Объект археологического наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Объект археологического наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Обязанности органов местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)...суды пришли к обоснованным выводам о том, что само по себе расположение спорных объектов археологического наследия федерального значения в границах муниципального образования... район и указание данных объектов в перечне объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории... района и в схеме территориального планирования муниципального образования... не свидетельствует о наличии у Администрации обязанностей по принятию мер, направленных на сохранение объектов культурного наследия федерального значения, установленных Инспекцией в охранных обязательствах, и, как следствие, об отсутствии у Инспекции оснований для направления указанных охранных обязательств и наличии оснований для удовлетворения заявленных требований..."
(КонсультантПлюс, 2025)...суды пришли к обоснованным выводам о том, что само по себе расположение спорных объектов археологического наследия федерального значения в границах муниципального образования... район и указание данных объектов в перечне объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории... района и в схеме территориального планирования муниципального образования... не свидетельствует о наличии у Администрации обязанностей по принятию мер, направленных на сохранение объектов культурного наследия федерального значения, установленных Инспекцией в охранных обязательствах, и, как следствие, об отсутствии у Инспекции оснований для направления указанных охранных обязательств и наличии оснований для удовлетворения заявленных требований..."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 94 "Понятие и состав земель особо охраняемых территорий" ЗК РФ"Исходя из статей 94, 99 ЗК РФ земли историко-культурного назначения, в том числе занятые объектами археологического наследия, являются землями особо охраняемых территорий. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. На отдельных землях историко-культурного назначения может быть запрещена любая хозяйственная деятельность."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Снимается ограничение на опубликование отдельных сведений об объектах археологического наследия (15.12.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Снимается ограничение на опубликование отдельных сведений об объектах археологического наследия (15.12.2025)
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации от 30
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации от 30
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Указано, что установленный п. 14 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" запрет раздела в отношении земельных участков в границах территорий памятников и ансамблей применяется и к объектам археологического наследия.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Указано, что установленный п. 14 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" запрет раздела в отношении земельных участков в границах территорий памятников и ансамблей применяется и к объектам археологического наследия.
Статья: Споры о последствиях несогласования существенных условий о требованиях в отношении объектов культурного наследия
(Александрова М.А., Скудицкая М.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Объекты культурного наследия, выступающие предметом гражданско-правовых сделок, обладают значительной спецификой. В частности, перечень существенных условий договоров, заключаемых в отношении таких объектов недвижимости, сформулирован не только в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), но и в специальном законодательстве. Так, согласно положениям пунктов 7, 8 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об ОКН) в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия (далее также - объекты, включенные в реестр), либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта действует охранное обязательство, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. К таким требованиям относятся требования по содержанию и использованию, а также специфические требования по сохранению соответствующих объектов. Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью данных договоров. В случае отсутствия в договоре существенных условий, предусмотренных пунктом 7 статьи 48 Закона об ОКН, сделка является ничтожной <1>.
(Александрова М.А., Скудицкая М.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Объекты культурного наследия, выступающие предметом гражданско-правовых сделок, обладают значительной спецификой. В частности, перечень существенных условий договоров, заключаемых в отношении таких объектов недвижимости, сформулирован не только в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), но и в специальном законодательстве. Так, согласно положениям пунктов 7, 8 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об ОКН) в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия (далее также - объекты, включенные в реестр), либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта действует охранное обязательство, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. К таким требованиям относятся требования по содержанию и использованию, а также специфические требования по сохранению соответствующих объектов. Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью данных договоров. В случае отсутствия в договоре существенных условий, предусмотренных пунктом 7 статьи 48 Закона об ОКН, сделка является ничтожной <1>.
Статья: Некоторые аспекты осуществления контроля (надзора): проблемы нормативного регулирования и практической реализации
(Калинин Г.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)При этом сохранение объектов археологического наследия, составляющих более трети всех памятников истории и культуры <11>, "выпало" из оснований проведения мероприятий на основании программ проверок.
(Калинин Г.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)При этом сохранение объектов археологического наследия, составляющих более трети всех памятников истории и культуры <11>, "выпало" из оснований проведения мероприятий на основании программ проверок.
