Объекты финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Объекты финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка казначейства
(КонсультантПлюс, 2025)УФК... осуществляло контроль не участника бюджетных отношений, а объекта государственного финансового контроля - государственного унитарного предприятия в части использования им полученных бюджетных средств на оплату заказанных по государственному контракту услуг по строительству... что прямо предусмотрено абзацем 5 части 1 статьи 266.1 БК РФ..."
(КонсультантПлюс, 2025)УФК... осуществляло контроль не участника бюджетных отношений, а объекта государственного финансового контроля - государственного унитарного предприятия в части использования им полученных бюджетных средств на оплату заказанных по государственному контракту услуг по строительству... что прямо предусмотрено абзацем 5 части 1 статьи 266.1 БК РФ..."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль
(КонсультантПлюс, 2025)...в силу статьи 268.1 БК РФ и положений Закона N 6-ФЗ Контрольно-счетная палата, являясь органом внешнего государственного финансового контроля, уполномочена на выдачу по итогам проверки в отношении объектов государственного финансового контроля обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях только бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. Контроль за соблюдением норм гражданского, бухгалтерского законодательства не отнесен к компетенции контрольно-счетных органов. Полномочия по направлению представлений об устранении нарушений законодательства иной отраслевой принадлежности, нежели бюджетного, нормативно не предусмотрено..."
(КонсультантПлюс, 2025)...в силу статьи 268.1 БК РФ и положений Закона N 6-ФЗ Контрольно-счетная палата, являясь органом внешнего государственного финансового контроля, уполномочена на выдачу по итогам проверки в отношении объектов государственного финансового контроля обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях только бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. Контроль за соблюдением норм гражданского, бухгалтерского законодательства не отнесен к компетенции контрольно-счетных органов. Полномочия по направлению представлений об устранении нарушений законодательства иной отраслевой принадлежности, нежели бюджетного, нормативно не предусмотрено..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Экономический субъект как объект финансового контроля
(Звягин С.А., Пономаренко Н.Ш., Стрыгина И.Е.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)"Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1
(Звягин С.А., Пономаренко Н.Ш., Стрыгина И.Е.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)"Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)В соответствии с абзацем десятым пункта 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного финансового контроля являются исполнители по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)В соответствии с абзацем десятым пункта 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного финансового контроля являются исполнители по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 266.1. Объекты государственного (муниципального) финансового контроля
(ред. от 31.07.2025)Статья 266.1. Объекты государственного (муниципального) финансового контроля
Статья: Элементы современной системы отечественного финансового контроля
(Звягин С.А., Головинов О.Н., Стрыгина И.Е.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)Рассматриваемые задачи финансового контроля не являются окончательными и полными, так как они могут корректироваться и конкретизироваться в зависимости от происходящих изменений в экономической политике государства, в деятельности субъектов и объектов финансового контроля. Это отражается в современных изысканиях ряда авторов [11 - 17].
(Звягин С.А., Головинов О.Н., Стрыгина И.Е.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)Рассматриваемые задачи финансового контроля не являются окончательными и полными, так как они могут корректироваться и конкретизироваться в зависимости от происходящих изменений в экономической политике государства, в деятельности субъектов и объектов финансового контроля. Это отражается в современных изысканиях ряда авторов [11 - 17].
Статья: Осуществление внешнего бюджетного контроля за хозяйственными товариществами и обществами с долей участия региона в субъектах Российской Федерации
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Таким образом, финансы, имущество и деятельность хозяйственных товариществ и обществ с долей участия субъекта Российской Федерации являются предметом интереса со стороны региональных органов внешнего бюджетного контроля в связи со значением ресурсов этих юридических лиц в процессе формирования доходов бюджетов соответствующих публично-правовых образований. Указанные коммерческие организации как объекты финансового контроля становятся субъектами отношений, регулируемых бюджетным законодательством, а проверяющий выступает в первую очередь не представителем акционера или участника, а представителем публично-правового образования, защищая таким образом публичный интерес. В этих случаях деятельность хозяйственных товариществ или обществ подвергается внешнему контролю как в общем, так и по специфическим направлениям (формирование доходов бюджетов и выделение средств из расходной части бюджетов). Деятельность контрольно-счетных органов в указанной сфере позволяет им предлагать пути совершенствования как нормативной правовой базы региона, так и процессов управления отдельными юридическими лицами.
