Об экономическом положении банков
Подборка наиболее важных документов по запросу Об экономическом положении банков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Банковский счет4.1. Вправе ли банк, занимающий доминирующее положение, устанавливать за одни и те же услуги различные тарифы в разных отделениях без экономического обоснования
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Банк России проводит оценку экономического положения кредитной организации в соответствии с методиками проведения такой оценки, установленными нормативным актом Банка России. Банк России вправе устанавливать особенности оценки экономического положения кредитных организаций в соответствии с видом кредитных организаций, в том числе в зависимости от видов лицензий, выдаваемых банкам.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Банк России проводит оценку экономического положения кредитной организации в соответствии с методиками проведения такой оценки, установленными нормативным актом Банка России. Банк России вправе устанавливать особенности оценки экономического положения кредитных организаций в соответствии с видом кредитных организаций, в том числе в зависимости от видов лицензий, выдаваемых банкам.
Указание Банка России от 03.04.2017 N 4336-У
(ред. от 27.11.2018)
"Об оценке экономического положения банков"
(вместе с "Методикой оценки показателей прозрачности структуры собственности банка")
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2017 N 46771)Зарегистрировано в Минюсте России 19 мая 2017 г. N 46771
(ред. от 27.11.2018)
"Об оценке экономического положения банков"
(вместе с "Методикой оценки показателей прозрачности структуры собственности банка")
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2017 N 46771)Зарегистрировано в Минюсте России 19 мая 2017 г. N 46771
Статья: Развитие регулирования банковских рисков при совершении сделок с использованием финансовой платформы
(Сигова М.В., Мирошниченко О.С.)
("Банковское право", 2022, N 6)Банки как коммерческие организации осуществляют деятельность с целью получения прибыли. Прибыль банка выступает объектом надзорного регулирования, в том числе в связи с ее использованием в качестве источника собственных средств (капитала) <1>. В свою очередь, величина регулятивного капитала сама по себе испытывает воздействие пруденциального регулирования, а также используется в расчете иных норм и нормативов банковской деятельности <2>, отклонение фактических значений которых от нормативных ухудшает экономическое положение банка <3>, формирует основания для осуществления мер по предупреждению банкротства <4>, а в случаях, предусмотренных ст. 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности", является основанием отзыва лицензии. Стремление банка обеспечить прибыльность своего существования проявляется в поиске новых рынков, расширении состава клиентов и контрагентов, увеличении объема финансовых сделок, генерирующих доходы при приемлемом уровне риска.
(Сигова М.В., Мирошниченко О.С.)
("Банковское право", 2022, N 6)Банки как коммерческие организации осуществляют деятельность с целью получения прибыли. Прибыль банка выступает объектом надзорного регулирования, в том числе в связи с ее использованием в качестве источника собственных средств (капитала) <1>. В свою очередь, величина регулятивного капитала сама по себе испытывает воздействие пруденциального регулирования, а также используется в расчете иных норм и нормативов банковской деятельности <2>, отклонение фактических значений которых от нормативных ухудшает экономическое положение банка <3>, формирует основания для осуществления мер по предупреждению банкротства <4>, а в случаях, предусмотренных ст. 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности", является основанием отзыва лицензии. Стремление банка обеспечить прибыльность своего существования проявляется в поиске новых рынков, расширении состава клиентов и контрагентов, увеличении объема финансовых сделок, генерирующих доходы при приемлемом уровне риска.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Оценка экономического положения банков осуществляется по ряду показателей: достаточности капитала; размера активов; доходности; ликвидности; соблюдения обязательных нормативов; качества управления; прозрачности структуры собственности банка; наличие действующих мер воздействия, мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, а также наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Оценка экономического положения банков осуществляется по ряду показателей: достаточности капитала; размера активов; доходности; ликвидности; соблюдения обязательных нормативов; качества управления; прозрачности структуры собственности банка; наличие действующих мер воздействия, мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, а также наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
Статья: Трансформация роли банков в условиях развития гиг-экономики
(Миронова С.М., Пономарева К.А.)
