Объект централизованной системы водоотведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Объект централизованной системы водоотведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""Соответственно, как ответчик, так и истец по смыслу пунктов 14 и 15 статьи 2 Закона N 416-ФЗ являются организациями водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатирующими отдельные объекты централизованной системы водоотведения в Дзержинском районе г. Нижний Тагил, а правоотношения сторон регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и положениями пунктов 1 и 2 статьи 11 Закона N 416-ФЗ, согласно которым в целях обеспечения, в том числе водоотведения, организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем водоотведения, заключают договоры по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения водоотведения."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""По смыслу приведенных норм права законодательством не предусмотрена возможность действия на одной централизованной сети водоотведения в одной территориальной зоне двух гарантирующих организаций в сфере водоотведения одновременно (при отсутствии двух или более технологических независимых друг от друга централизованных систем водоотведения), равно как не является причиной невозможности наделения статусом гарантирующей организации отсутствие у такой организации в законном владении отдельных объектов централизованной системы водоотведения, необходимых для обеспечения полного цикла водоотведения, поскольку для обеспечения такого полного цикла гарантирующая организация заключает договоры с владельцами соответствующих отдельных объектов централизованной системы водоотведения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения через технологически связанные (смежные) объекты централизованных систем водоснабжения или водоотведения.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
Вопрос: Разъяснение Правил подключения объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, в части нужд пожаротушения по вопросу расчета платы за подключение к централизованным системам водоснабжения за объем подключаемой нагрузки.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Статья 9. Особенности распоряжения объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Статья 9. Особенности распоряжения объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 4. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ,
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 4. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ,
Вопрос: В части заключения договоров аренды в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по технологической связи без торгов.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
Готовое решение: Как унитарному предприятию продать государственное или муниципальное имущество в хозяйственном ведении
(КонсультантПлюс, 2025)не может быть реализовано. Например, это касается объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В таком случае имущество передается собственнику, который, в свою очередь, обязан компенсировать уменьшение конкурсной массы (вопрос 2 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019));
(КонсультантПлюс, 2025)не может быть реализовано. Например, это касается объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В таком случае имущество передается собственнику, который, в свою очередь, обязан компенсировать уменьшение конкурсной массы (вопрос 2 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019));
Готовое решение: НДС при реализации концессионных соглашений
(КонсультантПлюс, 2025)результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем ГВС, ХВС, водоотведения, отдельных объектов таких систем, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и переданы вам во временное владение и пользование по договорам аренды, если в отношении указанных объектов с вами заключены концессионные соглашения в соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о концессионных соглашениях;
(КонсультантПлюс, 2025)результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем ГВС, ХВС, водоотведения, отдельных объектов таких систем, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и переданы вам во временное владение и пользование по договорам аренды, если в отношении указанных объектов с вами заключены концессионные соглашения в соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о концессионных соглашениях;
Статья: Гражданско-правовая ответственность абонентов за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения
(Красникова Л.А.)
("Гражданское право", 2023, N 6)Отношения организаций ВКХ и абонентов регулируются нормативно-правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения, а также вытекают из заключаемых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, предметом которых является в том числе и обязанность абонента соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованных систем водоотведения (далее по тексту - ЦСВ). Действующее законодательство в сфере водоотведения устанавливает прямой запрет для абонентов осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к негативным последствиям, угрожающим работоспособности ЦСВ. К таким последствиям федеральный законодатель отнес: повреждение данных объектов; нарушение надежности и бесперебойности их работы; нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях и др. <1>. Во избежание данных негативных последствий федеральным законодателем утвержден перечень как запрещенных загрязняющих веществ и материалов к сбросу в ЦСВ, так и максимально допустимых значений показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, которые абоненты при сбросе сточных вод не должны превышать <2>. При этом законодателем установлен запрет на достижение установленных максимально допустимых значений показателей и концентраций в сточных водах путем их разбавления нормативно-чистыми водами <3>. Порядок определения размера компенсации и порядок компенсации расходов организации ВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ, установлен разделом VII Правил N 644. Данный раздел предусматривает, что расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ осуществляется по определенным формулам. Однако данный раздел не содержит формулу, позволяющую организации ВКХ рассчитывать плату за негативное воздействие на работу ЦСВ в случае установления факта разбавления абонентами сточных вод нормативно-чистыми водами. В сложившейся ситуации становится очевидным, что одной из основных правовых проблем является вопрос ответственности абонента при установлении факта разбавления сточных вод нормативно-чистыми водами. Какие меры гражданско-правовой ответственности надлежит применять к абонентам, зависит от определения правовой природы отношений, складывающихся между абонентом и организацией ВКХ в части использования ЦСВ, а также в каком виде должна проявиться данная ответственность - в виде реального исполнения, возмещения убытков и т.д. Важно отметить, что вопросы гражданско-правовой ответственности абонентов в случае установления факта разбавления абонентами сточных вод нормативно-чистыми водами не были предметом исследования в юридической литературе. Также при осуществлении поиска литературы в интернет-ресурсах автором не выявлено статей, рукописей, монографий и т.п., аналогичных исследуемой им проблеме.
(Красникова Л.А.)
