Объект федерального значения это
Подборка наиболее важных документов по запросу Объект федерального значения это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.16 "Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов" ЗК РФПо смыслу статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд. Выводы суда о том, что планирование размещения автомобильной дороги в районе спорного земельного участка не свидетельствует об ограничении его в обороте, ввиду отсутствия на соответствующих картах отображения красных линий, сделаны без учета приведенных выше норм права и не могут быть признаны законными."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 49 "Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" ЗК РФОдним из таких оснований является связанное со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в том числе линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О поиске баланса между публичными и частными интересами при комплексном развитии территории
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2023, N 12)В качестве примера такого механизма в российском законодательстве можно рассматривать соглашения об организации строительства олимпийских объектов федерального значения <38>. Этот институт предполагал, что собственники земельных участков, предназначенных для размещения соответствующих объектов, могут участвовать в их создании при условии заключения с государственной корпорацией соглашений, регламентирующих среди прочего обязательства собственника по предоставлению объекта для проведения спортивных соревнований. При этом в случае заключения названных соглашений земельные участки у собственников для публичных нужд не изымались (ч. 12 ст. 15 указанного Федерального закона).
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2023, N 12)В качестве примера такого механизма в российском законодательстве можно рассматривать соглашения об организации строительства олимпийских объектов федерального значения <38>. Этот институт предполагал, что собственники земельных участков, предназначенных для размещения соответствующих объектов, могут участвовать в их создании при условии заключения с государственной корпорацией соглашений, регламентирующих среди прочего обязательства собственника по предоставлению объекта для проведения спортивных соревнований. При этом в случае заключения названных соглашений земельные участки у собственников для публичных нужд не изымались (ч. 12 ст. 15 указанного Федерального закона).
Статья: Территориальная основа российской государственности: результаты состоявшихся конституционных изменений и перспективы новых преобразований
(Лексин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Неопределенность же пространственного соотношения федеральных территорий с субъектами РФ при отсутствии предусмотренного в Конституции РФ механизма вычленения первых из состава последних вряд ли устранима. Однако данное обстоятельство видится хотя и немаловажной, но скорее доктринальной проблемой, чем практической: формальное пребывание той или иной территории в пределах того или иного субъекта РФ никогда не препятствовало установлению на ней специфического правового режима, ограничивающего регулятивные или иные функции региональных органов государственной власти. Такие режимы неизбежно складываются в столице, на приграничных территориях, в ЗАТО, в местах расположения военных и иных особо охраняемых объектов федерального значения. В связи с этим достаточно закономерно, что в ст. 60 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ федеральные территории рассматриваются наряду с территориями региональных центров, ЗАТО, наукоградов и иных специфических территориальных единиц, что косвенно свидетельствует о намерении законодателя не отделять федеральные территории от территорий субъектов РФ <20>.
(Лексин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Неопределенность же пространственного соотношения федеральных территорий с субъектами РФ при отсутствии предусмотренного в Конституции РФ механизма вычленения первых из состава последних вряд ли устранима. Однако данное обстоятельство видится хотя и немаловажной, но скорее доктринальной проблемой, чем практической: формальное пребывание той или иной территории в пределах того или иного субъекта РФ никогда не препятствовало установлению на ней специфического правового режима, ограничивающего регулятивные или иные функции региональных органов государственной власти. Такие режимы неизбежно складываются в столице, на приграничных территориях, в ЗАТО, в местах расположения военных и иных особо охраняемых объектов федерального значения. В связи с этим достаточно закономерно, что в ст. 60 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ федеральные территории рассматриваются наряду с территориями региональных центров, ЗАТО, наукоградов и иных специфических территориальных единиц, что косвенно свидетельствует о намерении законодателя не отделять федеральные территории от территорий субъектов РФ <20>.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)18) объекты федерального значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса областях, определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации;
(ред. от 31.07.2025)18) объекты федерального значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса областях, определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации;
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)При этом факт признания объектами культурного наследия федерального значения только отдельных конструктивных элементов такого здания не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика права на применение льготы, предусмотренной подп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)При этом факт признания объектами культурного наследия федерального значения только отдельных конструктивных элементов такого здания не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика права на применение льготы, предусмотренной подп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- расположенные в границах такой территории земельные участки, предназначенные для размещения объектов федерального значения, а также земельные участки, на которых расположены эти объекты, за исключением случаев согласования включения указанных земельных участков в границы территории, подлежащей комплексному развитию в установленном ГрК РФ порядке;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- расположенные в границах такой территории земельные участки, предназначенные для размещения объектов федерального значения, а также земельные участки, на которых расположены эти объекты, за исключением случаев согласования включения указанных земельных участков в границы территории, подлежащей комплексному развитию в установленном ГрК РФ порядке;
Статья: Правовое регулирование деятельности оперативных подразделений правоохранительных органов в морских пространствах
(Михайлова Л.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)Так, Градостроительным кодексом РФ <14> определено зонирование территорий муниципальных образований, объектов федерального и регионального значения. При этом к морским пространствам невозможно применять прямое заимствование дефиниций объектов правового регулирования из смежных отраслей национального законодательства. Имеющийся правовой инструментарий пространственного планирования ориентирован на сухопутные пространства и не предназначен к иному использованию. Морское пространство не имеет возможности размещения в нем отдельных объектов регионального и местного значения без системной взаимосвязи с инфраструктурой суши, а границы зон в морском пространстве носят условный характер, поскольку не имеют технических средств фиксации на местности.
