О закреплении за субъектами сектора экономики
Подборка наиболее важных документов по запросу О закреплении за субъектами сектора экономики (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Муниципальные унитарные предприятия: ликвидировать нельзя сохранить (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 35-П)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)1. Муниципальные унитарные предприятия - "лишнее звено" в российской экономике? Судьба муниципальных унитарных предприятий остается одной из болезненных тем российского местного самоуправления на протяжении многих лет. С одной стороны, законодательство о местном самоуправлении, начиная с первого акта в этой области - Закона СССР об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства <1> и заканчивая ныне действующим Законом 2003 года об общих принципах организации местного самоуправления <2>, предоставляет муниципалитетам право создания унитарных предприятий, вручая им тем самым важный организационно-правовой инструмент осуществления своей деятельности. Через такие предприятия муниципальные образования получают возможность выполнить - с учетом высокой социальной составляющей их деятельности - возложенные на них функции по обеспечению жизнедеятельности населения, используя в том числе полномочия по установлению тарифов предприятий, сохранить критически важную социальную (коммунальную, культурно-образовательную, транспортную) инфраструктуру и обеспечить ее использование в интересах жителей. Особое значение унитарные предприятия приобрели для депрессивных или недостаточно экономически развитых территорий: благодаря их функционированию граждане получают доступ к широкому спектру социально значимых услуг. С другой стороны, на протяжении последних тридцати лет, т.е. с самого начала экономических преобразований 1990-х годов, положение муниципальных унитарных предприятий остается критическим. Переход к рыночной экономике, сопровождавшийся закреплением конституционных гарантий поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности, признанием права частной собственности, права на предпринимательскую деятельность, отводит центральное место в экономической системе субъектам частной инициативы. В этих условиях муниципальные унитарные предприятия нередко объявляются нежелательными субъектами локального (муниципального) сектора экономики, препятствующими ее развитию на частных - рыночных - началах. Условия функционирования данных предприятий усложняются, возможности их создания неуклонно сокращаются.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)1. Муниципальные унитарные предприятия - "лишнее звено" в российской экономике? Судьба муниципальных унитарных предприятий остается одной из болезненных тем российского местного самоуправления на протяжении многих лет. С одной стороны, законодательство о местном самоуправлении, начиная с первого акта в этой области - Закона СССР об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства <1> и заканчивая ныне действующим Законом 2003 года об общих принципах организации местного самоуправления <2>, предоставляет муниципалитетам право создания унитарных предприятий, вручая им тем самым важный организационно-правовой инструмент осуществления своей деятельности. Через такие предприятия муниципальные образования получают возможность выполнить - с учетом высокой социальной составляющей их деятельности - возложенные на них функции по обеспечению жизнедеятельности населения, используя в том числе полномочия по установлению тарифов предприятий, сохранить критически важную социальную (коммунальную, культурно-образовательную, транспортную) инфраструктуру и обеспечить ее использование в интересах жителей. Особое значение унитарные предприятия приобрели для депрессивных или недостаточно экономически развитых территорий: благодаря их функционированию граждане получают доступ к широкому спектру социально значимых услуг. С другой стороны, на протяжении последних тридцати лет, т.е. с самого начала экономических преобразований 1990-х годов, положение муниципальных унитарных предприятий остается критическим. Переход к рыночной экономике, сопровождавшийся закреплением конституционных гарантий поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности, признанием права частной собственности, права на предпринимательскую деятельность, отводит центральное место в экономической системе субъектам частной инициативы. В этих условиях муниципальные унитарные предприятия нередко объявляются нежелательными субъектами локального (муниципального) сектора экономики, препятствующими ее развитию на частных - рыночных - началах. Условия функционирования данных предприятий усложняются, возможности их создания неуклонно сокращаются.
Статья: Подходы к разработке федерального закона о стратегическом управлении социально-экономическим развитием
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Статья завершает серию публикаций, посвященных конституционно-правовым аспектам стратегического управления социально-экономическим развитием государства. Делается акцент на некоторых положениях, требующих учета при разработке проекта соответствующего федерального закона. Отмечается важность сочетания императивного метода регулирования в отношении органов публичной власти и диспозитивного и рекомендательного в отношении субъектов частного сектора; закрепления баланса между обеспечением в процессе стратегического управления взаимодействия государства и местного самоуправления и сохранения конституционно установленной самостоятельности последнего; взаимного увязывания документов стратегического планирования с бюджетным и иным ресурсно-финансовым обеспечением.
