Об административно-территориальном устройстве Саратовской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Об административно-территориальном устройстве Саратовской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 28.09.2012 N 32-АПГ12-26
Необходимость указания в подписных листах в адресах места жительства сборщиков подписей и избирателей наименования района, в состав которого входит муниципальное образование со статусом городского поселения, является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса.Как следует из содержания Положения о реестре административно-территориального деления Саратовской области, утвержденного постановлением Саратовской областной Думы от 27 сентября 2006 г. N 58-2374 "О реестре административно-территориального деления Саратовской области" на каждый населенный пункт ведется учетная карточка, в которой в строке "наименование населенного пункта" указывается в обязательном порядке две позиции - поселение и район (приложение N 4).
Необходимость указания в подписных листах в адресах места жительства сборщиков подписей и избирателей наименования района, в состав которого входит муниципальное образование со статусом городского поселения, является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса.Как следует из содержания Положения о реестре административно-территориального деления Саратовской области, утвержденного постановлением Саратовской областной Думы от 27 сентября 2006 г. N 58-2374 "О реестре административно-территориального деления Саратовской области" на каждый населенный пункт ведется учетная карточка, в которой в строке "наименование населенного пункта" указывается в обязательном порядке две позиции - поселение и район (приложение N 4).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Область как субъект Федерации и административно-территориальная единица (вопросы истории)
(Артемова Д.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)Конституция (Основной Закон) СССР 1936 г. внесла упорядочивающие коррективы, определив список автономных республик, закрепив в 1957 г. (были внесены дополнения) в ст. 28: "Разрешение вопросов об областном, краевом административно-территориальном устройстве союзных республик относится к ведению союзных республик". Статья 14 Конституции РСФСР 1937 г. определяла состав краев, областей (и иных субъектов). При этом "как таковой статус субъектов за ними не закреплялся, отсутствовало и указание на их равноправность, а также возможность осуществления суверенной государственной власти" <16>. Конституция СССР 1977 г. подтвердила полномочия союзных республик по определению своего административно-территориального устройства (ст. 79). Конституция РСФСР 1978 г. предусматривала раздел III "Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР". При этом отдельные главы посвящались автономной советской социалистической республике (глава 8) и автономной области и автономному округу (глава 9). В развитие Конституции РСФСР был принят Указ Президиума ВС РСФСР от 17 августа 1982 г. "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР", утвердивший Положение о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР <17>. Кстати, документ формально не отменен (что подтверждается ссылками на него в ряде судебных решений <18>).
(Артемова Д.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)Конституция (Основной Закон) СССР 1936 г. внесла упорядочивающие коррективы, определив список автономных республик, закрепив в 1957 г. (были внесены дополнения) в ст. 28: "Разрешение вопросов об областном, краевом административно-территориальном устройстве союзных республик относится к ведению союзных республик". Статья 14 Конституции РСФСР 1937 г. определяла состав краев, областей (и иных субъектов). При этом "как таковой статус субъектов за ними не закреплялся, отсутствовало и указание на их равноправность, а также возможность осуществления суверенной государственной власти" <16>. Конституция СССР 1977 г. подтвердила полномочия союзных республик по определению своего административно-территориального устройства (ст. 79). Конституция РСФСР 1978 г. предусматривала раздел III "Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР". При этом отдельные главы посвящались автономной советской социалистической республике (глава 8) и автономной области и автономному округу (глава 9). В развитие Конституции РСФСР был принят Указ Президиума ВС РСФСР от 17 августа 1982 г. "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР", утвердивший Положение о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР <17>. Кстати, документ формально не отменен (что подтверждается ссылками на него в ряде судебных решений <18>).
Статья: Некоторые проблемы территориальной организации публичной власти в субъектах Российской Федерации
(Рыков А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2018, N 7)Пример второго подхода - Закон Саратовской области от 3 апреля 2000 года N 21-ЗСО "Об административно-территориальном устройстве Саратовской области" <8> (с изменениями на 4 февраля 2014 г.), ст. 1 которого указывает, что административно-территориальная единица - это часть территории области в фиксированных границах, включающая определенное географическое пространство с соответствующими населенными пунктами, где действуют органы государственной власти, органы местного самоуправления. Сходным образом Закон Нижегородской области от 16 ноября 2005 г. N 184-З "Об административно-территориальном устройстве Нижегородской области" <9> (в редакции от 13 мая 2015 г.) в ст. 1 определяет административно-территориальное образование как "часть территории области, имеющая установленные законом или иным нормативным правовым актом границы, статус, наименование, включающая в себя один или несколько населенных пунктов, часть населенного пункта либо являющаяся населенным пунктом". При этом административно-территориальное устройство области определено как территориальная организация, т.е. система административно-территориальных образований, являющихся объектами административно-территориального устройства, причем установленная для осуществления как государственного управления, так и местного самоуправления с учетом исторических и культурных традиций, сложившейся системы расселения жителей области, хозяйственных связей и сформировавшейся инфраструктуры.
