Объекты муниципального финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Объекты муниципального финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 266.1 "Объекты государственного (муниципального) финансового контроля" БК РФСТАТЬЯ 266.1 "ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО)
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 266.1 "Объекты государственного (муниципального) финансового контроля" БК РФСТАТЬЯ 266.1 "ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые основы оценки эффективности хозяйственных обществ органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля
(Арабули Д.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Хозяйственные общества являются юридическими лицами, которые отнесены к коммерческим организациям, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и могут создаваться в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (п. 1, 2 ст. 50, п. 4 ст. 66 ГК РФ) <1>. Но правовые основы статуса хозяйственных обществ не ограничиваются сферой гражданско-правового регулирования. Участие публично-правовых образований в их уставных капиталах обусловливают положение таких юридических лиц в качестве объектов государственного (муниципального) финансового контроля (п. 1, 3, 5 ст. 41, абз. 6 ст. 42, п. 1 ст. 266.1, ст. 268.1 БК РФ) <2>.
(Арабули Д.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Хозяйственные общества являются юридическими лицами, которые отнесены к коммерческим организациям, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и могут создаваться в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (п. 1, 2 ст. 50, п. 4 ст. 66 ГК РФ) <1>. Но правовые основы статуса хозяйственных обществ не ограничиваются сферой гражданско-правового регулирования. Участие публично-правовых образований в их уставных капиталах обусловливают положение таких юридических лиц в качестве объектов государственного (муниципального) финансового контроля (п. 1, 3, 5 ст. 41, абз. 6 ст. 42, п. 1 ст. 266.1, ст. 268.1 БК РФ) <2>.
Статья: Обеспечение прозрачности использования бюджетных инвестиций
(Великий Д.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)В 2013 г. БК РФ был дополнен статьей 266.1 "Объекты государственного (муниципального) финансового контроля" <19>, что позволило органам государственного (муниципального) контроля практически в полной мере реализовывать полномочия по проверке хозяйственных обществ как получателей средств из бюджета. Утверждаемые органами государственного (муниципального) контроля методические рекомендации проверки эффективности вложенных бюджетных средств в уставные капиталы в основном сосредоточены на коэффициентном анализе данных <20>, что, к сожалению, является малоинформативным для большинства заинтересованных пользователей информации. Кроме того, экономические показатели эффективности могут не давать достоверного представления о финансовом состоянии субъекта проверки <21>.
(Великий Д.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)В 2013 г. БК РФ был дополнен статьей 266.1 "Объекты государственного (муниципального) финансового контроля" <19>, что позволило органам государственного (муниципального) контроля практически в полной мере реализовывать полномочия по проверке хозяйственных обществ как получателей средств из бюджета. Утверждаемые органами государственного (муниципального) контроля методические рекомендации проверки эффективности вложенных бюджетных средств в уставные капиталы в основном сосредоточены на коэффициентном анализе данных <20>, что, к сожалению, является малоинформативным для большинства заинтересованных пользователей информации. Кроме того, экономические показатели эффективности могут не давать достоверного представления о финансовом состоянии субъекта проверки <21>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)26. Негосударственная медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, является объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, проводимого органами Федерального казначейства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)26. Негосударственная медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, является объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, проводимого органами Федерального казначейства.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 266.1. Объекты государственного (муниципального) финансового контроля
(ред. от 31.07.2025)Статья 266.1. Объекты государственного (муниципального) финансового контроля
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Согласно ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Согласно ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:
Статья: О перспективах применения принципа добросовестности в бюджетном праве
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<26> Понятие "бюджетные средства" в законодательстве не определено, однако на обращение автора в Минфин России с просьбой о предоставлении позиции касательно указанного термина Министерство Письмом от 22 июля 2024 г. N 02-14-12/68511 указало на возможность в отсутствие легального закрепления "бюджетных средств" руководствоваться содержанием определений понятий "получатель бюджетных средств" и "получатель средств из бюджета". Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса, понятие "получатель средств из бюджета" охватывает собой также физических и юридических лиц, получающих средства из бюджета на основании контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций. Более того, в полученном Письме (ответе) было обращено внимание на содержание ст. 266.1 Бюджетного кодекса, которая весьма широко определяет круг объектов государственного (муниципального) финансового контроля, куда также входят перечисленные ранее частные субъекты. В этой связи в рамках настоящей работы автор исходит из широкого понимания бюджетных средств и необходимости применения принципов эффективности и целевого характера бюджетных средств также на лиц, поставляющих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги в рамках государственного (муниципального) контракта, получающих субсидии и т.д. Тем не менее спорным остается вопрос об идентификации средств в качестве бюджетных в случае движения указанных средств "вниз по лестнице" подрядчикам упомянутых лиц и (или) иным лицам. При этом, по мнению автора, само содержание принципа эффективности бюджетных средств может быть истолковано в том числе как необходимость собственного воспроизводства (применения) вплоть до исполнения обязательств (достижения целей), на которые соответствующие бюджетные деньги были выделены.
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<26> Понятие "бюджетные средства" в законодательстве не определено, однако на обращение автора в Минфин России с просьбой о предоставлении позиции касательно указанного термина Министерство Письмом от 22 июля 2024 г. N 02-14-12/68511 указало на возможность в отсутствие легального закрепления "бюджетных средств" руководствоваться содержанием определений понятий "получатель бюджетных средств" и "получатель средств из бюджета". Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса, понятие "получатель средств из бюджета" охватывает собой также физических и юридических лиц, получающих средства из бюджета на основании контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций. Более того, в полученном Письме (ответе) было обращено внимание на содержание ст. 266.1 Бюджетного кодекса, которая весьма широко определяет круг объектов государственного (муниципального) финансового контроля, куда также входят перечисленные ранее частные субъекты. В этой связи в рамках настоящей работы автор исходит из широкого понимания бюджетных средств и необходимости применения принципов эффективности и целевого характера бюджетных средств также на лиц, поставляющих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги в рамках государственного (муниципального) контракта, получающих субсидии и т.д. Тем не менее спорным остается вопрос об идентификации средств в качестве бюджетных в случае движения указанных средств "вниз по лестнице" подрядчикам упомянутых лиц и (или) иным лицам. При этом, по мнению автора, само содержание принципа эффективности бюджетных средств может быть истолковано в том числе как необходимость собственного воспроизводства (применения) вплоть до исполнения обязательств (достижения целей), на которые соответствующие бюджетные деньги были выделены.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:
Статья: Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью некоммерческих организаций в Российской Федерации: правовое регулирование и практика организации
(Лагутин И.Б.)
("Финансовое право", 2023, N 6)При этом в п. 1 ст. 265 БК РФ установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в том числе в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в части соблюдения условий реализации договоров и соглашений о предоставлении средств из бюджета, а в п. 1 ст. 266.1 БК РФ определено, что объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются юридические лица, в том числе некоммерческие организации, получающие средства из соответствующего бюджета, в том числе на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета.
(Лагутин И.Б.)
("Финансовое право", 2023, N 6)При этом в п. 1 ст. 265 БК РФ установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в том числе в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в части соблюдения условий реализации договоров и соглашений о предоставлении средств из бюджета, а в п. 1 ст. 266.1 БК РФ определено, что объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются юридические лица, в том числе некоммерческие организации, получающие средства из соответствующего бюджета, в том числе на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета.