Об обеспечении участия прокурора
Подборка наиболее важных документов по запросу Об обеспечении участия прокурора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение прокурорами процессуальных средств при обеспечении законности правовых актов
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)Маматов М.В., кандидат юридических наук, заведующий отделом научного обеспечения участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации.
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)Маматов М.В., кандидат юридических наук, заведующий отделом научного обеспечения участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 18
"О судебной практике отмены условного осуждения или продления испытательного срока"Рекомендовать судам при рассмотрении ходатайства условно осужденного, его законного представителя или адвоката об отмене условного осуждения и о снятии судимости извещать о дате, времени и месте судебного заседания не позднее чем за 14 суток до дня заседания уголовно-исполнительную инспекцию (командование воинской части, воинского учреждения) для представления материалов, подтверждающих либо опровергающих сведения об исправлении условно осужденного, о возмещении им вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном приговором (решением) суда, а также извещать в указанный срок прокурора для обеспечения участия в рассмотрении ходатайства.
"О судебной практике отмены условного осуждения или продления испытательного срока"Рекомендовать судам при рассмотрении ходатайства условно осужденного, его законного представителя или адвоката об отмене условного осуждения и о снятии судимости извещать о дате, времени и месте судебного заседания не позднее чем за 14 суток до дня заседания уголовно-исполнительную инспекцию (командование воинской части, воинского учреждения) для представления материалов, подтверждающих либо опровергающих сведения об исправлении условно осужденного, о возмещении им вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном приговором (решением) суда, а также извещать в указанный срок прокурора для обеспечения участия в рассмотрении ходатайства.
Приказ Генпрокуратуры России от 11.01.2021 N 2
(ред. от 19.10.2022)
"Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 19.10.2022)
"Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Доказывание, осуществляемое прокурором в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве
(Маслов И.А., Мирошниченко В.С.)
("Законность", 2022, N 10)Маслов Игорь Александрович, старший научный сотрудник отдела научного обеспечения участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях НИИ Университета прокуратуры РФ.
(Маслов И.А., Мирошниченко В.С.)
("Законность", 2022, N 10)Маслов Игорь Александрович, старший научный сотрудник отдела научного обеспечения участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях НИИ Университета прокуратуры РФ.
Статья: Процессуальный порядок защиты интересов государства в сфере гражданской юрисдикции
(Михайлова Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Вместе с тем статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и статьей 52 АПК РФ предусматривается право прокурора обратиться в суд общей юрисдикции, арбитражный суд с иском в защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав и законных интересов государства. В связи с этим возникает вопрос: как суду следует определять надлежащего заявителя по делу? Может сложиться ситуация, когда орган государственной власти не видит нарушений общественного (государственного) интереса, а прокурор обнаружил его и обратился в суд. Кроме этого, даже если и прокурор, и орган государственной власти усматривают нарушения прав и интересов государства, то у них может быть разный подход к формированию процессуальной позиции в деле - они могут по-разному пользоваться процессуальными средствами защиты, вести себя в процессе несогласованно. Поскольку решение суда в большой степени зависит от процессуального поведения субъекта, суду необходимо понимать, чьи процессуальные действия - прокурора или органа государственной власти - имеют превалирующее значение и должны быть положены в основу решения суда. Например, орган государственной власти намеревается изменить исковое требование, а прокурор считает правильным оставить его в первоначальном виде. Наконец, вероятна ситуация, когда вынесенное решение по делу устроит, например, орган государственной власти, а прокурор подаст на него представление в суд вышестоящей инстанции. Очевидно, что здесь возможны злоупотребления различного рода. Неурегулированность этого вопроса действующими нормами процессуального законодательства является серьезным "правовым пробелом". В Приказе Генеральной прокуратуры Российской Федерации "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве" ничего не говорится о необходимости координации правовой позиции прокуратуры с позицией органа государственной власти, полномочного на участие в судопроизводстве в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Содержится лишь указание на то, что прокурорам следует "одновременно с направлением в суд заявления передавать его копию и необходимые материалы в профильное подразделение (должностному лицу) для обеспечения участия в рассмотрении его судом" <10>.