(Рыков А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2018, N 7)Пример второго подхода - Закон Саратовской области от 3 апреля 2000 года N 21-ЗСО "Об административно-территориальном устройстве Саратовской области" <8> (с изменениями на 4 февраля 2014 г.), ст. 1 которого указывает, что административно-территориальная единица - это часть территории области в фиксированных границах, включающая определенное географическое пространство с соответствующими населенными пунктами, где действуют органы государственной власти, органы местного самоуправления. Сходным образом Закон Нижегородской области от 16 ноября 2005 г. N 184-З "Об административно-территориальном устройстве Нижегородской области" <9> (в редакции от 13 мая 2015 г.) в ст. 1 определяет административно-территориальное образование как "часть территории области, имеющая установленные законом или иным нормативным правовым актом границы, статус, наименование, включающая в себя один или несколько населенных пунктов, часть населенного пункта либо являющаяся населенным пунктом". При этом административно-территориальное устройство области определено как территориальная организация, т.е. система административно-территориальных образований, являющихся объектами административно-территориального устройства, причем установленная для осуществления как государственного управления, так и местного самоуправления с учетом исторических и культурных традиций, сложившейся системы расселения жителей области, хозяйственных связей и сформировавшейся инфраструктуры.
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Проблемы укрепления территориальной целостности Российского государства
(Вишняков В.Г.)
("Законодательство и экономика", 2011, N 10)Административно-территориальное устройство в Саратовской области отдает в ряде случаев приоритет развитию государственной территориальной организации: обеспечению целостности территории области; разграничению и координации управленческих полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления на территориях соответствующих административно-территориальных единиц, некоторым другим. Согласно Закону Саратовской области "Об административно-территориальном устройстве" административно-территориальные единицы являются пространственной основой деятельности федеральных и областных органов государственной власти и формируемых населением органов местного самоуправления.
(Вишняков В.Г.)
("Законодательство и экономика", 2011, N 10)Административно-территориальное устройство в Саратовской области отдает в ряде случаев приоритет развитию государственной территориальной организации: обеспечению целостности территории области; разграничению и координации управленческих полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления на территориях соответствующих административно-территориальных единиц, некоторым другим. Согласно Закону Саратовской области "Об административно-территориальном устройстве" административно-территориальные единицы являются пространственной основой деятельности федеральных и областных органов государственной власти и формируемых населением органов местного самоуправления.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Ишеков К.А., Тюрин П.Ю., Черкасов К.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)В соответствии со ст. 4 Закона Саратовской области от 3 апреля 2000 г. N 21-ЗСО "Об административно-территориальном устройстве и территориях муниципальных образований в Саратовской области" (с изм. от 28 марта 2002 г., 6 февраля 2004 г.) под административно-территориальным устройством области понимается ее территориальная организация, которая представляет собой систему исторически сложившихся административно-территориальных единиц и населенных пунктов в границах территории Саратовской области как субъекта Российской Федерации.
(постатейный)
(2-е издание)
(Ишеков К.А., Тюрин П.Ю., Черкасов К.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)В соответствии со ст. 4 Закона Саратовской области от 3 апреля 2000 г. N 21-ЗСО "Об административно-территориальном устройстве и территориях муниципальных образований в Саратовской области" (с изм. от 28 марта 2002 г., 6 февраля 2004 г.) под административно-территориальным устройством области понимается ее территориальная организация, которая представляет собой систему исторически сложившихся административно-территориальных единиц и населенных пунктов в границах территории Саратовской области как субъекта Российской Федерации.
"Основы организации муниципального управления: Учебное пособие"
(Наумов С.Ю., Подсумкова А.А.)
("Форум", 2009)Предложения об изменении границ муниципального образования хотя бы одного из указанных субъектов должны быть рассмотрены в порядке, определенном законом субъекта Российской Федерации. В большинстве случаев вопрос об изменении границ муниципальных образований регулируется законами об административно-территориальном устройстве (например, Саратовская область). Встречаются также законы субъектов Российской Федерации о порядке образования, объединения и разделения муниципальных образований (Самарская область, Краснодарский край), о муниципальных образованиях (Владимирская область), об установлении границ муниципальных образований (Республика Башкортостан) и т.п.
