Объекты историко-культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Объекты историко-культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 47.3 "Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""Из системного толкования пункта 1 статьи 45, пунктов 5, 6 статьи 45, статьи 47.3 Федерального закона от N 73-ФЗ следует, что для проведения работ на объекте культурного наследия необходимо: получение задания на разработку проектной документации по сохранению объекта культурного наследия; проектной документации по сохранению объекта культурного наследия; положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы; согласование проектной документации; получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 10 комментируемой статьи говорится о том, что одним из основополагающих принципов регулирования градостроительных отношений является сохранение объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий. Следует отметить, что объединение этих двух разных объектов в одном пункте вызывает некоторое сомнение. Прежде всего, вряд ли термин "объекты историко-культурного наследия" следовало использовать в данном случае. Он раскрывается в ст. 16 Закона о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации как объекты историко-культурного наследия в пределах границ территорий традиционного природопользования (древние поселения, другие памятники истории и культуры, культовые сооружения, места захоронения предков и иные имеющие историческую и культурную ценность объекты), которые могут использоваться только в соответствии с их назначением.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 10 комментируемой статьи говорится о том, что одним из основополагающих принципов регулирования градостроительных отношений является сохранение объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий. Следует отметить, что объединение этих двух разных объектов в одном пункте вызывает некоторое сомнение. Прежде всего, вряд ли термин "объекты историко-культурного наследия" следовало использовать в данном случае. Он раскрывается в ст. 16 Закона о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации как объекты историко-культурного наследия в пределах границ территорий традиционного природопользования (древние поселения, другие памятники истории и культуры, культовые сооружения, места захоронения предков и иные имеющие историческую и культурную ценность объекты), которые могут использоваться только в соответствии с их назначением.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия
Статья: Развитие экотуризма в Подмосковье
(Сокольская Л.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Уникальный потенциал Подмосковья (5 823 объекта историко-культурного наследия), богатство природы (реки, озера, леса, поля и луга), инвестиционная привлекательность туристического бизнеса позволяют превратить регион в туристический экоцентр, который может стать одним из основных источников доходов. Повышению уровня инвестиционной привлекательности туристического бизнеса способствует Постановление Правительства Московской области от 22 декабря 2015 г. N 1296/49 "Об Инвестиционной стратегии Московской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года" <3>. В Инвестиционной стратегии особое внимание уделено формированию туристической инфраструктуры, которая создает условия быстрого и удобного передвижения людей между различными туристическими зонами и комфортного нахождения внутри них. Это имеет большое значение как для туристов, так и для местных жителей. Стратегия привлечения инвестиций позволяет найти инвестора, рассказать ему об инвестиционном проекте и сделать ему предложение, которое его заинтересует.
(Сокольская Л.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Уникальный потенциал Подмосковья (5 823 объекта историко-культурного наследия), богатство природы (реки, озера, леса, поля и луга), инвестиционная привлекательность туристического бизнеса позволяют превратить регион в туристический экоцентр, который может стать одним из основных источников доходов. Повышению уровня инвестиционной привлекательности туристического бизнеса способствует Постановление Правительства Московской области от 22 декабря 2015 г. N 1296/49 "Об Инвестиционной стратегии Московской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года" <3>. В Инвестиционной стратегии особое внимание уделено формированию туристической инфраструктуры, которая создает условия быстрого и удобного передвижения людей между различными туристическими зонами и комфортного нахождения внутри них. Это имеет большое значение как для туристов, так и для местных жителей. Стратегия привлечения инвестиций позволяет найти инвестора, рассказать ему об инвестиционном проекте и сделать ему предложение, которое его заинтересует.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1. В комментируемой статье определены особенности приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия. Закон 1997 г. о приватизации такой регламентации не содержал, в ч. 1 ст. 3 данного Закона указывалось, что его действие не распространяется на приватизацию объектов социального и культурного назначения, а также объектов историко-культурного наследия и природных объектов.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1. В комментируемой статье определены особенности приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия. Закон 1997 г. о приватизации такой регламентации не содержал, в ч. 1 ст. 3 данного Закона указывалось, что его действие не распространяется на приватизацию объектов социального и культурного назначения, а также объектов историко-культурного наследия и природных объектов.
Статья: Повышение комфортности городской среды как задача органов местного самоуправления
(Храмцов А.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Ключевые задачи органов местного самоуправления по повышению комфортности среды заключаются в создании благоприятных условий для работы и отдыха широких слоев населения. Для решения текущих задач принимаются муниципальные программы с мероприятиями по внешнему благоустройству общественных пространств, предметному обустройству дворовых территорий, ландшафтному дизайну. Достаточно остры задачи по созданию экологически чистой окружающей среды, проблемы безопасности и охраны объектов историко-культурного наследия <1>.
(Храмцов А.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Ключевые задачи органов местного самоуправления по повышению комфортности среды заключаются в создании благоприятных условий для работы и отдыха широких слоев населения. Для решения текущих задач принимаются муниципальные программы с мероприятиями по внешнему благоустройству общественных пространств, предметному обустройству дворовых территорий, ландшафтному дизайну. Достаточно остры задачи по созданию экологически чистой окружающей среды, проблемы безопасности и охраны объектов историко-культурного наследия <1>.
Статья: Экологический туризм на особо охраняемых природных территориях: рекреационная деятельность и охрана окружающей среды
(Клюканова Л.Г.)