(Михайлова Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Вместе с тем статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и статьей 52 АПК РФ предусматривается право прокурора обратиться в суд общей юрисдикции, арбитражный суд с иском в защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав и законных интересов государства. В связи с этим возникает вопрос: как суду следует определять надлежащего заявителя по делу? Может сложиться ситуация, когда орган государственной власти не видит нарушений общественного (государственного) интереса, а прокурор обнаружил его и обратился в суд. Кроме этого, даже если и прокурор, и орган государственной власти усматривают нарушения прав и интересов государства, то у них может быть разный подход к формированию процессуальной позиции в деле - они могут по-разному пользоваться процессуальными средствами защиты, вести себя в процессе несогласованно. Поскольку решение суда в большой степени зависит от процессуального поведения субъекта, суду необходимо понимать, чьи процессуальные действия - прокурора или органа государственной власти - имеют превалирующее значение и должны быть положены в основу решения суда. Например, орган государственной власти намеревается изменить исковое требование, а прокурор считает правильным оставить его в первоначальном виде. Наконец, вероятна ситуация, когда вынесенное решение по делу устроит, например, орган государственной власти, а прокурор подаст на него представление в суд вышестоящей инстанции. Очевидно, что здесь возможны злоупотребления различного рода. Неурегулированность этого вопроса действующими нормами процессуального законодательства является серьезным "правовым пробелом". В Приказе Генеральной прокуратуры Российской Федерации "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве" ничего не говорится о необходимости координации правовой позиции прокуратуры с позицией органа государственной власти, полномочного на участие в судопроизводстве в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Содержится лишь указание на то, что прокурорам следует "одновременно с направлением в суд заявления передавать его копию и необходимые материалы в профильное подразделение (должностному лицу) для обеспечения участия в рассмотрении его судом" <10>.
Статья: Обеспечение законности в сфере охраны интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав
(Хусяйнова С.Г.)
("Законность", 2024, N 10)<4> См.: Докладная записка заместителя прокурора Тульской области от 25 января 2023 г. N 8-05-2023 "Об итогах работы органов прокуратуры Тульской области по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе за 2022 год".
(Хусяйнова С.Г.)
("Законность", 2024, N 10)<4> См.: Докладная записка заместителя прокурора Тульской области от 25 января 2023 г. N 8-05-2023 "Об итогах работы органов прокуратуры Тульской области по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе за 2022 год".
Статья: Административное судопроизводство как гарантия защиты нарушенных прав граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений
(Колобова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<6> См.: Афанасьева Т.И. О некоторых проблемах правового обеспечения участия прокурора в административном судопроизводстве // Российский судья. 2021. N 8.
(Колобова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<6> См.: Афанасьева Т.И. О некоторых проблемах правового обеспечения участия прокурора в административном судопроизводстве // Российский судья. 2021. N 8.
Статья: Право и политика: история и современность. К вопросу о роли суда в формировании норм реального уголовного и уголовно-процессуального права
(Грязнова Т.Е., Поляков С.Б.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)Все ли правильно понимают текущую государственную процессуальную политику? Яркой иллюстрацией к данному совсем не риторическому вопросу явилось выступление начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Омской области И.Г. Семенова, который говорил о далеко не однозначном влиянии судебной практики на процесс правореализации, связанный с применением сроков исковой давности по антикоррупционным искам прокуроров. В этой связи необходимо вспомнить, что политика не только очевидна, но одновременно всегда и загадочна <22>, кроме того, зачастую реальная политика является еще и тайной <23>. Перечисленные характеристики политики некоторым исследователям позволяют отнести ее к "темной материи" <24>.
