Объекты государственного финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Объекты государственного финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка казначейства
(КонсультантПлюс, 2025)УФК... осуществляло контроль не участника бюджетных отношений, а объекта государственного финансового контроля - государственного унитарного предприятия в части использования им полученных бюджетных средств на оплату заказанных по государственному контракту услуг по строительству... что прямо предусмотрено абзацем 5 части 1 статьи 266.1 БК РФ..."
(КонсультантПлюс, 2025)УФК... осуществляло контроль не участника бюджетных отношений, а объекта государственного финансового контроля - государственного унитарного предприятия в части использования им полученных бюджетных средств на оплату заказанных по государственному контракту услуг по строительству... что прямо предусмотрено абзацем 5 части 1 статьи 266.1 БК РФ..."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль
(КонсультантПлюс, 2025)...в силу статьи 268.1 БК РФ и положений Закона N 6-ФЗ Контрольно-счетная палата, являясь органом внешнего государственного финансового контроля, уполномочена на выдачу по итогам проверки в отношении объектов государственного финансового контроля обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях только бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. Контроль за соблюдением норм гражданского, бухгалтерского законодательства не отнесен к компетенции контрольно-счетных органов. Полномочия по направлению представлений об устранении нарушений законодательства иной отраслевой принадлежности, нежели бюджетного, нормативно не предусмотрено..."
(КонсультантПлюс, 2025)...в силу статьи 268.1 БК РФ и положений Закона N 6-ФЗ Контрольно-счетная палата, являясь органом внешнего государственного финансового контроля, уполномочена на выдачу по итогам проверки в отношении объектов государственного финансового контроля обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях только бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. Контроль за соблюдением норм гражданского, бухгалтерского законодательства не отнесен к компетенции контрольно-счетных органов. Полномочия по направлению представлений об устранении нарушений законодательства иной отраслевой принадлежности, нежели бюджетного, нормативно не предусмотрено..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)7.1. Виды и объекты государственного финансового контроля
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)7.1. Виды и объекты государственного финансового контроля
Статья: Обеспечение прозрачности использования бюджетных инвестиций
(Великий Д.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)В 2013 г. БК РФ был дополнен статьей 266.1 "Объекты государственного (муниципального) финансового контроля" <19>, что позволило органам государственного (муниципального) контроля практически в полной мере реализовывать полномочия по проверке хозяйственных обществ как получателей средств из бюджета. Утверждаемые органами государственного (муниципального) контроля методические рекомендации проверки эффективности вложенных бюджетных средств в уставные капиталы в основном сосредоточены на коэффициентном анализе данных <20>, что, к сожалению, является малоинформативным для большинства заинтересованных пользователей информации. Кроме того, экономические показатели эффективности могут не давать достоверного представления о финансовом состоянии субъекта проверки <21>.
(Великий Д.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)В 2013 г. БК РФ был дополнен статьей 266.1 "Объекты государственного (муниципального) финансового контроля" <19>, что позволило органам государственного (муниципального) контроля практически в полной мере реализовывать полномочия по проверке хозяйственных обществ как получателей средств из бюджета. Утверждаемые органами государственного (муниципального) контроля методические рекомендации проверки эффективности вложенных бюджетных средств в уставные капиталы в основном сосредоточены на коэффициентном анализе данных <20>, что, к сожалению, является малоинформативным для большинства заинтересованных пользователей информации. Кроме того, экономические показатели эффективности могут не давать достоверного представления о финансовом состоянии субъекта проверки <21>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)26. Негосударственная медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, является объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, проводимого органами Федерального казначейства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)26. Негосударственная медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, является объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, проводимого органами Федерального казначейства.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 266.1. Объекты государственного (муниципального) финансового контроля
(ред. от 31.07.2025)Статья 266.1. Объекты государственного (муниципального) финансового контроля
Статья: О перспективах применения принципа добросовестности в бюджетном праве
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<26> Понятие "бюджетные средства" в законодательстве не определено, однако на обращение автора в Минфин России с просьбой о предоставлении позиции касательно указанного термина Министерство Письмом от 22 июля 2024 г. N 02-14-12/68511 указало на возможность в отсутствие легального закрепления "бюджетных средств" руководствоваться содержанием определений понятий "получатель бюджетных средств" и "получатель средств из бюджета". Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса, понятие "получатель средств из бюджета" охватывает собой также физических и юридических лиц, получающих средства из бюджета на основании контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций. Более того, в полученном Письме (ответе) было обращено внимание на содержание ст. 266.1 Бюджетного кодекса, которая весьма широко определяет круг объектов государственного (муниципального) финансового контроля, куда также входят перечисленные ранее частные субъекты. В этой связи в рамках настоящей работы автор исходит из широкого понимания бюджетных средств и необходимости применения принципов эффективности и целевого характера бюджетных средств также на лиц, поставляющих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги в рамках государственного (муниципального) контракта, получающих субсидии и т.д. Тем не менее спорным остается вопрос об идентификации средств в качестве бюджетных в случае движения указанных средств "вниз по лестнице" подрядчикам упомянутых лиц и (или) иным лицам. При этом, по мнению автора, само содержание принципа эффективности бюджетных средств может быть истолковано в том числе как необходимость собственного воспроизводства (применения) вплоть до исполнения обязательств (достижения целей), на которые соответствующие бюджетные деньги были выделены.