Последние изменения: Налогообложение земельным налогом
(КонсультантПлюс, 2025)Речь идет об ограниченных в обороте участках, занятых особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
(КонсультантПлюс, 2025)Речь идет об ограниченных в обороте участках, занятых особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно указанной статье к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно - прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно указанной статье к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно - прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статья: Объекты культурного наследия как часть культурного кода региона: некоторые аспекты правового регулирования
(Очагова В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Федеральный закон N 73 достаточно подробно характеризует объекты культурного наследия, детализируя, в частности, некоторые их виды. Действующая на сегодняшний день редакция, в отличие от первоначальной, рассматриваемого Федерального закона также к числу объектов культурного наследия относит объекты археологического наследия и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, раскрывая сущностные черты некоторых элементов из области археологического понимания. Статья 3.1 закрепляет понятие территории объекта культурного наследия, его границы. Подобное правовое уточнение, дополнившее Федеральный закон N 73, объясняется большим количеством судебных споров, имевших место до уточнения данного аспекта законодателем. Но вышеупомянутый нормативно-правовой акт не лишен, к сожалению, и многих недостатков. Так, некоторые исследователи отмечают в нем превалирование бланкетных норм, что требует принятия необходимых подзаконных актов, а в противном случае их отсутствие делает невозможным применение указанного Федерального закона <5>.
(Очагова В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Федеральный закон N 73 достаточно подробно характеризует объекты культурного наследия, детализируя, в частности, некоторые их виды. Действующая на сегодняшний день редакция, в отличие от первоначальной, рассматриваемого Федерального закона также к числу объектов культурного наследия относит объекты археологического наследия и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, раскрывая сущностные черты некоторых элементов из области археологического понимания. Статья 3.1 закрепляет понятие территории объекта культурного наследия, его границы. Подобное правовое уточнение, дополнившее Федеральный закон N 73, объясняется большим количеством судебных споров, имевших место до уточнения данного аспекта законодателем. Но вышеупомянутый нормативно-правовой акт не лишен, к сожалению, и многих недостатков. Так, некоторые исследователи отмечают в нем превалирование бланкетных норм, что требует принятия необходимых подзаконных актов, а в противном случае их отсутствие делает невозможным применение указанного Федерального закона <5>.
Статья: Пределы цифровизации правовой охраны окружающей среды и природопользования
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)К цифровой информации об охране окружающей среды и природопользования, наделенной режимом коммерческой и иной охраняемой законом тайны, а также другие ограничения доступа, относятся: 1) информация, имеющая режим коммерческой или иной охраняемой законом тайны и содержащаяся в федеральной государственной информационной системе учета ТКО (п. 9 ст. 13.5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"); 2) информация в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (ч. 6 ст. 8 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" <23>); 3) сведения о границах территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия (п. 34.2 ст. 9 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <24>) и др.
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)К цифровой информации об охране окружающей среды и природопользования, наделенной режимом коммерческой и иной охраняемой законом тайны, а также другие ограничения доступа, относятся: 1) информация, имеющая режим коммерческой или иной охраняемой законом тайны и содержащаяся в федеральной государственной информационной системе учета ТКО (п. 9 ст. 13.5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"); 2) информация в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (ч. 6 ст. 8 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" <23>); 3) сведения о границах территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия (п. 34.2 ст. 9 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <24>) и др.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Абзацем 1 п. 1 указанной статьи (в ред. Закона 2014 г. N 315-ФЗ) установлено, что на объект культурного наследия, включенный в реестр объектов культурного наследия, собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре объектов культурного наследия, выдается паспорт объекта культурного наследия. На основании абз. 2 указанного пункта издан Приказ Минкультуры России от 2 июля 2015 г. N 1906 "Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия" <273>;
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Абзацем 1 п. 1 указанной статьи (в ред. Закона 2014 г. N 315-ФЗ) установлено, что на объект культурного наследия, включенный в реестр объектов культурного наследия, собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре объектов культурного наследия, выдается паспорт объекта культурного наследия. На основании абз. 2 указанного пункта издан Приказ Минкультуры России от 2 июля 2015 г. N 1906 "Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия" <273>;