Объединение неразграниченных земельных участков
Подборка наиболее важных документов по запросу Объединение неразграниченных земельных участков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2024 N 10АП-19763/2024 по делу N А41-52126/2023
Категория: Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования: 1) Об установлении границ земельного участка; 2) Об исключении сведений, включении сведений в ЕГРН; 3) О признании права собственности отсутствующим.
Обстоятельства: Ответчиком не представлено доказательств нахождения линейных объектов на спорном участке и ссылок на правовые нормы, запрещающие образование земельных участков в пределах границ территории общего пользования.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Приняв во внимание, что истец обращался к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги "Утверждение схемы раздела или объединения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", однако решением Администрации от 15.02.2023 в предоставлении услуги отказано, суд признал избранный истцом способ защиты права надлежащим, поскольку направлен на окончательное разрешение имеющегося между сторонами правового спора.
Категория: Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования: 1) Об установлении границ земельного участка; 2) Об исключении сведений, включении сведений в ЕГРН; 3) О признании права собственности отсутствующим.
Обстоятельства: Ответчиком не представлено доказательств нахождения линейных объектов на спорном участке и ссылок на правовые нормы, запрещающие образование земельных участков в пределах границ территории общего пользования.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Приняв во внимание, что истец обращался к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги "Утверждение схемы раздела или объединения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", однако решением Администрации от 15.02.2023 в предоставлении услуги отказано, суд признал избранный истцом способ защиты права надлежащим, поскольку направлен на окончательное разрешение имеющегося между сторонами правового спора.
Апелляционное определение Архангельского областного суда от 18.01.2024 N 33-567/2024 (УИД 29RS0019-01-2023-000551-27)
Категория спора: Дарение.
Требования: О признании договора недействительным, применении последствий недействительности сделки.
Обстоятельства: Установлено, что земельный участок и жилое строение являются общим совместным имуществом супругов. Таким образом, даритель имел право по распоряжению только 1/2 доли данного имущества.
Решение: Удовлетворено в части.При этом судом правильно было указано, что факт того, что соглашением N от 1 декабря 2021 г. земельный участок с кадастровым N в 2021 г. был преобразован уже после одно из супругов путем объединения со смежным земельным участком площадью <данные изъяты> кв. м, государственная собственность на который не разграничена, в земельный участок с кадастровым N, не свидетельствует о том, что был изменен субъективный состав собственников участка, соответственно указанный земельный участок не перестал являться совместно нажитым имуществом супругов.
Категория спора: Дарение.
Требования: О признании договора недействительным, применении последствий недействительности сделки.
Обстоятельства: Установлено, что земельный участок и жилое строение являются общим совместным имуществом супругов. Таким образом, даритель имел право по распоряжению только 1/2 доли данного имущества.
Решение: Удовлетворено в части.При этом судом правильно было указано, что факт того, что соглашением N от 1 декабря 2021 г. земельный участок с кадастровым N в 2021 г. был преобразован уже после одно из супругов путем объединения со смежным земельным участком площадью <данные изъяты> кв. м, государственная собственность на который не разграничена, в земельный участок с кадастровым N, не свидетельствует о том, что был изменен субъективный состав собственников участка, соответственно указанный земельный участок не перестал являться совместно нажитым имуществом супругов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4) обладатель права пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельным участком самостоятельно вправе обратиться за учетно-регистрационными действиями в связи с разделом или объединением земельных участков, уточнением границ, а также вправе при соблюдении установленных законом условий строить на земельном участке и оформлять построенные объекты в свою собственность;
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4) обладатель права пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельным участком самостоятельно вправе обратиться за учетно-регистрационными действиями в связи с разделом или объединением земельных участков, уточнением границ, а также вправе при соблюдении установленных законом условий строить на земельном участке и оформлять построенные объекты в свою собственность;
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Поскольку многоконтурные земельные участки вовлечены в настоящее время в оборот, для устранения существующего правового пробела в регулировании режима данных участков предлагается внести изменения в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", определив, что земельные участки, образованные в форме единого землепользования или многоконтурного участка, и поставленные на кадастровый учет, выступают объектами земельных отношений и источниками формирования новых земельных участков путем объединения, перераспределения или выдела, в результате которых могут образовываться земельные участки и (или) многоконтурные земельные участки. При этом земельные участки, не являющиеся многоконтурными, не могут быть объединены в единое землепользование - многоконтурный участок.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Поскольку многоконтурные земельные участки вовлечены в настоящее время в оборот, для устранения существующего правового пробела в регулировании режима данных участков предлагается внести изменения в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", определив, что земельные участки, образованные в форме единого землепользования или многоконтурного участка, и поставленные на кадастровый учет, выступают объектами земельных отношений и источниками формирования новых земельных участков путем объединения, перераспределения или выдела, в результате которых могут образовываться земельные участки и (или) многоконтурные земельные участки. При этом земельные участки, не являющиеся многоконтурными, не могут быть объединены в единое землепользование - многоконтурный участок.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.04.2021 N 120-ФЗ
(ред. от 05.12.2022)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"4.4) лица, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду или в безвозмездное пользование, - при государственном кадастровом учете в связи с разделом или объединением земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории;";
(ред. от 05.12.2022)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"4.4) лица, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду или в безвозмездное пользование, - при государственном кадастровом учете в связи с разделом или объединением земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории;";
<Письмо> Минэкономразвития России от 15.09.2017 N 26268-ВА/Д23и
"О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ"Важно отметить, что указанные положения применяются только при образовании земельного участка из земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности. В случае образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем раздела, объединения, перераспределения положения указанной нормы не применяются.