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Таким образом, финансы, имущество и деятельность хозяйственных товариществ и обществ с долей участия субъекта Российской Федерации являются предметом интереса со стороны региональных органов внешнего бюджетного контроля в связи со значением ресурсов этих юридических лиц в процессе формирования доходов бюджетов соответствующих публично-правовых образований. Указанные коммерческие организации как объекты финансового контроля становятся субъектами отношений, регулируемых бюджетным законодательством, а проверяющий выступает в первую очередь не представителем акционера или участника, а представителем публично-правового образования, защищая таким образом публичный интерес. В этих случаях деятельность хозяйственных товариществ или обществ подвергается внешнему контролю как в общем, так и по специфическим направлениям (формирование доходов бюджетов и выделение средств из расходной части бюджетов). Деятельность контрольно-счетных органов в указанной сфере позволяет им предлагать пути совершенствования как нормативной правовой базы региона, так и процессов управления отдельными юридическими лицами.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В целях реализации требований по риск-ориентированному выбору объектов контроля органом финансового контроля введен порядок предпроверочного анализа деятельности подконтрольных субъектов.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В целях реализации требований по риск-ориентированному выбору объектов контроля органом финансового контроля введен порядок предпроверочного анализа деятельности подконтрольных субъектов.
Статья: Работа с майнерами, реабилитация клиентов, контроль БПА: новые функции комплаенса
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)Несмотря на запрет законопроектом N 237585-8 рекламы майнинга, равно как и обращения криптовалют на территории России, ожидаемый его эффект можно прогнозировать на примере изменения в 2022 г. параметров операций с драгоценными металлами. Сейчас, по данным правоохранительных органов, объем нелегально ввезенных в РФ драгоценных камней в 82 раза превышает объем драгоценных камней, правомерно используемых в качестве вставок в ювелирных изделиях, объем нелегального оборота ювелирных изделий составляет около 50%, а драгоценных металлов - около 20% <7>. Банковский комплаенс также отмечает активное использование операций с драгметаллами и камнями в высокорисковых схемах, которые в 2023 - 2024 гг. уверенно вошли в лидеры сомнительных сделок и стали объектом особого контроля финансового мониторинга <8>.
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)Несмотря на запрет законопроектом N 237585-8 рекламы майнинга, равно как и обращения криптовалют на территории России, ожидаемый его эффект можно прогнозировать на примере изменения в 2022 г. параметров операций с драгоценными металлами. Сейчас, по данным правоохранительных органов, объем нелегально ввезенных в РФ драгоценных камней в 82 раза превышает объем драгоценных камней, правомерно используемых в качестве вставок в ювелирных изделиях, объем нелегального оборота ювелирных изделий составляет около 50%, а драгоценных металлов - около 20% <7>. Банковский комплаенс также отмечает активное использование операций с драгметаллами и камнями в высокорисковых схемах, которые в 2023 - 2024 гг. уверенно вошли в лидеры сомнительных сделок и стали объектом особого контроля финансового мониторинга <8>.
Статья: Использование аналитических процедур и искусственного интеллекта в системе внутреннего контроля рисков финансовой безопасности компаний
(Казакова Н.А.)
("Аудитор", 2023, N 12)Одним из актуальных объектов контроля рисков финансовой безопасности является дебиторская задолженность, которая обусловливает уровень влияния кредитных рисков на устойчивость бизнеса. Ее роль заключается в балансировании рисков ликвидности, оптимизации факторов финансовой несостоятельности и угрозы непрерывности деятельности компании. Управленческий контроль за дебиторской задолженностью выстраивается в рамках финансовой политики для обеспечения целей деятельности компании на основе принципов комплексности, интегрированности и непротиворечивости. Цель управления дебиторской задолженностью - эффективное ее допущение, а задачи - контроль жизненного цикла дебиторской задолженности для минимизации ее просроченности; анализ эффективности дебиторской задолженности; реализация мер по взысканию дебиторской задолженности. Ключевые элементы системы внутреннего контроля за дебиторской задолженностью раскрываются в соответствующей методике, утверждаемой руководителем компании (рис. 1).
(Казакова Н.А.)
("Аудитор", 2023, N 12)Одним из актуальных объектов контроля рисков финансовой безопасности является дебиторская задолженность, которая обусловливает уровень влияния кредитных рисков на устойчивость бизнеса. Ее роль заключается в балансировании рисков ликвидности, оптимизации факторов финансовой несостоятельности и угрозы непрерывности деятельности компании. Управленческий контроль за дебиторской задолженностью выстраивается в рамках финансовой политики для обеспечения целей деятельности компании на основе принципов комплексности, интегрированности и непротиворечивости. Цель управления дебиторской задолженностью - эффективное ее допущение, а задачи - контроль жизненного цикла дебиторской задолженности для минимизации ее просроченности; анализ эффективности дебиторской задолженности; реализация мер по взысканию дебиторской задолженности. Ключевые элементы системы внутреннего контроля за дебиторской задолженностью раскрываются в соответствующей методике, утверждаемой руководителем компании (рис. 1).