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Статья завершает серию публикаций, посвященных конституционно-правовым аспектам стратегического управления социально-экономическим развитием государства. Делается акцент на некоторых положениях, требующих учета при разработке проекта соответствующего федерального закона. Отмечается важность сочетания императивного метода регулирования в отношении органов публичной власти и диспозитивного и рекомендательного в отношении субъектов частного сектора; закрепления баланса между обеспечением в процессе стратегического управления взаимодействия государства и местного самоуправления и сохранения конституционно установленной самостоятельности последнего; взаимного увязывания документов стратегического планирования с бюджетным и иным ресурсно-финансовым обеспечением.
Нормативные акты
"Методические рекомендации по организации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве в связи с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(утв. Минсельхозом России)Второй статьей, устанавливающей сферу действия настоящего Закона (статья 4 прежнего Закона), распространены его нормы практически на все хозяйствующие (экономические) субъекты, включая юридических лиц (коммерческие и некоммерческие организации), индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, бюджетные учреждения и государственные (муниципальные) органы, находящиеся на территории Российской Федерации филиалы и представительства иностранных и международных организаций. В то же время нормы этого Закона не применяются, если индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, и структурные подразделения иностранных организаций ведут учет объектов налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, а также при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом внутренней или иной специальной отчетности.
(утв. Минсельхозом России)Второй статьей, устанавливающей сферу действия настоящего Закона (статья 4 прежнего Закона), распространены его нормы практически на все хозяйствующие (экономические) субъекты, включая юридических лиц (коммерческие и некоммерческие организации), индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, бюджетные учреждения и государственные (муниципальные) органы, находящиеся на территории Российской Федерации филиалы и представительства иностранных и международных организаций. В то же время нормы этого Закона не применяются, если индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, и структурные подразделения иностранных организаций ведут учет объектов налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, а также при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом внутренней или иной специальной отчетности.
"Программа развития статистической деятельности Банка России в области макроэкономической статистики на 2021 - 2025 годы"
(утв. Банком России)- по счету распределения первичных доходов по секторам экономики;
(утв. Банком России)- по счету распределения первичных доходов по секторам экономики;
Статья: Некоторые проблемы стимулирования предпринимательской активности субъектов агробизнеса
(Глеба О.В., Чудакова К.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)<12> Законодательное обеспечение развития АПК / Под ред. В.И. Кашина. М.: Издание Государственной Думы РФ, 2019. С. 12; Елисеев В.С. Государственное регулирование сельского хозяйства России как экономико-правовая категория // Lex russica (Русский закон). 2016. N 6(115). С. 103 - 118; Елисеев В.С. Государственное регулирование аграрных отношений: правовое обеспечение и защита имущественного интереса субъектов сельского хозяйства: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук, М., 2011. С. 110.
(Глеба О.В., Чудакова К.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)<12> Законодательное обеспечение развития АПК / Под ред. В.И. Кашина. М.: Издание Государственной Думы РФ, 2019. С. 12; Елисеев В.С. Государственное регулирование сельского хозяйства России как экономико-правовая категория // Lex russica (Русский закон). 2016. N 6(115). С. 103 - 118; Елисеев В.С. Государственное регулирование аграрных отношений: правовое обеспечение и защита имущественного интереса субъектов сельского хозяйства: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук, М., 2011. С. 110.
Статья: Право и реальный сектор экономики России
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Хозяйство и право", 2024, N 9)Обосновано, что наиболее подходящими организационно-правовыми формами для субъекта, способного обеспечить решение указанного комплекса задач, выступают государственные корпорации и публично-правовые компании. Оптимальной правовой формой организации взаимодействия научных, медицинских, образовательных организаций и производителей, обладающих необходимыми компетенциями в сфере разработки, проведения испытаний и производства фармацевтических субстанций, а также лекарственных средств нового поколения, видится научно-технологический консорциум. В связи с этим целесообразно законодательно закрепить в Федеральном законе от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" понятие научно-технологического консорциума, а также дополнить Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике" положениями о возможности включения научных и образовательных организаций высшего образования в число субъектов промышленных кластеров.