(Михайлова Л.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)Так, Градостроительным кодексом РФ <14> определено зонирование территорий муниципальных образований, объектов федерального и регионального значения. При этом к морским пространствам невозможно применять прямое заимствование дефиниций объектов правового регулирования из смежных отраслей национального законодательства. Имеющийся правовой инструментарий пространственного планирования ориентирован на сухопутные пространства и не предназначен к иному использованию. Морское пространство не имеет возможности размещения в нем отдельных объектов регионального и местного значения без системной взаимосвязи с инфраструктурой суши, а границы зон в морском пространстве носят условный характер, поскольку не имеют технических средств фиксации на местности.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 2 комментируемой статьи дается определение территориального планирования как планирования развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Функциональные зоны - это зоны, для которых документами территориального планирования определены их границы и функциональное назначение. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) (ред. от 26.12.2018) было определено, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 2 комментируемой статьи дается определение территориального планирования как планирования развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Функциональные зоны - это зоны, для которых документами территориального планирования определены их границы и функциональное назначение. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) (ред. от 26.12.2018) было определено, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Готовое решение: Кто содержит и обслуживает бесхозяйное имущество
(КонсультантПлюс, 2025)Органы местного самоуправления определяют такую организацию до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения. Они же обеспечивают содержание и обслуживание данного объекта. В городах федерального значения это делают уполномоченные органы исполнительной власти (ч. 6, 6.1, 6.4 ст. 15 Закона о теплоснабжении).
(КонсультантПлюс, 2025)Органы местного самоуправления определяют такую организацию до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения. Они же обеспечивают содержание и обслуживание данного объекта. В городах федерального значения это делают уполномоченные органы исполнительной власти (ч. 6, 6.1, 6.4 ст. 15 Закона о теплоснабжении).
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 08.12.2022 N 03-05-05-01/120262 <О налоге на имущество организаций в отношении капитальных вложений в виде неотделимых улучшений в арендованный объект недвижимости, не возмещенных арендодателем и учтенных у арендатора в качестве ОС>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 3)Наглядный пример содержится в Письме финансового ведомства от 27.12.2018 N 03-05-05-01/95477. Допустим, что арендованная недвижимость признана объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов РФ федерального значения. В таком случае неотделимые улучшения в этот объект, учтенные арендатором на балансе в качестве основных средств, не облагают налогом на имущество на основании пп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 3)Наглядный пример содержится в Письме финансового ведомства от 27.12.2018 N 03-05-05-01/95477. Допустим, что арендованная недвижимость признана объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов РФ федерального значения. В таком случае неотделимые улучшения в этот объект, учтенные арендатором на балансе в качестве основных средств, не облагают налогом на имущество на основании пп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ.
Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Одним из ключевых этапов, связанных с установлением публичного сервитута, является направление соответствующего ходатайства в уполномоченный орган, неверное определение которого, несмотря на выполнение всех мероприятий, предусмотренных ЗК РФ, влечет направление органом регистрации прав уведомления о невозможности внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) <4>. Орган, уполномоченный на принятие такого решения, определяется в соответствии со статьей 39.38 ЗК РФ. В целях определения органа, к полномочиям которого отнесено принятие решения об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимо установить, обладает ли такое сооружение "публичным статусом", то есть является ли сооружение объектом местного, регионального или федерального значения. Руководствуясь этим критерием, лицо, заинтересованное в установлении публичного сервитута, направляет ходатайство в орган местного самоуправления, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в федеральный орган исполнительной власти соответственно. При этом если инженерное сооружение не обладает публичным статусом, но в целях его размещения допускается установление публичного сервитута (например если размещение инженерного сооружения осуществляется в целях подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения), то такое решение принимается органом местного самоуправления.
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Одним из ключевых этапов, связанных с установлением публичного сервитута, является направление соответствующего ходатайства в уполномоченный орган, неверное определение которого, несмотря на выполнение всех мероприятий, предусмотренных ЗК РФ, влечет направление органом регистрации прав уведомления о невозможности внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) <4>. Орган, уполномоченный на принятие такого решения, определяется в соответствии со статьей 39.38 ЗК РФ. В целях определения органа, к полномочиям которого отнесено принятие решения об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимо установить, обладает ли такое сооружение "публичным статусом", то есть является ли сооружение объектом местного, регионального или федерального значения. Руководствуясь этим критерием, лицо, заинтересованное в установлении публичного сервитута, направляет ходатайство в орган местного самоуправления, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в федеральный орган исполнительной власти соответственно. При этом если инженерное сооружение не обладает публичным статусом, но в целях его размещения допускается установление публичного сервитута (например если размещение инженерного сооружения осуществляется в целях подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения), то такое решение принимается органом местного самоуправления.