Об обязании ликвидировать свалку
Подборка наиболее важных документов по запросу Об обязании ликвидировать свалку (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Оспаривание решений и действий (бездействия) органов власти: Прокурор не согласен с непринятием мер по организации вывоза отходов
(КонсультантПлюс, 2025)Признать незаконным бездействие по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки
(КонсультантПлюс, 2025)Признать незаконным бездействие по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Кто является собственником отходов
(КонсультантПлюс, 2025)При использовании данной практики учтите, что, по мнению Конституционного Суда РФ, до внесения ряда изменений в законодательство суд должен в решении, по которому муниципальные органы обязаны ликвидировать незаконную свалку (ТКО) за счет средств местного бюджета либо с муниципального образования взыскиваются расходы, понесенные региональным оператором на ликвидацию такой свалки (ТКО), указывать условия финансового обеспечения (Постановление от 30.05.2023 N 27-П).
(КонсультантПлюс, 2025)При использовании данной практики учтите, что, по мнению Конституционного Суда РФ, до внесения ряда изменений в законодательство суд должен в решении, по которому муниципальные органы обязаны ликвидировать незаконную свалку (ТКО) за счет средств местного бюджета либо с муниципального образования взыскиваются расходы, понесенные региональным оператором на ликвидацию такой свалки (ТКО), указывать условия финансового обеспечения (Постановление от 30.05.2023 N 27-П).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)34.1. В другом деле суды удовлетворили иск об обязании сетевой компании организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в границах охранной зоны объекта электроэнергетики, расположенного на лесном участке, поскольку в силу пункта 17 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 июля 2020 г. N 434, граждане, юридические лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, обязаны обеспечивать регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)34.1. В другом деле суды удовлетворили иск об обязании сетевой компании организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в границах охранной зоны объекта электроэнергетики, расположенного на лесном участке, поскольку в силу пункта 17 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 июля 2020 г. N 434, граждане, юридические лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, обязаны обеспечивать регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Решением суда первой инстанции удовлетворены требования межрайонного прокурора об обязании учреждения принять меры к ликвидации свалки, размещенной на земельном участке, и произвести рекультивацию земельного участка в соответствии с утвержденным проектом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Решением суда первой инстанции удовлетворены требования межрайонного прокурора об обязании учреждения принять меры к ликвидации свалки, размещенной на земельном участке, и произвести рекультивацию земельного участка в соответствии с утвержденным проектом.
Статья: Правовое регулирование оценки и учета накопленного вреда окружающей среде
(Лиманская А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)Так, по материалам судебного дела земельный участок предоставлен заявителю для эксплуатации и обслуживания территории городской свалки. Общество в заявлении к нему указало, что на момент обращения с заявкой на участке находилась свалка, образованная от прошлой деятельности других хозяйствующих субъектов. Общество полагает, что объект НВОС (земельный участок) подлежит постановке на учет без учета отходов, размещенных на этом участке до передачи в аренду, а также без учета деятельности общества на нем до указанного времени. Позиция суда состояла в следующем: поскольку на момент заключения договора на участке находилась свалка, арендатор обязуется надлежащим образом содержать участок независимо от момента возникновения названной свалки, то есть обязан ликвидировать все свалки на земельном участке, образованные как до заключения договора, так и в период его исполнения. Поскольку не доказано нарушение другим лицом обязанностей по ликвидации свалки, она подлежит рекультивации арендатором земельного участка (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2017 года по делу N А13-1506/2017).
(Лиманская А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)Так, по материалам судебного дела земельный участок предоставлен заявителю для эксплуатации и обслуживания территории городской свалки. Общество в заявлении к нему указало, что на момент обращения с заявкой на участке находилась свалка, образованная от прошлой деятельности других хозяйствующих субъектов. Общество полагает, что объект НВОС (земельный участок) подлежит постановке на учет без учета отходов, размещенных на этом участке до передачи в аренду, а также без учета деятельности общества на нем до указанного времени. Позиция суда состояла в следующем: поскольку на момент заключения договора на участке находилась свалка, арендатор обязуется надлежащим образом содержать участок независимо от момента возникновения названной свалки, то есть обязан ликвидировать все свалки на земельном участке, образованные как до заключения договора, так и в период его исполнения. Поскольку не доказано нарушение другим лицом обязанностей по ликвидации свалки, она подлежит рекультивации арендатором земельного участка (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2017 года по делу N А13-1506/2017).
Ситуация: Кто несет обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок (мест накопления ТКО)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2. Ликвидация несанкционированных свалок ТКО
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2. Ликвидация несанкционированных свалок ТКО
Статья: Как следует определять ответственного за появление несанкционированной свалки?
