Объекты охотничьей инфраструктуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Объекты охотничьей инфраструктуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.06.2025 по делу N А60-10257/2025
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду лесных участков, обязании предоставить участки в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения.
Решение: Требование удовлетворено.Частью 2 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков. Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков допускается, если осуществление указанных видов деятельности не влечет за собой создание объектов охотничьей инфраструктуры.
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду лесных участков, обязании предоставить участки в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения.
Решение: Требование удовлетворено.Частью 2 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков. Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков допускается, если осуществление указанных видов деятельности не влечет за собой создание объектов охотничьей инфраструктуры.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2025 N 13АП-2104/2025 по делу N А26-5482/2024
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании недействительным в части решения об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Обстоятельства: Заявитель полагает, что решение уполномоченного органа в части несогласования рубки лесных насаждений для создания объектов лесной и охотничьей инфраструктуры противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя.
Решение: Отказано.В соответствии со статьей 36 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков (если осуществление указанных видов деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры).
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании недействительным в части решения об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Обстоятельства: Заявитель полагает, что решение уполномоченного органа в части несогласования рубки лесных насаждений для создания объектов лесной и охотничьей инфраструктуры противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя.
Решение: Отказано.В соответствии со статьей 36 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков (если осуществление указанных видов деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Охотхозяйственное соглашение как гражданско-правовой договор
(Нетишинская Л.Ф.)
("Гражданское право", 2024, N 5)Следует отметить, что в ч. 4 ст. 27 Федерального закона "Об охоте" законодатель перечисляет условия, которые должны быть включены в охотхозяйственное соглашение в качестве его содержания, т.е. его существенные условия. Исходя из того что законодатель в п. 1 ст. 432 ГК РФ использует и раскрывает смысл только существенных условий, под которыми понимаются условия, необходимые и достаточные для признания договора заключенным, предлагаем в ч. 4 ст. 27 Федерального закона "Об охоте" изменить редакцию предложения: "охотхозяйственное соглашение включает в себя следующие условия" на другую, а именно: "охотхозяйственное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия". Кроме того, учитывая, что законодатель в качестве существенного условия в п. 1 ст. 432 ГК РФ прежде всего указывает условие о предмете договора, поскольку именно это условие индивидуализирует предмет исполнения, предлагаем в условия о предмете включать не только сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах земельных и лесных участках, об обременениях этих участков, об ограничении использования лесов и других природных ресурсов, о параметрах осуществления охоты, но и конкретные мероприятия (их перечень), проведение которых обязуется обеспечить одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), а также перечень объектов охотничьей инфраструктуры, которые обязуется создать вышеуказанная сторона по конкретному охотхозяйственному соглашению, перечень конкретных земельных и лесных участков, которые должны быть предоставлены второй стороной охотхозяйственного соглашения, право на добычу охотничьих ресурсов, которое возникает у индивидуального предпринимателя или юридического лица, являющегося стороной охотхозяйственного соглашения, именно с момента вступления в силу охотхозяйственного соглашения, а не с момента выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Любой договор, в том числе охотхозяйственное соглашение, требует согласования существенных условий, при несогласовании хотя бы одного из них договор считается незаключенным. В юридической литературе имеется научная точка зрения о том, что существенные условия охотхозяйственного соглашения определяются самостоятельно государством и при заключении охотхозяйственного соглашения согласование условий между сторонами охотхозяйственного соглашения не происходит, потенциальный охотпользователь, как считает автор, имеет право либо принять, либо отказаться от данных условий, но не изменить их, даже по взаимному согласию сторон <6>.
(Нетишинская Л.Ф.)
("Гражданское право", 2024, N 5)Следует отметить, что в ч. 4 ст. 27 Федерального закона "Об охоте" законодатель перечисляет условия, которые должны быть включены в охотхозяйственное соглашение в качестве его содержания, т.е. его существенные условия. Исходя из того что законодатель в п. 1 ст. 432 ГК РФ использует и раскрывает смысл только существенных условий, под которыми понимаются условия, необходимые и достаточные для признания договора заключенным, предлагаем в ч. 4 ст. 27 Федерального закона "Об охоте" изменить редакцию предложения: "охотхозяйственное соглашение включает в себя следующие условия" на другую, а именно: "охотхозяйственное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия". Кроме того, учитывая, что законодатель в качестве существенного условия в п. 1 ст. 432 ГК РФ прежде всего указывает условие о предмете договора, поскольку именно это условие индивидуализирует предмет исполнения, предлагаем в условия о предмете включать не только сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах земельных и лесных участках, об обременениях этих участков, об ограничении использования лесов и других природных ресурсов, о параметрах осуществления охоты, но и конкретные мероприятия (их перечень), проведение которых обязуется обеспечить одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), а также перечень объектов охотничьей инфраструктуры, которые обязуется создать вышеуказанная сторона по конкретному охотхозяйственному соглашению, перечень конкретных земельных и лесных участков, которые должны быть предоставлены второй стороной охотхозяйственного соглашения, право на добычу охотничьих ресурсов, которое возникает у индивидуального предпринимателя или юридического лица, являющегося стороной охотхозяйственного соглашения, именно с момента вступления в силу охотхозяйственного соглашения, а не с момента выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Любой договор, в том числе охотхозяйственное соглашение, требует согласования существенных условий, при несогласовании хотя бы одного из них договор считается незаключенным. В юридической литературе имеется научная точка зрения о том, что существенные условия охотхозяйственного соглашения определяются самостоятельно государством и при заключении охотхозяйственного соглашения согласование условий между сторонами охотхозяйственного соглашения не происходит, потенциальный охотпользователь, как считает автор, имеет право либо принять, либо отказаться от данных условий, но не изменить их, даже по взаимному согласию сторон <6>.
