Объект водного налога
Подборка наиболее важных документов по запросу Объект водного налога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 333.9 "Объекты налогообложения" главы 25.2 "Водный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил водный налог, поскольку налогоплательщик не учел при исчислении налога используемую им в производственных целях подземную воду. Приняв во внимание результаты проведенной при рассмотрении дела гидрогеологической экспертизы, суд пришел к выводу, что откачиваемые обществом из дренажного штрека подземные грунтовые воды обладают признаками коллекторно-дренажных, поэтому объект налогообложения водным налогом в силу подп. 14 п. 2 ст. 333.9 НК РФ не возникает, налог доначислен необоснованно.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил водный налог, поскольку налогоплательщик не учел при исчислении налога используемую им в производственных целях подземную воду. Приняв во внимание результаты проведенной при рассмотрении дела гидрогеологической экспертизы, суд пришел к выводу, что откачиваемые обществом из дренажного штрека подземные грунтовые воды обладают признаками коллекторно-дренажных, поэтому объект налогообложения водным налогом в силу подп. 14 п. 2 ст. 333.9 НК РФ не возникает, налог доначислен необоснованно.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О водном налоге при пользовании поверхностными водными объектами (озерами).
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 03-06-07-02/27741)Вопрос: О водном налоге при пользовании поверхностными водными объектами (озерами).
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 03-06-07-02/27741)Вопрос: О водном налоге при пользовании поверхностными водными объектами (озерами).
Вопрос: Об уплате физлицом водного налога при пользовании подземным водным объектом.
(Письмо Минфина России от 02.09.2024 N 03-06-07-02/83194)Вопрос: Об уплате физлицом водного налога при пользовании подземным водным объектом.
(Письмо Минфина России от 02.09.2024 N 03-06-07-02/83194)Вопрос: Об уплате физлицом водного налога при пользовании подземным водным объектом.
Нормативные акты
Статья: Региональное резидентство физических лиц по налогу на доходы физических лиц
(Щекин Д.М.)
("Финансовое право", 2022, N 4)По мнению автора, жители северных и отдаленных регионов России безусловно заслуживают существенных налоговых льгот по НДФЛ. Этот инструмент стимулирования заселения регионов должен быть исключительно федеральным, поскольку регионы не будут заинтересованы в снижении своих поступлений от НДФЛ, и этот инструмент, скорее всего, не будет работать. Поэтому дифференциация прожиточного минимума по НДФЛ должна быть проведена в нормах Налогового кодекса РФ. Примеры такой дифференциации по НДПИ мы уже видим в тексте Налогового кодекса РФ, когда различное налогообложение по НДПИ применяется, по сути, к разным месторождениям с их географическим описанием (ст. 333.45 НК РФ), или в водном налоге с указанием конкретных водных объектов (ст. 333.12 НК РФ).
(Щекин Д.М.)
("Финансовое право", 2022, N 4)По мнению автора, жители северных и отдаленных регионов России безусловно заслуживают существенных налоговых льгот по НДФЛ. Этот инструмент стимулирования заселения регионов должен быть исключительно федеральным, поскольку регионы не будут заинтересованы в снижении своих поступлений от НДФЛ, и этот инструмент, скорее всего, не будет работать. Поэтому дифференциация прожиточного минимума по НДФЛ должна быть проведена в нормах Налогового кодекса РФ. Примеры такой дифференциации по НДПИ мы уже видим в тексте Налогового кодекса РФ, когда различное налогообложение по НДПИ применяется, по сути, к разным месторождениям с их географическим описанием (ст. 333.45 НК РФ), или в водном налоге с указанием конкретных водных объектов (ст. 333.12 НК РФ).
Готовое решение: Какую отчетность сдает ИП на ОСНО
(КонсультантПлюс, 2025)декларацию по водному налогу, если пользуются водными объектами (п. 1 ст. 333.8, п. 1 ст. 333.15 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)декларацию по водному налогу, если пользуются водными объектами (п. 1 ст. 333.8, п. 1 ст. 333.15 НК РФ);
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Плата за пользование водным объектом - это природоресурсный платеж, а не гражданско-правовое вознаграждение. По сути, у нее публично-правовая природа, хотя основанием ее взимания и является договор. Вместе с тем плата за пользование водным объектом не должна отождествляться с водным налогом (гл. 25.2 НК РФ), в круг плательщиков данного налога водопользователи не входят (ч. 2 ст. 333.8 НК РФ).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Плата за пользование водным объектом - это природоресурсный платеж, а не гражданско-правовое вознаграждение. По сути, у нее публично-правовая природа, хотя основанием ее взимания и является договор. Вместе с тем плата за пользование водным объектом не должна отождествляться с водным налогом (гл. 25.2 НК РФ), в круг плательщиков данного налога водопользователи не входят (ч. 2 ст. 333.8 НК РФ).
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)Так, согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ объектом налогообложения водным налогом признается в том числе забор воды из водных объектов.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)Так, согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ объектом налогообложения водным налогом признается в том числе забор воды из водных объектов.