("Банковское право", 2024, N 2)Изменение структуры экономики, взаимоотношений между участниками рынка, появление таких крупных рыночных игроков, как цифровые платформы, изменение форм занятости (появление самозанятости и платформенной занятости) меняют положение банка в экономической системе. Фрилансеры и самозанятые имеют специфику своей деятельности, связанную с нерегулярным доходом и невозможностью четкого планирования поступления таких доходов в будущем, отсутствием работодателя (который в случае с работником по найму выполняет определенные функции за работника). В России на данный момент не урегулирован статус занятых на онлайн-платформах, при этом установлены критерии разделения трудовых и гражданско-правовых отношений <9>. Вместе с тем ведется активная дискуссия о необходимости правового закрепления этого статуса <10>.
(Миронова С.М., Пономарева К.А.)
("Банковское право", 2024, N 2)Изменение структуры экономики, взаимоотношений между участниками рынка, появление таких крупных рыночных игроков, как цифровые платформы, изменение форм занятости (появление самозанятости и платформенной занятости) меняют положение банка в экономической системе. Фрилансеры и самозанятые имеют специфику своей деятельности, связанную с нерегулярным доходом и невозможностью четкого планирования поступления таких доходов в будущем, отсутствием работодателя (который в случае с работником по найму выполняет определенные функции за работника). В России на данный момент не урегулирован статус занятых на онлайн-платформах, при этом установлены критерии разделения трудовых и гражданско-правовых отношений <9>. Вместе с тем ведется активная дискуссия о необходимости правового закрепления этого статуса <10>.
Статья: Местные банки в банковской системе России
(Кукушкин В.М.)
("Предпринимательское право", 2023, N 1)Вопрос о правовом статусе, экономическом положении муниципальных банков не один раз поднимался в литературе. Не всегда при этом использовался термин "муниципальные банки", иногда говорили о городских, региональных банках. В этой связи определимся с понятиями и констатируем, что вне зависимости от используемой в литературе или в наименованиях самих банков терминологии следует разграничивать две основные категории муниципальных банков: первая - это те банки, которые просто созданы и преимущественно действуют в определенном муниципалитете, а вторая - при той же характеристике первой категории, но при этом созданы с участием капитала муниципального образования и контролируемые им, именно их мы будем называть местными банками, которым и посвящена настоящая работа.
(Кукушкин В.М.)
("Предпринимательское право", 2023, N 1)Вопрос о правовом статусе, экономическом положении муниципальных банков не один раз поднимался в литературе. Не всегда при этом использовался термин "муниципальные банки", иногда говорили о городских, региональных банках. В этой связи определимся с понятиями и констатируем, что вне зависимости от используемой в литературе или в наименованиях самих банков терминологии следует разграничивать две основные категории муниципальных банков: первая - это те банки, которые просто созданы и преимущественно действуют в определенном муниципалитете, а вторая - при той же характеристике первой категории, но при этом созданы с участием капитала муниципального образования и контролируемые им, именно их мы будем называть местными банками, которым и посвящена настоящая работа.
Статья: Правовое обеспечение устойчивости банковской системы в условиях кризиса
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)В российской практике банковского надзора данный аспект недостаточно четко урегулирован. На сегодняшний день критерии оценки и классификация проблемных кредитных организаций закреплены в Методике оценки показателей прозрачности структуры собственности банка <23>, из которой следует, что экономическое положение банков оценивается на основе следующих параметров: капитала; активов; доходности; ликвидности; процентного риска; риска концентрации; обязательных нормативов качества управления; прозрачности структуры собственности банка. Согласно классификации банков, которая приводится в названном документе, к первой группе относятся банки, в деятельности которых не выявлены текущие трудности и в которых капитал, активы, доходность, ликвидность и качество управления оцениваются как хорошие, процентный риск как приемлемый, риск концентрации как низкий, а структура собственности прозрачна либо достаточно прозрачна. Очевидно, что финансовое состояние кредитной организации определяется через ряд оценочных понятий, например достаточность, доступность, проблемная (слабая) кредитная организация, удовлетворительная (неудовлетворительная) доходность и т.д., которые не имеют достаточно ясного содержания и могут детализироваться правоприменителем в условиях конкретных экономических отношений.
