Объекты экологической экспертизы
Подборка наиболее важных документов по запросу Объекты экологической экспертизы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Общественная экспертиза
(КонсультантПлюс, 2025)Не согласившись с отказом в регистрации, полагая, что в действительности общественная экологическая экспертиза объекта не проводилась, так как в нарушение действующего законодательства информация о ее начале не публиковалась в СМИ, а также в предполагаемые даты ее проведения третьими лицами объект экспертизы отсутствовал, так как отсутствовал протокол общественных слушаний, заявитель обратился в суд [с заявленными требованиями - ред.].
(КонсультантПлюс, 2025)Не согласившись с отказом в регистрации, полагая, что в действительности общественная экологическая экспертиза объекта не проводилась, так как в нарушение действующего законодательства информация о ее начале не публиковалась в СМИ, а также в предполагаемые даты ее проведения третьими лицами объект экспертизы отсутствовал, так как отсутствовал протокол общественных слушаний, заявитель обратился в суд [с заявленными требованиями - ред.].
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня" Федерального закона "Об экологической экспертизе"СТАТЬЯ 11 "ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Приказ Росприроднадзора от 21 февраля 2025 г. N 110
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Приказ Росприроднадзора от 21 февраля 2025 г. N 110
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Приказ Минприроды России от 8 мая 2024 г. N 283
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Приказ Минприроды России от 8 мая 2024 г. N 283
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
Постановление Правительства РФ от 28.05.2024 N 694
(с изм. от 15.11.2025)
"Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы"2. Государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня и объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня, определенные в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (далее - объект экспертизы).
(с изм. от 15.11.2025)
"Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы"2. Государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня и объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня, определенные в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (далее - объект экспертизы).
Статья: Особенности разграничения полномочий в сфере охраны окружающей среды между федеральными и региональными органами исполнительной власти на современном этапе
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Некоторые федеральные законы наряду с нормами, определяющими федеральные и региональные экологические полномочия, включают также нормы, содержащие конкретные перечни объектов, в отношении которых та или иная функция государственного управления на каждом уровне осуществляется. В качестве примера можно привести ст. 11 и 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" <12> (далее - Федеральный закон "Об экологической экспертизе"), разделяющие объекты государственной экологической экспертизы на объекты федерального и регионального уровней.
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Некоторые федеральные законы наряду с нормами, определяющими федеральные и региональные экологические полномочия, включают также нормы, содержащие конкретные перечни объектов, в отношении которых та или иная функция государственного управления на каждом уровне осуществляется. В качестве примера можно привести ст. 11 и 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" <12> (далее - Федеральный закон "Об экологической экспертизе"), разделяющие объекты государственной экологической экспертизы на объекты федерального и регионального уровней.
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)При этом ЗК РФ содержит адекватную норму: согласно п. 2 ст. 39.8 договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для проведения работ, связанных с пользованием недрами, должен предусматривать проведение работ по рекультивации такого земельного участка. То есть, следуя логике ЗК РФ, в договор аренды включается обязанность арендатора обеспечить работы по рекультивации, для чего после заключения договора он подготовит проект рекультивации; при этом заключение договора аренды возможно только после перевода, если речь идет о землях сельскохозяйственного назначения. К тому же в 2023 году вступило в силу требование об обязательном направлении на экологическую экспертизу федерального уровня проекта рекультивации недропользователями <35>. Согласно подп. 7.4 ст. 11 Закона об экологической экспертизе <36> объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проект рекультивации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и (или) проект рекультивации земель, предусматривающие использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами <37>. Но пользователь недрами не может отправить на экологическую экспертизу проект рекультивации до оформления прав на земельный участок, необходимый ему для освоения месторождения. Таким образом, наиболее логично предположить следующий порядок действий: перевод, заключение договора аренды, разработка проекта рекультивации и его экологическая экспертиза.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)При этом ЗК РФ содержит адекватную норму: согласно п. 2 ст. 39.8 договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для проведения работ, связанных с пользованием недрами, должен предусматривать проведение работ по рекультивации такого земельного участка. То есть, следуя логике ЗК РФ, в договор аренды включается обязанность арендатора обеспечить работы по рекультивации, для чего после заключения договора он подготовит проект рекультивации; при этом заключение договора аренды возможно только после перевода, если речь идет о землях сельскохозяйственного назначения. К тому же в 2023 году вступило в силу требование об обязательном направлении на экологическую экспертизу федерального уровня проекта рекультивации недропользователями <35>. Согласно подп. 7.4 ст. 11 Закона об экологической экспертизе <36> объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проект рекультивации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и (или) проект рекультивации земель, предусматривающие использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами <37>. Но пользователь недрами не может отправить на экологическую экспертизу проект рекультивации до оформления прав на земельный участок, необходимый ему для освоения месторождения. Таким образом, наиболее логично предположить следующий порядок действий: перевод, заключение договора аренды, разработка проекта рекультивации и его экологическая экспертиза.
