Объекты государственной экологической экспертизы
Подборка наиболее важных документов по запросу Объекты государственной экологической экспертизы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня" Федерального закона "Об экологической экспертизе"СТАТЬЯ 11 "ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11 "Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня" Федерального закона "Об экологической экспертизе"СТАТЬЯ 11 "ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Приказ Росприроднадзора от 21 февраля 2025 г. N 110
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Приказ Росприроднадзора от 21 февраля 2025 г. N 110
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Приказ Минприроды России от 8 мая 2024 г. N 283
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Приказ Минприроды России от 8 мая 2024 г. N 283
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
Постановление Правительства РФ от 28.05.2024 N 694
(с изм. от 15.11.2025)
"Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы"2. Государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня и объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня, определенные в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (далее - объект экспертизы).
(с изм. от 15.11.2025)
"Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы"2. Государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня и объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня, определенные в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (далее - объект экспертизы).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Порядок проведения государственный экологической экспертизы регулируется Законом об экологической экспертизе, согласно ст. 11 которого к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относятся проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемые органами государственной власти Российской Федерации. Соответственно, проекты схем являются объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Порядок проведения государственный экологической экспертизы регулируется Законом об экологической экспертизе, согласно ст. 11 которого к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относятся проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемые органами государственной власти Российской Федерации. Соответственно, проекты схем являются объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Проектная документация объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах ООПТ федерального значения, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня, положительное заключение которой представляется вместе с заявлением в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство (ч. 6 ст. 49, п. 4 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе").
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Проектная документация объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах ООПТ федерального значения, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня, положительное заключение которой представляется вместе с заявлением в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство (ч. 6 ст. 49, п. 4 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе").
Статья: Проектная документация на проведение капитального ремонта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Капитальный ремонт, который предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий. Перечень документации, документов, материалов и заключений, представляемых в составе документов и (или) документации на государственную экологическую экспертизу по объектам государственной экологической экспертизы, утвержден Приказом Минприроды России от 08.05.2024 N 283. В указанный Перечень входят:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Капитальный ремонт, который предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий. Перечень документации, документов, материалов и заключений, представляемых в составе документов и (или) документации на государственную экологическую экспертизу по объектам государственной экологической экспертизы, утвержден Приказом Минприроды России от 08.05.2024 N 283. В указанный Перечень входят:
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов
Статья: Разрешительная деятельность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Перечень документации, документов, материалов и заключений, представляемых в составе документов и (или) документации на государственную экологическую экспертизу по объектам государственной экологической экспертизы, утвержден Приказом Минприроды России от 08.05.2024 N 283.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Перечень документации, документов, материалов и заключений, представляемых в составе документов и (или) документации на государственную экологическую экспертизу по объектам государственной экологической экспертизы, утвержден Приказом Минприроды России от 08.05.2024 N 283.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим также, что законодатель устанавливает определенные требования к проектам рекультивации земель, которые в некоторых случаях могут разрабатываться в составе проектной документации, в некоторых случаях должны быть согласованы с уполномоченными органами и лицами, в некоторых случаях должны пройти государственную экологическую экспертизу. Отметим при этом, что с 1 сентября 2023 года перечень объектов государственной экологической экспертизы был дополнен, а с 1 сентября 2024 года будет конкретизирован. При этом не все проекты рекультивации земель подлежат государственной экологической экспертизе. Так, например, действующее законодательство не предусматривает необходимость проведения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель с использованием рекультиванта. Между тем, если объектом рекультивации становится объект размещения отходов (как включенный, так и не включенный в Реестр ОРО), либо объект накопленного вреда, либо земли, загрязненные в результате эксплуатации ОПО I и II классов опасности, такой проект рекультивации с использованием рекультиванта (как самостоятельный проект рекультивации, так и проект или раздел в составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды либо в составе проекта ликвидации накопленного вреда окружающей среде) должен подлежать государственной экологической экспертизе федерального уровня.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим также, что законодатель устанавливает определенные требования к проектам рекультивации земель, которые в некоторых случаях могут разрабатываться в составе проектной документации, в некоторых случаях должны быть согласованы с уполномоченными органами и лицами, в некоторых случаях должны пройти государственную экологическую экспертизу. Отметим при этом, что с 1 сентября 2023 года перечень объектов государственной экологической экспертизы был дополнен, а с 1 сентября 2024 года будет конкретизирован. При этом не все проекты рекультивации земель подлежат государственной экологической экспертизе. Так, например, действующее законодательство не предусматривает необходимость проведения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель с использованием рекультиванта. Между тем, если объектом рекультивации становится объект размещения отходов (как включенный, так и не включенный в Реестр ОРО), либо объект накопленного вреда, либо земли, загрязненные в результате эксплуатации ОПО I и II классов опасности, такой проект рекультивации с использованием рекультиванта (как самостоятельный проект рекультивации, так и проект или раздел в составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды либо в составе проекта ликвидации накопленного вреда окружающей среде) должен подлежать государственной экологической экспертизе федерального уровня.
Статья: Порядок классификации отходов производства и потребления и побочных продуктов производства: проблемы разграничения
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Минприроды России, помимо программы производственного экологического контроля <37>, прямо не указывает на конкретные виды документов в сфере охраны окружающей среды, которые требуется составить хозяйствующему субъекту для использования побочного продукта в хозяйственном обороте. По мнению названного ведомства, документы должны составляться "с учетом природоохранных требований" <38>. Одними из таких требований являются обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности и обязательность проведения проверки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды <39>. Оценка воздействия на окружающую среду и проверка документации осуществляются в рамках проведения государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ). Как следует из ст. 11, 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" <40>, объектами ГЭЭ могут быть проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, пестициды и агрохимикаты.
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Минприроды России, помимо программы производственного экологического контроля <37>, прямо не указывает на конкретные виды документов в сфере охраны окружающей среды, которые требуется составить хозяйствующему субъекту для использования побочного продукта в хозяйственном обороте. По мнению названного ведомства, документы должны составляться "с учетом природоохранных требований" <38>. Одними из таких требований являются обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности и обязательность проведения проверки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды <39>. Оценка воздействия на окружающую среду и проверка документации осуществляются в рамках проведения государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ). Как следует из ст. 11, 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" <40>, объектами ГЭЭ могут быть проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, пестициды и агрохимикаты.