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Должных мер для очистки территории, замусоренной в результате жизнедеятельности села Б., не приняла и администрация Новосибирского района Новосибирской области. По иску прокурора суды обязали местную администрацию ликвидировать несанкционированную свалку на участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения.
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Должных мер для очистки территории, замусоренной в результате жизнедеятельности села Б., не приняла и администрация Новосибирского района Новосибирской области. По иску прокурора суды обязали местную администрацию ликвидировать несанкционированную свалку на участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения.
Статья: О проблемах, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и путях их решения
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Однако указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, являющаяся обязательной на всей территории Российской Федерации для всех органов публичной власти, в том числе судебных органов, не дает однозначного ответа на вопрос о том, что же делать с теми судебными решениями, которые уже обязали органы местного самоуправления ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и которые уже вступили в силу.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Однако указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, являющаяся обязательной на всей территории Российской Федерации для всех органов публичной власти, в том числе судебных органов, не дает однозначного ответа на вопрос о том, что же делать с теми судебными решениями, которые уже обязали органы местного самоуправления ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и которые уже вступили в силу.
Вопрос: Готовим аукцион на ликвидацию несанкционированной свалки. Нужно ли предъявлять к участникам данной закупки требование о наличии у них лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 11)Вопрос: Готовим аукцион на ликвидацию несанкционированной свалки. В состав работ по контракту будут входить сбор, погрузка и перевозка мусора, а также его размещение на полигоне твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Нужно ли предъявлять к участникам данной закупки требование о наличии у них лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 11)Вопрос: Готовим аукцион на ликвидацию несанкционированной свалки. В состав работ по контракту будут входить сбор, погрузка и перевозка мусора, а также его размещение на полигоне твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Нужно ли предъявлять к участникам данной закупки требование о наличии у них лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности?
Статья: Перспективы применения Постановления Конституционного Суда от 30 мая 2023 г. N 27-П к вопросам пожарной безопасности: проблема содержания муниципальными образованиями земель, государственная собственность на которые не разграничена
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)И хотя Конституционный Суд РФ обязал федерального законодателя внести необходимые изменения в законодательство, тем не менее ограничился лишь вопросами ликвидации несанкционированных свалок. Однако следует отметить, что проблема определения органа публичной власти, ответственного за содержание земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, связана не только с вопросами ликвидации несанкционированных свалок на данных землях, но и затрагивает иной комплекс вопросов.
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)И хотя Конституционный Суд РФ обязал федерального законодателя внести необходимые изменения в законодательство, тем не менее ограничился лишь вопросами ликвидации несанкционированных свалок. Однако следует отметить, что проблема определения органа публичной власти, ответственного за содержание земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, связана не только с вопросами ликвидации несанкционированных свалок на данных землях, но и затрагивает иной комплекс вопросов.
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Так, Законом Свердловской области от 2014 года перераспределены полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Решением районного суда от 2022 года удовлетворены требования межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на землях неразграниченной государственной собственности на Министерство по управлению государственным имуществом области. Как указано в решении суда, поскольку исключительно Министерство обладает полномочиями по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, то только оно одно и выступает в любых правоотношениях, в том числе в правоотношениях по обращению с обнаруженными отходами производства и потребления как собственник таких земель и лицо, обязанное нести расходы по их содержанию <23>.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Так, Законом Свердловской области от 2014 года перераспределены полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Решением районного суда от 2022 года удовлетворены требования межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на землях неразграниченной государственной собственности на Министерство по управлению государственным имуществом области. Как указано в решении суда, поскольку исключительно Министерство обладает полномочиями по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, то только оно одно и выступает в любых правоотношениях, в том числе в правоотношениях по обращению с обнаруженными отходами производства и потребления как собственник таких земель и лицо, обязанное нести расходы по их содержанию <23>.
Статья: О проблеме исполнения актов Конституционного Суда РФ по вопросу ликвидации органами публичной власти мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)До того как будут внесены изменения в законодательство, суды могут принимать решения, которые обязывают местные власти ликвидировать несанкционированные свалки за счет средств из местного бюджета. Это возможно, если такие свалки расположены на территории муниципального образования на государственных землях или на землях, государственная собственность на которые не определена.
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)До того как будут внесены изменения в законодательство, суды могут принимать решения, которые обязывают местные власти ликвидировать несанкционированные свалки за счет средств из местного бюджета. Это возможно, если такие свалки расположены на территории муниципального образования на государственных землях или на землях, государственная собственность на которые не определена.