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Хозяйство и право", 2024, N 9)Обосновано, что наиболее подходящими организационно-правовыми формами для субъекта, способного обеспечить решение указанного комплекса задач, выступают государственные корпорации и публично-правовые компании. Оптимальной правовой формой организации взаимодействия научных, медицинских, образовательных организаций и производителей, обладающих необходимыми компетенциями в сфере разработки, проведения испытаний и производства фармацевтических субстанций, а также лекарственных средств нового поколения, видится научно-технологический консорциум. В связи с этим целесообразно законодательно закрепить в Федеральном законе от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" понятие научно-технологического консорциума, а также дополнить Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике" положениями о возможности включения научных и образовательных организаций высшего образования в число субъектов промышленных кластеров.
Статья: Правовой аспект воздействия экологических проблем на формирование нефтегазовых доходов федерального бюджета
(Моторина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 8)Итоговый вариант указанных требований, принятый после обсуждений, опубликован на русском и английском языках и доведен до сведения компаний. Необходимо понимать, что нефтегазовый сектор является одним из наименее экочувствительных секторов. В ситуации, когда не только экономика России, но и весь мир сидит на "нефтяной игле", добиться каких-либо быстрых результатов представляется достаточно сложным.
(Моторина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 8)Итоговый вариант указанных требований, принятый после обсуждений, опубликован на русском и английском языках и доведен до сведения компаний. Необходимо понимать, что нефтегазовый сектор является одним из наименее экочувствительных секторов. В ситуации, когда не только экономика России, но и весь мир сидит на "нефтяной игле", добиться каких-либо быстрых результатов представляется достаточно сложным.
Статья: Правовая охрана земель: конституционные цели и проблемы реализации
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2021, N 3)Ранее нами предлагалось изменить ч. 4 ст. 79 ЗК РФ в части отмены права и установления обязанности субъектов Российской Федерации формировать состав особо ценных сельскохозяйственных угодий. Определение таких земель в силу закрепленного п. 6 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ принципа приоритета сохранения особо ценных земель должно стать обязательным для каждого субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения и территорий Арктической зоны Российской Федерации) <19>. Наличие таких земель призвано обеспечить сбалансированное социально-экономическое развитие регионов, что позволит избежать излишней урбанизации, создаст дополнительные условия для развития аграрного сектора экономики, призванного обеспечить важнейшую составляющую безопасности страны - продовольственную безопасность.
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2021, N 3)Ранее нами предлагалось изменить ч. 4 ст. 79 ЗК РФ в части отмены права и установления обязанности субъектов Российской Федерации формировать состав особо ценных сельскохозяйственных угодий. Определение таких земель в силу закрепленного п. 6 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ принципа приоритета сохранения особо ценных земель должно стать обязательным для каждого субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения и территорий Арктической зоны Российской Федерации) <19>. Наличие таких земель призвано обеспечить сбалансированное социально-экономическое развитие регионов, что позволит избежать излишней урбанизации, создаст дополнительные условия для развития аграрного сектора экономики, призванного обеспечить важнейшую составляющую безопасности страны - продовольственную безопасность.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Так, например, разделились мнения правоведов в отношении статуса арбитражного управляющего. Некоторые считают, что основной целью деятельности управляющего должна быть защита частных интересов. Несмотря на то что Конституционный Суд Российской Федерации однозначно относит арбитражного управляющего к субъектам публично-правового статуса, а Закон о банкротстве закрепляет наделение государством полномочиями арбитражного управляющего через призму арбитражного суда, на сегодняшний день юридическая доктрина признает именно смешанный характер статуса этого субъекта отношений несостоятельности. Указанная позиция основана в первую очередь на концепции триединого интереса, защищаемого арбитражным управляющим: интересов кредиторов и должника, которые носят частный характер, и публично-правовых интересов государства, заключающихся в обеспечении социальной стабильности, сохранении и росте количества рабочих мест, обеспечении стабильного экономического роста в производственном секторе экономики, а также иных форм интереса экономического оборота <192>.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Так, например, разделились мнения правоведов в отношении статуса арбитражного управляющего. Некоторые считают, что основной целью деятельности управляющего должна быть защита частных интересов. Несмотря на то что Конституционный Суд Российской Федерации однозначно относит арбитражного управляющего к субъектам публично-правового статуса, а Закон о банкротстве закрепляет наделение государством полномочиями арбитражного управляющего через призму арбитражного суда, на сегодняшний день юридическая доктрина признает именно смешанный характер статуса этого субъекта отношений несостоятельности. Указанная позиция основана в первую очередь на концепции триединого интереса, защищаемого арбитражным управляющим: интересов кредиторов и должника, которые носят частный характер, и публично-правовых интересов государства, заключающихся в обеспечении социальной стабильности, сохранении и росте количества рабочих мест, обеспечении стабильного экономического роста в производственном секторе экономики, а также иных форм интереса экономического оборота <192>.
