Об обязательности проведения государственной экологической экспертизы
Подборка наиболее важных документов по запросу Об обязательности проведения государственной экологической экспертизы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об экологизации и деэкологизации законодательства и других сфер общественной жизни
(Злотникова Т.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)В период становления современной российской государственности экологизация всех сфер общественной жизни, включая политику, управление, законодательное регулирование, характеризуется фактами с эпитетом "впервые". Так, впервые был принят прогрессивный Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" <3>, в числе основных принципов которого был провозглашен "приоритет охраны жизни и здоровья человека". В ныне действующей редакции главного закона, регулирующего экологическую сферу, с почти одноименным названием <4> такой принцип отсутствует. И хотя число принципов в современной редакции закона кратно увеличено с 7 до 24, но приоритет экологических интересов в нем заменен на "научно обоснованное сочетание", что, безусловно, снижает экологическую направленность его правоприменения. С 1992 г. недолгий период Президент России имел советника по экологической политике <5>, которым стал член-корреспондент РАН А.В. Яблоков. Впервые в России стали издавать ежегодные государственные доклады о состоянии природной среды, а также Красную книгу редких и исчезающих растений и животных <6>. В 1995 г. специальным законом была введена презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности и обязательность проведения государственной экологической экспертизы, предшествующей этой деятельности <7>. Данный федеральный закон стал важной превентивной мерой по недопущению строительства экологически опасных объектов. За короткий период был принят основной массив современного природоохранного законодательства, к формированию которого автор этих строк имеет непосредственное отношение <8>.
(Злотникова Т.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)В период становления современной российской государственности экологизация всех сфер общественной жизни, включая политику, управление, законодательное регулирование, характеризуется фактами с эпитетом "впервые". Так, впервые был принят прогрессивный Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" <3>, в числе основных принципов которого был провозглашен "приоритет охраны жизни и здоровья человека". В ныне действующей редакции главного закона, регулирующего экологическую сферу, с почти одноименным названием <4> такой принцип отсутствует. И хотя число принципов в современной редакции закона кратно увеличено с 7 до 24, но приоритет экологических интересов в нем заменен на "научно обоснованное сочетание", что, безусловно, снижает экологическую направленность его правоприменения. С 1992 г. недолгий период Президент России имел советника по экологической политике <5>, которым стал член-корреспондент РАН А.В. Яблоков. Впервые в России стали издавать ежегодные государственные доклады о состоянии природной среды, а также Красную книгу редких и исчезающих растений и животных <6>. В 1995 г. специальным законом была введена презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности и обязательность проведения государственной экологической экспертизы, предшествующей этой деятельности <7>. Данный федеральный закон стал важной превентивной мерой по недопущению строительства экологически опасных объектов. За короткий период был принят основной массив современного природоохранного законодательства, к формированию которого автор этих строк имеет непосредственное отношение <8>.
Статья: К вопросу о правовом режиме земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Большинство судов приходит к выводу об обязательности проведения государственной экологической экспертизы при строительстве, реконструкции объектов на землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов, созданных до 30 декабря 2013 года <38>.
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Большинство судов приходит к выводу об обязательности проведения государственной экологической экспертизы при строительстве, реконструкции объектов на землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов, созданных до 30 декабря 2013 года <38>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов
(ред. от 31.07.2025)Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Закон о морских водах устанавливает правила захоронения донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море (ст. 37.1), предусматривая, что такое захоронение должно осуществляться в соответствии с международными договорами и самим Федеральным законом на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического контроля (надзора), т.е. Росприроднадзором (при этом срок его выдачи не должен превышать восьми месяцев, включая срок проведения государственной экологической экспертизы обосновывающей документации).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Закон о морских водах устанавливает правила захоронения донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море (ст. 37.1), предусматривая, что такое захоронение должно осуществляться в соответствии с международными договорами и самим Федеральным законом на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического контроля (надзора), т.е. Росприроднадзором (при этом срок его выдачи не должен превышать восьми месяцев, включая срок проведения государственной экологической экспертизы обосновывающей документации).
Статья: О соотношении правовых режимов Байкальской природной территории и других территорий и зон, созданных в ее границах
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)К основным элементам правового режима Байкальской природной территории можно отнести сложное экологическое зонирование в сочетании с установлением прямых запретов на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, определение специальных требований по осуществлению природопользования и обязательное проведение федеральной государственной экологической экспертизы.
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)К основным элементам правового режима Байкальской природной территории можно отнести сложное экологическое зонирование в сочетании с установлением прямых запретов на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, определение специальных требований по осуществлению природопользования и обязательное проведение федеральной государственной экологической экспертизы.