(Наумов С.Ю., Подсумкова А.А.)
("Форум", 2009)Предложения об изменении границ муниципального образования хотя бы одного из указанных субъектов должны быть рассмотрены в порядке, определенном законом субъекта Российской Федерации. В большинстве случаев вопрос об изменении границ муниципальных образований регулируется законами об административно-территориальном устройстве (например, Саратовская область). Встречаются также законы субъектов Российской Федерации о порядке образования, объединения и разделения муниципальных образований (Самарская область, Краснодарский край), о муниципальных образованиях (Владимирская область), об установлении границ муниципальных образований (Республика Башкортостан) и т.п.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
(постатейный)
(Бельянская А.Б., Беляев М.А., Воробьев Н.И., Кожевников О.А., Шашкова О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)- Постановление правительства Саратовской области от 19 декабря 2012 г. N 757-п "Об утверждении Перечня единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Саратовской области".
(постатейный)
(Бельянская А.Б., Беляев М.А., Воробьев Н.И., Кожевников О.А., Шашкова О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)- Постановление правительства Саратовской области от 19 декабря 2012 г. N 757-п "Об утверждении Перечня единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Саратовской области".
"Муниципальное право России: Учебник"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Васильев В.И.)
("Юстицинформ", 2012)В некоторых законах субъектов Федерации об административно-территориальном делении понятие административно-территориальной единицы в той или иной степени включает "муниципальное содержание". В Законе Саратовской области "Об административно-территориальном устройстве и территориях муниципальных образований в Саратовской области" (в ред. от 6 февраля 2004 г.) прямо записано, что административно-территориальная единица - часть территории области в фиксированных границах, включающая определенное географическое пространство с соответствующими населенными пунктами, где действуют органы государственной власти, органы местного самоуправления. В Законе Новосибирской области "Об административно-территориальном устройстве Новосибирской области" (в ред. от 15 июня 2004 г.) определено, что административно-территориальная единица - часть территории области в фиксированных границах с одним или несколькими населенными поселениями, имеющая установленный законом статус, название, находящаяся в юрисдикции органов государственной власти и местного самоуправления. В упомянутом Законе Саратовской области установлено, что административно-территориальное устройство основывается на принципе общности административно-территориальных единиц и территорий муниципальных образований.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Васильев В.И.)
("Юстицинформ", 2012)В некоторых законах субъектов Федерации об административно-территориальном делении понятие административно-территориальной единицы в той или иной степени включает "муниципальное содержание". В Законе Саратовской области "Об административно-территориальном устройстве и территориях муниципальных образований в Саратовской области" (в ред. от 6 февраля 2004 г.) прямо записано, что административно-территориальная единица - часть территории области в фиксированных границах, включающая определенное географическое пространство с соответствующими населенными пунктами, где действуют органы государственной власти, органы местного самоуправления. В Законе Новосибирской области "Об административно-территориальном устройстве Новосибирской области" (в ред. от 15 июня 2004 г.) определено, что административно-территориальная единица - часть территории области в фиксированных границах с одним или несколькими населенными поселениями, имеющая установленный законом статус, название, находящаяся в юрисдикции органов государственной власти и местного самоуправления. В упомянутом Законе Саратовской области установлено, что административно-территориальное устройство основывается на принципе общности административно-территориальных единиц и территорий муниципальных образований.
"Муниципальное право России: Учебное пособие"
(Мильшин Ю.Н., Чаннов С.Е.)
("Дашков и К", 2006)В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона о местном самоуправлении 1995 г. порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и применения их границ и наименований определяется законом субъекта РФ. При этом согласно п. 11 ст. 5 данного Закона субъекты РФ сами осуществляют установление и изменение границ и наименований муниципальных образований. Таким образом, старый Закон не определял орган, полномочный принимать решение об установлении и изменении границ муниципального образования. Фактически данный вопрос самостоятельно решался субъектами Федерации, и, как правило, таким органом признавался законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации. В силу этого границы муниципальных образований обычно устанавливались законами субъектов Российской Федерации. Например, Закон Красноярского края "Об административно-территориальном устройстве в Красноярском крае" закреплял, что границы муниципальных образований совпадают с границами территорий административно-территориальных единиц. Закон Саратовской области "О местном самоуправлении в Саратовской области" в качестве границ муниципальных образований определял внешние границы административно-территориальных единиц, вошедших в соответствующее муниципальное образование.
(Мильшин Ю.Н., Чаннов С.Е.)
