладки и эксплуатации линий электро- и газоснабжения с целью непосредственного снабжения конечных потребителей на территории муниципалитета посредством заключения договора (так называемые соглашения на использование путей). Если такой договор не возобновляется по истечении срока его действия, прежний выгодоприобретатель обязан передать линии новой энергоснабжающей компании за соответствующую плату (§ 46 (2) 2 EnWG). EnWG не распространяется на сети централизованного теплоснабжения. Согласно соответствующим § 12 NAV и NDAV, а также соответствующим § 8 AVBWasserV и абоненты должны разрешить установку и прокладку линий для подачи и транспортировки электроэнергии, газа, воды и централизованного теплоснабжения через свои владения бесплатно с целью местного снабжения. Если такая линия пришла в негодность, землевладелец может потребовать ее демонтажа. Параграф 9 GBBerG в силу закона устанавливает ограниченный личный сервитут на владение и эксплуатацию объектов для передачи электроэнергии, газа и центрального отопления в пользу коммунального предприятия на земельный участок, используемый объектом; это также относится к объектам коммунального водоснабжения и канализации в соответствии с § 9 (9) GBBerG и § 1 SachenR-DV. Согласно разд. 1092 (3) такой сервитут - вопреки правилу разд. 1092 (1) - подлежит передаче.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Во многих случаях коммунальные компании имеют право в соответствии с положениями публичного права прокладывать свои трубопроводы на землях третьих лиц <1>. В соответствии с § 46 EnWG муниципалитеты должны предоставлять свои пути сообщения для прокладки и эксплуатации линий электро- и газоснабжения с целью непосредственного снабжения конечных потребителей на территории муниципалитета посредством заключения договора (так называемые соглашения на использование путей). Если такой договор не возобновляется по истечении срока его действия, прежний выгодоприобретатель обязан передать линии новой энергоснабжающей компании за соответствующую плату (§ 46 (2) 2 EnWG). EnWG не распространяется на сети централизованного теплоснабжения. Согласно соответствующим § 12 NAV и NDAV, а также соответствующим § 8 AVBWasserV и абоненты должны разрешить установку и прокладку линий для подачи и транспортировки электроэнергии, газа, воды и централизованного теплоснабжения через свои владения бесплатно с целью местного снабжения. Если такая линия пришла в негодность, землевладелец может потребовать ее демонтажа. Параграф 9 GBBerG в силу закона устанавливает ограниченный личный сервитут на владение и эксплуатацию объектов для передачи электроэнергии, газа и центрального отопления в пользу коммунального предприятия на земельный участок, используемый объектом; это также относится к объектам коммунального водоснабжения и канализации в соответствии с § 9 (9) GBBerG и § 1 SachenR-DV. Согласно разд. 1092 (3) такой сервитут - вопреки правилу разд. 1092 (1) - подлежит передаче.
Статья: Порядок формирования, сохранения и использования страхового фонда документации субъекта Российской Федерации
(Ермаков Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 10)- комплекты страховой документации по системам водоснабжения и водоотведения, включающие схемы водоснабжения и водоотведения поселений, районов, схемы очистки воды на очистных сооружениях водопроводных станций, планы строений водозаборных сооружений, схемы водоснабжения промышленных предприятий, схемы противопожарного водоснабжения, схемы резервного водоснабжения, планы аварийно-восстановительных работ на объектах системы водоснабжения и канализации и способы их производства;
(Ермаков Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 10)- комплекты страховой документации по системам водоснабжения и водоотведения, включающие схемы водоснабжения и водоотведения поселений, районов, схемы очистки воды на очистных сооружениях водопроводных станций, планы строений водозаборных сооружений, схемы водоснабжения промышленных предприятий, схемы противопожарного водоснабжения, схемы резервного водоснабжения, планы аварийно-восстановительных работ на объектах системы водоснабжения и канализации и способы их производства;
Статья: Организация гражданской обороны в таможенных органах Российской Федерации
(Молчанов А.Е.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 10)- проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем энергоснабжения, водоснабжения и канализации объектов центрального аппарата ФТС России, таможенных органов, учреждений, проводной и мобильной телефонной связи;
(Молчанов А.Е.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 10)- проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем энергоснабжения, водоснабжения и канализации объектов центрального аппарата ФТС России, таможенных органов, учреждений, проводной и мобильной телефонной связи;