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Бюджетный аудит и публичный аудит в целом направлены на выявление незаконного использования бюджетных средств, соблюдение финансовой дисциплины объектами финансового контроля, выявление, пресечение и предупреждение незаконных действий (бездействия), связанных с бюджетными средствами, а также на принятие мер по устранению выявленных нарушений. Бюджетный аудит и публичный аудит - это не этап бюджетного процесса, а деятельность, которая осуществляется на всех этапах бюджетного процесса комплексно и консолидированно уполномоченными органами власти.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Бюджетный аудит и публичный аудит в целом направлены на выявление незаконного использования бюджетных средств, соблюдение финансовой дисциплины объектами финансового контроля, выявление, пресечение и предупреждение незаконных действий (бездействия), связанных с бюджетными средствами, а также на принятие мер по устранению выявленных нарушений. Бюджетный аудит и публичный аудит - это не этап бюджетного процесса, а деятельность, которая осуществляется на всех этапах бюджетного процесса комплексно и консолидированно уполномоченными органами власти.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)7.1. Виды и объекты государственного финансового контроля
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)7.1. Виды и объекты государственного финансового контроля
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Представляется, что первый уровень не следует относить к цифровой экономике, поскольку в традиционных существующих механизмах функционирования рынков и отраслей экономики имеет место внедрение и использование цифровых технологий, т.е. реформирование традиционной экономики, и, соответственно, вся инфраструктура, в том числе система расчетов, остается прежней, хотя претерпевает отдельные изменения за счет внедрения цифровых технологий, например кредитные организации и операторы платежных систем внедряют автоматизированных помощников (ботов), осуществляют расчеты с использованием QR-кодов. При этом формирование фондов денежных средств, уплата налогов осуществляется прежними способами, за исключением внедрения автоматизированных систем, использование которых позволяет анализировать и сопоставлять большие объемы данных по учету поступления денежных средств, исчисления налогов, получения налоговых вычетов, но кардинального изменения нет. При осуществлении публичного финансового контроля происходит аккумулирование информации в цифровом формате, в бюджетной сфере вся информация собирается в единую систему "Электронный бюджет", обмен оцифрованной информацией между органами публичного финансового контроля, внедрение специально разработанного программного обеспечения, позволяющего в автоматизированном режиме собирать, анализировать и сопоставлять данные в отношении деятельности и совершения финансовых операций объектами контроля, мониторить финансовое положение объектов контроля, выявлять риски совершения нарушений финансового законодательства и принимать меры по их предотвращению. В таких условиях имеет место осуществление публичного финансового контроля с использованием отдельных цифровых технологий, но выделять на данной стадии формирование цифрового публичного финансового контроля представляется нецелесообразным.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Представляется, что первый уровень не следует относить к цифровой экономике, поскольку в традиционных существующих механизмах функционирования рынков и отраслей экономики имеет место внедрение и использование цифровых технологий, т.е. реформирование традиционной экономики, и, соответственно, вся инфраструктура, в том числе система расчетов, остается прежней, хотя претерпевает отдельные изменения за счет внедрения цифровых технологий, например кредитные организации и операторы платежных систем внедряют автоматизированных помощников (ботов), осуществляют расчеты с использованием QR-кодов. При этом формирование фондов денежных средств, уплата налогов осуществляется прежними способами, за исключением внедрения автоматизированных систем, использование которых позволяет анализировать и сопоставлять большие объемы данных по учету поступления денежных средств, исчисления налогов, получения налоговых вычетов, но кардинального изменения нет. При осуществлении публичного финансового контроля происходит аккумулирование информации в цифровом формате, в бюджетной сфере вся информация собирается в единую систему "Электронный бюджет", обмен оцифрованной информацией между органами публичного финансового контроля, внедрение специально разработанного программного обеспечения, позволяющего в автоматизированном режиме собирать, анализировать и сопоставлять данные в отношении деятельности и совершения финансовых операций объектами контроля, мониторить финансовое положение объектов контроля, выявлять риски совершения нарушений финансового законодательства и принимать меры по их предотвращению. В таких условиях имеет место осуществление публичного финансового контроля с использованием отдельных цифровых технологий, но выделять на данной стадии формирование цифрового публичного финансового контроля представляется нецелесообразным.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:
Статья: Добросовестность в бюджетных правоотношениях: публично-правовая адаптация
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)В частности, ст. 6 БК РФ, дифференцируя понятия "получатель бюджетных средств" и "получатель средств из бюджета", косвенно определяет их субъектный состав, включающий не только государственные органы и учреждения, но также физических и юридических лиц, получающих средства из бюджета на основании контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций. Подобное расширительное толкование категории "бюджетные средства" закрепляется также положениями ст. 266.1 БК РФ, которая в качестве объектов финансового контроля охватывает указанных выше субъектов <10>.
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)В частности, ст. 6 БК РФ, дифференцируя понятия "получатель бюджетных средств" и "получатель средств из бюджета", косвенно определяет их субъектный состав, включающий не только государственные органы и учреждения, но также физических и юридических лиц, получающих средства из бюджета на основании контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций. Подобное расширительное толкование категории "бюджетные средства" закрепляется также положениями ст. 266.1 БК РФ, которая в качестве объектов финансового контроля охватывает указанных выше субъектов <10>.