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<26> Понятие "бюджетные средства" в законодательстве не определено, однако на обращение автора в Минфин России с просьбой о предоставлении позиции касательно указанного термина Министерство Письмом от 22 июля 2024 г. N 02-14-12/68511 указало на возможность в отсутствие легального закрепления "бюджетных средств" руководствоваться содержанием определений понятий "получатель бюджетных средств" и "получатель средств из бюджета". Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса, понятие "получатель средств из бюджета" охватывает собой также физических и юридических лиц, получающих средства из бюджета на основании контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций. Более того, в полученном Письме (ответе) было обращено внимание на содержание ст. 266.1 Бюджетного кодекса, которая весьма широко определяет круг объектов государственного (муниципального) финансового контроля, куда также входят перечисленные ранее частные субъекты. В этой связи в рамках настоящей работы автор исходит из широкого понимания бюджетных средств и необходимости применения принципов эффективности и целевого характера бюджетных средств также на лиц, поставляющих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги в рамках государственного (муниципального) контракта, получающих субсидии и т.д. Тем не менее спорным остается вопрос об идентификации средств в качестве бюджетных в случае движения указанных средств "вниз по лестнице" подрядчикам упомянутых лиц и (или) иным лицам. При этом, по мнению автора, само содержание принципа эффективности бюджетных средств может быть истолковано в том числе как необходимость собственного воспроизводства (применения) вплоть до исполнения обязательств (достижения целей), на которые соответствующие бюджетные деньги были выделены.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:
Статья: Направления развития партнерских взаимоотношений при внедрении новых методов внутреннего государственного финансового контроля
(Царева Л.М.)
("Местное право", 2024, N 4)- использование и применение действующей практики контрольного-надзорной деятельности. Значительный объем нормотворческой деятельности был осуществлен в сфере контрольно-надзорной деятельности (далее КНД), регулируемой гл. 10 [3]. При этом сфера регулирования и осуществления КНД за счет ее большей масштабности и широкого охвата значительного количества сфер контрольной деятельности в РФ несколько опережает сферу государственного финансового контроля. Так, в более широкой сфере КНД было заложено понятие и содержание межведомственного взаимодействия. Развитие контрольно-надзорной деятельности в целом и системы государственного финансового контроля идет в целом параллельно, поэтому считаем возможным использование лучших практик в сфере КНД, которые уже имеют правовое обеспечение и реализуются. В развитие КНД и норм ФЗ 248-ФЗ принято распоряжение Правительства РФ N 3745-р ("Об утверждении Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 г. и план-графика по ее реализации") [7]. Документ был принят в декабре 2023 года и предполагает подробный план-график деятельности по реализации Концепции на ближайшие два года. Интерес вызывает, разд. IV "Развитие сервисов профилактики нарушений обязательных требований", в данной сфере предусматривается "сервисная, клиентоориентированная модель" поведения. Может быть рассмотрен к рекомендации и предложен инструмент самообследования. Подобный инструмент применяется в рамках формализованной партнерской формы взаимодействия при анализе осуществления ВФА. Отличием от предложенного формата в случае государственного финансового контроля будет являться ресурс "Финансовый контроль" в системе "Электронный бюджет". Так как владельцем информационного портала является Федеральное казначейство, то такая информация будет иметь возможность напрямую попадать в контрольно-информационную среду органа внутреннего финансового контроля и в дальнейшем позволит формировать и выводить для определенного доступа необходимые рейтинги. Такой подход также предложен в распоряжении [7]. По нашему мнению, исходя из принципа законности и информационной открытости добросовестные объекты контроля будут стараться дорожить репутацией и следить за своими показателями рейтинга добросовестного подконтрольного объекта. На первом этапе такая информация может быть представлена по запросу для заинтересованных сторон - других участников системы информационного взаимодействия, государственных органов, Правительства, органов местного самоуправления. В дальнейшем, с развитием культуры транспарентности (открытости), такая информация может быть представлена в открытом доступе. Данное предложение считаем обоснованным и технически реализуемым для внедрения в качестве проективной формы партнерских взаимоотношений, так как опыт информационного обобщения данных предложен в распоряжении в виде информационного портала "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре обеспечивающих информационно-технологическое обеспечение информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг" [7]. Распоряжение определяет мотивационную заинтересованность, в том числе в виде снижения уровня риска, что является актуальным для объектов КНД, особенно действующих в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, иных высокорисковых направлениях КНД. В нашем случае, при планировании