"О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ"Важно отметить, что указанные положения применяются только при образовании земельного участка из земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности. В случае образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем раздела, объединения, перераспределения положения указанной нормы не применяются.
Вопрос: Какими правовыми нормами регулируются отношения в сфере рекламы?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решением Совета депутатов городского округа Красногорска МО от 30.01.2025 N 269/19 утверждена базовая ставка размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, а также на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена на территории городского округа Красногорска Московской области, на 2025 г.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решением Совета депутатов городского округа Красногорска МО от 30.01.2025 N 269/19 утверждена базовая ставка размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, а также на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена на территории городского округа Красногорска Московской области, на 2025 г.
Статья: К вопросу о признании права на земельный участок
(Анисимов А.П., Резванова Л.А., Смиренская Е.В.)
("Современное право", 2023, N 3)Несмотря на наличие точных и четких законодательных формулировок, применение процедуры приобретательной давности к земельным участкам как объектам недвижимости порождает ряд проблем в судебной практике, поскольку в ЗК РФ приобретательная давность никак не упоминается, а использование участка без надлежащих правовых оснований можно квалифицировать как самовольное занятие земельного участка (за это ст. 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность). ГК РФ оставляет открытым и вопрос о том, в рамках каких форм собственности действует институт приобретательной давности. Должна ли идти речь только о государственных и муниципальных землях [10], или и о частных землях тоже [4]? Дело в том, что бесхозяйных земельных участков не бывает - действует презумпция государственной собственности на них, установленная в п. 2 ст. 214 ГК РФ. И даже если земельный участок не находится в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной или частной собственности, он все равно находится в неразграниченной государственной собственности, т.е. не является бесхозяйным. С учетом формулировок ст. 8 Конституции РФ и сложившейся судебной практики можно утверждать, что все формы собственности на землю равны, и земельный участок в рамках любой из них может перейти к лицу в силу приобретательной давности. Тем не менее следует заметить, что в федеральной, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут быть только те земельные участки, которые необходимы соответствующим уровням публичной власти для решения стоящих перед ними задач. Соответственно, даже если находящийся в федеральной собственности земельный участок (например, для нужд обороны) в течение длительного времени не используется, частная собственность в силу приобретательной давности на него возникнуть не сможет, поскольку он ограничен в обороте. Поэтому в частную собственность по процедуре приобретательной давности могут перейти только земельные участки из состава неразграниченной государственной собственности, которые свободны в обороте.
(Анисимов А.П., Резванова Л.А., Смиренская Е.В.)
("Современное право", 2023, N 3)Несмотря на наличие точных и четких законодательных формулировок, применение процедуры приобретательной давности к земельным участкам как объектам недвижимости порождает ряд проблем в судебной практике, поскольку в ЗК РФ приобретательная давность никак не упоминается, а использование участка без надлежащих правовых оснований можно квалифицировать как самовольное занятие земельного участка (за это ст. 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность). ГК РФ оставляет открытым и вопрос о том, в рамках каких форм собственности действует институт приобретательной давности. Должна ли идти речь только о государственных и муниципальных землях [10], или и о частных землях тоже [4]? Дело в том, что бесхозяйных земельных участков не бывает - действует презумпция государственной собственности на них, установленная в п. 2 ст. 214 ГК РФ. И даже если земельный участок не находится в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной или частной собственности, он все равно находится в неразграниченной государственной собственности, т.е. не является бесхозяйным. С учетом формулировок ст. 8 Конституции РФ и сложившейся судебной практики можно утверждать, что все формы собственности на землю равны, и земельный участок в рамках любой из них может перейти к лицу в силу приобретательной давности. Тем не менее следует заметить, что в федеральной, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут быть только те земельные участки, которые необходимы соответствующим уровням публичной власти для решения стоящих перед ними задач. Соответственно, даже если находящийся в федеральной собственности земельный участок (например, для нужд обороны) в течение длительного времени не используется, частная собственность в силу приобретательной давности на него возникнуть не сможет, поскольку он ограничен в обороте. Поэтому в частную собственность по процедуре приобретательной давности могут перейти только земельные участки из состава неразграниченной государственной собственности, которые свободны в обороте.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При регистрации договора купли-продажи такого жилого помещения либо другого договора, предусматривающего его отчуждение, также необходима выписка из списка граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, построенного на земельных участках единого института развития в жилищной сфере или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и которыми единый институт развития в жилищной сфере распоряжается по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, которые переданы в безвозмездное пользование либо аренду для строительства стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, или аренду для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий". Указанная выписка должна содержать сведения о гражданине, который является стороной договора купли-продажи стандартного жилья. Следует учитывать, что в настоящее время указанные категории граждан и основания приобретения стандартного жилья федеральным законодательством не установлены. Ведение списков граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, не предусмотрено.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При регистрации договора купли-продажи такого жилого помещения либо другого договора, предусматривающего его отчуждение, также необходима выписка из списка граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, построенного на земельных участках единого института развития в жилищной сфере или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и которыми единый институт развития в жилищной сфере распоряжается по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, которые переданы в безвозмездное пользование либо аренду для строительства стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, или аренду для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий". Указанная выписка должна содержать сведения о гражданине, который является стороной договора купли-продажи стандартного жилья. Следует учитывать, что в настоящее время указанные категории граждан и основания приобретения стандартного жилья федеральным законодательством не установлены. Ведение списков граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, не предусмотрено.