("Закон", 2023, N 10)Например, ст. 15 Закона N 33-ФЗ оговаривает, что в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением заповедной зоны, особо охраняемой зоны, рекреационной зоны, зоны охраны объектов историко-культурного наследия народов РФ, зоны хозяйственного назначения, зоны традиционного экстенсивного природопользования. В соответствии с дифференцированным режимом такого зонирования каждая из подобных зон выполняет собственные задачи. Рекреационная деятельность в национальных парках допускается в границах их рекреационных зон, зон хозяйственного назначения, зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и осуществляется учреждением, управляющим соответствующим национальным парком. Также в п. 2 ст. 21 Закона N 33-ФЗ говорится, что на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов. Осуществление рекреационной деятельности связано с понятием зонирования ООПТ и допускается в соответствии с целевым назначением соответствующей зоны.
(Клюканова Л.Г.)
("Закон", 2023, N 10)Например, ст. 15 Закона N 33-ФЗ оговаривает, что в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением заповедной зоны, особо охраняемой зоны, рекреационной зоны, зоны охраны объектов историко-культурного наследия народов РФ, зоны хозяйственного назначения, зоны традиционного экстенсивного природопользования. В соответствии с дифференцированным режимом такого зонирования каждая из подобных зон выполняет собственные задачи. Рекреационная деятельность в национальных парках допускается в границах их рекреационных зон, зон хозяйственного назначения, зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и осуществляется учреждением, управляющим соответствующим национальным парком. Также в п. 2 ст. 21 Закона N 33-ФЗ говорится, что на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов. Осуществление рекреационной деятельности связано с понятием зонирования ООПТ и допускается в соответствии с целевым назначением соответствующей зоны.
Статья: Налог на землю: проблемы и пути совершенствования
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)Во-первых, федеральным законодательством одновременно с чисто налоговыми льготами установлен достаточно широкий перечень земельных участков, которые не могут быть объектами налогообложения и их пользователи, соответственно, не входят в число лиц, получивших налоговые льготы в соответствии с федеральным законодательством. В частности, в число освобожденных от уплаты налога на землю включены земельные участки, изъятые из оборота, а также ограниченные в обороте в связи с тем, что они заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками. Не признаны в качестве объектов налогообложения также и земельные участки из состава земель лесного фонда и занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, а также некоторые иные земельные участки.
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)Во-первых, федеральным законодательством одновременно с чисто налоговыми льготами установлен достаточно широкий перечень земельных участков, которые не могут быть объектами налогообложения и их пользователи, соответственно, не входят в число лиц, получивших налоговые льготы в соответствии с федеральным законодательством. В частности, в число освобожденных от уплаты налога на землю включены земельные участки, изъятые из оборота, а также ограниченные в обороте в связи с тем, что они заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками. Не признаны в качестве объектов налогообложения также и земельные участки из состава земель лесного фонда и занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, а также некоторые иные земельные участки.
Статья: Проблемы правового регулирования внутреннего туризма
(Шевченко О.А., Морозов П.Е., Слюсарев Д.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 4)Экскурсия: Услуга по организации посещения объектов экскурсионного показа (объекты природного, историко-культурного наследия, промышленные предприятия и др.) индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами, заключающаяся в ознакомлении и изучении указанных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью менее 24 ч без ночевки, в том числе и в виртуальной форме.
(Шевченко О.А., Морозов П.Е., Слюсарев Д.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 4)Экскурсия: Услуга по организации посещения объектов экскурсионного показа (объекты природного, историко-культурного наследия, промышленные предприятия и др.) индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами, заключающаяся в ознакомлении и изучении указанных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью менее 24 ч без ночевки, в том числе и в виртуальной форме.
Готовое решение: Какие земли облагаются земельным налогом, а какие - нет
(КонсультантПлюс, 2025)- земли, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками (Письмо ФНС России от 09.01.2024 N СД-4-21/37@);
(КонсультантПлюс, 2025)- земли, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками (Письмо ФНС России от 09.01.2024 N СД-4-21/37@);
Статья: Правовое регулирование популяризации объектов культурного наследия на цифровых платформах как средство развития туризма в России
(Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 4)- при помощи демонстрации туристам памятников истории и культуры на специальных видовых точках, смотровых площадках, зонах обзора, установки информационных символов и обозначений, специального освещения в ночное время суток и выстраивания туристически привлекательного облика объектов историко-культурного наследия;
(Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 4)- при помощи демонстрации туристам памятников истории и культуры на специальных видовых точках, смотровых площадках, зонах обзора, установки информационных символов и обозначений, специального освещения в ночное время суток и выстраивания туристически привлекательного облика объектов историко-культурного наследия;
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В соответствии со ст. 40 Закона об объектах культурного наследия сохранение объекта культурного наследия означает осуществление мер, направленных на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающих консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающих научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В соответствии со ст. 40 Закона об объектах культурного наследия сохранение объекта культурного наследия означает осуществление мер, направленных на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающих консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающих научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Статья: Развитие внутреннего туризма и рекреационного природопользования - актуальная социально-экономическая задача Российской Федерации
(Севастьянов Д.В., Коростелев Е.М., Зелюткина Л.О.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 2)Это могут быть привычные для местных жителей, но эстетически привлекательные для туристов ландшафты, источники минеральных вод, водопады, реки и озера, редкие формы рельефа и пейзажи, различные объекты историко-культурного наследия.
(Севастьянов Д.В., Коростелев Е.М., Зелюткина Л.О.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 2)Это могут быть привычные для местных жителей, но эстетически привлекательные для туристов ландшафты, источники минеральных вод, водопады, реки и озера, редкие формы рельефа и пейзажи, различные объекты историко-культурного наследия.