Статья: Новеллы законодательства о недвижимом имуществе
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)в лесах, расположенных в зеленых зонах, - осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если это не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создания объектов охотничьей инфраструктуры (п. 4 ч. 4 ст. 114 ЛК, ФЗ N 209).
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)в лесах, расположенных в зеленых зонах, - осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если это не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создания объектов охотничьей инфраструктуры (п. 4 ч. 4 ст. 114 ЛК, ФЗ N 209).
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- о мероприятиях, связанных с использованием лесов (создание объектов лесной, охотничьей, лесоперерабатывающей инфраструктуры, строительство, реконструкция, эксплуатация и демонтаж объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, рекультивация нарушенных земель);
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- о мероприятиях, связанных с использованием лесов (создание объектов лесной, охотничьей, лесоперерабатывающей инфраструктуры, строительство, реконструкция, эксплуатация и демонтаж объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, рекультивация нарушенных земель);
Приказ Минприроды России от 07.10.2020 N 778
(ред. от 02.12.2020)
"Об утверждении Порядка содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, в том числе требований к содержанию и разведению охотничьих ресурсов с использованием объектов охотничьей инфраструктуры"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2020 N 60768)Зарегистрировано в Минюсте России 6 ноября 2020 г. N 60768
(ред. от 02.12.2020)
"Об утверждении Порядка содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, в том числе требований к содержанию и разведению охотничьих ресурсов с использованием объектов охотничьей инфраструктуры"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2020 N 60768)Зарегистрировано в Минюсте России 6 ноября 2020 г. N 60768
Готовое решение: Что такое концессионное соглашение
(КонсультантПлюс, 2025)Например, соглашение о ГЧП (МЧП) не позволяет передать частному партнеру объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты газоснабжения, объекты культурного наследия, выявленные или внесенные в соответствующий госреестр. Вместе с тем по соглашению о ГЧП (МЧП) частному партнеру можно передать имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) иной деятельности в сфере промышленности, объекты охотничьей инфраструктуры, объекты для размещения приютов для животных, чего нельзя сделать по концессионному соглашению (п. п. 11, 20 ч. 1 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях, п. п. 17, 18, 22 ч. 1, ч. 2.1 ст. 7 Закона о ГЧП).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, соглашение о ГЧП (МЧП) не позволяет передать частному партнеру объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты газоснабжения, объекты культурного наследия, выявленные или внесенные в соответствующий госреестр. Вместе с тем по соглашению о ГЧП (МЧП) частному партнеру можно передать имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) иной деятельности в сфере промышленности, объекты охотничьей инфраструктуры, объекты для размещения приютов для животных, чего нельзя сделать по концессионному соглашению (п. п. 11, 20 ч. 1 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях, п. п. 17, 18, 22 ч. 1, ч. 2.1 ст. 7 Закона о ГЧП).
Справка: Концессия и государственно-частное (муниципально-частное) партнерство: существенные условия и особенности применения
(КонсультантПлюс, 2025)Перечни объектов концессии и объектов соглашения о ГЧП (МЧП) различаются. Например, в рамках ГЧП (МЧП) не могут передаваться объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, их отдельные объекты, объекты газоснабжения, объекты культурного наследия. Вместе с тем не могут быть объектами концессии, но могут выступать в качестве объектов соглашения о ГЧП (МЧП) имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции, объекты охотничьей инфраструктуры, объекты для размещения приютов для животных (п. п. 11, 20 ч. 1 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях, п. п. 17, 18, 22 ч. 1, ч. 2.1 ст. 7 Закона о ГЧП).
(КонсультантПлюс, 2025)Перечни объектов концессии и объектов соглашения о ГЧП (МЧП) различаются. Например, в рамках ГЧП (МЧП) не могут передаваться объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, их отдельные объекты, объекты газоснабжения, объекты культурного наследия. Вместе с тем не могут быть объектами концессии, но могут выступать в качестве объектов соглашения о ГЧП (МЧП) имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции, объекты охотничьей инфраструктуры, объекты для размещения приютов для животных (п. п. 11, 20 ч. 1 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях, п. п. 17, 18, 22 ч. 1, ч. 2.1 ст. 7 Закона о ГЧП).