мероприятий, уровень риска объектов складывается из значительного количества факторов риска [5], которые не всегда одинаковы в проверяемом периоде, могут меняется в зависимости от осуществляемой деятельности, объема предоставленных финансовых ресурсов, повышения качества управления и контроля. Поэтому снижение уровня (класса риска) в финансово-бюджетной сфере считаем недостаточно мотивационным показателем, так как уровень риска в первую очередь важен контролерам для планирования контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также для выбора и наблюдения за исполнением требований, сформированных как в рамках уже действующих, так и вновь вводимых методов контроля. Для объектов государственного финансового контроля исходя из вышеуказанных принципов мотивирующим фактором в сфере государственных финансов будет являться получение консультационной, разъяснительной информации, доступ к онлайн-консультациям, семинарам, в том числе подготовленным и с использованием искусственного интеллекта.
(Царева Л.М.)
("Местное право", 2024, N 4)- использование и применение действующей практики контрольного-надзорной деятельности. Значительный объем нормотворческой деятельности был осуществлен в сфере контрольно-надзорной деятельности (далее КНД), регулируемой гл. 10 [3]. При этом сфера регулирования и осуществления КНД за счет ее большей масштабности и широкого охвата значительного количества сфер контрольной деятельности в РФ несколько опережает сферу государственного финансового контроля. Так, в более широкой сфере КНД было заложено понятие и содержание межведомственного взаимодействия. Развитие контрольно-надзорной деятельности в целом и системы государственного финансового контроля идет в целом параллельно, поэтому считаем возможным использование лучших практик в сфере КНД, которые уже имеют правовое обеспечение и реализуются. В развитие КНД и норм ФЗ 248-ФЗ принято распоряжение Правительства РФ N 3745-р ("Об утверждении Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 г. и план-графика по ее реализации") [7]. Документ был принят в декабре 2023 года и предполагает подробный план-график деятельности по реализации Концепции на ближайшие два года. Интерес вызывает, разд. IV "Развитие сервисов профилактики нарушений обязательных требований", в данной сфере предусматривается "сервисная, клиентоориентированная модель" поведения. Может быть рассмотрен к рекомендации и предложен инструмент самообследования. Подобный инструмент применяется в рамках формализованной партнерской формы взаимодействия при анализе осуществления ВФА. Отличием от предложенного формата в случае государственного финансового контроля будет являться ресурс "Финансовый контроль" в системе "Электронный бюджет". Так как владельцем информационного портала является Федеральное казначейство, то такая информация будет иметь возможность напрямую попадать в контрольно-информационную среду органа внутреннего финансового контроля и в дальнейшем позволит формировать и выводить для определенного доступа необходимые рейтинги. Такой подход также предложен в распоряжении [7]. По нашему мнению, исходя из принципа законности и информационной открытости добросовестные объекты контроля будут стараться дорожить репутацией и следить за своими показателями рейтинга добросовестного подконтрольного объекта. На первом этапе такая информация может быть представлена по запросу для заинтересованных сторон - других участников системы информационного взаимодействия, государственных органов, Правительства, органов местного самоуправления. В дальнейшем, с развитием культуры транспарентности (открытости), такая информация может быть представлена в открытом доступе. Данное предложение считаем обоснованным и технически реализуемым для внедрения в качестве проективной формы партнерских взаимоотношений, так как опыт информационного обобщения данных предложен в распоряжении в виде информационного портала "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре обеспечивающих информационно-технологическое обеспечение информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг" [7]. Распоряжение определяет мотивационную заинтересованность, в том числе в виде снижения уровня риска, что является актуальным для объектов КНД, особенно действующих в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, иных высокорисковых направлениях КНД. В нашем случае, при планировании мероприятий, уровень риска объектов складывается из значительного количества факторов риска [5], которые не всегда одинаковы в проверяемом периоде, могут меняется в зависимости от осуществляемой деятельности, объема предоставленных финансовых ресурсов, повышения качества управления и контроля. Поэтому снижение уровня (класса риска) в финансово-бюджетной сфере считаем недостаточно мотивационным показателем, так как уровень риска в первую очередь важен контролерам для планирования контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также для выбора и наблюдения за исполнением требований, сформированных как в рамках уже действующих, так и вновь вводимых методов контроля. Для объектов государственного финансового контроля исходя из вышеуказанных принципов мотивирующим фактором в сфере государственных финансов будет являться получение консультационной, разъяснительной информации, доступ к онлайн-консультациям, семинарам, в том числе подготовленным и с использованием искусственного интеллекта.