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)В российской практике банковского надзора данный аспект недостаточно четко урегулирован. На сегодняшний день критерии оценки и классификация проблемных кредитных организаций закреплены в Методике оценки показателей прозрачности структуры собственности банка <23>, из которой следует, что экономическое положение банков оценивается на основе следующих параметров: капитала; активов; доходности; ликвидности; процентного риска; риска концентрации; обязательных нормативов качества управления; прозрачности структуры собственности банка. Согласно классификации банков, которая приводится в названном документе, к первой группе относятся банки, в деятельности которых не выявлены текущие трудности и в которых капитал, активы, доходность, ликвидность и качество управления оцениваются как хорошие, процентный риск как приемлемый, риск концентрации как низкий, а структура собственности прозрачна либо достаточно прозрачна. Очевидно, что финансовое состояние кредитной организации определяется через ряд оценочных понятий, например достаточность, доступность, проблемная (слабая) кредитная организация, удовлетворительная (неудовлетворительная) доходность и т.д., которые не имеют достаточно ясного содержания и могут детализироваться правоприменителем в условиях конкретных экономических отношений.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- банка-учредителя - в соответствии с Указанием Банка России от 03.04.2017 N 4336-У "Об оценке экономического положения банков". Банк-учредитель должен относиться к классификационной группе 1 или классификационной группе 2;
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- банка-учредителя - в соответствии с Указанием Банка России от 03.04.2017 N 4336-У "Об оценке экономического положения банков". Банк-учредитель должен относиться к классификационной группе 1 или классификационной группе 2;
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В качестве основ законодательства РФ о НПС в ч. 1 комментируемой статьи названы Конституция РФ и международные договоры России. Среди соответствующих конституционных положений следует выделить прежде всего п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, относящий к введению России такие вопросы, как установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Данные положения предопределяют то, что нормативно-правовое регулирование отношений в НПС осуществляется правовыми актами только федерального уровня - в соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В качестве основ законодательства РФ о НПС в ч. 1 комментируемой статьи названы Конституция РФ и международные договоры России. Среди соответствующих конституционных положений следует выделить прежде всего п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, относящий к введению России такие вопросы, как установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Данные положения предопределяют то, что нормативно-правовое регулирование отношений в НПС осуществляется правовыми актами только федерального уровня - в соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России.
Статья: Внутренний контроль эффективности использования ресурсов коммерческим банком
(Серебрякова Т.Ю., Китаева Ж.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)В целях внутреннего контроля и обеспечения экономической безопасности необходимо более глубокое понимание наличия рисков ресурсообеспечения банка исходя из его экономического положения [10].
(Серебрякова Т.Ю., Китаева Ж.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)В целях внутреннего контроля и обеспечения экономической безопасности необходимо более глубокое понимание наличия рисков ресурсообеспечения банка исходя из его экономического положения [10].
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Планы Банка России по развитию требований к управлению процентным риском банковского портфеля (ПРБП) приведены в разделе 18 Перспективных направлений: в текущем году планируется доработка методики ПРБП и требований к управлению ПРБП. Далее в 2024 - 2025 гг. намечена разработка изменений в регулирование для включения обновленных показателей ПРБП (с учетом пороговых значений) в оценку экономического положения банков. После 2025 года возможно введение требования по покрытию ПРБП нормативами/лимитами.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Планы Банка России по развитию требований к управлению процентным риском банковского портфеля (ПРБП) приведены в разделе 18 Перспективных направлений: в текущем году планируется доработка методики ПРБП и требований к управлению ПРБП. Далее в 2024 - 2025 гг. намечена разработка изменений в регулирование для включения обновленных показателей ПРБП (с учетом пороговых значений) в оценку экономического положения банков. После 2025 года возможно введение требования по покрытию ПРБП нормативами/лимитами.