Об обеспечении пожарной безопасности в лесах
Подборка наиболее важных документов по запросу Об обеспечении пожарной безопасности в лесах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 21 "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации, снос, ликвидация и консервация объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры" ЛК РФ"Указанные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 83 "Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации" ЛК РФ"Таким образом, имея в виду круг полномочий по охране лесов, переданных в силу п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (к числу исключений из которого не относится очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерство, являясь уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия, должно обеспечивать в лесах Республики Карелия, помимо прочего, соблюдение правил пожарной безопасности, а также охрану от загрязнения и иного негативного воздействия, выполнять иные меры по охране лесов от загрязнения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В ряде нормативных правовых документов утверждены положения об использовании водных объектов для обеспечения пожарной безопасности лесов. В ЛК РФ в число мер противопожарного обустройства лесов включено создание в целях тушения пожаров условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения (п. 5 ч. 4 ст. 53.1). В Приказе Минприроды России от 16 декабря 2013 г. N 591 "Об утверждении Методических указаний по заполнению формы плана тушения лесных пожаров" определены: требования к плану водоисточников, которые могут использоваться в целях пожаротушения; тип водоема (естественный - озера, реки, ручьи; искусственный - пруды, противопожарный водоем и т.п.) в соответствии с целевым применением (пригодный для забора воды наземными или авиационными средствами); характеристики объекта, пригодного для забора воды наземными средствами; доступный для забора объем воды в кубических метрах.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В ряде нормативных правовых документов утверждены положения об использовании водных объектов для обеспечения пожарной безопасности лесов. В ЛК РФ в число мер противопожарного обустройства лесов включено создание в целях тушения пожаров условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения (п. 5 ч. 4 ст. 53.1). В Приказе Минприроды России от 16 декабря 2013 г. N 591 "Об утверждении Методических указаний по заполнению формы плана тушения лесных пожаров" определены: требования к плану водоисточников, которые могут использоваться в целях пожаротушения; тип водоема (естественный - озера, реки, ручьи; искусственный - пруды, противопожарный водоем и т.п.) в соответствии с целевым применением (пригодный для забора воды наземными или авиационными средствами); характеристики объекта, пригодного для забора воды наземными средствами; доступный для забора объем воды в кубических метрах.
Статья: Требования к установке аншлагов
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- по границам территории, на которой введено ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах (п. 7 Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, утв. Приказом Минприроды России от 06.09.2016 N 457 (далее - Порядок ограничения пребывания граждан в лесах)).
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- по границам территории, на которой введено ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах (п. 7 Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, утв. Приказом Минприроды России от 06.09.2016 N 457 (далее - Порядок ограничения пребывания граждан в лесах)).
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 53.5. Ограничения пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 53.5. Ограничения пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах
Статья: К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся на территории муниципального образования
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)<6> Бархатова Е.Н. Проблемы регулирования уголовной ответственности за преступления в лесной сфере // Экологическое право. 2018. N 3. С. 12 - 16; Антонченко В.В. Обеспечение пожарной безопасности лесных и иных насаждений: уголовно-правовой аспект // Экологическое право. 2018. N 3. С. 8 - 12.
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)<6> Бархатова Е.Н. Проблемы регулирования уголовной ответственности за преступления в лесной сфере // Экологическое право. 2018. N 3. С. 12 - 16; Антонченко В.В. Обеспечение пожарной безопасности лесных и иных насаждений: уголовно-правовой аспект // Экологическое право. 2018. N 3. С. 8 - 12.
Статья: К вопросу обеспечения правопорядка и эффективного управления лесным фондом Кировской области
(Луппова М.А., Мухлынин Д.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Современная институциональная модель развития лесопользования Кировской области показывает свою неэффективность в реализации экологической стратегии по обеспечению охраны лесного фонда, санитарной и пожарной безопасности лесов региона. К сожалению, указанная тенденция в большей степени не только подрывает авторитет власти, но и, самое главное, наносит ущерб экологии. В целом в лесной отрасли, как отмечают специалисты, противоправные деяния совершаются как на уровне органов управления, так и на местах - в самих лесничествах. Коррупция порождает большое количество преступлений: нелегальные заготовки и оборот древесины <4>. Теневой бизнес нелегальной лесозаготовительной продукции приобретает новые скрытые формы. Лесопользование в обход закона оказывает губительное воздействие на нормальное функционирование механизма конкуренции, поскольку импорт нелегально заготовленной древесины приносит многомиллиардные потери государствам, взявшим на себя обязательства по охране национальных лесов и обеспечению их воспроизводства <5>.
(Луппова М.А., Мухлынин Д.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Современная институциональная модель развития лесопользования Кировской области показывает свою неэффективность в реализации экологической стратегии по обеспечению охраны лесного фонда, санитарной и пожарной безопасности лесов региона. К сожалению, указанная тенденция в большей степени не только подрывает авторитет власти, но и, самое главное, наносит ущерб экологии. В целом в лесной отрасли, как отмечают специалисты, противоправные деяния совершаются как на уровне органов управления, так и на местах - в самих лесничествах. Коррупция порождает большое количество преступлений: нелегальные заготовки и оборот древесины <4>. Теневой бизнес нелегальной лесозаготовительной продукции приобретает новые скрытые формы. Лесопользование в обход закона оказывает губительное воздействие на нормальное функционирование механизма конкуренции, поскольку импорт нелегально заготовленной древесины приносит многомиллиардные потери государствам, взявшим на себя обязательства по охране национальных лесов и обеспечению их воспроизводства <5>.
Статья: Экологически эффективное природопользование как фактор устойчивого развития Российской Федерации
(Харьков В.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Другим крайне актуальным направлением повышения эффективности управления в сфере природопользования является обеспечение пожарной безопасности в лесах. В связи с этим 10 мая 2022 г. Президент РФ провел совещание, на котором сделал акцент на необходимости более эффективной борьбы с лесными пожарами, не только приносящими социальный, экономический и экологический ущерб стране, но и имеющими глобальные негативные экологические последствия <12>. И следует отметить, что такие масштабы лесных пожаров <13> в значительной степени дают общую характеристику эффективности государственного управления в сфере охраны окружающей среды и практически делают невозможной реализацию перспективных планов достижения "углеродной нейтральности" российской экономики, где центральное место фактически отведено естественному поглощению углерода лесами <14>, площадь которых из года в год фатально сокращается вследствие природных и антропогенных пожаров.
(Харьков В.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Другим крайне актуальным направлением повышения эффективности управления в сфере природопользования является обеспечение пожарной безопасности в лесах. В связи с этим 10 мая 2022 г. Президент РФ провел совещание, на котором сделал акцент на необходимости более эффективной борьбы с лесными пожарами, не только приносящими социальный, экономический и экологический ущерб стране, но и имеющими глобальные негативные экологические последствия <12>. И следует отметить, что такие масштабы лесных пожаров <13> в значительной степени дают общую характеристику эффективности государственного управления в сфере охраны окружающей среды и практически делают невозможной реализацию перспективных планов достижения "углеродной нейтральности" российской экономики, где центральное место фактически отведено естественному поглощению углерода лесами <14>, площадь которых из года в год фатально сокращается вследствие природных и антропогенных пожаров.