("Дашков и К", 2006)В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона о местном самоуправлении 1995 г. порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и применения их границ и наименований определяется законом субъекта РФ. При этом согласно п. 11 ст. 5 данного Закона субъекты РФ сами осуществляют установление и изменение границ и наименований муниципальных образований. Таким образом, старый Закон не определял орган, полномочный принимать решение об установлении и изменении границ муниципального образования. Фактически данный вопрос самостоятельно решался субъектами Федерации, и, как правило, таким органом признавался законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации. В силу этого границы муниципальных образований обычно устанавливались законами субъектов Российской Федерации. Например, Закон Красноярского края "Об административно-территориальном устройстве в Красноярском крае" закреплял, что границы муниципальных образований совпадают с границами территорий административно-территориальных единиц. Закон Саратовской области "О местном самоуправлении в Саратовской области" в качестве границ муниципальных образований определял внешние границы административно-территориальных единиц, вошедших в соответствующее муниципальное образование.
Статья: Особенности правового регулирования вопросов административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации
(Шугрина Е.С., Кабанова И.Е., Иванова К.А.)
("Местное право", 2018, N 3)53. Закон Саратовской области от 29.03.2000 (в ред. от 04.02.2014) "Об административно-территориальном устройстве Саратовской области".
(Шугрина Е.С., Кабанова И.Е., Иванова К.А.)
("Местное право", 2018, N 3)53. Закон Саратовской области от 29.03.2000 (в ред. от 04.02.2014) "Об административно-территориальном устройстве Саратовской области".
"Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(постатейный)
(4-е издание, переработанное)
(Подсумкова А.А., Чаннов С.Е.)
(отв. ред. С.Е. Чаннов)
("Ось-89", 2008)Предложения об изменении границ муниципального образования хотя бы одного из указанных субъектов должны быть рассмотрены в порядке, определенном законом субъекта Российской Федерации. В большинстве случаев вопрос об изменении границ муниципальных образований регулируется законами об административно-территориальном устройстве (например, Саратовская область). Встречаются также законы субъектов Российской Федерации о порядке образования, объединения и разделения муниципальных образований (Самарская область, Краснодарский край), о муниципальных образованиях (Владимирская область), об установлении границ муниципальных образований (Республика Башкортостан) и т.п.
(постатейный)
(4-е издание, переработанное)
(Подсумкова А.А., Чаннов С.Е.)
(отв. ред. С.Е. Чаннов)
("Ось-89", 2008)Предложения об изменении границ муниципального образования хотя бы одного из указанных субъектов должны быть рассмотрены в порядке, определенном законом субъекта Российской Федерации. В большинстве случаев вопрос об изменении границ муниципальных образований регулируется законами об административно-территориальном устройстве (например, Саратовская область). Встречаются также законы субъектов Российской Федерации о порядке образования, объединения и разделения муниципальных образований (Самарская область, Краснодарский край), о муниципальных образованиях (Владимирская область), об установлении границ муниципальных образований (Республика Башкортостан) и т.п.
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"
(постатейный)
(Козлов С.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)- принятие Устава (Основного закона) Саратовской области и поправок к нему, других законов области, контроль за их исполнением;
(постатейный)
(Козлов С.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)- принятие Устава (Основного закона) Саратовской области и поправок к нему, других законов области, контроль за их исполнением;
"Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(под ред. А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова)
("Ай Пи Эр Медиа", 2010)Предложения об изменении границ муниципального образования хотя бы одного из указанных субъектов должны быть рассмотрены в порядке, определенном законом субъекта РФ. В большинстве случаев вопрос об изменении границ муниципальных образований регулируется законами об административно-территориальном устройстве (например, Саратовская область). Встречаются также законы субъектов РФ о порядке образования, объединения и разделения муниципальных образований (Краснодарский край, Самарская область), о муниципальных образованиях (Владимирская область), об установлении границ муниципальных образований (Республика Башкортостан) и т.п.
(под ред. А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова)
("Ай Пи Эр Медиа", 2010)Предложения об изменении границ муниципального образования хотя бы одного из указанных субъектов должны быть рассмотрены в порядке, определенном законом субъекта РФ. В большинстве случаев вопрос об изменении границ муниципальных образований регулируется законами об административно-территориальном устройстве (например, Саратовская область). Встречаются также законы субъектов РФ о порядке образования, объединения и разделения муниципальных образований (Краснодарский край, Самарская область), о муниципальных образованиях (Владимирская область), об установлении границ муниципальных образований (Республика Башкортостан) и т.п.