Объекты местного значения это
Подборка наиболее важных документов по запросу Объекты местного значения это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.16 "Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов" ЗК РФПо смыслу статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд. Выводы суда о том, что планирование размещения автомобильной дороги в районе спорного земельного участка не свидетельствует об ограничении его в обороте, ввиду отсутствия на соответствующих картах отображения красных линий, сделаны без учета приведенных выше норм права и не могут быть признаны законными."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 49 "Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" ЗК РФ"Доводы кассационной жалобы об отсутствии предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса оснований для изъятия земельного участка, невозможности размещения объекта на участке, не могут быть приняты во внимание, учитывая утвержденный в установленном порядке проект планировки территории, требующий для его реализации изъятие земельного участка предпринимателя и расположенного на нем объекта. Утвержденный проект планировки территории предусматривает реконструкцию городской площади и улицы Интернациональной (состоящей из проезжей части дороги с асфальтобетонным покрытием), что соответствует местному объекту улично-дорожной сети (автомобильная дорога), названному в статье 49 Земельного кодекса. Реконструкция Театральной площади невозможна без одновременной реконструкции участка улицы Интернациональной (автодороги). С учетом состояния застройки территории, а также нахождения в непосредственной близости лечебно-курортного парка, утвержденный проект планировки определяет единственно возможный вариант реконструкции (размещения) объекта местного значения. При этом строительство подземной автостоянки не является самостоятельной целью планируемой реконструкции."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Некоторые из указанных в ней терминов требуют дальнейших разъяснений. Так, упомянутые в п. 1 ч. 3 комментируемой статьи объекты местного значения - это объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, муниципальных округов, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, муниципального округа, городского округа в указанных в п. 1 ч. 3 ст. 19 и п. 1 ч. 5 ст. 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане муниципального округа, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации. В нем дан примерный перечень таких объектов.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Некоторые из указанных в ней терминов требуют дальнейших разъяснений. Так, упомянутые в п. 1 ч. 3 комментируемой статьи объекты местного значения - это объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, муниципальных округов, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, муниципального округа, городского округа в указанных в п. 1 ч. 3 ст. 19 и п. 1 ч. 5 ст. 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане муниципального округа, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации. В нем дан примерный перечень таких объектов.
Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Одним из ключевых этапов, связанных с установлением публичного сервитута, является направление соответствующего ходатайства в уполномоченный орган, неверное определение которого, несмотря на выполнение всех мероприятий, предусмотренных ЗК РФ, влечет направление органом регистрации прав уведомления о невозможности внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) <4>. Орган, уполномоченный на принятие такого решения, определяется в соответствии со статьей 39.38 ЗК РФ. В целях определения органа, к полномочиям которого отнесено принятие решения об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимо установить, обладает ли такое сооружение "публичным статусом", то есть является ли сооружение объектом местного, регионального или федерального значения. Руководствуясь этим критерием, лицо, заинтересованное в установлении публичного сервитута, направляет ходатайство в орган местного самоуправления, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в федеральный орган исполнительной власти соответственно. При этом если инженерное сооружение не обладает публичным статусом, но в целях его размещения допускается установление публичного сервитута (например если размещение инженерного сооружения осуществляется в целях подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения), то такое решение принимается органом местного самоуправления.
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Одним из ключевых этапов, связанных с установлением публичного сервитута, является направление соответствующего ходатайства в уполномоченный орган, неверное определение которого, несмотря на выполнение всех мероприятий, предусмотренных ЗК РФ, влечет направление органом регистрации прав уведомления о невозможности внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) <4>. Орган, уполномоченный на принятие такого решения, определяется в соответствии со статьей 39.38 ЗК РФ. В целях определения органа, к полномочиям которого отнесено принятие решения об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимо установить, обладает ли такое сооружение "публичным статусом", то есть является ли сооружение объектом местного, регионального или федерального значения. Руководствуясь этим критерием, лицо, заинтересованное в установлении публичного сервитута, направляет ходатайство в орган местного самоуправления, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в федеральный орган исполнительной власти соответственно. При этом если инженерное сооружение не обладает публичным статусом, но в целях его размещения допускается установление публичного сервитута (например если размещение инженерного сооружения осуществляется в целях подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения), то такое решение принимается органом местного самоуправления.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)20) объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, муниципальных округов, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, муниципального округа, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане муниципального округа, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации;
(ред. от 31.07.2025)20) объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, муниципальных округов, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, муниципального округа, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане муниципального округа, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации;
Статья: Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Схемы территориального планирования муниципального района <1> по своей структуре отличаются от схем более высокого уровня. В них также содержатся сведения об объектах местного значения и их расположении, а на картах планируемого размещения объектов местного значения с учетом Требований к описанию и отображению объектов местного значения отображаются соответствующие объекты. Но при этом дополнительно муниципальные схемы включают:
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Схемы территориального планирования муниципального района <1> по своей структуре отличаются от схем более высокого уровня. В них также содержатся сведения об объектах местного значения и их расположении, а на картах планируемого размещения объектов местного значения с учетом Требований к описанию и отображению объектов местного значения отображаются соответствующие объекты. Но при этом дополнительно муниципальные схемы включают:
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Данные территории относятся к объектам муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения. Помимо них к этим объектам относится деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, использующих особо охраняемые природные территории местного значения. Но во многих муниципальных образованиях регулируется только порядок создания таких территорий, но конкретные объекты, отнесенные к ООПТ, не определены <1>. На наш взгляд, решение об отнесении конкретных природных территорий к ООПТ местного значения должны самостоятельно принимать органы местного самоуправления, предпочтительнее - представительный орган <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Данные территории относятся к объектам муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения. Помимо них к этим объектам относится деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, использующих особо охраняемые природные территории местного значения. Но во многих муниципальных образованиях регулируется только порядок создания таких территорий, но конкретные объекты, отнесенные к ООПТ, не определены <1>. На наш взгляд, решение об отнесении конкретных природных территорий к ООПТ местного значения должны самостоятельно принимать органы местного самоуправления, предпочтительнее - представительный орган <2>.
Ситуация: В каком порядке осуществляется резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)строительство или реконструкция следующих объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства (реконструкции) этих объектов:
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)строительство или реконструкция следующих объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства (реконструкции) этих объектов:
Статья: Роль территориального зонирования в правовом режиме земель
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2022, N 2)Из анализа положений п. 5 ст. 1, ч. 1, 11, 12 ст. 9, ч. 3 ст. 23 ГрК РФ следует, что генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. При этом согласно ч. 12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. По смыслу приведенных норм, а также ч. 1 ст. 26, ст. 41, 43 ГрК РФ положения генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории муниципального образования применительно к вопросам строительства, носящим более узкий характер, напрямую не применяются, а реализуются посредством градостроительного зонирования, к документам которого отнесены правила землепользования и застройки и документация по планировке территории, а также принятие решений и совершение действий, указанных в ч. 1 ст. 26 ГрК РФ.
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2022, N 2)Из анализа положений п. 5 ст. 1, ч. 1, 11, 12 ст. 9, ч. 3 ст. 23 ГрК РФ следует, что генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. При этом согласно ч. 12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. По смыслу приведенных норм, а также ч. 1 ст. 26, ст. 41, 43 ГрК РФ положения генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории муниципального образования применительно к вопросам строительства, носящим более узкий характер, напрямую не применяются, а реализуются посредством градостроительного зонирования, к документам которого отнесены правила землепользования и застройки и документация по планировке территории, а также принятие решений и совершение действий, указанных в ч. 1 ст. 26 ГрК РФ.