("Гражданское право", 2023, N 6)Отношения организаций ВКХ и абонентов регулируются нормативно-правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения, а также вытекают из заключаемых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, предметом которых является в том числе и обязанность абонента соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованных систем водоотведения (далее по тексту - ЦСВ). Действующее законодательство в сфере водоотведения устанавливает прямой запрет для абонентов осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к негативным последствиям, угрожающим работоспособности ЦСВ. К таким последствиям федеральный законодатель отнес: повреждение данных объектов; нарушение надежности и бесперебойности их работы; нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях и др. <1>. Во избежание данных негативных последствий федеральным законодателем утвержден перечень как запрещенных загрязняющих веществ и материалов к сбросу в ЦСВ, так и максимально допустимых значений показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, которые абоненты при сбросе сточных вод не должны превышать <2>. При этом законодателем установлен запрет на достижение установленных максимально допустимых значений показателей и концентраций в сточных водах путем их разбавления нормативно-чистыми водами <3>. Порядок определения размера компенсации и порядок компенсации расходов организации ВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ, установлен разделом VII Правил N 644. Данный раздел предусматривает, что расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ осуществляется по определенным формулам. Однако данный раздел не содержит формулу, позволяющую организации ВКХ рассчитывать плату за негативное воздействие на работу ЦСВ в случае установления факта разбавления абонентами сточных вод нормативно-чистыми водами. В сложившейся ситуации становится очевидным, что одной из основных правовых проблем является вопрос ответственности абонента при установлении факта разбавления сточных вод нормативно-чистыми водами. Какие меры гражданско-правовой ответственности надлежит применять к абонентам, зависит от определения правовой природы отношений, складывающихся между абонентом и организацией ВКХ в части использования ЦСВ, а также в каком виде должна проявиться данная ответственность - в виде реального исполнения, возмещения убытков и т.д. Важно отметить, что вопросы гражданско-правовой ответственности абонентов в случае установления факта разбавления абонентами сточных вод нормативно-чистыми водами не были предметом исследования в юридической литературе. Также при осуществлении поиска литературы в интернет-ресурсах автором не выявлено статей, рукописей, монографий и т.п., аналогичных исследуемой им проблеме.
Ситуация: Как подключить частный дом к централизованным системам водоснабжения и водоотведения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также проект обычно содержит исходные данные, которые в дальнейшем необходимы для проектирования подключения уполномоченной организацией. Кроме того, проектная документация потребуется в случае, если уполномоченная организация будет осуществлять архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию или модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - проектирование и строительство водопроводных систем) на земельном участке заявителя (п. п. 27, 58 Правил N 2130).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также проект обычно содержит исходные данные, которые в дальнейшем необходимы для проектирования подключения уполномоченной организацией. Кроме того, проектная документация потребуется в случае, если уполномоченная организация будет осуществлять архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию или модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - проектирование и строительство водопроводных систем) на земельном участке заявителя (п. п. 27, 58 Правил N 2130).
Вопрос: Порядок и условия получения согласия антимонопольного органа для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В целях государственного регулирования негативного воздействия на водные объекты для водопользователей, осуществляющих деятельность на объектах I категории, устанавливаются технологические нормативы (ст. 23 Закона об охране окружающей среды). Такие нормативы разрабатываются водопользователями для маркерных веществ - загрязняющих веществ, для которых предусмотрены технологические показатели наилучших доступных технологий <1>. Так, для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с учетом категорий водных объектов, в которые осуществляется сброс сточных вод, и мощности очистных сооружений <2>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В целях государственного регулирования негативного воздействия на водные объекты для водопользователей, осуществляющих деятельность на объектах I категории, устанавливаются технологические нормативы (ст. 23 Закона об охране окружающей среды). Такие нормативы разрабатываются водопользователями для маркерных веществ - загрязняющих веществ, для которых предусмотрены технологические показатели наилучших доступных технологий <1>. Так, для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с учетом категорий водных объектов, в которые осуществляется сброс сточных вод, и мощности очистных сооружений <2>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5.2. В ч. 5.2 комментируемой статьи установлено, что договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае индивидуальный предприниматель или юридическое лицо осуществляют также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несут ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанными физическим или юридическим лицами технических условий подключения (технологического присоединения) к централизованной системе горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Согласно ч. 2 ст. 52.1 комментируемого Кодекса технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, применяемые в целях архитектурно-строительного проектирования, определяются в соответствии с правилами подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и являются обязательными приложениями к договорам о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, заключаемым лицом, указанным в ч. 5 или 6 настоящей статьи, с лицом, владеющим соответствующей сетью на праве собственности или ином законном основании. В данном случае речь идет о Правилах подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2130. Само "подключение (технологическое присоединение)" определяется в абз. 6 п. 2 указанных Правил как совокупность организационных и технических действий, дающих возможность подключаемому объекту получать горячую воду из централизованной системы горячего водоснабжения и (или) холодную воду из централизованной системы холодного водоснабжения и (или) отводить (сбрасывать) сточные воды в централизованную систему водоотведения или создающих технологическую связь между централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения либо отдельными объектами централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5.2. В ч. 5.2 комментируемой статьи установлено, что договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае индивидуальный предприниматель или юридическое лицо осуществляют также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несут ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанными физическим или юридическим лицами технических условий подключения (технологического присоединения) к централизованной системе горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Согласно ч. 2 ст. 52.1 комментируемого Кодекса технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, применяемые в целях архитектурно-строительного проектирования, определяются в соответствии с правилами подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и являются обязательными приложениями к договорам о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, заключаемым лицом, указанным в ч. 5 или 6 настоящей статьи, с лицом, владеющим соответствующей сетью на праве собственности или ином законном основании. В данном случае речь идет о Правилах подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2130. Само "подключение (технологическое присоединение)" определяется в абз. 6 п. 2 указанных Правил как совокупность организационных и технических действий, дающих возможность подключаемому объекту получать горячую воду из централизованной системы горячего водоснабжения и (или) холодную воду из централизованной системы холодного водоснабжения и (или) отводить (сбрасывать) сточные воды в централизованную систему водоотведения или создающих технологическую связь между централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения либо отдельными объектами централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.