(Грязнова Т.Е., Поляков С.Б.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)Все ли правильно понимают текущую государственную процессуальную политику? Яркой иллюстрацией к данному совсем не риторическому вопросу явилось выступление начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Омской области И.Г. Семенова, который говорил о далеко не однозначном влиянии судебной практики на процесс правореализации, связанный с применением сроков исковой давности по антикоррупционным искам прокуроров. В этой связи необходимо вспомнить, что политика не только очевидна, но одновременно всегда и загадочна <22>, кроме того, зачастую реальная политика является еще и тайной <23>. Перечисленные характеристики политики некоторым исследователям позволяют отнести ее к "темной материи" <24>.
Статья: Иностранное юридическое лицо как субъект административной ответственности
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 3)Маслов И.А., старший научный сотрудник отдела научного обеспечения участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации.
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 3)Маслов И.А., старший научный сотрудник отдела научного обеспечения участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации.
Статья: Участие прокурора в цивилистическом процессе в интересах публично-правовых образований
(Лаптев В.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)<11> Приказ Генпрокуратуры России от 11 января 2021 г. N 2 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве" // Законность. 2021. N 2.
(Лаптев В.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)<11> Приказ Генпрокуратуры России от 11 января 2021 г. N 2 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве" // Законность. 2021. N 2.
Статья: Правовая и практическая обусловленность участия прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях в арбитражных судах
(Назрицкая Т.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)Задачи участия прокурора в арбитражном процессе получили свое развитие в ряде распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Так, Приказом Генерального прокурора РФ от 07.07.2017 N 473 "О реализации прокурорами полномочий в арбитражном процессе" <10> установлено, что прокурор призван восстанавливать нарушенные права и законные интересы участников экономических отношений. Аналогичное отражено и в приказах прокуроров субъектов. Например, обеспечение эффективной реализации своих полномочий в арбитражном судопроизводстве, направленных на защиту интересов граждан, государства и общества, отражено в качестве основной обязанности прокуроров административных округов, межрайонных и приравненных к ним прокуроров в п. 1.1 Приказа прокурора г. Москвы от 28.08.2017 N 196 "Об организации работы по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе". Деятельность прокурора в части реализации полномочий в производстве по делам об административных правонарушениях регламентируется Приказом Генерального прокурора РФ от 19.02.2015 N 78 "Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях".
(Назрицкая Т.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)Задачи участия прокурора в арбитражном процессе получили свое развитие в ряде распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Так, Приказом Генерального прокурора РФ от 07.07.2017 N 473 "О реализации прокурорами полномочий в арбитражном процессе" <10> установлено, что прокурор призван восстанавливать нарушенные права и законные интересы участников экономических отношений. Аналогичное отражено и в приказах прокуроров субъектов. Например, обеспечение эффективной реализации своих полномочий в арбитражном судопроизводстве, направленных на защиту интересов граждан, государства и общества, отражено в качестве основной обязанности прокуроров административных округов, межрайонных и приравненных к ним прокуроров в п. 1.1 Приказа прокурора г. Москвы от 28.08.2017 N 196 "Об организации работы по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе". Деятельность прокурора в части реализации полномочий в производстве по делам об административных правонарушениях регламентируется Приказом Генерального прокурора РФ от 19.02.2015 N 78 "Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях".
Статья: Административное расследование по делу об административном правонарушении
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Маслов И.А., старший научный сотрудник отдела научного обеспечения участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации.
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Маслов И.А., старший научный сотрудник отдела научного обеспечения участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации.
Статья: Обращения в прокуратуру и гласность прокурорской деятельности: анализ взаимного влияния качественных характеристик
(Маматов М.В.)
("Законность", 2025, N 6)Маматов Максим Владимирович, заведующий отделом научного обеспечения участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях НИИ Университета прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.
(Маматов М.В.)
("Законность", 2025, N 6)Маматов Максим Владимирович, заведующий отделом научного обеспечения участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях НИИ Университета прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.