Статья: "Публичные расходы" в финансовом праве: проблемы систематизации
(Воробьев Н.С.)
("Финансовое право", 2025, N 3)4) по нормативно закрепленной классификации операций сектора государственного управления - рассматриваются исключительно учетные операции в рамках сектора государственного управления экономики общества;
(Воробьев Н.С.)
("Финансовое право", 2025, N 3)4) по нормативно закрепленной классификации операций сектора государственного управления - рассматриваются исключительно учетные операции в рамках сектора государственного управления экономики общества;
Статья: Проблемы реализации конституционного права граждан на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность в период пандемии коронавируса (COVID-2019)
(Володина К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Однако, по мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Б.Ю. Титова, которое мы разделяем, принятые меры зачастую не смогут уберечь организации от банкротства, а людей от потери рабочих мест. Бизнес-омбудсмен считает, что государство должно сконцентрировать свое внимание на поддержке представителей реального сектора экономики, а не банков и крупных сырьевых предприятий, как в прошлые кризисы.
(Володина К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Однако, по мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Б.Ю. Титова, которое мы разделяем, принятые меры зачастую не смогут уберечь организации от банкротства, а людей от потери рабочих мест. Бизнес-омбудсмен считает, что государство должно сконцентрировать свое внимание на поддержке представителей реального сектора экономики, а не банков и крупных сырьевых предприятий, как в прошлые кризисы.
Статья: Анализ опыта европейских стран в части сотрудничества университетов и крупных компаний реального сектора экономики
(Чернышева Т.К., Шаюк Е.И.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 6)Одна из идей реализации Программы - формирование на территории Европейского союза динамичного и конкурентоспособного в глобальном масштабе научного сообщества. Обеспечение вклада достижений науки в конкурентоспособность экономики предполагает наличие инструментов, позволяющих обеспечить прикладное применение исследовательских идей на рынке (в том числе на предприятиях реального сектора экономики). Horizon Europe закрепляет три основных инструмента финансирования для преодоления разрыва между идеями и их рыночной реализацией, которые отражены на рис. 1.
(Чернышева Т.К., Шаюк Е.И.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 6)Одна из идей реализации Программы - формирование на территории Европейского союза динамичного и конкурентоспособного в глобальном масштабе научного сообщества. Обеспечение вклада достижений науки в конкурентоспособность экономики предполагает наличие инструментов, позволяющих обеспечить прикладное применение исследовательских идей на рынке (в том числе на предприятиях реального сектора экономики). Horizon Europe закрепляет три основных инструмента финансирования для преодоления разрыва между идеями и их рыночной реализацией, которые отражены на рис. 1.
Статья: Особенности заключения специальных инвестиционных контрактов
(Оболонкова Е.В.)
("Право и экономика", 2024, N 7)<5> Кирпичев А.Е. Предпринимательские обязательства субъектов публичного сектора экономики: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.03. М., 2018. С. 402.
(Оболонкова Е.В.)
("Право и экономика", 2024, N 7)<5> Кирпичев А.Е. Предпринимательские обязательства субъектов публичного сектора экономики: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.03. М., 2018. С. 402.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- положения, которые регулируют применение технологий в определенном секторе экономики (например, финансы, здравоохранение, управление человеческими ресурсами);
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- положения, которые регулируют применение технологий в определенном секторе экономики (например, финансы, здравоохранение, управление человеческими ресурсами);