Статья: Принципы организации и осуществления внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)В настоящее время остаются дискуссионными вопросы раскрытия основополагающих характеристик содержания внутреннего контроля, классификации его видов и форм, существует практическая потребность в формировании эффективного организационного механизма и разработке комплексных методик осуществления внутреннего контроля в учреждениях в разрезе различных его направлений и объектов. Особая роль при этом отводится реализации внутреннего финансового контроля, так как для государственных (муниципальных) учреждений, реализующих общественно значимые функции, определяющее значение имеет соблюдение порядка осуществления операций, связанных с поступлением, распределением и использованием средств, выделяемых из бюджетов бюджетной системы РФ, а также собственных финансовых средств от приносящей доход деятельности и иных источников финансового обеспечения деятельности учреждений.
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)В настоящее время остаются дискуссионными вопросы раскрытия основополагающих характеристик содержания внутреннего контроля, классификации его видов и форм, существует практическая потребность в формировании эффективного организационного механизма и разработке комплексных методик осуществления внутреннего контроля в учреждениях в разрезе различных его направлений и объектов. Особая роль при этом отводится реализации внутреннего финансового контроля, так как для государственных (муниципальных) учреждений, реализующих общественно значимые функции, определяющее значение имеет соблюдение порядка осуществления операций, связанных с поступлением, распределением и использованием средств, выделяемых из бюджетов бюджетной системы РФ, а также собственных финансовых средств от приносящей доход деятельности и иных источников финансового обеспечения деятельности учреждений.
Статья: К вопросу об оценке эффективности внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Также В.В. Бурцев призывает оценивать принятые по результатам контроля решения (например, принятие нормативно-правовых актов); косвенные показатели: уровень качества исполнения функций органами государственного финансового контроля, соблюдение профессиональных стандартов и кодекса этики; качественные показатели, характеризующие, насколько деятельность органов государственного финансового контроля способствовала достижению финансово-экономических целей государства, оптимизации функционирования конкретных организаций - объектов государственного финансового контроля, переменам в сторону улучшения в динамике социально-экономического развития регионов и отраслей, в стиле работы органов исполнительной власти, в государственных управленческих механизмах, достижению понимания руководством страны всей важности государственного финансового контроля и принятию соответствующих мер по повышению статуса его органов.
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Также В.В. Бурцев призывает оценивать принятые по результатам контроля решения (например, принятие нормативно-правовых актов); косвенные показатели: уровень качества исполнения функций органами государственного финансового контроля, соблюдение профессиональных стандартов и кодекса этики; качественные показатели, характеризующие, насколько деятельность органов государственного финансового контроля способствовала достижению финансово-экономических целей государства, оптимизации функционирования конкретных организаций - объектов государственного финансового контроля, переменам в сторону улучшения в динамике социально-экономического развития регионов и отраслей, в стиле работы органов исполнительной власти, в государственных управленческих механизмах, достижению понимания руководством страны всей важности государственного финансового контроля и принятию соответствующих мер по повышению статуса его органов.
Статья: Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью некоммерческих организаций в Российской Федерации: правовое регулирование и практика организации
(Лагутин И.Б.)
("Финансовое право", 2023, N 6)При этом в п. 1 ст. 265 БК РФ установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в том числе в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в части соблюдения условий реализации договоров и соглашений о предоставлении средств из бюджета, а в п. 1 ст. 266.1 БК РФ определено, что объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются юридические лица, в том числе некоммерческие организации, получающие средства из соответствующего бюджета, в том числе на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета.
(Лагутин И.Б.)
("Финансовое право", 2023, N 6)При этом в п. 1 ст. 265 БК РФ установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в том числе в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в части соблюдения условий реализации договоров и соглашений о предоставлении средств из бюджета, а в п. 1 ст. 266.1 БК РФ определено, что объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются юридические лица, в том числе некоммерческие организации, получающие средства из соответствующего бюджета, в том числе на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Согласно ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Согласно ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются: