Объекты охраны окружающей среды
Подборка наиболее важных документов по запросу Объекты охраны окружающей среды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за загрязнение почвы
(КонсультантПлюс, 2025)"...На лицо, причинившее вред почвам как объекту охраны окружающей среды, не может быть одновременно возложена и гражданская ответственность в виде возмещения вреда в денежной форме, и обязанность по устранению последствий посредством выполнения работ по рекультивации почв в отношении того же земельного участка.
(КонсультантПлюс, 2025)"...На лицо, причинившее вред почвам как объекту охраны окружающей среды, не может быть одновременно возложена и гражданская ответственность в виде возмещения вреда в денежной форме, и обязанность по устранению последствий посредством выполнения работ по рекультивации почв в отношении того же земельного участка.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 62 "Возмещение убытков" ЗК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды в числе прочего указали на то, что истец при обращении с данным иском подменяет понятия вреда, причиненного компоненту природной среды как объекту охраны окружающей среды, с понятием вреда, причиненного юридическому лицу, поскольку выступает в защиту компонента природной среды, при этом не относится к числу субъектов, которые вправе обратиться в суд с подобным требованием.
(Арбитражный суд Уральского округа)Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды в числе прочего указали на то, что истец при обращении с данным иском подменяет понятия вреда, причиненного компоненту природной среды как объекту охраны окружающей среды, с понятием вреда, причиненного юридическому лицу, поскольку выступает в защиту компонента природной среды, при этом не относится к числу субъектов, которые вправе обратиться в суд с подобным требованием.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заполнить заявку о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)1.5. Как заполнить сведения о мерах по охране окружающей среды на объекте
(КонсультантПлюс, 2025)1.5. Как заполнить сведения о мерах по охране окружающей среды на объекте
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 4. Объекты охраны окружающей среды
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 4. Объекты охраны окружающей среды
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Применение земельного, градостроительного законодательства
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Применение земельного, градостроительного законодательства
Готовое решение: Как рассчитать сумму платы за НВОС при размещении отходов производства и потребления, хранении вскрышных и вмещающих горных пород, размещении побочных продуктов животноводства
(КонсультантПлюс, 2025)За последующее размещение ППП, признанных отходами в соответствии с пп. 2 п. 8 ст. 51.1 Закона об охране окружающей среды, на объектах размещения отходов производства и потребления по истечении трех лет с даты их отнесения к ППП платить не нужно (п. 39 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
(КонсультантПлюс, 2025)За последующее размещение ППП, признанных отходами в соответствии с пп. 2 п. 8 ст. 51.1 Закона об охране окружающей среды, на объектах размещения отходов производства и потребления по истечении трех лет с даты их отнесения к ППП платить не нужно (п. 39 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Помимо прокуратуры контрольные органы муниципальных образований взаимодействуют с территориальными управлениями МВД, ГИБДД, ФАС России, ФНС России, Росреестра, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, а также региональными контрольными (надзорными) органами. Например, в ХМАО-Югре такое взаимодействие, включая проведение совместных контрольных мероприятий, осуществляется со службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений автономного округа, службой жилищного и строительного надзора автономного округа. В 2019 г. контрольными органами 34 муниципальных образований проведено 49 совместных проверок с органами власти различного уровня.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Помимо прокуратуры контрольные органы муниципальных образований взаимодействуют с территориальными управлениями МВД, ГИБДД, ФАС России, ФНС России, Росреестра, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, а также региональными контрольными (надзорными) органами. Например, в ХМАО-Югре такое взаимодействие, включая проведение совместных контрольных мероприятий, осуществляется со службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений автономного округа, службой жилищного и строительного надзора автономного округа. В 2019 г. контрольными органами 34 муниципальных образований проведено 49 совместных проверок с органами власти различного уровня.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)<1> См.: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-13653/2021 от 31.01.2022 по делу N А65-29202/2020 по иску Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к обществу с ограниченной ответственностью о взыскании вреда, причиненного недрам, как объекту охраны окружающей среды. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/a33MWesd3yHd/ (дата обращения: 26.03.2024).
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)<1> См.: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-13653/2021 от 31.01.2022 по делу N А65-29202/2020 по иску Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к обществу с ограниченной ответственностью о взыскании вреда, причиненного недрам, как объекту охраны окружающей среды. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/a33MWesd3yHd/ (дата обращения: 26.03.2024).
Готовое решение: Как заполнить и представить форму N 4-ОС
(КонсультантПлюс, 2025)строительство и реконструкцию объектов по охране окружающей среды;
(КонсультантПлюс, 2025)строительство и реконструкцию объектов по охране окружающей среды;
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При наличии необходимых условий привлечения к гражданско-правовой ответственности, а также оснований, предусмотренных ГК РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238, природоохранными органами могут быть направлены претензии о возмещении вреда окружающей среде, причиненного почвам, например если при рекультивации земель допускаются нарушения требований в области обращения с отходами, выраженные в захламлении земельного участка отходами производства и потребления или перекрытии почв искусственными покрытиями.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При наличии необходимых условий привлечения к гражданско-правовой ответственности, а также оснований, предусмотренных ГК РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238, природоохранными органами могут быть направлены претензии о возмещении вреда окружающей среде, причиненного почвам, например если при рекультивации земель допускаются нарушения требований в области обращения с отходами, выраженные в захламлении земельного участка отходами производства и потребления или перекрытии почв искусственными покрытиями.
Статья: Головной акт экологического законодательства: методологические аспекты оценки его роли
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 5)Формируя этот интегрированный уровень, законодатель определенно и научно обоснованно выстраивает и его органичную связь с природоресурсным уровнем. В частности, мы можем видеть это через норму ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" <15>, определяющую объекты охраны окружающей среды. Такими объектами в ней названы: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 5)Формируя этот интегрированный уровень, законодатель определенно и научно обоснованно выстраивает и его органичную связь с природоресурсным уровнем. В частности, мы можем видеть это через норму ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" <15>, определяющую объекты охраны окружающей среды. Такими объектами в ней названы: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации от 22
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации от 22
Готовое решение: Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Декларацию на бумажном носителе представьте в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения каждого источника загрязнений (объекта размещения отходов) (п. 8 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды). Если объекты находятся в разных субъектах РФ, сдайте отдельные декларации в каждом субъекте РФ. Если в одном регионе имеется несколько объектов, подайте по ним одну декларацию (п. 7 Порядка заполнения декларации о плате за НВОС).
(КонсультантПлюс, 2025)Декларацию на бумажном носителе представьте в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения каждого источника загрязнений (объекта размещения отходов) (п. 8 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды). Если объекты находятся в разных субъектах РФ, сдайте отдельные декларации в каждом субъекте РФ. Если в одном регионе имеется несколько объектов, подайте по ним одну декларацию (п. 7 Порядка заполнения декларации о плате за НВОС).