Статья: О возможности учета затрат, понесенных на компенсационное озеленение, в счет восстановительной стоимости
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 7)В подтверждение изложенной позиции обратимся также к отраслевому законодательству об экологической экспертизе. Согласно ст. 1 Федерального закона "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям <41>. КС РФ был сделан вывод о том, что экологическая экспертиза проводится в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, основываясь на презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности <42>. Таким образом, на момент проведения экологической экспертизы такая деятельность не осуществляется, а лишь планируется.
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 7)В подтверждение изложенной позиции обратимся также к отраслевому законодательству об экологической экспертизе. Согласно ст. 1 Федерального закона "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям <41>. КС РФ был сделан вывод о том, что экологическая экспертиза проводится в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, основываясь на презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности <42>. Таким образом, на момент проведения экологической экспертизы такая деятельность не осуществляется, а лишь планируется.
Статья: Некоторые проблемы развития экологического права в отношении природных объектов - объектов недвижимости
(Шпаковский Ю.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Во-вторых, для осуществления эффективной (местной) экологической политики требуется перераспределение полномочий по застройке и размещению объектов, экологической экспертизе, оценке воздействия и другим известным механизмам экологического управления местным органам власти.
(Шпаковский Ю.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Во-вторых, для осуществления эффективной (местной) экологической политики требуется перераспределение полномочий по застройке и размещению объектов, экологической экспертизе, оценке воздействия и другим известным механизмам экологического управления местным органам власти.
Статья: Меры государственной поддержки муниципальных образований в сфере недропользования (на примере Кемеровской области - Кузбасса)
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<2> Протокол общественных обсуждений (в форме слушаний) по вопросам намечаемой деятельности АО "УК "Кузбассразрезуголь" и объекту государственной экологической экспертизы: Проектной документации "Технический проект разработки Бачатского каменноугольного месторождения в границах лицензии КЕМ 11703 ТЭ и первой очереди освоения лицензии КЕМ 01613 ТР филиала АО "УК "Кузбассразрезуголь" "Бачатский угольный разрез". Дополнение N 4", предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности. URL: https://www.belovo42.ru/media/docs/2020_08_20_166234.pdf (дата обращения: 10.12.2022).
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<2> Протокол общественных обсуждений (в форме слушаний) по вопросам намечаемой деятельности АО "УК "Кузбассразрезуголь" и объекту государственной экологической экспертизы: Проектной документации "Технический проект разработки Бачатского каменноугольного месторождения в границах лицензии КЕМ 11703 ТЭ и первой очереди освоения лицензии КЕМ 01613 ТР филиала АО "УК "Кузбассразрезуголь" "Бачатский угольный разрез". Дополнение N 4", предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности. URL: https://www.belovo42.ru/media/docs/2020_08_20_166234.pdf (дата обращения: 10.12.2022).
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим также, что законодатель устанавливает определенные требования к проектам рекультивации земель, которые в некоторых случаях могут разрабатываться в составе проектной документации, в некоторых случаях должны быть согласованы с уполномоченными органами и лицами, в некоторых случаях должны пройти государственную экологическую экспертизу. Отметим при этом, что с 1 сентября 2023 года перечень объектов государственной экологической экспертизы был дополнен, а с 1 сентября 2024 года будет конкретизирован. При этом не все проекты рекультивации земель подлежат государственной экологической экспертизе. Так, например, действующее законодательство не предусматривает необходимость проведения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель с использованием рекультиванта. Между тем, если объектом рекультивации становится объект размещения отходов (как включенный, так и не включенный в Реестр ОРО), либо объект накопленного вреда, либо земли, загрязненные в результате эксплуатации ОПО I и II классов опасности, такой проект рекультивации с использованием рекультиванта (как самостоятельный проект рекультивации, так и проект или раздел в составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды либо в составе проекта ликвидации накопленного вреда окружающей среде) должен подлежать государственной экологической экспертизе федерального уровня.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим также, что законодатель устанавливает определенные требования к проектам рекультивации земель, которые в некоторых случаях могут разрабатываться в составе проектной документации, в некоторых случаях должны быть согласованы с уполномоченными органами и лицами, в некоторых случаях должны пройти государственную экологическую экспертизу. Отметим при этом, что с 1 сентября 2023 года перечень объектов государственной экологической экспертизы был дополнен, а с 1 сентября 2024 года будет конкретизирован. При этом не все проекты рекультивации земель подлежат государственной экологической экспертизе. Так, например, действующее законодательство не предусматривает необходимость проведения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель с использованием рекультиванта. Между тем, если объектом рекультивации становится объект размещения отходов (как включенный, так и не включенный в Реестр ОРО), либо объект накопленного вреда, либо земли, загрязненные в результате эксплуатации ОПО I и II классов опасности, такой проект рекультивации с использованием рекультиванта (как самостоятельный проект рекультивации, так и проект или раздел в составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды либо в составе проекта ликвидации накопленного вреда окружающей среде) должен подлежать государственной экологической экспертизе федерального уровня.