Статья: Правовой статус водозаборных скважин
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Типы вод N 1 - 3 - и только они - облагаются налогом на добычу полезных ископаемых (гл. 26, ст. 337) и не признаются объектом налогообложения при начислении водного налога (гл. 25.2, ст. 333.9). Забор вод, указанных в пунктах N 4 - 10, не признается объектом налогообложения (гл. 25.2, ст. 333.9 и гл. 26, ст. 336). Забор вод, указанных в пунктах N 11 - 12, - очевидно, питьевых вод - признается объектом налогообложения водным налогом (гл. 25.2, 333.12).
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Типы вод N 1 - 3 - и только они - облагаются налогом на добычу полезных ископаемых (гл. 26, ст. 337) и не признаются объектом налогообложения при начислении водного налога (гл. 25.2, ст. 333.9). Забор вод, указанных в пунктах N 4 - 10, не признается объектом налогообложения (гл. 25.2, ст. 333.9 и гл. 26, ст. 336). Забор вод, указанных в пунктах N 11 - 12, - очевидно, питьевых вод - признается объектом налогообложения водным налогом (гл. 25.2, 333.12).
Последние изменения: Налогообложение водным налогом
(КонсультантПлюс, 2025)Речь идет, в частности, о поливе садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, участков личных подсобных хозяйств граждан. Забор воды для этих нужд не является объектом обложения водным налогом. Однако обязанность подать декларацию возникает не на основании исчисленной суммы налога, а на основании признания организации или физлица его плательщиком.
(КонсультантПлюс, 2025)Речь идет, в частности, о поливе садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, участков личных подсобных хозяйств граждан. Забор воды для этих нужд не является объектом обложения водным налогом. Однако обязанность подать декларацию возникает не на основании исчисленной суммы налога, а на основании признания организации или физлица его плательщиком.
Готовое решение: Налоги и страховые взносы при УСН
(КонсультантПлюс, 2025)водный налог при пользовании водными объектами по лицензии (п. 1 ст. 333.8 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)водный налог при пользовании водными объектами по лицензии (п. 1 ст. 333.8 НК РФ);
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Однако в п. 2 ст. 333.9 НК РФ содержится развернутый перечень случаев водопользования, не признаваемых объектами налогообложения по водному налогу (например, забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Однако в п. 2 ст. 333.9 НК РФ содержится развернутый перечень случаев водопользования, не признаваемых объектами налогообложения по водному налогу (например, забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий).
Готовое решение: Какую отчетность и в какие сроки нужно сдавать при УСН
(КонсультантПлюс, 2025)декларацию по водному налогу подавайте, если вы пользуетесь водными объектами. Подавать ее нужно за каждый квартал - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (ст. 333.11, п. 1 ст. 333.15 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)декларацию по водному налогу подавайте, если вы пользуетесь водными объектами. Подавать ее нужно за каждый квартал - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (ст. 333.11, п. 1 ст. 333.15 НК РФ);
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Действия налоговой инспекции заключаются в том, что в процессе налоговой проверки налоговый орган может прийти к выводу о том, что объем воды, использованный в системе водоснабжения для охлаждения оборудования и сброшенный в водохранилище, необоснованно не был включен генерирующей компанией в налоговую базу по водному налогу, так как необоснованно рассматривался компанией (в течение 50 лет) как объем воды оборотного водоснабжения. В соответствии с налоговым законодательством при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Налоговый орган требует, чтобы электростанция включала объем циркуляционной воды (циркулирующей в системе водоснабжения) в налоговую базу по водному налогу, тогда так водный налог всегда уплачивался электростанциями только за подпиточную воду (т.е. требующуюся для подпитки водохранилища из рек). Объем циркуляционной воды не включается электростанциями в налоговую базу по водному налогу в связи с наличием оборотного водоснабжения на ГРЭС, что исключает безвозвратное изъятие воды из водного объекта пруда-охладителя (водохранилища).
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Действия налоговой инспекции заключаются в том, что в процессе налоговой проверки налоговый орган может прийти к выводу о том, что объем воды, использованный в системе водоснабжения для охлаждения оборудования и сброшенный в водохранилище, необоснованно не был включен генерирующей компанией в налоговую базу по водному налогу, так как необоснованно рассматривался компанией (в течение 50 лет) как объем воды оборотного водоснабжения. В соответствии с налоговым законодательством при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Налоговый орган требует, чтобы электростанция включала объем циркуляционной воды (циркулирующей в системе водоснабжения) в налоговую базу по водному налогу, тогда так водный налог всегда уплачивался электростанциями только за подпиточную воду (т.е. требующуюся для подпитки водохранилища из рек). Объем циркуляционной воды не включается электростанциями в налоговую базу по водному налогу в связи с наличием оборотного водоснабжения на ГРЭС, что исключает безвозвратное изъятие воды из водного объекта пруда-охладителя (водохранилища).