Статья: Разрешительная деятельность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" определено, что экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" определено, что экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Статья: Влияние органов местного самоуправления на сохранение окружающей среды в ходе недропользования
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Очень важное замечание делает и Д.В. Хаустов: необходимость выявления общественного мнения по объектам экологической экспертизы, материалам оценки воздействия на окружающую среду продиктована в числе прочего тем, что органы власти обязаны знать мнение своих избирателей и учитывать его в полной мере. Однако на практике часто случается противоположная ситуация: когда органы власти, по разным причинам заинтересованные в осуществлении намечаемой деятельности, могут недостаточно внимательно отнестись к возражениям граждан <8>. В некоторой степени это, возможно, справедливо для Кемеровской области - Кузбасса и других добывающих регионов, где региональные бюджеты в значительной мере формируются за счет налога на добычу полезных ископаемых, а местные бюджеты - за счет платы за землепользование.
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Очень важное замечание делает и Д.В. Хаустов: необходимость выявления общественного мнения по объектам экологической экспертизы, материалам оценки воздействия на окружающую среду продиктована в числе прочего тем, что органы власти обязаны знать мнение своих избирателей и учитывать его в полной мере. Однако на практике часто случается противоположная ситуация: когда органы власти, по разным причинам заинтересованные в осуществлении намечаемой деятельности, могут недостаточно внимательно отнестись к возражениям граждан <8>. В некоторой степени это, возможно, справедливо для Кемеровской области - Кузбасса и других добывающих регионов, где региональные бюджеты в значительной мере формируются за счет налога на добычу полезных ископаемых, а местные бюджеты - за счет платы за землепользование.
Статья: Эколого-правовые риски как универсальный критерий оценки экологического законодательства
(Кичигин Н.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Между тем до 2006 г. в рамках экологической экспертизы, помимо установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, определялась допустимость реализации объекта экологической экспертизы. Как следствие, в выводах заключения экологической экспертизы обязательно указывалось, является ли планируемая деятельность допустимой или недопустимой. Как представляется, категория "допустимость" применительно к негативному воздействию планируемой деятельности является оценочной, причем оценивается именно риск осуществления планируемой хозяйственной деятельности. Признание планируемой хозяйственной деятельности допустимой подразумевает, что эксперты оценивают риски намечаемой деятельности как минимальные или минимизированные в результате применения проектных решений. Наоборот, признание планируемой деятельности недопустимой подразумевает, что экологический риск является высоким и не может быть снижен в результате реализации проектных решений. Однако оценка рисков должна реализовываться в рамках оценочных процедур, например процедуры ОВОС. При проведении таких формализованных процедур, как экологическая экспертиза, оценка рисков как юридически значимый критерий принятия решения может привести к принятию необоснованных, коррупционно емких решений.
(Кичигин Н.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Между тем до 2006 г. в рамках экологической экспертизы, помимо установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, определялась допустимость реализации объекта экологической экспертизы. Как следствие, в выводах заключения экологической экспертизы обязательно указывалось, является ли планируемая деятельность допустимой или недопустимой. Как представляется, категория "допустимость" применительно к негативному воздействию планируемой деятельности является оценочной, причем оценивается именно риск осуществления планируемой хозяйственной деятельности. Признание планируемой хозяйственной деятельности допустимой подразумевает, что эксперты оценивают риски намечаемой деятельности как минимальные или минимизированные в результате применения проектных решений. Наоборот, признание планируемой деятельности недопустимой подразумевает, что экологический риск является высоким и не может быть снижен в результате реализации проектных решений. Однако оценка рисков должна реализовываться в рамках оценочных процедур, например процедуры ОВОС. При проведении таких формализованных процедур, как экологическая экспертиза, оценка рисков как юридически значимый критерий принятия решения может привести к принятию необоснованных, коррупционно емких решений.
Статья: Оценка эффективности применения эколого-правовых ограничений экономической деятельности в России
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)Действие каждого из специальных эколого-правовых ограничений экономической деятельности распространяется на определенный круг субъектов такой деятельности (вид или стадию осуществления экономической деятельности). В частности, предварительное прохождение государственной экологической экспертизы является обязательным условием реализации только той экономической деятельности, обосновывающая документация которой отнесена к объектам экологической экспертизы (например, строительство не относящихся к объектам социальной инфраструктуры объектов капитального строительства в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы). Применение указанного ограничения возможно только на стадии планирования экономической деятельности.
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)Действие каждого из специальных эколого-правовых ограничений экономической деятельности распространяется на определенный круг субъектов такой деятельности (вид или стадию осуществления экономической деятельности). В частности, предварительное прохождение государственной экологической экспертизы является обязательным условием реализации только той экономической деятельности, обосновывающая документация которой отнесена к объектам экологической экспертизы (например, строительство не относящихся к объектам социальной инфраструктуры объектов капитального строительства в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы). Применение указанного ограничения возможно только на стадии планирования экономической деятельности.